Возможности использования ИКТ при проведении уроков информатики среди учащихся с ТНР.
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Егорова Ольга Евгеньевна

Статья ракрывает возможности применения ИКТ на уроках информатики

для учащихся с ТНР в соответствии с особенностями здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования ИКТ при проведении уроков информатики среди учащихся с ТНР.

На сегодняшний день большое внимание отводится учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, в 2014 году, был принят Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(ФГОС НОО ОВЗ).Данный стандарт содержит в себе ряд положений, ориентированных на образование учащихся с определенным типом ограничений здоровья,  а также методические рекомендации по использованию стандарта в конкретном учебном заведении с учащимися с ОВЗ. Одним из типов ОВЗ является тяжелые расстройства речи (нарушения речи). Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) имеют разнообразные нарушения в познавательной и эмоционально-волевой  сферах личности.  

Помимо этого необходимо отметить тенденцию информатизации российского образования и возможности, предоставляемые ИКТ и Интернет-технологиями. Остановимся подробнее на некоторых из нарушений в сферах личности учащихся с ТНР и возможности их коррекции средствами ИКТ и Интернет-технологий на уроках информатики.

  1. Нарушение слухового восприятия. Так, некоторые учащиеся  не могут понять значений отдельных слов в высказывании, воспринять слова инструкции. Что, в свою очередь, не дает возможности осознать общий смысл фразы. Таким образом, при проведении занятий необходимо наибольшее зрительное восприятие. Уроки информатики с использованием ИКТ позволяют обеспечить наибольшее включение визуальной информации в учебный процесс. Так, объяснение материала может осуществляться средствами мультимедиа-презентаций, где будет располагаться необходимая для записи информация или средствами ПК, за которым работает учащийся. Работа с ПК каждым учащимся также помогает решить проблему индивидуализации и дифференциации обучения.
  2. Нарушение пространственных восприятий. Данное нарушение заключается в том, что учащиеся не могут правильно определить “право”, ”лево”, им не всегда удается собрать из нескольких частей, - целое. Использование ИКТ помогает решать данную проблему. Для этого следует использовать специальные программы, ориентированные на составление единого объекта из представленных частей, в случае ошибки компьютер не позволит установить “часть на верное положение”. В рамках курса информатики учащимся может быть предложено собрать компьютер из представленных деталей, вставить слово на место пропуска.
  3. Нарушение памяти. У большинства учащихся с ТНР наблюдается нарушение слуховой памяти, зрительная память учащихся развита лучше.  Исследования определили, что уровень слуховой памяти тем ниже, чем ниже хуже речевое развитие. Запоминание словесного материала проблематично. В целях минимизации словесного изложения материала следует использовать наибольшее количество визуального представления информации. Если происходит общеклассная работа – это презентации, если индивидуальная работа- это интерактивные учебники, компьютерные обучающие программы, информация из Интернет-сети.
  4. Внимание. Учащиеся с ТНР характеризуются неустойчивостью, трудностью переключения и низким уровнем внимания. Такие дети не умеют удерживать его продолжительное время, быстро утомляются. Поэтому школьники не могут следовать предлагаемой инструкции, выполняют задания ошибочно, не замечают производимых ошибок. Для решения этой проблемы следует проводить контроль знаний учащихся на ПК. Появляется возможность индивидуализации заданий согласно возможностям учащегося. Также ПК обладает функцией обратной связи. Выполнив необходимые задания, учащийся, тут же, получает информацию о верности решения, об ошибках. Это позволяет в наибольшей мере сосредоточить внимание учащегося на его пробелах в знаниях, установить акцент на тех местах, где требуется дополнительная работа.
  5. Специфические особенности мышления. Данные отклонения индивидуальны, разнообразны и характеризуются степенью нарушения речи у учащегося. Большинству детей присущ низкий уровень познавательной активности, недостаточная сосредоточенность, невозможность установления сходства/различия между предметами, трудности при классификации предметов и явлений, при обобщении. ИКТ позволяет решить ряд заявленных выше проблем. Во-первых, использование компьютера позволяет индивидуализировать обучение. Во-вторых, включение в занятие мультимедийных презентаций позволяет сосредоточить внимание учащихся на определенном объекте изучения, а также представить его в интересном формате, что будет способствовать развитию познавательной активности. Наиболее эффективное представление предметов и понятий будет способствовать развитию умения обобщения и классификации необходимых материалов.
  6. Воображение. Как показывают исследования специалистов, воображение непосредственно связано с речью человека. Поэтому для учащихся с речевыми нарушениями характерны пассивность и быстрое прекращение процессов воображения. Дети не всегда могут создать яркие, логические и осмысленные образы. В рамках решения этой проблемы целесообразно использовать ИКТ и Интернет-технологии. Во-первых, можно использовать мультимедиа-презентации, которые позволяют дополнить информационную составляющую любого урока необходимыми изображениями и видео-фрагментами. Интернет-технологии способствуют подбору наиболее современных материалов (схем, таблиц, фото- и видеоизображений). Во-вторых, можно предложить учащимся специальные сайты и порталы, которые оснащены не только всей необходимой информацией по выбранной теме, но и всевозможными аудио-, фото- и видео- материалами. В-третьих, ИКТ и Интернет-технологии способствуют наиболее эффективной реализации творческих и проектных заданий учащихся. Благодаря множественным материалам, учащиеся могут выбрать наиболее интересную информацию, а также появляется возможность проявить себя творчески. Все представленные выше способы помогают развивать воображение учащихся.

Учащиеся с речевыми нарушениями обладают рядом особенностей, которые усложняют процесс обучения в школе. Нарушения слуха, памяти, пространственного восприятия, а также сложности в удержании внимания, воображения и специфика мыслительных процессов не способствуют качественному усвоению материала программы. Упрощенная и более длительная образовательная программа не в состоянии решить обозначенные ранее проблемы. На сегодняшний день, большую помощь в обучении детей с ТНР оказывают ИКТ и Интернет-технологии. Их использование может решить проблемы индивидуализации и дифференциации обучения, проблемы познавательного интереса, наглядности, обновления и отбора содержимого материала, вопросы исследовательской и творческой деятельности учащихся. Грамотное использование ИКТ всем коллективом образовательного учреждения способствует всестороннему развитию учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКЕ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОМУ МЕЖЭТНИЧЕСКОМУ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ КАК ЭЛЕМЕНТА В ТОЛЕРАНТНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.

Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования межэтнической толерантности. Только диалог культур, их взаимо...

Использование Интернет-ресурсов на различных этапах организации и проведения уроков информатики

Актуальность рассматривается на современном этапе информатизации общества, где в глобальной сети Интернет находится большое количество различных ресурсов, многие из которых можно и необходимо использо...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...

Применение компьютерных технологий в проведении уроков информатики и в работе творческих групп учащихся.

Как показывает педагогический опыт, одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям старшеклассников является проектный метод. Формы проектной деятельности школьников при изучении инф...

Особенности проведения урока информатики с использованием здоровьесберегающих технологий

Методика организации урока с точки зрения здоровьясбережения...

Методика проведения уроков информатики с использованием средств мультимедиа

Актуальность темы данной работы обусловлена ​​следующим. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Сейчас это уже не схемы, таблицы...