Доклад "ТИнтнрактивные методики в преподавании информатики"
учебно-методический материал по информатике и икт

Ятлова Татьяна Александровна

В педагогике различают несколько моделей обучения:

пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов в современных учреждениях среднего образования.

Целью интерактивного обучения  является общее развитие учащихся,

  • предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении,
  •  в расширении возможностей самоопределения и самореализации в профессиональной сфере.

Главный принцип интерактивного обучения – принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.

Задачи, которые решает интерактивное общение:

  1. Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися.  
  2. Решает информативную задачу, так как обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которых невозможно реализовать совместную деятельность.  
  3. Решает воспитательную задачу, так как формирует отношение к людям
  4. Развиваются общие учебные умения и навыки (анализ, синтез)
  5. Релаксация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интерактивные технологии35 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №1 г. Майского»

кафедра точных наук

Доклад

по теме самообразования

«Интерактивные методики в школе»

Учитель информатики  Ятлова Т.А.

2015 – 2016 уч.г.

   В XXI веке требуется современный человек, который не только вооружен новыми знаниями, но и умеет их применять для решения возникающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

           Развитие личности требует раскрытия новых качеств и возможностей.

Современное образование предъявляет новые требования к формам и методам обучения. Одним из современных и востребованных методов является – интерактивное обучение.

           Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие) — обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. 

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов в современных учреждениях среднего образования.

Задачи работы:

Рассмотреть состояние интерактивных методов на современном этапе развития образования.

Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.

Выявить особенности современных интерактивных методов.

Объект исследования – интерактивные методы.

Предмет исследования – особенности применения интерактивных методов в современных СПО.

Методы исследования – анализ литературы по теме педагогики, психологии и вопросам инновационных методов образования.

           Целью интерактивного обучения  является общее развитие учащихся,

  • предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении,
  •  в расширении возможностей самоопределения и самореализации в профессиональной сфере.

Главный принцип интерактивного обучения – принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.

Задачи, которые решает интерактивное общение:

  1. Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися.  
  2. Решает информативную задачу, так как обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которых невозможно реализовать совместную деятельность.  
  3. Решает воспитательную задачу, так как формирует отношение к людям
  4. Развиваются общие учебные умения и навыки (анализ, синтез)
  5. Релаксация

           В условиях растущего потока информации и перегруженности Госстандарта  становится актуальным обучение детей умению учиться.

Добиться поставленных целей можно лишь через  педагогические (личностно-ориентированные) технологии, разноуровневый и дифференцированный подход, а также современные интерактивные методы обучения.

Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению планируемого результата.

При проведении уроков использую  педагогические технологии

  1. Коллективные способы обучения
  2. Игровые технологии
  3. Обучение в сотрудничестве
  4. Метод проектов
  5. Разноуровневое обучение
  6. Информационные технологии
  7. Модульная технология.
  8. Витагенная технология

Дифференцированный подход, лежащий  в основе всех технологий, становится средством личностно-ориентированного подхода.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Основные цели интерактивного обучения:

-   стимулирование учебно-познавательной мотивации;

  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание аналитического и критического мышления;
  • формирование коммуникативных навыков
  • саморазвитие учащихся.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя  комфортнее.

Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.

Данная методика обучения построена на диалоговом общении между учителем и учеником или между учениками в зависимости от характера используемого метода. Различные интерактивные методы обучения можно использовать в независимости от типа урока  и на разных этапах урока (организационный, информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный, итоговый). Применение интерактивных методов обучения также возможно независимо от уровня подготовленности учащихся.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  • Интерактивная экскурсия.
  • Использование кейс-технологий.
  • Проведение видеоконференций.
  • Круглый стол.
  • Мозговой штурм.
  • Дебаты.
  • Фокус-группа.
  • Деловые и ролевые игры.
  • Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).
  • Учебные групповые дискуссии.
  • Тренинги.

Личностно-ориентированный подход в сочетании с деятельностным, развивающим подходами к обучению – методологическая основа интерактивного обучения. Особенность интерактивного обучения - организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения между группами возникает полилог.  Все это придает личностно-ориентированную, развивающую и творческую  направленность содержанию и процессу обучения в целом.

Ведущими формами интерактивного обучения является такие как диалоговые формы деятельности:

  1. «Круглый стол» - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью группы).
  2. «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») – обычно четыре-шесть учеников с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всей группе. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.
  3. «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учеников – участники форума, вступают в обмен мнениями с «аудиторией»
  4. «Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрения на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (группы).
  5. «Судебное заседание» – обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

          Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивными по педагогической природе является деятельность с мультимедиа программами, использование ресурсов и возможностей Интернет, компьютера.  

Современные методы обучения отличаются большим разнообразием и выбором, каждый педагог имеет возможность выбора различных тенденций. Наиболее актуальными и востребованными интерактивными методами являются  Кейс – технологии:

Цель кейс-метода научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Дополнительные эффекты  кейс-метода -  обучаемые получают коммуникативные навыки

  • Развивают презентационные умения
  • Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  • Приобретают экспертные умения и навыки
  • Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
  • Надеемся, что изменяют мотивацию к обучению

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс,  относятся:

  • метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади)
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Достоинства интерактивного обучения:

  • Расширение ресурсной базы
  • Увеличивается степень мотивации
  • Максимальная индивидуализация обучения
  • Акцент на деятельность и практику
  • Широкие возможности для творчества
  • Прочность усвоения материала

Недостатки интерактивного обучения:

  • Строгий лимит обучающихся
  • Небольшой объем изучаемого материала
  • Первоначально сформулированная тема может быть рассмотрена поверхностно, если ученики недостаточно подготовлены
  • Требуется определенное количество времени

Существуют различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно.

«Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

 «Мозговой штурм» Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

 «Обучая – учусь» Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Карусель» Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Два, четыре – вместе» Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит общее обговаривание вопроса.

«Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия правильного решения.

 «Совместный проект» Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Интерактивных форм и методов обучения очень много («Мозаика», «Междусобойчик», «Аквариум», «Синтез идей», «Метод ПРЕСС», «Живая линия», «Кластер», «Большой круг» и т.д.), но все они побуждают к творческой познавательной деятельности учащихся, создают атмосферу повышенного интереса.

Так при изучении темы «Моделирование» можно использовать метод «Совместного проекта». Учащиеся делятся на три группы. Каждой группе предлагается составить описание «Планеты Земля»:

- первой группе с точки зрения математики (диаметр, толщина атмосферы и земной коры, длина экватора и меридиана и т.д.);

- второй группе с точки зрения русского языка (сочинение-описание);

- третьей группе с точки зрения изобразительного искусства (рисунок);

После обсуждения полученных результатов учитель знакомит с другими представлениями «Планеты Земля»: глобус, географическая карта.

Учащихся формируют понятие «модели», самостоятельно выделяют некоторые виды материальной модели и информационной.

При подготовке к урокам по теме «Устройство компьютера», следует подготовить задания творческого характера, например:

  1. Вам поручили подключить новый компьютер. Вы подключили все устройства. При включении компьютера изображения нет. Определите, что может быть причиной возникновения проблемы.
  2. Может ли быть компьютер без…(монитора, жесткого диска, дисковода оптических дисков, клавиатуры, мыши, процессора, оперативной памяти).
  3. Может ли иметь смысл наличие в компьютере двух экземпляров…(монитора, жесткого диска, дисковода оптических дисков, клавиатуры, мыши, процессора, оперативной памяти).
  4. Имея в наличии некоторые запчасти компьютера и схему материнской платы, попробуйте собрать все в единое целое (имеется процессор, материнская плата, оперативная память, шина, жесткий диск).

Используя такие несложные упражнения, учащиеся более точно начинают представлять назначение устройств компьютера.

При изучении темы «Информация. Информационные процессы» удобно применять метод «Синквейн или медленное погружение»».  Учащимся объявляется тема урока  «Информация. Информационные процессы» и предлагается:

  1. Назвать одно существительное (связанное с темой урока)
  2. Подобрать к нему два прилагательных.
  3. Назвать подходящие к слову три глагола.
  4. Составить с этими словами четыре предложения.

Ребята сначала работают индивидуально, затем совместно обсуждают полученные варианты. Таким образом, у учащихся формируется понятие информации, они сами делают вывод об информационных процессах и о типах информации.

Таким образом, в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

Основные принципиальные линии интерактивного урока:

- линия переживания опыта в диалоге;

- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.

Необходимо следить, чтобы школьники не нарушали норм поведения в процессе интерактивного обучения.

Были выделены следующие нормы поведения на уроке:

- каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял…? »); только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

На этапе рефлексии сложность заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому стоит заранее подготовить следующие подсказки:

  • «Хочу спросить…»
  • «Для меня сегодняшний урок…»
  • «Самое трудное для меня…»
  • «Как вы оцениваете свои действия и действия группы?»
  • Экспертно-наблюдательная комиссия и др. [1]

Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек).

В интерактивных методах обучения рефлексия один из важных этапов современного урока. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, как можно применить полученные знания в будущем.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих «Личностно-деятельностные технологии обучения. Учебно-методическое пособие». Омск, 2010 г.

  1. М. Асамбаева «Интерактивные методы обучения», Каракольский центр обучения взрослых. Каракол, 2012 г.

  1. Н.Суворова «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

  1. Л. Иванова «Интерактивные формы обучения»., М., 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по курсу «Методика преподавания информатики и ИКТ в школе»

В соответствии с общей структурой школьного образовательного процесса в настоящее время предмет «Информатика и ИКТ» представляется как многоуровневая система, которая рассматривает з...

Здоровьесберегающая методика в преподавании иностранных языков

Современный урок ИЯ характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Одной из основных проблем на уроках в школе является быстрая потеря или отсутствие внимания ...

Проектная методика в преподавании английского языка

Данная технология применяется в преподавании английского языка....

Проектная методика в преподавании английского языка

В данной статье рассматривается проектный метод в преподавании английского языка в рамках учебного курса В.П. Кузовлева и др. Здесь проектный метод - это многоэтапная работа, основанная на обучении тв...

Методы преподавания информатики в лицее с профильным изучением информатики.

Единый государственный экзамен дает выпускнику больше возможностей в выборе ВУЗов и факультетах. Как же сориентироваться ученику и выбрать специальность, в которой ты будешь успешен в дальнейшем? Если...

Связи методики преподавания информатики с другими предметами

Связи методики преподавания информатики с другими предметами...