"Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления".
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Нарбекова Римма Анвяровна

Цели урока:

1.Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научиться переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно.
2.Развить логическое мышление.
3.Воспитать уверенность в своих силах.

Задачи урока:

1.Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
2.Изучение нового материала;
3.Развитие логического мышления;
4.Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;
5.Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

Предмет

Информатика

Класс

6 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Нарбекова Римма Анвяровна

Образовательное учреждение

МОУ СОШ №41 г. Саранск

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Россия

Республика/край

Республика Мордовия

Город/поселение

г. Саранск

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок получения новых знаний

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Познакомить с правилами перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления. Научить переводить двоичные числа в десятичную систему разными способами.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

- сформировать  умения переводить двоичные числа в десятичную систему разными способами;

- способствовать повышению вычислительной способности учащихся и развитию устной речи;

- развивать алгоритмическую культуру учащихся;

- помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость учебного материала.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

В процессе урока использовались:

- технология сотрудничества,

- методы деятельностный. словесный, наглядный,  практический, репродуктивный, поисковый, метод самостоятельной и парной работы.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

Урок (45 минут)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Ученики получают и систематизируют знания по теме: «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор»

Необходимое оборудование и материалы

Авторская презентация, карточки, мультимедийный проектор

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник

Л.П. Босова Информатика и ИКТ 6 класс

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

I Орг. момент (2 мин).

II. Актуализация знаний (3 мин). 

Приложение1

(Слайд 1) Здравствуйте. На прошлом уроке мы знакомились с  системами счислений, отметили, что числа могут быть по-разному записаны, записывали числа, представленные в разных системах счисления. Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрал  следующее высказывание Аристотеля «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело» и мы сегодня на уроке попробуем доказать справедливость этих слов. 

А для начала послушайте стихотворение А. Старикова

(Слайд 3)  СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ

Ей было 1100 лет,

Она в 101 класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила —

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля 10ком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато 100ногий.

Она ловила каждый звук 

Своими 10 ушами, 

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 темно-синих глаз 

Рассматривали мир привычно, 

Но станет все совсем обычным, 

Когда поймете наш рассказ.

Как это возможно? И почему 2*2=100? Ответить на эти вопросы вы сможете в конце нашего урока.

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). 

III. Проверка домашнего задания (7мин.)

(Слайд 4)

         Но прежде чем приступить к изучению чего-то нового, давайте вспомним то, с чем познакомились на прошлом уроке. Я хочу предложить вам диктант по основным понятиям темы. На экране презентации поочередно будут появляться высказывания, а вам надо будет заполнить табличку, лежащую у вас на столе.  Если высказывание истинно, то в соответствующую ячейку надо   написать  «1», и написать «0», если высказывание ложно (приложение 2).

1

2

3

4

5

(Слайд 5) А сейчас поменяйтесь работами и проверьте правильность выполнения с помощью слайда презентации. Поставьте оценки в соответствии с критериями на слайде.

        - Поднимите руки, кто идеально справился с заданием?

        - Кто допустил 1 ошибку?

       - Молодцы. Все очень хорошо справились с заданием, поэтому мы можем с вами продолжать изучение данной темы дальше.

IV.  Новая тема (7мин.)

     Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания, вместе будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться, и ошибаться не раз, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших». 

Итак, запишите тему нашего сегодняшнего урока «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления». Сегодня мы с вами должны рассмотреть два способа перевода двоичных чисел в десятичную систему и научиться их применять.

(Слайд 3) Давайте сейчас вернемся на слайд со стихотворением, которое мы с вами прочитали в начале урока и попытаемся понять его смысл. Понять как такое возможно? Давайте прочитаем его еще раз (чтение стихотворения).

- У кого-то есть какие-нибудь предположения? (ответы детей).

- Правильно, все числа в данном стихотворении записаны в двоичной системе счисления, значит, чтобы понять смысл прочитанного надо перевести их в десятичную систему. Встает вопрос как?

- Для перевода чисел из двоичной системы в десятичную существует несколько способов. Сегодня мы с вами рассмотрим только 2 из них.

(Слайд 6) Первый способ.

  1. Вспомним таблицу степеней числа 2:

 Степень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Значение степени

0

2

4

8

16

32

64

128

256

512

          2.   Запишем наше число, используя эту таблицу

Например,

5 4  3 2 1 0

 111101 = 1*20 + 0*21+ 1*22 +1*23 +1*24 +1*25

                       

                = 1 +      0   +    4 +     8 +     16  +   32  =   6110

V. Закрепление изученного (8 мин.)

- Переведите числа, встречающиеся в стихотворении из двоичной системы в десятичную. I ряд переводит числа 10 и 100, II ряд - число 101,  IIIряд-число 1100.

(Слайд 7) Давайте с помощью слайда прочитаем, что у нас получилось в результате перевода.

V. Физкультминутка (2мин).

(Слайд 8) Вы, наверное, немного устали. Давайте чуть-чуть передохнем.

VI. Новая тема (продолжение) (7 мин).

- А теперь рассмотрим второй способ перевода с помощью знакомой вам с 5 класса компьютерной программы «Калькулятор».

(Слайд 9) Запустите программу Калькулятор, выполнив следующие действия:

1 Пуск-Все программы-Стандартные-Калькулятор.

2 Выберите в меню Вид-Инженерный

3 Настройте на двоичную систему Bin

4 Введите двоичное число, например 101011001

5 Перейдите в режим десятичной системы кнопкой Dec.

6 В окне ввода появится ответ 345.

VII. Закрепление (5 мин)

(приложение 3) 

Выполните практическую работу на компьютере.

Задание

  1. Переведите предложенные числа из двоичной системы в десятичную с помощью программы «Калькулятор», полученные ответы вписывайте в таблицу

Двоичная система

Десятичная система

Правильность выполнения работы

01001111

79

01010000

80

01000101

69

01001100

76

01110110

118

  1. Откройте файл Приложение 4, расположенный на рабочем столе компьютера.
  2. Запустите презентацию в режим показа слайдов.
  3. Отвечайте на вопросы теста, выбирая правильные на ваш взгляд варианты ответов, пользуясь созданной вами таблицей. Результаты проверки записывайте в последний столбик таблицы в виде плюса или минуса.
  4. Поставьте сами себе оценку за работу на уроке, на листе с заданием. Учитывайте, количество правильно выполненных заданий:

«5» - 5 верных ответов

«4» - 4 верных ответа

«3» - 3 верных ответа

«2» -  меньше 3 верных ответов

Моя оценка за урок:

Оценка за диктант

Оценка за работу с «Калькулятор»

Итоговая оценка

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

VIII.  Обобщение (4мин).

Молодцы! Сегодня на уроке все работали очень хорошо. Но наш урок, к сожалению, подошел к концу.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (ответы детей)

- Получили ли какие-нибудь новые умения, навыки? (ответы детей)

- Как вы думаете, цель, которую мы ставили в начале урока, достигнута нами? (ответы детей)

А сейчас, пожалуйста, нарисуйте, смайлик, соответствующий вашему состоянию на данном уроке. Как вам было на уроке: сложно, как обычно или интересно и легко. А мне хотелось бы закончить наш сегодняшний урок  словами  

Не останавливайтесь на достигнутом!
Верьте в себя!
Стремитесь к знаниям увлекательного информационного мира!
До новых встреч.

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

С. 20-21 учебник

Сдайте, пожалуйста, карточки с текстом практической работы, где должна стоять оценка за вашу работу на уроке.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://fotooboi.3niti.ru/upload/images/fotooboi/oboi/deti/70c5bef413413b0a384fead060662569.jpg      фон

http://900igr.net/fotografii/chelovek/Pravila-v-lesu.files/014-Ne-obizhaj-lesnykh-nasekomykh.html    бабаочка1

http://animashki.kak2z.org/category.php?cat=7&pn=8  бабочка2

http://www.liveinternet.ru/users/valya6827/page32.html        бабочка3

http://gif-anim.narod.ru/zai.htm заяц

http://muzofon.com/search/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%8F мелодия

http://blog.kp.ua/users/ponochka777/post176467190/ птичка

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Это одна из важных и представляющих трудность в изучении тема в курсе информатики. Поэтому, чтобы разнообразить ее изучение и добавить интересных моментов целесообразно воспользоваться поддержкой мультимедиа, в частности  мультимедийную презентацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 6 класса "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления"

Урок по информатике для 6 класса по теме "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления" разработан по УМК Босовой Л.Л. Данный урок формирует умения переводить числа из двоичной системы счисле...

Разработка урока информатики в 8 классе "Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок знакомит с правилами перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q...

План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...

Конспект урока "Перевод двоичных чисел в шестнадцатеричные и восьмеричные числа и наоборот «методом триад и тетрад»

Gознакомить с “методом триад и тетрад” для перевода двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел из одной СС в другую....

Презентация Перевод двоичных чисел в шестнадцатеричные, восьмеричные числа и обратно.

Презентация с анимацией как быстро перевести двоичные числа в шестнадцатеричные, восьмеричные числа и наоборот «методом триад и тетрад»Смотреть с  анимацией.  Презентацию необход...

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...