Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики –одно из средств совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения
статья по информатике и икт на тему

Проворченко Галина Михаййловна

В статьеподнимается вопрос об актуальности интеграции учебных предметов, о пробемах и путях организации процесса интеграции в средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики –одно из средств совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения

          Важнейшая цель образования  – «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России»[1]                           

          Процесс информатизации общества в наши дни приобрел глобальный характер и обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Одной из целей образования сегодня становится формирование в обществе достаточно высокого уровня информационной культуры, ИКТ-грамотности, ИКТ-компетенции, социальной компетенции.
Федеральные государственные требования  выдвигают  интегрированный подход как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса, а современным средством и рабочей средой обучения  и воспитания всесторонне развитой личности - современные информационные технологии. Это позволяет:
- делать обучение более эффективным;                                                                                            

-создавать более тесные связи между изучаемыми дисциплинами;
-реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению.

 Следовательно, от учителя информатики и ИКТ требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении, а также способность вовлечь учащихся в создание новой среды обучения. Учителя информатики могут оказать существенную помощь в решении этой задачи, если обучение строить на основе интегрированного подхода к изучению предметов, изучаемых  в образовательном учреждении.  Интегрированное обучение   дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и  умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся - возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Интеграция в учебном процессе является естественным отражением стремительно развивающейся интеграции научных методов исследования. При этом, как в научных исследованиях, так и в методах преподавания, информатика играет все возрастающую роль и как средство, и как методология преподавания[2].                  .                                                                                                        .Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью, средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на позитивное отношение к природе, к людям, к жизни. А  курс информатики - средство совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.                              
    Преподавание информатики как основы интеграции учебных предметов, то есть реализация прикладного назначения предмета «Информатика и ИКТ» -это основное направление моей педагогической деятельности.  Мой педагогический стаж более 30 лет, из низ 23 года связаны с деятельностью в средней общеобразовательной школе № 99 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Преподаю информатику и ИТК с 5 по 11 класс. Преподаю факультативный курс
 по использованию информационных технологий в проектной и исследовательской деятельности. Работаю по  Государственным стандартам первого поколения (6-11 классы). В текущем году (и предыдущие 3 года) в мою педагогическую нагрузку входит также курс пропедевтики информатики в 5–х классах, с сентября 2015 года в 5 классах работаю по Государственным стандартам второго поколения. Ежегодно руковожу преддипломной педагогической практикой студентов факультета математики НГПУ специальности «математика-информатика» (Приложение: Благ письмо НГПУ)
                             
Проблемы организации итегрированного обучения

       Анализ школьного образовательного процесса показывает, что часто усилия учителей традиционно направлены на усвоение знаний. А для   развития умственных способностей учащихся, вовлечения их в активную  деятельность необходимо новое качество образования, которое невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Традиционный путь обучения в изолированном виде не обеспечивает обучающимся успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл.  Именно информатика напрямую связана с формированием информационной компетентности, которая обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.   Введение интеграции в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интеграция в образовательном процессе требует методической подготовки педагогов, их готовности к реализации такого интегративного курса,  и умения:                                                                                    

         - проводить анализ учебной темы в контексте реализации внутри- и
             межпредметных  связей курса информатики, ее прикладной значимости;

        - формировать систему средств обучения, обеспечивающую осознанное
             восприятие учащимися методологической значимости курса информатики
            и универсальности    средств информационных технологий;

        -   вести отбор педагогически эффективных методов и приемов для реализации
           интегративного характера курса;

        -  формировать у учащихся в процессе обучения информатике компетенции в
           сфере информационно-аналитической и коммуникативной деятельности,
           технологические компетенции, компетенции в сфере социальной
           деятельности.

В связи с этим возникают следующие проблемы:

  1. Усиление мотивации к обучению информатике и ИКТ.

Учащимся необходимо показать мировоззренческую и методологическую значимость курса информатики, актуальность овладения средствами информационных технологий как инструментом учебной (а затем, профессиональной) деятельности.

  1. Совершенствование межпредметных связей. Без этих связей ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не сможет применить имеющиеся у него знания не только в реальной жизни, но и в других предметах. Опираясь на Федеральный закон об образовании в РФ современный образовательной системе, необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в других областях знаний, в реальных жизненных ситуациях.[3]
  2. Проблема готовности ОУ к организации процесса интеграции.

Для  создания условий  реализации проекта в школе    необходимы:
-   достаточная обеспеченность методически и дидактически;

-   тематическое согласования программ по предметам по времени их изучения;

- поиск  возможностей проведения интегрированных уроков, совместно с учителями других предметов, осложненный статичностью расписания в школе.

  1.  Организационная проблема. Для успешной реализации проекта необходимы:

-  организация компьютеризации изучения различных предметов школьной

   программы,

-  организация проведения интегрированные уроки;

- организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
   в урочное и внеурочное время как факторов успешной социализации
   и самореализации учащихся.

        5.Проблема динамичности интеграции, то есть:                                                                                

              - локальное и поэтапное обновление практико-ориентированной
                   компоненты курса         информатики в контексте интеграции учебных
                   дисциплин;

-  систематизированная  практика применения созданных учащимися
                программных продуктов, формирования единого информационного
                пространства школы.                .

Актуальность профессионального проекта

Обучение информатики и ИТК в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем отечественного образования.  Согласно новому содержанию образования оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результата образования невозможны без интегрированного обучения. Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными дисциплинами становится жизненной необходимостью, расширения возможности школьного образования, повышения качества обучения. Интегративная направленность курса информатики дает возможность решить выявленные в ходе педагогической деятельности проблемы в рамках Государственных образовательных стандартов первого поколения, с позиций компетентностного и деятельностного подходов, то есть строить процесс обучения, в котором большая роль отводится   созданию информационного пространства школы, использованию прикладного значения предмета,  организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

В основу обучения в школе № 99 заложен личностно-ориентированный подход, который  предполагает обучение через интерес, самореализацию, самостоятельную творческую деятельность ребенка под руководством учителя .

Особенность преподавания информатики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, где гуманитарный цикл занимает важное место, а интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла снижен, диктует необходимость построить образовательный процесс изучения информатики (предмета технической направленности, но эффективного инструмента познавательной деятельности учеников в любой области знаний) так, чтобы её прикладное назначение было необходимым, информатика занимала достойное место в образовательном процессе,  а значит вовлекать учащихся в процесс изучения инструментария, способов, возможностей (программных и технических) практического применения своих знаний и навыков, то есть для информатизации процесса обучения по всем предметам, для создание учениками школы совместно с учителем информатики и учителями – предметниками по принципам педагогики сотрудничества информационно-учебного комплекса по различным предметам. А значит вовлекать учащихся в процесс исследовательской работы и, как результат, в создание программной продукции (презентации, видеоуроки, методические пособия, библио- и медиатеки образовательных ресурсов школы), помогающей ребенку усилить мотивацию к обучению, самореализаваться, применять и развивать свои творческие способности, осмыслить, закрепить теоретический материал. Поэтому  информатику считаю основой интеграции учебных дисциплин, а интеграцию обучения -  одним из актуальных направлений создания условий формирования информационной культуры школьников. Для самореализации и социального развития ученика, формирования ИКТ-компетенций, социальных компетенций важны  навыки исследовательской деятельности, они приобретаются в основном в среднем и старшем звене и являются следствием растущего интереса к информационным технологиям и их возможностям. В этом возрасте значимым становится профессиональное и жизненное самоопределение. Поэтому основными методами обучения становятся проблемные, частично-поисковые, исследовательские, метод проектов, а ведущими формами деятельности – индивидуальная и личностно-ролевая (групповая).

                Основные пути решения профессиональной проблемы:

1. Выбор системы обучения  информатике и ИКТ: учебно-методического  комплекса, форм уроков, дидактических приемов и методов и др, ориентированных на интеграцию учебных предметов с использованием информационных технологий.

2. Использование  образовательных ресурсов, имеющуюся техническую базу школы, с целью научить своих учеников культуре общения с компьютером, использовать компьютер как инструмент в познавательном процессе окружающего мира, показать всю широту возможностей своего предмета  c учетом специфики школы, глубину его проникновения в другие предметные области, гуманитарные в том числе.

3. Организация исследовательской деятельности - поиска  информации, анализа этой информации с использованием современных информационных и коммуникационных технологий .

4. Организация проектной деятельности - системы разработки содержания, создания и оформления творческих работ и проектов  в тесном сотрудничестве с педагогами, позволяющей  учащимся углубить и расширить свои знания не только в области информатики, но и других школьных предметах. формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность, то есть комплекс общеучебных умений, которые должны формироваться на протяжении всего обучения в школе, а также социальную компетентность как готовность и способность ученика, обладающего  социальной адаптированностью и мобильностью, к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах.                


[1] Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский).

[2] Существенный вклад в определение содержания и структуры информационных технологий обучения и воспитания вносят работы отечественных исследователей: H.H. Верцинской, В.И. Гриценко, СП. Грушевского, академика А.П. Ершова.

[3] ФЗ №273 «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как одно из средств совершенствования качества преподавания истории и обществознания.

Статья об организации проектной деятельности на уроках истории и обществознания, в краеведческой деятельности....

Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики как средство совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения

Информационные и коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного общества. Более того, они представляют собой своеобразную точку отсчета начала новой эпохи -  эпохи информац...

Опыт работы Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

Доклад «Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку»

Доклад Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку...

Использование электронного УМК как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

Использование электронного УМК  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры

Описание педагогического опыта Поповой  Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...