Самоанализ урока на соответствие требованиям ФГОС
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Смирнова Елена Александровна

 ФИО учителя  Смирнова Е А  Класс 9  Предмет  информатика

Тема урока  Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_smirnovoy_e_a.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  на соответствие требованиям ФГОС

ФИО учителя  Смирнова Е А  Класс 9  Предмет  информатика

Тема урока  Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Раздел 1. Целеполагание

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев

1

0

Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний)

2

1

0

Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей)

2

1

0

Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке)

3

2

0

Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания)

3

2

0

Всего по разделу

6

Максимум по разделу

7

Раздел 2. Информационное обеспечение

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Основной источник информации – рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели

0

1

Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь)

1

0

Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет)

2

1

0

Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников

2

1

0

Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент

2

1

0

Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио)

2

1

0

Целесообразность использования ИКТ

2

1

0

Всего по разделу

8

Максимум по разделу

10

Раздел 3. Организация деятельности учеников

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность

2

1

0

Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности

2

1

0

Есть технологическая карта урока

2

1

0

4

Всего по разделу

6

Раздел 4. Педагогические технологии

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий)

0

1

На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах ______________________________________

 (подчеркнуть нужное или дописать)

2

1

0

Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (какие________________________ ___________________________________________________

                                                                                                    )

2

1

0

На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников

2

1

0

5

Всего по разделу

7

Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки

0

1

Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла

2

1

0

Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им

3

2

0

Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям

3

2

0

Учитель создает возможности для самооценки  по установленным критериям

3

2

0

Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

3

2

0

Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение  результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)

3

2

0

Всего по разделу

14

Максимум по разделу

17

ИТОГО:

37

Смирнова _                                Смирнова Елена Александровна МОБУ Новобурейская СОШ № 3

Подпись посещающего урок                                                расшифровка подписи,  ОУ

Уважаемые коллеги!

Пожалуйста, напишите отзыв о посещённом уроке.

Цель урока понятна ученику,  это является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной, измеримость целей обеспечивает возможность оценки результата с позиций достижения целей, участие учеников в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации, цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности. Активизируется познавательная деятельность ученика, создаются проблемные ситуации, стимулируется развитие метапредметных умений, связанных с мини-исследовательской деятельностью,   формулировкой гипотезы, ее проверкой, обобщением и анализом результатов. Прослеживается организация качественной рефлексии учеников, создает возможности для самооценки  по установленным критериям.

Рекомендации по использованию оценочного листа

Оценочный лист не предназначен для полного комплексного анализа урока и оценивает его только с точки зрения соответствия требованиям ФГОС по определенным параметрам: целеполагание, информационное обеспечение, организационные особенности, педагогические технологии, оценка деятельности и рефлексия.

Критерии выбраны в связи с тем, что именно они являются важными при оценке уровня соответствия урока требованиям ФГОС.

По каждому из пяти разделов определены критерии и обозначен количественный уровень оценки – в зависимости от представленности критерия в деятельности учителя и учеников. Большинство критериев при оценивании имеют равный вес: если критерий представлен полностью – 2 балла, частично – 1 балл, не представлен – 0 баллов. При этом несколько критериев имеют особую значимость при определении соответствия урока требованиям ФГОС (см. разделы 1, 2, 5), их наличие оценивается 3 баллами, частичное присутствие – 2. Есть также критерии «обратного» характера: их наличие оценивается 0 баллов, частичное присутствие – 1 баллом, отсутствие – 2 (см. разделы 3, 4, 5).

Раздел 1. Целеполагание

Значимость критерия сопряжена с ролью целеполагания в процессе создания мотивации к обучению.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Учитель объявляет цель урока

Целеполагание осуществляется формально и не является для ученика мотивирующим фактором

Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика

Если цель урока понятна ученику,  это является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной

Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников

Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности

Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками

Участие учеников в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации

Цели урока диагностичны, измеряемы

Измеримость целей обеспечивает возможность оценки результата с позиций достижения целей, Это важно  для ученика, поскольку способствует формированию навыков самоконтроля, самооценки


Раздел 2. Информационное обеспечение

Значимость критерия обусловлена особенностями познавательной деятельности. Стандарты второго поколения ориентированы на переход от  репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не только за счет использования определенных педагогических технологий, но и за счет использования различных информационных источников и создания полноценной информационно-образовательной среды обучения.

Критерии оценки

Характеристики критериев

На уроке используются традиционные информа-ционные материалы (учебник, рабочая тетрадь)

Наличие одного источника информации уменьшает возможности для создания учебных ситуаций, в которых ученику приходится осуществлять самостоятельную познавательную деятельность

На уроке используются справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники)

Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных со сравнением, сопоставлением, оценкой

На уроке используются электронные учебные ма-териалы и ресурсы Интернет

Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с самостоятельным поиском информации

Источником информации становятся личные на-блюдения учеников, опыт, эксперимент

Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с исследовательской деятельностью, организацией эксперимента, формулировкой гипотезы, ее проверкой, обобщением и анализом результатов

На уроке используются материалы разных форматов (текст, графика, видео, аудио)

Наличие различных информационных источников не только позволяет стимулировать познавательную деятельность и развитие метапредметных компетентностей, но и дает возможность ученику выбирать типы информации, соответствующие его индивидуальным особенностям

На уроке создаются ситуации, в которых ученики сопоставляют данные, делают обобщение, дают оценку

Ориентация на решение метапредметных задач обучения

Целесообразность использования ИКТ

Использование ИКТ может быть как формальным, иллюстративным (презентация как сопровождение лекции учителя), так и способствовать организации активной познавательной деятельности

Раздел 3. Организация деятельности учеников

        Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Учитель дает подробные инструкции по выполне-нию заданий или алгоритмы деятельности, ученики не имеют возможности действовать иначе

Жесткая регламентация деятельности учеников на уроке снижает возможности для развития познавательной самостоятельности

Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их результативность

Выбор и анализ результативности способов решения познавательных задач способствует формированию различных стратегий познавательной деятельности, а  не только действий по образцу

Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора по уровню сложности или способам деятельности

Вариативность заданий позволяет ориентироваться на личностные результаты обучения, оценивать динамику ученика, его продвижение (обогащение способов деятельности, повышение уровня сложности)

Есть технологическая карта урока

В отличие от жестких алгоритмов выполнения конкретных заданий, технологическая карта отражает этапы урока и позволяет ученику двигаться в собственном темпе, фиксируя результаты своего продвижения. Технологическая карта позволяет более четко и результативно организовать самостоятельную работу учеников


Раздел 4. Педагогические технологии

Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС, связанными с использованием технологий активного обучения.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Урок в основном строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий)

Такое технологическое решение урока не соответствует требованиям ФГОС, даже если на уроке много времени отводится для самостоятельной работы учеников, но эта работа носит репродуктивный характер (выполнение однотипных заданий без самоконтроля, самопроверки и иных форм активной познавательной деятельности)

На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах (подчеркнуть нужное или дописать)

Эти технологии активного обучения способствуют формированию тех образовательных результатов, которые предусмотрены ФГОС. Важно при оценке учитывать адекватность используемых технологий возрастным особенностям детей, учебному содержанию, этапу изучения материала

Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (какие)

Конечный результат обучения в соответствии с ФГОС – не сами знания, а способы их получения и применения, что обеспечивается формированием метапредметных умений и компетенций – когнитивных, коммуникативных, исследовательских и пр.

На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников

Урок не является единственной формой образовательной деятельности, он – одна из форм – наряду с внеурочной работой, проектной, исследовательской и творческой деятельностью детей. Хорошо, если урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия

Значимость критерия обусловлена тем, что ФГОС ставят задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов. Кроме того, важно постепенно отходить от оценивания «от ошибки» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность через понимание причин успехов и затруднений. Есть также проблемы, связанные с оценкой и фиксацией  не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки

При таком подходе невозможно реализовать требования ФГОС в области оценки результатов обучения

Учитель использует стан-дартную 5-балльную шкалу оценки и формулирует критерии выставления балла

Этот подход не обеспечивает полноценное выполнение требований ФГОС, но делает более осмысленным сам процесс оценивания, когда ученик понимает, за что выставляется тот или иной балл

Учитель использует фор-мирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им

Понятность, прозрачность критериев оценки и подход к оценке не от подсчета количества ошибок, а от реализованных разнообразных возможностей работает на достижение требований ФГОС в области подходов к оцениванию учебных резуль            татов, позволяя оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты

Учитель организует вза-имооценку учеников по установленным критериям

Этот подход позволяет решать коммуникативные задачи обучения, делает оценку более прозрачной и способствует объективному восприятию

Учитель создает возможности для самооценки  по установленным критериям

Решение важнейших задач, связанных с формированием осознанного отношения к собственной познавательной деятельности и формированию ответственности за ее результаты

Учитель организует эмо-циональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

Эмоциональная рефлексия важна, т.к. позволяет оценивать комфортность образовательного процесса для ученика и оценивать его личностные результаты (уровень уверенности в себе, самооценки и пр.)

Учитель организует каче-ственную рефлексию учеников (достижение  результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)

Качественная рефлексия позволяет сделать более осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор познавательной стратегии, самооценка результатов – как предметных, так и метапредметных)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока, соответствующего требованиям ФГОС

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Роль картин природы  в рассказе И.С.Тургенева  «Бежин луг» (литература, 6 класс) ...

Презентация "Урок, соответствующий требованиям ФГОС"

В презентации отражены основные компоненты современного урока,структуры основных типов уроков,алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС нового поколения....

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Презентация к выступлению на педагогическом семинаре по теме "Конструирование урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования"...

ПРОЕКТ УРОКА (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

Тема проекта: Урок на тему «Афинская демократия при Перикле» Автор учебника, по которому ведется обучение: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. 5 класс – М.: Просвещение, 2015. Классификация уро...

Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения

статья по теме Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?...

Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов осво...

"Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС"

Представлен текст выступления на методическом семинаре. Отражены основные характеристики современного урока, представлена типология уроков в зависимости от дидактических целей, подробно описаны этапы ...