Дифференцированный подход обучения в работе учителя информатики и ситуация успеха
статья по информатике и икт по теме

Дифференцированный подход на уроках  информатики 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сарбаева Любовь Владимировна,

преподаватель информатики,

ГБОУ СОШ №10

На протяжении моей педагогической деятельности я задавалась вопросом:  какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы. Как активизировать познавательную деятельность моих учеников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

В процессе работы я стараюсь придерживаться дифференцированного подхода, т.к. он способствует повышению эффективности обучения учащихся информатике. Данный подход я применяю как к содержанию, так и  к методам обучения в зависимости от уровня развития мышления учеников.

В педагогической энциклопедии дифференцированный подход определяется как организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком[1].

Сущность дифференциации состоит в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями ведут всех школьников к одинаковому усвоению программы.

При обучении нельзя ставить детей в абсолютно одинаковые условия. У каждого свой темп, свой уровень, некоторые имеют образное восприятие, а некоторые легче усваивают информацию в виде таблиц, схем. Поэтому  предпочитаю излагать материал  и давать задания, ориентируясь на все перечисленные группы учащихся.

Один из аспектов гуманистического взгляда на дифференцированный контроль заключается в том, что задания могут быть предложены одинаковые, а степень помощи учителя при их выполнении – разная. Я на своих уроках перед началом практической части урока объявляю учащимся  критерии оценивания  выполнения ими данной работы:

  1. оценку «отлично» получает тот, кто самостоятельно выполняет задание,  не пользуясь  технологической картой выполнения практической работы, не обращается за помощью к учителю;
  2. оценку «хорошо» получает тот, кто самостоятельно выполняет задание по технологической карте без помощи учителя;
  3. оценку «удовлетворительно» получает тот, кто  выполняет задание по технологической карте с  помощью  учителя.

Ученики в силу своих способностей, возможностей, желания выбирают свой вариант выполнения работы. На уроке некоторым детям в силу их особенностей не хватает время на выполнение задания, а некоторые, на фоне остальных, привыкли быть «серыми мышками и не высовываться из норки». Оценивая ситуацию урока, я иногда  озвучиваю следующее: «Ребята, те, кто выполнял работу на «3», а хочет получить отметку на бал выше, тот может прийти после уроков в кабинет информатики и выполнить аналогичную работу, но уже без помощи учителя». Ведь  после уроков и время на выполнение задания достаточно и нет тех, кто может посмеяться над ошибками в твоей работе.  И те дети, которые приходят, как правило, справляются с заданиями. Пусть я на это трачу личное время, но видя улыбку ребят от полученных результатов, я перестаю  об этом  думать. Придя 2-3 раза после уроков и получив поддержку учителя, ребёнок начинает верить в свои силы, уже старается не отставать от других учеников и стремиться выполнять всё задание на уроке. Так для учащихся создаётся ситуация успеха.

Использование разноуровневых заданий предоставляет  каждому учащемуся возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна.  Каждый может работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности.  Создавая на уроке презентации  в программе PowerPoint, ребята уже знают, что если они выполнят мини – проект, состоящий из более чем 15  слайдов, то они заработают отметку «5», если от 10  до 15 слайдов, то отметку «4» и, естественно, если менее 10 слайдов, то – «3».

В своей работе я  обращаю внимание на интересы и склонности  учащихся.  На уроках стараюсь создать атмосферу непринуждённого общения, находить индивидуальный подход  к детям. В прошлом году закончил 9 классов ученик, который не любил писать конспекты  в тетрадь (не только по предмету «Информатика»). Из-за этого были проблемы и в отношении к нему, и с  его успеваемостью. Со временем я заметила, что как только  класс приступал к практической части урока и включались компьютеры,  данный ребёнок «оживал», у него появлялся блеск в глазах и он быстро «включался » в работу на уроке. Проанализировав ситуацию, я ему разрешила писать конспекты  на компьютере в текстовом редакторе. Он с большим удовольствием это делал. Затем сохранял записи на съёмном носителе, дома распечатывал и на следующий урок приносил. С успеваемостью по моему предмету все проблемы были решены. Кроме того, всё свободное время ученик стал проводить в кабинете информатики, самостоятельно научился создавать мультики. Затем с удовольствие демонстрировал их своим одноклассникам, которые не ожидали, что слабоуспевающий по другим предметам ученик вдруг создал то, что не все хорошисты или отличники могут сделать.

Учитывая способности, интересы и потребности ученика, он получает право и возможность выбирать объём и глубину усвоения материала, варьировать свою учебную нагрузку как в школе, так и при выполнении домашнего задания. Например: при подготовке к  изучению темы «Устройства ввода/вывода информации в ПК», даю задание на дом: найти в Интернете название и назначение устройств ввода/вывода. Желающие могут найти более расширенную информацию  об этих устройствах (не только название и назначение, но и разновидности, характеристики …).  Естественно, они получают дополнительную отметку.

Информатика – это предмет, где компьютер позволяет учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся. Это означает, что от традиционных объяснительно-иллюстративных технологий легко перейти на технологию дифференцированного и индивидуального обучения. Но чтобы индивидуально работать  с учеником, учитывая его особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс, разрабатывать  соответствующие дидактические модели, через которые  реализовывался индивидуальный подход в обучении. В этом  учебном году я занималась с девочкой с ограниченными возможностями слуха, которая находилась на индивидуальном обучении.  Сначала были сложности в общении и, естественно, в обучении. Приходилось каждое слово и проговаривать и писать, каждое действие на компьютере и показывать и записывать в тетрадь и ещё раз показывать. На это уходило много времени, не сразу всё получалось как в объяснении, так и в понимании урока. Но индивидуальный подход к этой девочке, дружелюбная обстановка, её желание получать знания дали хороший результат.  Школу она закончила на хорошо и отлично.

В заключение хочется сказать, что нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания и обучения  не может быть заранее объявлен эффективным или не эффективным без учёта тех условий, в которых он применяется. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать  оптимальный. Я остановила свой выбор на дифференцированном методе.

Список литературы

  1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М: ИКЦ «Март»., 2005 – 448 с.


[1] Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М: ИКЦ «Март»., 2005. С.78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

Опыт работы социального педагога. Создание «ситуации успеха» для детей «группы риска».

На своём  педагогическом опыте работы с трудными детьми я сделала вывод, что важнейшим аспектом жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является досуг.В современных у...

Дифференцированный подход обучения английскому языку в школе

Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности....

Дифференцированный подход обучения учащихся на уроках технологии

Для использования учителем на уроках технологии в работе с детьми....

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...