Открытый урок "Что такое алгоритм (программирование)?"
план-конспект урока по информатике и икт по теме

Пыхтунова Ольга Васильевна

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок.

Вместе с тысячими школьников из сел и городов нашей страны мы принимаем участие в акции "Час кода",

которая погружает нас в удивительный мир программирования. некоторые из вас, наверняка, подумают, что их это не касается.

Но, возможно, участие в акции вам поможет сделать выбор будующей профессии - профессии программиста - одной из самых нужных, творческих, перспективных и хорошо оплачиваемых профессий  в XXI веке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Провела: Пыхтунова О.В.

Сл. 1.Тема урока: Что такое алгоритм (программирование)?

Сл. 2. Цель урока:

 сформировать у обучающихся первичные представления

 о базовых алгоритмических структурах и подвести к пониманию того,

что составление алгоритма - это основной этап решения задачи,

без которого не может быть написана ни одна программа.

Сл.3.  Задачи:

  •  создание условий для пропедевтики базовых алгоритмических структур: последовательность, ветвление и цикл;
  •  развитие мотивации к решению алгоритмических задач;
  •  развитие мотивации к получению навыков программирования с целью самореализации в различных сферах деятельности человека;
  •  формирование метапредметных результатов, связанных с навыками планирования деятельности (регулятивные УУД), построения и анализа алгоритмов (познавательных УУД) и работы в команде (коммуникативные УУД).
  •  создание ситуации успеха (положительного опыта) изучения программирования для каждого обучающегося

Сл. 4   Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок.

             Вместе с тысячами  школьников из разных городов и сёл нашей страны мы примем участие в акции “Час кода”, которая погружает нас в удивительный мир программирования. Некоторые из вас, наверняка, подумают, что их это не касается. Но, возможно, участие в акции вам поможет сделать выбор будущей профессии - профессии программиста - одной из самых нужных, творческих, перспективных и хорошо оплачиваемых профессий в XXI веке.

Сл. 5  Давайте начнем наш волшебный урок!

             А почему он волшебный?

Потому что познакомиться с основными понятиями программирования нам помогут герои любимых сказок, а во второй части урока мы совершим путешествие в волшебный мир, где мы сами станем программистами - помощниками искателя сокровищ! Но чтобы справиться с этой задачей, нам нужно сначала научиться писать (придумывать) алгоритмы...

Сл 6.    Что такое «Алгоритм»?

             Алгоритм - это последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения задачи. Инструкции, которым нужно следовать.

   ● Какое отношение алгоритмы имеют к программированию?

Сл. 7      Немного о происхождении: 

              Термин «алгоритм» произошёл от имени великого математика Мухаммеда аль-Хорезми  по-латыни algorithmus). Он ещё

   в IX веке разработал правила выполнения четырёх действий арифметики.

Сл. 8     А какие бывают алгоритмы?

               Вот на этот вопрос и помогут нам ответить герои сказок!

 Сл. 9    Алгоритмы бывают линейные.

              Так называются алгоритмы, в которых действия выполняются последовательно, будто вы шагаете по ступенькам: раз, два, три…

Сл. 10    Рассмотрим пример: Линейный алгоритм «Соберись в школу»

Начало

1. Встань

2. Умойся

3. Сделай зарядку

4. Оденься

5. Позавтракай

6. Возьми портфель (собранный с вечера)

Конец

Слайд 11.

                    Такой линейный алгоритм мы можем построить, читая знакомую с самого детства сказку “Курочка Ряба”.

Предлагаю вам прочитать ее по шагам

     Молодцы! Я еще раз напомню, что такой алгоритм называется линейным.

Слайд 12.

           Но часто в сказках действие героев зависит от разных условий. Например:

Налево пойдешь - коня потеряешь,

Направо пойдешь - жизнь потеряешь,

Прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь...

Такие алгоритмы включают ветвление. Действия выбираются в зависимости от условий.

Слайд 13

Разветвленный    алгоритм    -   это   алгоритм, включающий выбор тех

или иных действий в   зависимости от какого-либо условия.     В     словесном      описании      разветвленного алгоритма   используются   слова   "если",   "то", "иначе".  

Слайд 14-15.

А сейчас давайте вспомним сказки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

● Кто узнал первого героя? Да, конечно, это кот ученый!

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

● Какое условие здесь проверяется? Посмотрите на схему, она вам поможет!

Слайд 16 -17  А теперь еще один герой А.С. Пушкина из “Сказки о золотом петушке”:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется».

● А какое условие здесь проверяется?

Коль кругом всё будет мирно”...

● Что делает петушок в этом случае?

                                           Так сидеть он будет смирно;

● А если враг появится?

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется».

Слайд 18.

А сейчас мы с вами познакомимся с циклическими алгоритмами. Слово “цикл” означает, что действие повторяется несколько раз!

И сказочного героя, который поможет нам познакомиться с циклическим алгоритмом вы, конечно, узнали.

Да, это Колобок!

Слайд 19-20.  НАЧАЛО

1.Испекла бабка колобок

и поставила на окошко остужаться

2.Убежал колобок от деда и бабки

3.Катится колобок по дорожке

4.Встречает колобок зверя

Зверь - лиса? НЕТ

Колобок поет песенку

 

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел...

Тоже самое будет, если Колобок встречает медведя и волка.

Зверь - лиса? ДА

 

Колобок поет песенку 2 раза

Лиса съедает колобка

КОНЕЦ

 

Слайд 21. А кто помнит  «Сказку о рыбаке и рыбке»?

Какое действие выполнял старик? Ловил рыбку.

● Когда завершился цикл?  Когда поймал золотую рыбку

Слайд 22- 23

А вот еще одна замечательная сказка французского сказочника Шарля Перро - это “Золушка”.

● Какое действие повторял принц? Вы уже догадались?

Конечно, примерял туфельку.

● Когда завершился цикл?

Когда нашел девушку, которой туфелька подошла. И это была Золушка!

Слайд 24.

Итак, мы теперь знаем, какие бывают алгоритмы.

Эти картинки помогут вам вспомнить….

Ожидаемые ответы:

● В сказке “Курочка Ряба” действия выполнялись последовательно: алгоритм линейный.

● Кот выполнял разные действия в зависимости от направления движения: алгоритм ветвящийся.

● Принц повторял одно и тоже действие пока не нашел Золушку: алгоритм циклический.

        глядя на схему на слайде.

Учитель выслушивает ответы детей, комментируя их.

Слайд 25.   Решение алгоритмических задач          

А теперь мы попробуем свои силы в составлении алгоритмов. Мы будем решать задачи, у которых нет привычного ответа. ОТВЕТОМ БУДЕТ  АЛГОРИТМ.

Слайд 26.

Для решения задач мы разделимся на группы по 4 человека.

Итак, тоже “сказочная” задача…

Возвращался старик с базара домой, вел с собою волка и козу и тащил на плечах вилок капусты.

 Повстречалась на пути речка.

Глубока речка, а моста нет.

 Вдруг видит старик: стоит у берега лодка. Обрадовался!

Только уж очень мала лодка: старик может в нее сесть один и взять с собой только одного из "пассажиров" - либо волка, либо козу, либо капусту.

Втроем в лодке не поместиться.

Переехать на другой берег было бы нетрудно, да вот беда: уж очень недружны "пассажиры".

Нельзя старику оставлять волка и козу вместе: волк съест козу.

Козу с капустой тоже нельзя  оставлять наедине: коза съест капусту.

Это только со стариком они все такие "смирные".

Сел старик на берегу, задумался: "Трудна задача...".

Поможем ему решить?

Каждая группа выбирает, кто будет Перевозчиком, а кто сыграет роль волка, козы и капусты. Алгоритм надо будет записать на карточке, используя предложенные команды, и сдать ее учителю.

Слайд 27-28.

Задача о переливаниях…

И опять старик попал в затруднительное положение.

У старика есть ведро (В), бидон (Б) и кувшин (К), которые вмещают соответственно 8, 5 и 3 литра воды. Ведро доверху наполнено водой. Пользуясь только этими тремя сосудами, старику надо разделить воду на две равные части, чтобы напоить лошадь и корову.

● Как вы думаете, в каких сосудах должна оказаться жидкость? И почему?

Ожидаемый ответ: так как половина ведра - это 4 л, то вода должна остаться в ведре и бидоне.

Если ребята затрудняются в решении задачи, то учитель может проанализировать решение, представив его на слайде (Слайд 29).

 

Команда

Ведро

Бидон

Кувшин

 

Начало

8

0

0

1

В-К

5

 

3

2

К-Б

5

3

0

3

В-К

2

3

3

4

К-Б

2

5

1

5

Б-В

7

0

1

6

К-Б

7

1

0

7

Б-К

4

1

3

8

К-Б

4

4

 

Слайд 30. АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ.

Мы постоянно сталкиваемся с понятиями алгоритмов в различных сферах деятельности человека

  • В кулинарных книгах собраны

    рецепты приготовления разных блюд.

  • Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.

Слайд 31. Пришить пуговицу

Слайд 32. Алгоритм  « Мармелад  из чёрной смородины»

НАЧАЛО

Ягоды чёрной смородины  

размять.

Разварить  в кастрюле.

Горячую  массу протереть

через сито.

Уварить  до готовности.

КОНЕЦ

Слайд 33.

Учитель:

С помощью сказочных героев мы узнали много интересного.

И даже сами попробовали составить алгоритмы!

А теперь эти знания нам очень пригодятся, чтобы немного поиграть,

решить несколько логических головоломок и помочь искателю сокровищ расколдовать драгоценные кристаллы.

 Кстати, эту игру, волшебный мир, его правила и язык заклинаний (программирования) для нас написали профессиональные программисты!

Чтобы начать:

1. Заполните анкету на экране

2. Выберите волшебный мир/игру для своего класса


 

Команда

Ведро

Бидон

Кувшин

 

Начало

8

0

0

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Команда

Ведро

Бидон

Кувшин

 

Начало

8

0

0

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе "Что такое алгоритм"

План - конспект открытого урока информатики в 4 классе  "Что такое алгоритм". Урок был показан на семинаре учителей начальных классов "Применение технологии проблемного обучения"...

Презентация к Уроку "Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас"

Презентация к уроку информатики и ИКТ  "Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас", 6 класс (ФГОС)...

Презентация "Что такое Алгоритм?"

Презентация к внеклассному мероприятию "Знакомимся с компьютером"...

Что такое алгоритм. Типы алгоритмов.

Методика предназначена для введения понятия алгоритма и его типов у учеников 5, 6 классов.  Используя русские народные сказки, можно заинтересовать не только детей но школьников постарше.Методика...

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Открытый урок «Понятие алгоритма. Свойства алгоритма»

Открытый урок «Понятие алгоритма. Свойства алгоритма»...

Презентация "Что такое среда программирования - Введение в программирование"

Описание среды программирования Паскаль, общее описание работы среды программирования, описание этапов разработки программ на языке Паскаль....