Программа курса "Информационные технологии в управлении и экономике". 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Полукарикова Алла Сергеевна

Курс «Информационные технологии в управлении и экономике» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся IX класса. Он рассчитан на 17 ч занятий: 4 ч лекций, 3— ч экскурсий, 10 ч практических работ.

В курсе рассматриваются основные понятия управления, вопросы применения информационных технологий в управлении и экономике, даются сведения о про­фессиях специалистов, работающих в этой области.

Основная цель курса — знакомство учащихся с ролью информационных техно­логий в жизни общества; разнообразием форм и способов использования компьюте­ров и другой вычислительной техники; профессиями, связанными с информацион­ными технологиями, основными видами деятельности ИТ-специалистов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_it_v_ekonomike_9_klass.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ И ЭКОНОМИКЕ»

9 класс

Курс «Информационные технологии в управлении и экономике» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся IX класса. Он рассчитан на 17 ч занятий: 4 ч лекций, 3— ч экскурсий, 10 ч практических работ.

В курсе рассматриваются основные понятия управления, вопросы применения информационных технологий в управлении и экономике, даются сведения о профессиях специалистов, работающих в этой области.

Основная цель курса — знакомство учащихся с ролью информационных технологий в жизни общества; разнообразием форм и способов использования компьютеров и другой вычислительной техники; профессиями, связанными с информационными технологиями, основными видами деятельности ИТ-специалистов.

Задачи:

Для реализации данной цели необходимо создавать условия для формирования и развития у учащихся:

  • интереса к изучению различных ИТ и дисциплин, связанных с ИТ;
  • умений самостоятельно приобретать знания по ИТ и применять их;
  • практических умений в области ИТ (самостоятельно исследовать проблему, находить пути решения этой проблемы, на практике использовать ИТ).

Прогнозируемые результаты обучения по курсу: в процессе обучения школьники приобретут знания о профессиях сферы информационных технологий и особенностях деятельности специалистов этих профессий; о характере труда, необходимых профессиональных качествах специалистов сферы информационных технологий; умения применения компьютерных технологий в приложении к профессиональной деятельности, а также самоопределения и самостоятельного принятия решения.

Технология обучения

Основная образовательная идея данного курса реализуется путем применения игровой технологии. Учащиеся на протяжении всех занятий курса вовлечены в процесс создания собственного предприятия, где они должны проявить себя не только как руководитель, но и побывать в роли многих смежных специалистов сферы ИТ –деятельности.

Формы организации работы учащихся:

  • лекция (учащиеся получают теоретические знания, информацию о профессиях, связанных с ИТ, их особенностях);
  • практические работы (предполагается применение компьютерных технологий в приложении к профессиональной деятельности);
  • экскурсии в различные организации и предприятия;
  • написание рефератов, создание проектов.

Контроль и оценка результатов уровня освоения курса осуществляются в ходе самостоятельной деятельности учащихся на практических работах и работы над рефератом и проектом. Итоговая работа по окончании курса – проект, созданный в офисных программах, который представляет документы, визитку, базу данных предпринимателя или предприятия.

Содержание обучения

Для реализации игровой технологии содержание курса поделено на семь разделов:

  1. Основные понятия профессии и элементы информационных технологий (вводное занятие).

История возникновения и развития информационных технологий (ИТ). Общие понятия об информации, информационных технологиях и информационной среде. Виды информационных систем. ИТ как сфера коммерческой и профессиональной деятельности. Потребность современного общества в ИТ. Роль ИТ в обеспечении информационного обмена.

2. Специалисты сферы ИТ по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи. Основное аппаратное обеспечение современных информационных систем, информационных технологий, вычислительных сетей и средств связи. Производство и эксплуатация. Основные виды деятельности в этой области.

Экскурсия в вычислительный центр: наблюдение за действиями оператора вычислительной техники и их анализ, выполнение простейших операций оператора вычислительной техники.

Экскурсия на любое коммерческое предприятие связи.

 Экскурсия в сервис-центр по обслуживанию и ремонту вычислительной техники.

3. Специалисты сферы ИТ по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем.

Основные виды и структура программного обеспечения современных информационных систем. Профессии сферы ИТ, связанные с созданием и эксплуатацией программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем: инженер-программист системного ПО, инженер-программист прикладного ПО, техник-математик-программист.

4. Автоматизация управления механическими устройствами. Автоматизация управления технологическими процессами. Понятие управления. Управление механическими устройствами. Робототехника, станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Автоматизированные системы управления технологическими процессами. Гибкие производственные системы. Автоматизация планирования и управления хозяйством страны, конторского труда, научных исследований, образования, торговли и других видов услуг. Специалисты, работающие в этих областях.

Экскурсия на любое промышленное предприятие (по усмотрению образовательного учреждения): наблюдение и анализ действий работников какой-либо профессии, связанной с информационными технологиями по управлению устройствами или технологическими процессами.

5. Управление предприятием (менеджмент). Менеджмент. Менеджер и его функции. Профессии бухгалтера и экономиста. Примеры практического применения специализированных информационных систем: бухгалтерские программы, программы управления проектами.

Экскурсия на любую частную фирму (по усмотрению образовательного учреждения) с демонстрацией работы бухгалтерского пакета прикладных программ, например «1С:Зарплата и кадры 7.7», «1С:Бухгалтерия 7.7».

Практическая работа «Создание штатного расписания предприятия». Цель работы: дать представление учащимся о видах деятельности менеджера предприятия (MS Excel).

Практическая работа «Расчет заработной платы сотрудников предприятия». Цель работы: познакомить учащихся с видами деятельности бухгалтера предприятия (MS Excel).

Практическая работа «Расчет процента вклада каждого вкладчика банка от общей суммы всех вкладов в банке». Цель работы: дать представление учащимся о деятельности управляющего банком (MS Excel).

6. Профессии сферы ИТ, связанные со статистической обработкой информации.

Статистика как совокупность сведений о государстве. Получение и обработка статистической информации. Специалисты по статистической обработке информации, общие требования к специалистам по сбору и обработке статистической информации.

Практическая работа «Создание базы данных и поиск в ней». Цель работы: дать представление учащимся о способах статистической обработки информации (MS Access),

7. Специалисты сферы ИТ по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям. Аппаратный и программные средства коммуникаций, компоненты локальных и распределенных систем. Архитектура сетей и протоколы передачи данных. Глобальная информационная сеть Интернет. Использование информационных ресурсов Интернета для профессиональной финансовой и управленческой деятельности.

Экскурсия на фирму-провайдер Интернета: наблюдение и анализ действий работников данной сферы деятельности.

Основные способы получения образования специалистов сферы ИТ.

Расширение сферы использования вычислительной техники- основная тенденция информационного развития общества. Спрос на специалистов информационной сферы и прогнозы его развития. Уровни профессионального образования. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее образование.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата п/ф

Тема

Кол-во часов

Формы проведения

Общее   кол-во

В том числе

Основные  понятия  профессии  и  элементы информационных технологий

1

Лекция

Специалисты сферы ИТ по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислитель
ной техники и средств связи

2

1

1

Практическая работа

 Экскурсия

Специалисты сферы ИТ по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем

3

1

1

1

Лекция

Практическая работа
Экскурсия

Автоматизация управления механическими устройствами. Автоматизация управления технологическими процессами

2

2


Практическая работа

Управление предприятием (менеджмент)

5

1

4

Лекция

Практическая работа

Профессии сферы ИТ, связанные со статистической обработкой информации

1

1

Практическая работа

Специалисты сферы ИТ по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям

2

1

1

Экскурсия

Практическая работа

Основные способы получения образования  специалистов сферы ИТ

1

1

Лекция

Всего

17

4

10

3

Лекций

Практических работ

Экскурсий

Итоговая работа по окончании курса – проект, созданный в офисных программах, который представляет документы (устав, свидетельство), визитка, реклама предприятия,  база данных предпринимателя или предприятия.

Литература для учащихся

  1. Левин Дж. Р., Бороди К. Интернет для «чайников». М.; СПб.; Киев, 2002.
  2. Велихов А. В. Основы информатики и компьютерной техники. М.: Солок-Пресс, 2003.
  3. Мир профессий. Человек — знаковая сила. М.; Молодая гвардия, 1988.
  4. СД-диск «Самоучитель по офисным технологиям»

Литература для учителя

  1. Электронная книга «ИТ в экономике и управлении» Автор: Ивасенко А.Г., Гридасов А.Ю., Павленко В.А. http://nenaidesh.ru/lib/Book-8-11.html
  2. Уорд М. 50 методик менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Мир профессий. Человек — знаковая сила. М.; Молодая гвардия, 1988.

Дополнительная литература

  1. Левин Дж. Р., Бороди К. Интернет для «чайников». М.; СПб.; Киев, 2002.
  2. Велихов А. В. Основы информатики и компьютерной техники. М.: Солок-Пресс, 2003.
  3. Каныгин Д., Зотов Б. Что такое информатика. М.: Детская литература, 1989.
  4. Уорд М. 50 методик менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2003.
  5. Мир профессий. Человек — знаковая сила. М.; Молодая гвардия, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (технический труд) 5-8 класс

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для основного общего об...

Рабочая программа по технологии для девочек 5-9 классов.

Рабочая программа основного общего образования по технологии по программе В.Д. Симоненко (вариант для девочек)....

Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)

Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно   в  процессе  освоении  технологических навыков  учащиеся  получают воз...

Рецензия на программу по технологии для 5-8 неделимых классов

Здесь представлена рецензия на программу по предмету "Технология" для 5-8 неделимых классов....

Рабочая программа по технологии для неделимых 5-8 классов по учебникам под ред. Симоненко

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства ...

Дополнительная общеразвивающая программа по технологии для учащихся 5-8 классов «Hand-made (ручная работа)». Автор: учитель технологии МБОУ г. Иркутска СОШ №17 Угринович Т.Л.

Цель программы: обеспечение условий для творческой активности, личностного и профессионального самоопределения учащихся через освоение основ декоративного искусства, развитие способностей к созидатель...