Разработка учебно-методического пособия по информатике «Виртуальная экскурсия»
методическая разработка по информатике и икт по теме

Степанова Ольга Леонидовна

Проведение виртуальной экскурсии по информатике будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_virtualnyy_muzey_na_sayite.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Основная школа 24, г. Киселевск.

Разработал:

учитель информатики высшей квалификационной категории, аспирант КузГПА: Степанова Ольга Леонидовна.

Разработка учебно-методического пособия

по информатике

        «Виртуальная экскурсия»

Проведение виртуальной экскурсии по информатике будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии.

    Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Объектами экскурсии станут размещаемые на интерактивной доске  изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты ЭВМ, краткое описание биографий ученых,  фотогалереи компьютеров.  Следовательно, при предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель будет обращаться не к реальному месту, а он будет знакомится с информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой рекомендации посетят учащиеся.

Маршрут экскурсии необходимо разработать следующим образом:

  • определить, какие слайды и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся;
  • на какие объекты учащимся  нужно обратить особое внимание,
  • определить, какие наблюдения должны произвести учащиеся.

Также при разработке «маршрута» виртуальной экскурсии для себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Создание презентации  в значительной мере облегчит предварительную работу учителя при подготовке виртуальной экскурсии, а учащимся предоставит возможность вновь обратиться к материалам экскурсии, но уже самостоятельно.

 Необходимо учитывать, что в настоящее время темп развития компьютеров и программного обеспечения к ним довольно высок. Ни для кого уже не секрет, что зачастую учащиеся овладевают компьютерными технологиями быстрее своих преподавателей. Поэтому уже при планировании итоговых мероприятий учитель должен учитывать, что:

 - во-первых, расширяется диапазон самих отчетных мероприятий;

 - во-вторых, средствами информационных технологий усиливается их техническая поддержка.

Это дает возможность создания «ситуации свободного выбора», при которой учащийся из ряда предложенных учителем форм отчетности по экскурсии выбирает одну или предлагает свою в соответствии со склонностями и возможностями:  создание презентации Power Point или разработки веб-узла.  Информация, собранная школьниками во время учебной экскурсии, может получить материальное воплощение в виде Flash-роликов и стать, таким образом, средством обучения информатики, которое учитель сможет использовать для работы в других классах.

Выводы: виртуальные экскурсии являются одной из наиболее перспективных форм проведения учебных экскурсий, т.к. реальную экскурсию по теме «История развития ЭВМ» провести довольно сложно, даже не возможно.

Организация и проведение учебной виртуальной экскурсии.

 Организация и проведение учебных виртуальных экскурсий по информатике состоит их трех этапов: подготовительный, этап непосредственного проведения и заключительный этап подведения итогов экскурсии.

Планирование виртуальной экскурсии.

Цель. Развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию; умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии и формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды  (информационно-компьютерной грамотности, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации).

Задачи:

1. Сформировать исследовательские умения и навыки при отборе   информации.

2. Развить визуальное мышление,

       3. Обогатить словарный запас учащихся.

 4. Научить излагать самостоятельные суждения

Подготовительный этап. На первом этапе подготовки экскурсии деятельность учителя распадается на два направления: выбор объекта экскурсии и непосредственно ее подготовка. На этом этапе идет работа над содержанием экскурсии, разрабатывается ее маршрут, происходит согласование различных документов и предварительное планирование итоговых мероприятий по экскурсии с составлением заданий к ним.  

Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:

1. Определяется цель экскурсии;

2. Выбирается объект изучения;

 3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

4. Формулируются проблемы;

5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке;

6. Определяется последовательность ознакомления  для  учащихся

7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.

На первом этапе ученикам предлагается работа, целью которой является получение наиболее точной информации по заданному вопросу:  внимательно изучить экспозиции музея и составить свою презентацию на тему: «История развития ЭВМ»  (для 9 классов),

5-6 классы — форма отчета — рассказ, что я запомнил из экскурсии

7-8 классы — форма отчета — написание рефератов на тему «Первые ЭВМ»

На втором этапе учащиеся  знакомятся с материалом.

1. Сбор информации. Обмен информацией.

 

Заключительный этап.    

  1.Защита выполненных работ.  Итоги экскурсии будут подводиться  различными способами (в зависимости от возраста учащихся): защита презентаций, выставка письменных отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала.

Средства обучения.

Компьютерный класс и 1 учительский ПК.

Системные требования: мультимедийный проектор, экран.

Использование готовых программных продуктов, работа с программами MS Office Power Point.

В процессе работы учащиеся могут развивать следующие умения:

- обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения;

- обосновывать свою точку зрения;

- планировать решения;

- делать выводы и заключения;

- оценивать собственный мыслительный процесс.

  Внимание будет уделено следующим навыкам:

- умению ориентироваться в различных источниках информации,

- умение критически мыслить,

- исследовательские навыки,

- организационные навыки,

 - информационно-коммуникационные навыки.

Ожидаемые результаты:

развивать творческий подход к изучаемому учебному материалу; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность,  использовать полученные ими знания на практике, пробудить интерес к компьютерным технологиям.

Отличительные особенности данного урока:

-знакомство с частью экспозиции компьютерного музея;

-знакомство с учеными;

-развитие способности задерживать внимание на деталях, находить в них  смысл.

Некоторые итоги урока:

-Развитие наблюдательности, способность элементарно анализировать увиденное.

-Развитие творческого воображения.

- Формирование представления об уникальности вычислительной техники, с которыми зритель встречается в музее.

        Выводы:              

Итак, виртуальная   экскурсия не только оживляет преподавание предмета, но  должна соответствовать содержанию и теме учебного материала, быть доступной возрасту учащихся.

Список литературы Интернет источников.

  1. http://atyrauhistory.weebly.com
  2. http://sajaxat.mi.ru/Excurs/Virtual/3.htm
  3. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Наука, 1985. – 325 с.
  4. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.
  5. Емельянов Б.В. Экскурсия. – М.: Профиздат, 1984. – 122 с.
  6. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – 112 с.
  7. Еремеева Е., Тимофеева Л. Проектирование экскурсии учащимися в процессе создания открытого детского музея «Ресурсы природы» // Мир экскурсий. – 2007. -  № 1. – С. 62-65.
  8. Журавлева В.Л. Специфика тематических экскурсий. // Мир экскурсий. – 2008. -  № 3. – С. 28-32.
  9. Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ Турист, 1980. – 164 с.
  10. Коленкин А.А. Школьные дальние экскурсии в 1919-1928 гг. // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №7, 1993. – С. 12-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Разработка учебно-методического пособия - модифицированной учебной программы дополнительного образования детей по лёгкой атлетике,прошедшей экспертизу и "Рекомендованной к реализации" .

ЯВЛЯЯСЬ тренером-преподавателем КДЮСШ по совместительству, и добиваясь положительных результатов в Спартакиаде школьников, реализую программу по лёгкой атлетике.,...

Организация внеурочной деятельности в предметной области математика и информатика с целью развития логического мышления: разработка учебно-методического комплекта «Элементы логики»

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению информатики и математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащ...

Авторская разработка учебно-методического пособия по английскому языку для 8–10-х классов "Golden Ring" ("Золотое кольцо")

Данное учебно-методическое пособие может использоваться на уроках английского языка в 8-10-х классах общеобразовательных школ (в зависимости от подготовленности учеников), а также на факультативных за...

Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...

Разработка учебно-методического пособия VBA for EXCEL

Разработка позволит пройти обучение по данной теме. Расписаны уроки с заданиями и примерами макросов. Методическое пособие будет полезно обучающимся и студентам на уроках информатики....

Авторская разработка учебно-методического пособия по второму иностранному (немецкому) языку для общеобразовательных организаций 5 класс "Моя семья и я»

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавания уроков немецкого языка как второго иностранного на базе английского в 5 классах. Содержание учебного материала данного раздела соответствует...