РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.13. ИНФОРМАТИКА И ИКТ, 190613.01- «Автомеханик»
рабочая программа по информатике и икт по теме

Белозерова Екатерина Анатольевна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий среднего профессионального образования.

Содержание рабочей программы охватывает весь материал, необходимый для обучения обучающихся средних специальных учебных заведений.

Содержание дисциплины в рабочей программе разбито по темам, внутри которых определены знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения знаний.

 В программе учтена специфика учебного заведения и отражена практическая направленность курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Краснодарского края

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

 «Курганинский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.13. ИНФОРМАТИКА И ИКТ

для профессии НПО  190613.01- «Автомеханик»

форма обучения- очная

для 1-го курса  группы № 3

профиль: технический

преподаватель: Бондаренко Екатерина Анатольевна

г. Курганинск, х. Красное поле, 2013г.

Рассмотрена

методическим объединением

«Общеобразовательных дисциплин»

ГБОУ СПО « КАТТ» КК

Протокол № 1от «29» августа  2013 г

Председатель  

_______________  Д.Г. Орехова

 

                     Утверждаю:

Директор  ГБОУ СПО «КАТТ» КК

__________________П.Ф. Середа

«___» ________________ 2013 г.

 

Рассмотрена на заседании педагогического совета

протокол № 1 от «30» августа 2013 г.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию  (Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г.).

Разработчик:

Бондаренко Е.А., преподаватель ГБОУ СПО «КАТТ» КК          

___________

                                                       (подпись)

Рецензенты:

Шепель А.В., зам. директора по НМР

ГБОУ СПО «КАТТ» КК

Квалификация по диплому:                                                         к.п.н      

                                    ___________

                                                             (подпись)

Чеченина Л.Ф. учитель математики и информатики, первая категория

МАОУ СОШ № 4 г. Курганинска 

Квалификация по диплому:                                                         учитель математики

                                              ___________

                                                            (подпись)


      Внешняя рецензия

на рабочую программу «Информатика и ИКТ»

Автор:  Бондаренко Е.А., преподаватель  ГБОУ СПО «Курганинский аграрно- технологический техникум»» КК

Образовательное учреждение:  ГБОУ СПО «Курганинский аграрно- технологический техникум» КК

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию  (Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г.).

Рабочая программа по дисциплине имеет следующую структуру:

1.Пояснительная записка.

2.Содержание учебной дисциплины и требования к уровню знаний и умений обучающихся.

3.Тематический план учебной дисциплины.

4.Темы для самостоятельного изучения, вопросы, литература.

6.Вопросы для итогового контроля за уровнем знаний студентов.

7.Перечень литературы и  средств (дополнительной литературы, интернет- сайты).

Содержание рабочей программы охватывает весь материал, необходимый для обучения обучающихся средних специальных учебных заведений.

             Рабочая программа включает тематическое планирование, учитывающее максимальную нагрузку и часы на практические занятия.

             Пояснительная записка показывает предназначение рабочей программы для реализации государственных требований и минимального содержания к уровню подготовки выпускников по данным профессиям.

             В пояснительной записке отмечается общеобразовательный характер дисциплины «Информатика и ИКТ», включающей в себя базовые знания по школьному курсу.

            Содержание дисциплины в рабочей программе разбито по темам, внутри которых определены знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения знаний.

                  В программе учтена специфика учебного заведения и отражена практическая направленность курса.

             Таким образом, данная рабочая программа может быть рекомендована для планирования работы в среднем профессиональном учебном заведении по данным профессиям.

Рецензент:

Учитель математики, первая категория

МАОУ СОШ № 4 г. Курганинска                                                       Чеченина Л.Ф.


Внутренняя рецензия на рабочую программу

по предмету ИНФОРМАТИКА  И  ИКТ

для профессии 190613.01  «Автомеханик»

автор Бондаренко Екатерина Анатольевна, ГБОУ СПО «КАТТ» КК, преподаватель, высшее  

  1. Форма титульного листа имеет полное наименование образовательного учреждения, гриф утверждения программы педагогическим советом и рассмотрением на методическом объединении техникума с указанием дат, изложены название учебного курса, для изучения которого написана программа, указаны фамилия, имя и отчество разработчика программы, имеется также  название гора и населенного пункта и год разработки, что соответствует рекомендациям по разработке рабочих программ среднего специального образования.
  2. Структуры рабочей программы соответствует рекомендациям по разработке программ СПО, где выдержаны все структурные части, все компоненты представлены внутри частей: пояснительная записка (кому представлена рабочая программа, основная идея программы, обоснованность, также указывается в какую образовательную область входит данный учебный предмет, цели, задачи представлены, сроки реализации рабочей программы, присутствуют логические связи данного предмета с остальными предметами, также отмечается общеобразовательный характер дисциплины История, включающая в себя базовые знания по школьному курсу),  содержание учебной дисциплины (перечень и название разделов и тем курса представлены в полном объеме и соответствуют примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию (Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г.)), тематический план - последовательно представлены темы и разделы изучения, количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы соответствуют примерной программы по общеобразовательным дисциплинам, рекомендованным ФИРО), требования к результатам обучения, примерный перечень  рефератов (темы представлены согласно изученных тем и разделов и на каждого учащегося), формы и содержание текущего и промежуточного контроля.
  3. Требований к знаниям, умениям и навыкам студентов по разделам (темам) содержанию учебного материала (или наоборот) соответствуют  примерной  программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию (Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г.) и отвечают современным требованиям к обучению и практическому овладению прикладными методами.
  4. Требования к знаниям и умениям студентов перечня лабораторных работ, практических и самостоятельных занятий  соответствуют примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию (Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г.), помимо этого они дополнены творческими и исследовательскими заданиями используемые при обучении.
  5. Содержание рабочей программы соответствует современному уровню развития науки, техники и производства, которыми должны овладевать учащиеся в результате освоения знаний.
  6. Рабочая программа соответствует  обозначениям, единицам измерения, сокращениям государственным стандартам.
  7. Недостатки в оформлении и содержании разделов программы: отсутствие аудио и видеокурсов в рабочей программе, в рабочей программе неучтена специфика учебного заявления и неотражена практическая направленность данного предмета.
  8. Предложений по улучшению содержания программы нет
  9. Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ» полностью соответствует примерной программе учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию (Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г.) может быть использована в учебном процессе Курганинского аграрно – технологического техникума.

Рецензенты:

Зам.директора по НМР, к.п.н.          

___________________              А.В. Шепель              

    «26» августа 2013г


 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для  реализации Государственных стандартов среднего профессионального образования, ведущих обучение для профессии НПО 190613.01- «Автомеханик».

          Рабочая программа разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию ( Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г.).

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»  предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 

       Дисциплина "Информатика и ИКТ" имеет целью ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности и, кроме того, она является базовой для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчетов, и так или иначе использующих компьютерную технику.

        Изучение дисциплины должно проводиться в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами направления базовой и углубленной подготовки. Базой для «Информатика и ИКТ» являются такие дисциплины как математика, физика, химия, биология экономика , и, в свою очередь, информатика  является основой для изучения следующих предметов: технология, автоматизация производства и другие. Широкое использование межпредметных связей позволяет более рационально распределить время, отводимое на изучение отдельных вопросов, предусмотренных рабочей программой.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

       Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается методическими рекомендациями, а также компьютерами, компьютерными программами. Формы организации учебных занятий:

       Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа обучающихся. Основной тип занятий — комбинированный. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.

Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В ходе обучения обучающимся предлагаются самостоятельные и контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Программа  ориентирована на достижение следующих   целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики    в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Рабочая программа дисциплины «Информатики и средств ИКТ»      состоит из следующих разделов:

- пояснительная записка;

-  лист согласования;

- тематический план  учебной  дисциплины;

- содержание учебной дисциплины;

- перечень тем рефератов;

- примерные темы организации проектной деятельности;

- требования к результатам обучения;

- формы и содержание текущего и промежуточного контроля;

- перечень литературы и средств литературы.

                В результате изучения дисциплины студент должен:

знать/понимать

  1. Виды программных продуктов для организации работы офиса;
  2. Правила организации автоматизированного документооборота;
  3. назначение электронных таблиц;
  4. Элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
  5. Типы данных и форматы их представления;
  6. Понятие абсолютной и относительной ссылки;
  7. Правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
  8. Понятие, назначение, виды баз данных;
  9. Понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);
  10. Функциональные возможности СУБД;
  11. Назначение мастера и конструктора;
  12. Назначение запроса, фильтра;
  13. Виды компьютерных сетей;
  14. Понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
  15. Структуру и приемы работы в браузерах;
  16. Способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
  17. Действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
  18. Характеристики файлов;
  19. Приемы работы со стандартными программами;
  20. понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
  21. Назначение и основные возможности текстового процессора;
  22. Структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
  23. Суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов
  24. Понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
  25. Методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
  26. Виды программных продуктов для организации сканирования документов;
  27. Общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
  28. Требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
  29. Назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи.
  30. Способы антивирусной защиты.

уметь:

  1. Организовывать рабочее место и соблюдать условия труда;
  2. Выполнять построение сложных таблиц;
  3. Использовать справочную систему для выяснения вопросов;
  4. Осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
  5. Вести работу в стандартных программах Windows;
  6. Создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
  7. Производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в  тексте, вставлять оглавление;
  8. Оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
  9. Разрабатывать формы документов как шаблоны;
  10. Внедрять графические элементы в текст;
  11. Организовать работу с редактором формул;
  12. Производить настройку параметров программы;
  13. Работать с таблицами;
  14. Работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
  15. Пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;
  16. Составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
  17. Производить редактирование готовых табличных документов;
  18. Представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
  19. Организовать средствами  поиск, сортировку, межтабличные связи.
  20. Создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;
  21. Вводить и редактировать данные средствами СУБД;
  22. Формировать фильтр для отбора нужных данных;
  23. Осуществлять сортировку данных;
  24. Создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;
  25. Создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;
  26. Осуществлять обмен информацией по электронной почте;
  27. Организовать поиск информации в сети Интернет.

При  освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В программе учтены особенности содержания обучения по профессии - технического  профиля в НПО.

Программа содержит несколько вариантов  тематического планирования, в зависимости  от часов, выделяемых на изучение информатики и ИКТ при овладении обучающимися профессиями  и специальностями различных  профилей  в учреждениях НПО и СПО.

Программа содержит примерную тематику учебных проектов  для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики  и информационно-компьютерных технологий.

           Рабочая программа дисциплины «Информатика и ИКТ» рассчитана на 130 часов, в том числе 55 часов – практические занятия, 64 часов на самостоятельную работу начального профессионального образования              Данная программа обусловлена тем, что количество часов предусмотренное примерным объемом параметра реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО с учетом технического профиля – 95 часов, чем отличается от количества часов учебного плана по профессии 190613.01- «Автомеханик» 130  часов.  Дополнительные часы   (часов) добавлены из вариативной части, которые  направлены на углубление знаний учащихся по некоторым темам дисциплины.

        Два  часа добавлены в раздел № 3 «Средства информационных и коммуникативных технологий» для лучшего освоения работы в компьютерных сетях.

        Тридцать три часа добавлены в раздел № 4 «Технологии создания и преобразования информационных объектов»  для работы с программным обеспечением (пакетами прикладных программ, издательскими системами, графическими редакторами, мультимедийными программами, системами для проверки орфографии и грамматики).

        Содержание государственной программы и последовательность изучения материала сохранено полностью.

             Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных разделов дисциплины проводиться проверочная работа.

            Итоговой формой контроля является дифференцированный  зачет.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение (1 час)

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Виды самостоятельной работы(1 час):

- выполнение домашних заданий по разделу.

- работа с текстом учебника и с дополнительной литературой;

- реферат «Информационная деятельность»

Раздел 1. Информационная деятельность человека (8 часов)

Содержание учебного материала (дидактические единицы)(4 часа):

Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Практикум. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения.

Практикум. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Требования к знаниям:

-  основные виды информационной деятельности человека;

- роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;

- виды профессиональной информационной деятельности человека;

- основные составляющие схемы передачи информации;

Требования к умениям:

- приводить примеры информационной деятельности человека;

- приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;

- приводить примеры носителей информации;

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

Перечень практических занятий (4 часа):

ПЗ. № 1 Применение информационных ресурсов в профессиональной деятельности

ПЗ. № 2 Стоимостные характеристики информационной деятельности

ПЗ. №3 Образовательные информационные ресурсы

ПЗ. № 4  Работа с программным обеспечением.

Виды самостоятельной работы (3 часа):

- выполнение домашних заданий по разделу 1.

- работа с текстом учебника и с дополнительной литературой;                                                                                                        

- восприятие, запоминание и обработка информации человеком;

Раздел 2. Информация и информационные процессы (26 часов)

Содержание учебного материала (дидактические единицы)(12 часов):

Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Тема 2.2.1. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Практикум. Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная  реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Практикум. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Практикум. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Практикум. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.

Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его  параметров. Формирование адресной книги.

Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Практикум. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

Требования к знаниям:

- понятие информационного процесса;

- понятие информационной технологии и основные этапы ее развития;

- роль технических средств в информационных процессах;

- понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;

- структуру замкнутой и разомкнутой систем управления.

Требования к умениям:

- приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;

- приводить примеры технических устройств, используемых в информационной технологии;

- выделять объект управления и управляющее воздействие;

- указывать наличие или отсутствие обратной связи;

- приводить примеры систем управления разных типов.

Перечень практических занятий (14 часов):

ПЗ. № 5 Дискретное представление текстовой информации

ПЗ. № 6 Дискретное представление графической информации

ПЗ. № 7 Дискретное представление  звуковой информации и видеоинформации

ПЗ. № 8 Представление информации в двоичной системе счисления.

ПЗ. № 9 Представление информации в различных системах счисления.

ПЗ. № 10 Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере.

ПЗ. № 11 Разработка несложного алгоритма решения задачи

ПЗ. № 12 Запись информации на различные носители

ПЗ. № 13  Работа с программами-архиваторами

ПЗ. № 14 Поиск информации на государственных образовательных порталах.

ПЗ. № 15 Подключение модема

ПЗ. № 16 Создание ящика электронной почты и настройка его параметров

ПЗ. № 17 Формирование адресной книги

ПЗ. № 18 Демонстрация использования различных видов АСУ на практике

Виды самостоятельной работы (13 часов):

- выполнение домашних заданий по разделу 2.

- работа с текстом учебника и с дополнительной литературой;                                                                                                        

- реферат «Информация и информационные процессы»

- реферат «Системы счисления»

- реферат «Обработка информации на ПК»

- реферат «Алгоритмизация»

- реферат «Информационные процессы»

- подготовка тестов, заданий

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий (26 часов)

Содержание учебного материала (дидактические единицы)(10 часов):

Тема 3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

Практикум. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Практикум. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.

Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Практикум. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

Требования к знаниям:

- понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;

-  основные этапы обработки информации;

- назначение и основные характеристики микропроцессора;

- классификацию устройств ввода информации;

- назначение драйвера устройства;

- понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода;

- характеристику каждого класса устройств ввода;

- сущность программного управления работой персонального компьютера;

- назначение программного обеспечения и его состав;

- определение (понятие) файла, каталога, папки, диска, программного обеспечения;

- способы защиты информации;

- способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними.

Требования к умениям:

- объяснить отличие одного вида памяти от другого;

- сравнивать различные виды памяти по основным характеристикам

- свободно работать на клавиатуре компьютера;

- выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и его установку в компьютере.

работать с клавиатурой и мышью,  работать с носителями информации, сравнивать компьютеры по характеристикам микропроцессора и памяти;

- применять прикладные и специальные программы на практике.

- работать с сервисными программами: архиваторами, антивирусными программами и др.

- настраивать интерфейс программы Total Commander, работать с основными командами, оперировать файлами и каталогами. 

- осуществлять защиту информации, каким – либо способом;

- проводить тестирование персонального компьютера на наличие вирусов.

Перечень практических занятий (8 часов):

ПЗ. № 19 Подключение и настройка базовой конфигурации ПК

ПЗ. № 20 Подключение и настройка периферийных устройств

ПЗ. № 21 Работа с операционной системой  

ПЗ. № 22 Навигация по файловой системе с помощью программы Проводник

ПЗ. № 26 Стандартные программы  Windows

ПЗ. № 23 Тестирование компьютера на наличие вирусов

ПЗ. № 24 Тестирование съемных носителей на наличие вирусов

ПЗ. № 25 Служебные программы Windows

Виды самостоятельной работы (8 часов):

- выполнение домашних заданий по разделу 3.

- работа с текстом учебника и с дополнительной литературой;  

- подготовка тестов, заданий;

- реферат «Архитектура ПК»

- реферат «Программное обеспечение ЭВМ»

- реферат «файловая структура ПК»

- реферат «Компьютерные вирусы»

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов (55 часов)

Содержание учебного материала (дидактические единицы) (33 часа):

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Тема 4.1.1 Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Практикум. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

Тема 4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Практикум. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Тема 4.1.3. Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Практикум. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

Тема 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

Практикум. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

Демонстрация систем автоматизированного проектирования.

Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

Требования к знаниям:

- информационные системы и автоматизация  информационных процессов.

- настольные издательские системы: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

- динамические (электронные) таблицы. Математическая обработка числовых данных.

- организация баз данных и систем управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

- программные программы компьютерной графики и черчения, мультимедийные программы.

Требования к умениям:

- использовать системы проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

- использовать различные возможности динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

- формировать запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

- создавать  и редактировать графические и мультимедийные объекты средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

- демонстрировать системы автоматизированного проектирования.

- использовать специализированное программное обеспечение и цифровое оборудование для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

Перечень практических занятий (22 часа):

ПЗ. № 27 Различные способы форматирования текста в Word

ПЗ. № 28 Создание нумерованных и маркированных списков в Word

ПЗ. № 29 Создание нумерованных и маркированных списков в Word

ПЗ. № 30 Вставка и редактирование графических изображений в Word

ПЗ. № 31Создание таблиц в документе Word

ПЗ. № 32 Создание таблиц в документе Word

ПЗ. № 33 Создание публикаций средствами Word

ПЗ. № 34 Работа с шаблонами Word

ПЗ. № 35 Работа с электронными таблицами  

ПЗ. № 36 Выполнение действий по созданию и обработке электронных таблиц

ПЗ. № 37 Выполнение действий по созданию и обработке электронных таблиц

ПЗ. №  38 Создание и обработк8а диаграмм

ПЗ.  № 39 Создание базы данных

ПЗ.  № 40  Создание базы данных

ПЗ. № 41  Создание брошюр средствами Publisher

ПЗ. № 42 Создание визитных карточек средствами Publisher

ПЗ. № 43 Создание презентации на основе шаблона

ПЗ. № 44 Создание тематической презентации

ПЗ. № 45 Работа в программе Corel Draw

ПЗ. № 46 Работа в программе ADOBE PhotoShop

ПЗ. № 47 Работа в программе  Pain.net

ПЗ. № 48 Технологии мультимедиа

Виды самостоятельной работы (28 часов):

- выполнение домашних заданий по разделу 4;

- работа с текстом учебника и с дополнительной литературой;                                                                                                        

- подготовка тестов, заданий;

- реферат «Издательские системы»

- реферат «Программа PowerPoint»

- реферат «Векторная графика»

- реферат «Растровая графика»

- реферат «Средства мультимедиа»

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии (18 часов)

Содержание учебного материала (дидактические единицы)(13 часов):

Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Практикум. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

Тема 5.1.1. Методы создания и сопровождения сайта.

Практикум. Средства создания и сопровождения сайта.

Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Практикум. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

Требования к знаниям:

- назначение и роль Интернета в развитии общества;

- назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;

- понятие домена и правило образования адреса в Интернете;

- технологию поиска информации в Интернете.

- назначение языка HTML;

- иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;

- технологию организации телеконференции.

Требования к умениям:

- работать в браузере;

- сформировать адрес в сети;

- искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;

- пользоваться электронной почтой, выполняя все необходимые операции с сообщением;

- осуществлять поиск информации в базе данных, компьютерных сетях и прочее.

Перечень практических занятий (5 часов):

ПЗ. № 49 Интернет-турагентством

ПЗ. № 50 Правила регистрации и установки пароля

ПЗ. № 51 Браузер

ПЗ. № 52 Интернет-магазин. Интернет – СМИ

ПЗ. № 53 Онлайн конференции

Виды самостоятельной работы(11 часов):

- выполнение домашних заданий по разделу 5;

- работа с текстом учебника и с дополнительной литературой;                                                                                                        

- подготовка тестов, заданий;

- реферат «Компьютерные сети»

- реферат «Использование Интернета»

 

Профилированный курс (резерв учебного времени) (4 часа)

Требования к знаниям (2 часа):

- использование информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

- состав и возможности использования современного прикладного программного обеспечения и информационных ресурсов в профессиональной деятельности.

- назначение систем автоматизации профессиональной деятельности;

- создание базы данных;

- создание презентации;

- правила и порядок использования информации для решения задач профессиональной деятельности.

- пользоваться программным обеспечением для решения профессиональных задач

- выполнять поиск необходимой информации в типовой информационно - поисковой системе;

- работать с базой данных

- способы создания презентации;

- работать с поисковыми машинами Интернета.

Требования к умениям:

- работать в браузере;

- создание базы данных;

- создание презентаций;

- поиск информации в базе данных, компьютерных сетях и прочее.

Перечень  практических занятий (2 часа):

ПЗ.№ 54  Создание базы данных группы

ПЗ. № 55 Представление презентаций на тему «Моя профессия»


3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

обязательная нагрузка

Вариативная часть

всего часов

в том числе практических занятий

Введение

2

1

-

1

-

1

1. Информационная деятельность человека

11

8

-

8

4

3

2. Информация и информационные процессы  

39

26

-

26

14

13

3. Средства информационных и коммуникативных технологий  

26

16

2

18

8

8

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов  

83

22

33

55

22

28

5. Телекоммуникационные технологии

29

18

-

18

5

11

Профилированный курс

(резерв учебного времени)

4

4

-

4

2

-

итого

194

95

35

130

55

64


 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Передача, преобразование, хранение и использование информации в    технике.

2. Язык как способ представления информации, двоичная форма   представления информации, ее особенности и преимущества.

3. Принципы представления данных и команд в компьютере.

4. Принцип автоматического исполнения программ в ЭВМ.

5. Операционные системы семейства UNIX.

6. Построение и использование компьютерных моделей.

7. Телекоммуникации, телекоммуникационные сети различного типа, их   назначение и возможности.

8. Мультимедиа технологии.

9. Информатика в жизни общества.

10. Информация в общении людей.

11. Подходы к оценке количества информации.

12. История развития ЭВМ.

13. Современное состояние электронно-вычислительной техники.

14. Классы современных ЭВМ.

15. Вредное воздействие компьютера. Способы защиты.

16. Суперкомпьютеры и их применение.

17. Ноутбук – устройство для профессиональной деятельности.

18. Карманные персональные компьютеры.

19. Основные типы принтеров.

20. Сканеры и программное обеспечение распознавания символов.

21. Сеть Интернет и киберпреступность.

22. Криптография.

23. Компьютерная графика на ПЭВМ.

24. WWW. История создания и современность.

25. Проблемы создания искусственного интеллекта.

26. Использование Интернет в маркетинге.

27. Поиск информации в Интернет. Web-индексы, Web-каталоги.

28. Системы электронных платежей, цифровые деньги.

29. Компьютерная грамотность и информационная культура.


ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

  1. Создание базы данных библиотеки.
  2. Создание базы данных  классификатора.
  3. Простейшая информационно-поисковая система.
  4. Сортировка массива.
  5. Рост и  вес среднестатистического учащегося.
  6. Тест по предметам.
  7. Статистика труда.
  8. Графическое представление процесса.
  9. Профилактика ПК.
  10. Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.
  11. АРМ специалиста.
  12. Прайс-лист.
  13. Оргтехника и профессия.
  14. Мой «рабочий стол» на компьютере.
  15. Электронная библиотека.
  16. Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.
  17. Реферат.
  18. Электронная тетрадь.
  19. Журнальная статья.
  20. Вернисаж работ на компьютере.
  21. Электронная доска объявлений.
  22. Ярмарка профессий.
  23. Композитор.
  24. Звуковая запись.
  25. Музыкальная открытка.
  26. Диаграмма информационных составляющих.
  27. Плакат-схема.
  28. «Эскиз и чертеж» (САПР).
  29. Обработка результатов эксперимента.
  30. Статистический отчет.
  31. Расчет заработной платы.
  32. Бухгалтерские программы.
  33. Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
  34. Урок в дистанционном обучении.
  35. Дистанционный тест, экзамен.
  36. Резюме «Ищу работу».

Примерные темы для зачета

1. Информационная деятельность человека

2. Информация и информационные процессы  

3. Средства информационных и коммуникативных технологий  

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов  

5. Телекоммуникационные технологии


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Основная литература

-1 Информатика и ИКТ. Учебник Цветкова М.С., Великович Л.С., Москва, издательский центр «Академия» 2013, стр.343

О-2 Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный      уровень,в 2 ч. Ч.1:10 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов.- 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2009.-255с., 11кл.-271с.

О-3 Черноскутова И.А. Информатика учебное пособие, Москва, издательство «Питер», 2005

О-4 Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ, 2007 

     О-5 Практикум по информатике и информационным  технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007 

Дополнительная литература

      Д-1 Макарова Н.В.,Николайчук Г.С.,Титова Ю.Ф./Под  ред.Мокаровой Н.В.  Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10.Питер Пресс.

Д-2  Семакин И.Г.,Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10-11кл.

            Д-3 Семакин И.Г. и др. Задачник-практикум по информатике (7-    11 класс) в 2т. —   М.: БИНОМ, 2005 

Д-4 Информатика. / Под ред. Н.В. Макаровой. Учебное пособие для 10-11 кл. / СПб.: Питер, 1999. 

Д-5  Угринович  Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 10. «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Д-6 Угринович  Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 11. «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Для преподавателей

  1. Семакин И.Г.,Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) – М.: Бином,2009-практикум для  10-11классов.
  2. Семакин И.Г.,Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ.Базовый уровень -М.: Бином,2009-методическое пособие.
  3. Угринович  Н.Д. Информатика и ИКТ. Практикум.- М.: Бином,2010.
  4. Угринович  Н.Д. Информатика и ИКТ.Учебная программа и поурочное   планирование для 8-11классов. - М.: Бином, 2010.
  5. Угринович  Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. - М.: Бином, 2008. -методическое пособие.

                     Интернет-сайты

1. http:// mon/ gov/ ru/work/orb/dok/ obs/8267

2. http://  fp/ edu . ru/asp

3 http://  www . 1bz.ru

4. http://  www . prosv. ru

5. http://  www . drofa. ru

6. www . school2100. ru

                               

Средства обучения

  1. Персональный компьютер.
  2. Экран.
  3. Проектор.
  4. Наглядные пособия:

-  таблицы по основным разделам курса;

-  схемы, отражающие причинно-следственные связи, системность      социальных объектов, явлений и процессов.

-  диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных информационных процессов.

Программные средства

  1. Операционная система Windows 7
  2. MS Offise
  3. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  4. Антивирусная программа.
  5. Программа-архиватор.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

7. Звуковой редактор.

8. Простая система управления базами данных.

9. Программа-переводчик.

10. Система оптического распознавания текста.

11. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем).

12. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

13. Программа интерактивного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм создания учебного проекта по информатике для 8 класса

Цели: 1. Обучение навыкам систематизации и структуризации информации. 2. Развитие творческой и исследовательской инициативы. 3. Внедрение проектного метода в учебный процесс....

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 БИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 АВТОМЕХАНИК

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для профессий начальног...

Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 23.01.03 АвтомеханикДля преподавателей литературы...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, профессия 190631.01 Автомеханик

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, профессия 190631.01 АвтомеханикДля преподавателей русского языка...

Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"

Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"Цель: Развитие о...

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...