Интегрированный урок: Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Конспект и материалы для интегрированного урока : Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России!  Создание документации с помощью электронных таблиц »  10  класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_informatiki_i_obzh.rar2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Бородинский бой разгорелся 26 августа (7 сентября). Несомненно, что эта битва была самой ожесточенной из всех битв того времени. В этой битве русская армия оказала героическое сопротивление вторгнувшимся в Россию французским войскам. Бой начался в 5 часов 30 минут утра.
Французская артиллерия в количестве свыше 100 орудий обстреливала Багратионовы флеши. Бой завязался за мостом у села Бородино, где наступали части корпуса Богарнэ. Хотя сама деревня Бородино и была взята французами, но французские войска не могли закрепиться на правом берегу реки Колочи, и их наступление здесь прекратилось. Вскоре стало ясно, что центром боя является левый фланг. Наполеон сосредоточил свои основные силы на Багратионовых флешах и батарее Раевского. Сражение развертывалось на пространстве, равном шириной одному километру. Но по силе своего напряжения это был еще небывалый до этого времени бой.
Французы, наступавшие на флеши во время первой атаки, были отброшены егерями Шаховского и гренадерами Воронцова. Через короткое время за первой атакой последовала вторая. Наполеон бросил во вторую атаку дивизии Кампана, Дюппелена, Дессе. Но и эта атака была отбита Неверовским. Даву, руководивший атакой, был контужен, генералы Кампан, Дюппелен и Дессе выбыли из строя.
Напряжение на левом фланге нарастало. Наполеон подкрепил корпус Даву корпусом Нея, направил на флеши конницу Мюрата, Нансути и Латур-Мобура, сосредоточил здесь до 300 орудий послал вместо Кампана своего адъютанта Раппа и бросил в третью атаку 38 тыс. солдат. Багратион, предвидевший нарастание боя, взял у Тучкова дивизию Коновницына, а от Раевского - восемь батальонов. Кутузов, по просьбе Багратиона, послал из общего резерва 100 орудий из Псаревки, три полка Депрерадовича, сводную гренадерскую бригаду и приказал корпусу Багговута передвинуться с правого на левый фланг. Позднее он приказал также четвертому корпусу направиться к батарее Раевского. Но эти части не поспели к моменту начала третьей атаки, и 38 тыс. наполеоновских войск встретили только 16 тыс. русских солдат.
Однако взять флеши французам не удалось. Используя все имеющиеся силы, Воронцов контратакой отбил обратно правую флешь, а Неверовский - левую флешь. В это время Понятовский со своим корпусом начал наступление на деревню Утицу, расположенную на самом крайнем левом фланге. Хотя он и занял Утицу, но дальше двинуться не мог, так как попал под обстрел егерей Шаховского и артиллерии корпуса Тучкова. Наполеон вынужден был направить к Понятовскому на подкрепление корпус Жюно.
Наполеон готовил четвертую атаку. Он подкрепил войска Даву и Нея дивизией Фриана. Четвертая атака развернулась в 9 часов 30 минут. В четвертый раз французы ворвались на флеши, но сам Багратион во главе восьми батальонов, при поддержке гусаров из кавалерийского корпуса Крейца, заставил бежать Мюрата, который чуть не попал в плен. Вскоре началась первая атака против батареи Раевского. Во главе атаковавших батарею французских войск Наполеон поставил вице-короля Евгения Богарнэ, имевшего не менее 20 тыс. солдат. Отброшенные от батареи французские войска бежали. Богарнэ в бешенстве повернул бегущих обратно, и на батарее снова завязался жестокий бой.
Одновременно на Багратионовых флешах началась пятая атака. Отступивших французских солдат вернули наполеоновские кирасиры - полки тяжелой наполеоновской кавалерии, и они ринулись в пятую атаку. Однако подошедший Коновницын вместе с другими частями снова выбил их из флешей.
Перед шестой атакой флешей, проведенной около 11 часов, создалось исключительно сложное положение на батарее Раевского. Богарнэ удалось взять батарею. Но Ермолов вместе с начальником русской артиллерии, молодым генералом Кутайсовым, собрал все имевшиеся под рукой войска и отбил ее; при этом Ермолов был ранен, а Кутайсов убит.
Шестая атака французов на Багратионовы флеши велась пятью дивизиями с фронта и двумя с фланга. Но и эта атака была отбита 27-й пехотной и 2-й гренадерской дивизиями, бригадой егерей Шаховского, кирасирским полком Депрерадовича, частями дивизии Коновницына, одной из бригад корпуса Багговута. В это же время упорные атаки французов отбивались у деревни Утица корпусом Тучкова. Сам Тучков был убит, его сменил Багговут. Вскоре на флеши последовала седьмая атака, но она была отбита гренадерами Кантакузена и кавалерией Дорохова.
400 французских и 300 русских орудий грохотало на поле боя шириной в один километр.
Французские войска под командованием Нея ринулись в восьмую атаку. Положение было столь серьезно, что сам Багратион встал во главе остатков гренадеров Кантакузена, но в момент, когда он дал команду о переходе в контрнаступление, был тяжело ранен в ногу. Ранен был также и начальник штаба второй армии Сен-При. Ранение Багратиона внесло смятение в войска; французы, воспользовавшись этим, захватили флеши.
Кутузов был потрясен потерей. Он поручил командование Дохтурову и написал ему: «Дмитрий Сергеевич, держаться надо до последней крайности».
Коновницын, временно взявший на себя командование, отвел части за Семеновский овраг к деревне Семеновской, где привел их в порядок. В его распоряжении было в общем до 10 тыс. штыков. Наполеон бросил было в атаку на деревню Семеновскую до 25 тыс. своих войск, наступавших с фронта и с фланга, но атака была отбита с большими потерями для французов.
Вторая атака деревни Семеновской войсками Даву, Нея и Мюрата, несмотря на свою ожесточенность, оказалась также безрезультатной. Хотя русские войска оставили деревню Семеновскую, но отошли недалеко, к опушке леса. Силы французов были истощены, резервов, кроме гвардии, у Наполеона уже не было никаких. Наступать с Багратионовых флешей на деревню Семеновскую французские войска уже не рисковали. В это время центром боя стала батарея Раевского, где шли ожесточеннейшие схватки. Наполеон решил во что бы то ни стало овладеть батареей. Он двинул в ход даже части своей молодой гвардии. Защитники батареи редели, и казалось, что наполеоновские войска вот-вот овладеют батареей. Но Кутузов в критический момент, т. е. еще во время седьмой атаки на флеши, направил в глубокий тыл к французам казаков под начальством Платова и кавалерийский корпус Уварова. Они, скрытно пробравшись туда, опрокинули дивизию Орнано и произвели большой переполох в тылу Наполеона. Этот маневр Кутузова сыграл большую роль. Узнав о действиях у него в тылу русских войск, Наполеон приостановил атаки молодой гвардии на батарею Раевского и отправил ее на защиту своего левого фланга. На два часа ослабел натиск французских войск. За это время Кутузов укрепил слабые места на батарее. И хотя после третьей атаки к концу боя, т.е. к 16 часам, батарея была взята французами, она к этому времени как укрепленный пункт не представляла собой уже никакой ценности.
Еще ранее французами была сделана попытка зайти в тыл русским войскам через деревню Утицу, но Барклай де Толли двинул свой резерв и предотвратил обход.
В итоге боя, хотя к 16 часам Наполеон и завладел флешами и батареей Раевского, однако русские войска стояли всего в нескольких сотнях метров от прежних позиций, на высотах за Горским и Семеновским оврагами, вполне готовые продолжать бой. Находившиеся в районе флешей и на батарее Раевского французские войска несли большие потери от огня русской артиллерии. Во время боя наполеоновские генералы обращались к нему с просьбой, чтобы он пустил в ход последние свои силы - старую гвардию, численностью свыше 10 тыс., но Наполеон не пошел на это. У него пропала вера в возможность разбить русскую армию, и он заявил, что за три тысячи лье от Парижа не может рисковать своей последней силой.
Своему главному интенданту Дарю Наполеон ответил: «Если завтра будет сражение, скажите, Дарю, кто будет драться?» Так мотивировал Наполеон необходимость сохранения своей старой гвардии. Наполеон понял, что он проиграл сражение, и потому не рискнул пустить в бой последний свой резерв - старую гвардию.
Русские войска по-прежнему наносили самые жестокие удары по французским войскам. Во второй половине дня, т.е. после 16 часов, русская кавалерия разгромила французскую конницу, пытавшуюся наступать в районе села Горки. Русские пехотные части наносили удары по пехоте корпусов Нея и Даву; они сковывали ее, не давая ей возможности поддержать французскую кавалерию. Русская артиллерия, будучи более дальнобойной, держала под обстрелом позиции французов на Багратионовых флешах и батарее Раевского

Наполеон, опасавшийся контратаки русских войск, к ночи приказал оставить как Багратионовы флеши, так и батарею Раевского и отвести свои части на старые исходные позиции, какие они занимали к моменту начала боя. Но и ночью его армия не имела покоя, и гвардия Наполеона не раз поднималась по тревоге из-за нападения отдельных отрядов русских войск.
Бородинская битва была одной из жесточайших битв своего времени. Она показала, что русская армия в борьбе за свою родину, за свою землю проявила исключительный героизм и отвагу. Русские солдаты дрались с невиданной храбростью. Наполеон не мог иметь пленных, так как русские солдаты не сдавались в плен.
Потери русских войск составили 38 тыс., французов - свыше 58-60 тыс.; уничтожены были лучшие части наполеоновской армии; русские потеряли 22 генерала, француз
ы - 47 генералов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.

А.Невский Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...

Конспект урока "Памяти поколений - дни воинской славы России"

Конспект урока. Презентацию пришлось разбить на 2 части из-за большого объёма....

Интегрированный урок по ОБЖ и Информатике «Памяти поколений – дни воинской славы России»

Тип урока: интегрированный урок ОБЖ и Информатики.Вид урока: комбинированный.Технология: личностно – ориентированнаяЦель: Значение знаний о героических страницах истории нашего отечестваЗадачи: Обучаю...

Памяти поколений - Дни воинской славы России. Презентация у уроку ОБЖ в 10 классе по программе А.Т.Смирнова

Данная презентация наглядно проиллюстрирует календарь дней воинской славы России и поможет раскрыть тему мужества и героизма воинов России во все времена....

Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России

Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России.Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живопись, кино)....