Проект урока информатики в 9 классе по теме: «Информационные модели в базах данных»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Данный урок проводится по плану в соответствии с рабочей программой планированием. Является первым уроком по теме «Информационные модели в базах данных», на изучение которой в курсе информатики 9 класса отводится 8 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

Проект урока информатики в 9 классе по теме:

«Информационные модели в базах данных»

Технология: ИКТ, здоровьесберегающие

Номинация: современные образовательные технологии

                

Автор - составитель:  учитель информатики

Литовкина Людмила Николаевна

Ст. Озерки 2013


Образовательные

Обеспечить условия:

  • для формирования у учащихся новых определений и понятий: “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “СУБД”
  • актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках.

Развивающие

Обеспечить условия:

  • для развития творческого потенциала, развития умения владеть данными инструментами, развивать умение анализировать возможности программного обеспечения;
  • для развития умения взаимоконтроля и взаимооценки учащихся.

Воспитательные

Обеспечить условия:

  • воспитание терпимости к мнению одноклассников, воспитание способности уступать, выслушать собеседника, идти на компромиссы чувства патриотизма, любви к малой Родине. 

Цели урока


Конспект урока

Предмет _____информатика ____________Класс  _______9 ______________

Тема урока ______ Информационные модели в базах данных __________ 

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютеры 9 штук с программным обеспечением  Word или OpenOffice.org Writer, мультемедийный проектор, тест, карточки для рефлексии и релаксации.  

Организационный момент

Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, сядем поудобнее, мысленно пожелаем  успехов в работе на уроке себе и своим товарищам. Начать урок я хочу с притчи.

«Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»

  • Всё в ваших руках, ребята! Постарайтесь проявить сегодня максимум своих способностей. А я уверена в вашем успехе!

2.Определение эмоционального состояния, настроения (Приём педагогической техники «Моё лицо»)

-А теперь определите, пожалуйста, своё внутреннее состояние, выбрав  нужный рисунок, «смайлик», как принято говорить в Интернете.

-Настроение в целом позитивное, можем приступать к знакомству с темой нашего урока. Какова тема нашего урока?  Как вы думаете чему – мы должны научиться на уроке?  

Учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои рабочие места.

Поднимают смайлик

«информационные модели баз данных»

научиться создавать информационные модели

Приложение 6

Актуализация опорных знаний (обобщение)

Цель: создать условия для обобщения знаний по теме «Информационные модели»

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу

Чтобы перейти к изучению новой темы вспомним:

  • Что такое модель?

  • Какие два основных вида моделей вы знаете?

  • В рамках предмета “информатика” нас интересуют знаковые (информационные) модели. Назовите виды информационных моделей.
  • Какое программное обеспечение можно использовать для создания этих моделей?

Теоретические знания у нас есть, теперь давайте попробуем применить их на практике.  Все мы знаем, что наш Алтайский край взрастил много знаменитых, выдающихся людей. Это писатели, режиссеры, актеры, спортсмены. Для дальнейшего задания я вас попрошу разбиться для пары. Каждая пара будет создавать одну из следующих информационных моделей знаменитые люди Алтая: 1. спортсмены; 2 писатели; 3 актеры; 4 режиссеры.

Какие признаки являются наиболее важными при построении такой модели? (ответы детей)

В нашей модели я предлагаю вам ограничится следующими признаками

  • ФИО
  • Дата рождения
  • Место рождения
  • И следующий признак для каждой из групп будет индивидуален Если вы создаете модель знаменитые спортсмены Алтая, то это будет вид спорта, писатели – книги, режиссеры и актеры – фильмы.

 Для ускорения определения количества знаменитостей нам понадобится такой признак, как …

  • Порядковый номер.

Выберем форму для нашей модели (её внешний вид). Ваши предложения …

Самый удобный и наглядный способ создать таблицу.

Какое программное обеспечение мы для этого можем выбрать? (ответы детей)

У вас 10 минут для того, чтобы создать табличную информационную модель знаменитые люди Алтая, состоящую из 5 человек. Программу для реализации этой модели вы выбираете сами.

При работе за компьютером не забывайте, что спина должна быть прямой, не облокачивайтесь на стол, не приближайтесь глазами близко к монитору.

Модель – некоторый новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, процесса или явления

Знаковая (информационная),

Предметная (материальная)

Описательная, графическая, на языке формул.

Текстовый редактор, графический, электронные таблицы.

ФИО, дата рождения, в каких фильмах снимался и т.д.

Таблица, схема и т.д.

Текстовый редактор, электронные таблицы

Приложение 1

Работа проходит в парах с информационным материалом (Приложение 2)

Выступление учащихся по полученным моделям.

В промежутке между работой и отчетом групп - релаксация.

Релаксация  «Цветок добра»

Цель: обучение расслаблению мышц всего тела

-Положите Цветок Добра  между ладонями. Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка,      

       (звучит спокойная музыка).

 и вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как это добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости.  Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли, улыбнитесь.

Дети закрывают глаза, расслабляются…

Приложение 3

Изучение нового учебного материала

Цель: создать условия для формирования у учащихся новых определений и понятий: “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “СУБД”

Итак, мы получили информационную модель, в которой упорядочено, хранятся данные о знаменитых людях Алтая обладающих одинаковым набором свойств. Как вы думаете, как по-другому можно назвать эту модель? Такая информационная модель называется “базой данных” Информация об одном объекте из таблицы называется записью, а каждое свойство этого объекта – полем.

В одном из полей всегда содержится уникальная для каждой записи этой таблицы информация. Такое поле будет называться ключевым.

В нашей базе данных, какое поле является ключевым?

Подумайте и приведите примеры баз данных из жизни. Где мы с ними встречаемся.

Сегодня вы создали базу данных, состоящую из 5 записей. Теперь представьте себе, что вы владелец киоска, торгующего видеопродукцией, и ваша база данных будет состоять из нескольких сотен записей. Вам необходимо будет найти все объекты. Обладающие общим свойством: например фильмы режиссера Шукшина. Сможем ли мы быстро выполнить поиск таких фильмов в тех программах, в которых вы создали свои базы данных?

Удобно ли это делать?

Давайте вспомним, как осуществляется поиск информации в Word-e, Excel-e. Удобен ли здесь поиск?

Для облегчения создания, поиска и хранения баз данных существует специальное программное обеспечение, которое называется система управления базами данных (СУБД).

Порядковый номер

Библиотека, архив, страница в интернете

Нет

Нет.

Не всегда такой поиск удобен

Приложение 1

Контроль знаний. Подведение  итогов

Цель: создание условий для первичной проверки знаний.

Сегодня на уроке мы познакомились с понятием БД и ее структурой, системой управления базы данных, и создали часть базы данных “знаменитые люди Алтая”. На вопрос “как вы усвоили этот материал” нам ответит тест.

Выполняют тест

Приложение 4

Домашнее задание

Цель: создать условия для усвоения знаний в системе, применения полученных знаний

Создать базу данных, содержащую сведения об Алтайском крае. База должна содержать:

  •  информацию о районах, входящих в состав края,
  •  административный центр,
  •  площадь,
  •  население,
  • историческая справка.

Разбирают домашнее задание и задают по нему вопросы

Приложение 1

Приложение 5

Рефлексия

Цель: узнать эмоциональный настрой, настроение ребенка на конец урока.

А теперь снова определите, пожалуйста, своё внутреннее состояние, выбрав  нужный рисунок, «смайлик».

-Настроение в целом позитивное. Спасибо за урок!

Поднимают смайлик

Приложение 6

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Информационные модели на графах"

Тема урока. Информационные модели на графахЦель урока;Образовательная – расширить преставления о видах информационных моделей:сформировать представление о графах как наглядном средстве представления с...

Урок информатики в 9 кл. Тема "Основные типы и форматы данных. Ссылки"

Урок в 9 классе по программе Угриновича. Тема "Основные типы и форматы данных"...

Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели"

Методическая разработка уроков в 10 классе по теме "Информационные модели" может быть использована при проведении уроков информатики в 10 классе по теме "Информационные модели" по учебнику И. Г. Семак...

Технологическая карта урока информатики 11 класс по теме "Геоинформационные модели"

Разработка занятия по теме "Геоинформационные модели" , расчитанная на два урока. Тип урока: "Открытие нового знания". Представлена  не только  пошаговый ход урока, но и дидактический матери...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...