Методическая разработка урока по предмету "Информатика и ИКТ" для профессии "Мастер по обработке цифровой информации"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Урок по предмету общеобразовательного цикла ФГОС НПО по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации (1 курс)

Урок из раздела 4 "Формализация и моделирование". Тема урока: "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере". Проведен самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_lapenkova_e.a..doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное

учреждение начального профессионального образования

Професссиональное училище № 80

Урок по предмету «Информатика и ИКТ»

Специальность: мастер по обработке цифровой информации (1 курс)

Раздел 4. Формализация и моделирование

Тема урока:

«Основные этапы разработки и

исследования моделей на компьютере»

преподаватель спец.дисциплин Е.А.Лапенкова

Электросталь

2011

Этапы подготовки урока

Группа

107

Урок  №

50,51

Тема

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Оборудование

Персональные компьютеры; мультимедийный проектор; презентация в среде PowerPoint; текстовый редактор MS Word, электронный тест, созданный в программе Hiper Test

Планирование и подготовка урока

Этапы планирования урока

Конспект урока

1

Разработка системы уроков по теме или разделу.

Календарно-тематическое планирование

2

Определение места данного урока в теме, разделе, курсе.

Урок 5,6 из 8 уроков по теме «Формализация и моделирование».

3

Определение триединой дидактической цели урока.

Образовательная: выяснить основные этапы разработки компьютерных программ; уметь проводить классификацию различных объектов.

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

 

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.

4

Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний.

  1. Реальный объект
  2. Модель
  3. Алгоритм
  4. Программа

5

Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

Классический (или индуктивный) подход к моделированию рассматривает систему, переходя от частного к общему, и синтезирует ее путем слияния компонент, разрабатываемых отдельно. Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит цель, при этом объект выделяется из окружающего мира.

Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и систем позволяет изучить их изменения в зависимости от значений тех или иных параметров.

6

Определение типа урока.

Объяснительно-демонстрационный.

7

Выбор наиболее целесообразных методов.

Методы

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности.

Словесные:

  1. беседа на этапе актуализации опорных знаний.

Наглядные:

  1. демонстрация в виде компьютерной презентации.

Практические:

  1. самостоятельная  практическая работа по инструкции под наблюдением преподавателя;
  2. электронное тестирование.

Методы стимулирования интереса к учению.

  1. создание эмоционально-нравственных ситуаций.

Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

  1. индуктивные (изложение фактов, организация выполнения упражнений, постепенная подводка учащихся к обобщениям, определению понятий).

Методы стимулирования и положительной мотивации учения.

  1. создание ситуации успеха в учении;
  2. формирование ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля в обучении.

  1. индивидуальный и фронтальный опрос;
  2. проверочная работа с использованием электронного теста.

8

Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

Изучая различные предметы общеобразовательного  курса, учащиеся получают представление об окружающем мире с разных углов зрения, формируют физическую, биологическую, историческую и другие картины мира. Чтобы соединить эти представления в единое целое, надо попытаться найти что-то общее во всём этом многообразии. Этим общим является наличие информации и информационных процессов. Человек получает информацию из окружающего мира и на основании этой информации формирует своё представление о нём. Поэтому очень важно, чтобы человек научился смотреть на мир с точки зрения изучения информации об объектах и происходящих информационных процессов.

9

Подбор дидактических средств урока.

  1. Компьютерная презентация «Основные этапы разработки моделей на компьютере»;
  2. учебник и практикум;
  3. рабочая тетрадь;
  4. редактор MS Word

10

Планирование записей и зарисовок (на доске или в презентации) и работы учащихся на доске и в тетрадях.

Презентация - Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и процессов позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. 
Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов
На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель. 
Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования (целей моделирования), свойства объекта, а несущественными свойствами пренебрегает
На втором этапе создается формализованная модель, т. е. описательная  информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка.
В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и т. д. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.
На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, т. е. выразить ее на понятном для компьютера языке.
Компьютерные модели разрабатывают преимущественно программисты, а пользователи могут проводить компьютерные эксперименты.
В настоящее время широкое распространение получили компьютерные интерактивные визуальные модели. 
В таких моделях исследователь может менять начальные условия и параметры протекания процессов и наблюдать изменения в поведении модели.

11

Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

Работа в текстовом редакторе при создании таблицы

12

Выбор форм работы и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома.

  1. фронтальная работа;
  2. деятельность под руководством учителя;  
  3. электронное тестирование;
  4. дифференцированное домашнее задание.

13

Разработка структуры урока

1-ый  - организационный этап.

2-ой  - актуализация знаний.

3-ий  - этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

4-ый этап получения и  усвоения новых знаний.

5-ый - этап закрепления нового материала, коррекции знаний.  

6-ой – этап подведения итогов урока.

14

Планирование проверки умений учащихся.

Электронное тестирование

15

Проверка оборудования и технических средств обучения.

+

16

Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

Дифференцированное домашнее задание:

  1. обязательное;
  2. дополнительное;
  3. творческое.

17

Продумывание форм подведения итогов урока.

Отметка выставляется по совокупности за самостоятельную работу на компьютере и прохождение теста.

18

Планирование внеклассной работы по данной теме.

-

19

Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями, создание презентации.

+


Сценарий урока

Цели

  1. Образовательная: организовать совместную учебную деятельность для формирования и развития исследовательских навыков учащихся; создать условия для освоения технологии моделирования.
  2.  Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
  3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.

Должны знать: основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Должны уметь: построить модель объекта или процесса согласно поставленной цели.

Тип урока

урок усвоения новых знаний (по образовательной цели)

Подготовительная работа

  1. создание мультимедийной презентации
  2. подготовка и установка на все компьютеры электронного теста, созданного в программе Hiper Test;

Оборудование

  1. персональные компьютеры;
  2. мультимедийный проектор;
  3. локальная компьютерная сеть.

Дидактические средства

  1. компьютерная презентация
  2. электронные файлы теста;
  3. рабочая тетрадь;

Прикладные программы

  1. Hiper Test;
  2. текстовый редактор Блокнот;
  3. текстовый редактор MS Word;
  4. редактор презентаций MS PowerPoint.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Теоретическая часть.
  4. Практическая часть.
  5. Подведение итогов (рефлексия). Выставление оценок.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.

Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и систем позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов.

На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модельТакая модель выделяет существенные с точки зрения целей проводимого исследования параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает.

На втором этапе создается формализованная модель, то есть описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и пр. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.

Однако далеко не всегда удается найти формулы, явно выражающие искомые величины через исходные данные. В таких случаях используются приближенные математические методы, позволяющие получать результаты с заданной точностью.

На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модельто есть выразить ее на понятном для компьютера языке. Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели:

1) построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;
2) построение компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, СУБД и пр.).

В процессе создания компьютерной модели полезно разработать удобный графический интерфейс, который позволит визуализировать формальную модель, а также реализовать интерактивный диалог человека с компьютером на этапе исследования модели.

Четвертый этап исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного эксперимента. Если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение и получить результаты.

Если компьютерная модель исследуется в приложении, например в электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график и так далее.

Пятый этап состоит в анализе полученных результатов и корректировке исследуемой модели. В случае различия результатов, полученных при исследовании информационной модели, с измеряемыми параметрами реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности. Например, при построении описательной качественной модели могут быть неправильно отобраны существенные свойства объектов, в процессе формализации могут быть допущены ошибки в формулах и так далее. В этих случаях необходимо провести корректировку модели, причем уточнение модели может проводиться многократно, пока анализ результатов не покажет их соответствие изучаемому объекту.

  1.  Теоретическая часть.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и систем позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. Процесс разработки моделей и их исследование на компьютере можно разделить на несколько основных этапов.

Описательная информационная модель. На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования, параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает.

Формализованная модель. На втором этапе создается формализованная модель, т. е. описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений или неравенств фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.

Однако далеко не всегда удается найти формулы, явно выражающие искомые величины через исходные данные. В таких случаях используются приближенные математические методы, позволяющие получать результаты с заданной точностью.

Компьютерная модель. На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, т. е. выразить ее на понятном для компьютера языке. Существуют различные пути построения компьютерных моделей, в том числе:
- создание компьютерной модели в форме проекта на одном из языков программирования;
- построение компьютерной модели с использованием электронных таблиц или других приложений: систем компьютерного черчения, систем управления базами данных, геоинформационных систем и т. д.

В процессе создания компьютерной модели полезно разработать удобный графический интерфейс, который позволит визуализировать формальную модель, а также реализовать интерактивный диалог человека с компьютером на этапе исследования модели.

Компьютерный эксперимент. Четвертый этап исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного эксперимента. Если компьютерная модель существует в виде проекта на одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение, ввести исходные данные и получить результаты.

Если компьютерная модель исследуется в приложении, например в электронных таблицах, то можно построить диаграмму или график, провести сортировку и поиск данных или использовать другие специализированные методы обработки данных.

При использовании готовой компьютерной визуальной интерактивной модели необходимо ввести исходные данные, запустить модель на выполнение и наблюдать изменение объекта и характеризующих его величин.

В виртуальных компьютерных лабораториях можно проводить эксперименты с реальными объектами. Для этого к компьютеру присоединяются датчики измерения физических параметров (температуры, давления, силы и др.), данные измерений передаются в компьютер и обрабатываются специальной программой. Результаты эксперимента в виде таблиц, графиков и диаграмм отображаются на экране монитора и могут быть распечатаны.

Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели. Пятый этап состоит в анализе полученных результатов и корректировке исследуемой модели. В случае несоответствия результатов, полученных при исследовании информационной модели, измеряемым параметрам реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности.

Например, при построении описательной качественной модели могут быть неправильно отобраны существенные свойства объектов в процессе формализации могут быть допущены ошибки в формулах и т. д. В этих случаях необходимо провести корректировку модели, причем уточнение модели может проводиться многократно, пока анализ результатов не покажет их соответствие изучаемому объекту.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере?

2. Какие программные средства обычно используются для создания компьютерных моделей?

  1. Выполнение практического задания

На сегодняшнем уроке я предлагаю вам построить информационную модель качеств своей личности и исследовать её с целью определения профессиональных предпочтений.

(Раздаточный материал (Приложение 1) выдан учащимся в начале урока, на “Рабочем столе” компьютера находится Таблица 2)

1. Тип мышления

Все люди делятся на “левополушарных” (Л) и “правополушарных” (П). У “левополушарных” преобладает логический тип мышления. Они, в общем-то, оптимисты и считают, что большую часть своих проблем решат самостоятельно.

Если Вы “левополушарный”, то, как правило, без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником... продолжите этот список сами.

2. “Правополушарный” – это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитаете полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманываетесь. Не очень общительны, но зато можете продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. п.). Вас ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, – художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

В. Станьте в “позу Наполеона”, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г. Попробуйте изобразить “бурные аплодисменты”. Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения, Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми, Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.

Внесите, пожалуйста, в таблицу №2 , находящуюся на “Рабочем столе” полученные характеристики.

Как вы заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Впрочем, предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя. Сделаем следующий.

2. Контактность

Не так уж много на земле профессий, позволяющих обходиться без общения с людьми. Поэтому вы поступите правильно, если обратите внимание на такие качества, как общительность, контактность. Они полезны не только обаятельным кинозвездам, но и каждому, кто хочет с толком использовать свой дар речи. Поэтому поставим вопрос таким образом: куда вы обращены – к людям или к себе? С кем бы вы предпочли общаться – с самим собой или с другими?

Если хотите определить свой психологический тип по отношению к окружающим, то оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.

  1.  Я легко сближаюсь с людьми.
  2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
  3. Я разговорчивый человек.
  4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми
  5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения. -
  6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.
  7. Мне удается оживить скучную компанию.
  8. Я говорю быстро.
  9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

1–12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший педагог или организатор. По темпераменту обычно флегматик или меланхолик.

13–24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, педагоги – словом, все, чья работа требует умения общаться с людьми.

25–36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства. Такой человек обычно холерик или сангвиник.

Внесите, пожалуйста, в таблицу 2 (см. Приложение 2), находящуюся на “Рабочем столе” полученные характеристики.

3. Склонности и предпочтения

Специальные методики помогают выявлять способности и склонности человека быстро и в широком диапазоне. Таких методик уже сотни, но все равно их недостаточно. Ведь далеко не все области человеческой деятельности настолько простоты, что к ним можно сформулировать четкие, однозначные требования. Тем не менее известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп: к первой он отнес профессии типа “человек – природа” (например, лесовод, агроном, биолог), ко второй – “человек – техника” (слесарь, механизатор, монтажник), к третьей – “человек – человек” (педагог, медсестра, администратор), к четвертой – “человек – знаковая система” (стенографистка, оператор ЭВМ, математик), к пятой – “человек – художественный образ” (ювелир, фотограф, художник).

Ответив на следующие вопросы, вы можете определить, какой тип профессий предпочитаете. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопроса (колонка а), или нет? Что для Вас предпочтительнее? Выберите вариант ответа.

Таблица 1

а

б

1

Ухаживать за животными

Обслуживать машины, приборы

2

Лечить больных

Составлять компьютерные программы

3

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов

Следить за состоянием и развитием растений

4

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл)

Рекламировать, продавать товары

5

Обсуждать научно-популярные статьи

Обсуждать пьесы, концерты

6

Выращивать животных

Помогать товарищам в работе, спорте

7

Настраивать музыкальные инструменты

Управлять трактором, тепловозом

8

Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии)

Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов

9

Ремонтировать вещи, изделия

Искать и справлять ошибки в текстах, рисунках

10

Лечить животных

Выполнять вычисления, расчеты

11

Выводить новые сорта растений

Конструировать машины, проектировать дома

12

Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять

Разбираться в чертежах, схемах

13

Наблюдать за работой художественной самодеятельности

Изучать жизнь микробов

14

Налаживать медицинские приборы

Оказывать людям медицинскую помощь

15

Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях

Художественно описывать события

16

Делать лабораторные анализы в больнице

Осматривать больных, назначать лечение

17

Красить стены, расписывать изделия

Монтировать здания, собирать машины

18

Организовывать культпоходы, экскурсии

Участвовать в концертах, спектаклях

19

Изготовлять детали, строить здания

Чертить, копировать карты

20

Бороться с болезнями растений

Работать на компьютере

Выбранные варианты ответов наберите, пожалуйста, в таблице 3

Таблица 3

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Художественный образ

За

36

 

  

  

  

  

  

  

10а

  

 

10б

 

11а

11б

12а

126

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

  

17а

  

176

18а

  

186

 

19а

  

19б

 

20а

  

  

20б

  

В двух колонках “попаданий” окажется больше всего, они покажут Ваши предпочтения в деятельности.

Внесите, пожалуйста, в таблицу 2 (см. Приложение 2) , находящуюся на “Рабочем столе” полученные характеристики.

Теперь, когда вы более или менее твердо определили, какой тип профессии вам больше по душе, пора подумать и о необходимых качествах, которые понадобятся вам в будущем.

Домашнее задание: выделить в проделанной работе этапы моделирования и на основе полученных данных составить список предпочтительных профессий и смоделировать свой профессиональный образ.

Совет: не относитесь к полученным результатам слишком серьезно.

  1. Выполнить электронный тест.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Выставление оценок по совокупности за работу на компьютере и электронный тест.

Список информационных ресурсов

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 класс / Н.Д.Угринович. – М: БИНОМ
  2. http://vrbsh.narod.ru/  - Современный урок. Требования к современному уроку. (Методические рекомендации учителю)


Самоанализ урока

Психолого-дидактические характеристики урока

Признаки конкретной пси холого-дидактической ха рактеристики (технологиче ские показатели)

Данный признак на уроке был

выражен ярко

Данный признак на уроке был

выражен слабо

Данный при знак на уроке отсутствовал

1. Организационно – деятельностные аспекты ориентированного урока

1. Ориентация на

формирова ние

 деятель ности

(а не на передачу

информации)

Раскрытие и обсуждение спо собов учебной работы, кото рыми пользовались ученики

*

Знакомство учеников с ра циональными способами ус воения материала

*

Постановка на уроке учебных задач

*

Освоение на уроке учебных действий

*

Обучение учеников рефлек сии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности

*

2. Организация

развивающего

пространства

(обеспечение

развивающего

потенциала

урока)

Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тре нинга, анализа ситуаций и/или их моделей

*

Преобладание на уроке учеб ных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)

*

Постановка и организация разрешения проблемных си туаций

*

Использование диагно стических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного раз вития учеников

*

Использование нетра диционных форм урока (се минар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)

*

3. Реализация

индивидуаль ного

 подхода

Использование приемов внешней и внутренней диф ференциации

*

Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной бли жайшего развития)

*

Создание ситуаций, позво ляющих ученикам проявлять свои способности, возможно сти, интересы (то есть индивидуальность)

*

Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на ос нове предложенных альтер натив)

*

Создание ситуаций успеха (ак центирование внимания на дос тижениях и успехах учеников)

*

2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников

1. Актуализация  

и обогащение субъектного опыта учеников

Обращение к ранее накоп ленным знаниям и умениям учеников

*

Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения зада ния

*

Создание ситуаций нравст венного выбора

*

Обращение к версиям учени ков при поиске вариантов ре шения познавательной зада чи (проблемы)

*

Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта

*

2. Развитие

ак тивности

уча щихся в

учеб ной

деятель ности

Организация исследо вательской деятельности на уроке (порученных исследо вательских заданий на дом)

*

Создание ситуации самостоя тельного поиска ответа на поставленный учителем во прос

*

Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаи модействия на уроке

*

Поощрение вопросов учени ков, обеспечение возможно сти задавать вопросы

*

Поощрение инициативы, са мостоятельности в учебном процессе

*

3. Создание ус ловий для раз вития готовно сти ученика к самоопреде лению (в т.ч. личной ответ ственности за результаты учебной дея тельности)

Побуждение учеников к само оценке, самоконтролю, само анализу деятельности

*

Создание ситуаций самостоя тельного планирования своей деятельности, выбора действий

*

Помощь в осознании моти вов собственных действий, поведения, деятельности

*

Обучение целеполаганию (приемам, последовательно сти, классификации)

*

Создание ситуаций, обеспе чивающих самопознание учащихся

*

3. Проявление личностно ориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА

1.Проявление

ценностного

от ношения

к лич ности

учащихся

Заинтересованная реакция учителя на предложения, по желания, замечания (мнение) каждого ученика

*

«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реаги рование на него

*

Отделение оценки действий ученика от личного отноше ния к нему педагога

*

Акцентирование учителем важности мнения и участия ка ждого в урочной деятельности

*

Акцентирование внимания на позитивных личностных каче ствах учащихся, их поощрение

*

2. Реализация

учителем новых педагогических функций(ролей)

Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)

*

Учитель как человек, соз дающий условия для учения (фасилитаторская функция)

*

Учитель как исследователь (исследовательская функция)

*

Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)

*

Учитель как эксперт (консуль тативная, рекомендательная)

*

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Организация

равноправного

партнерского

общения в ходе

учебного

 взаи модействия

Приоритет диалогических форм общения

*

Организация сотрудничества учеников между собой

*

Обращение учителя к учени кам по имени

*

Свободное и открытое выра жение учениками своего мне ния без опасения критики

*

Учитель стремится постоянно получать от учащихся «об ратную связь»

*

2. Создание

бла гоприятного

 психологи ческого

 климата на уроке,

 атмо сферы добро желательности и

комфорта

Доброжелательность, спокой ствие, уравновешенность учи теля

*

Внимательность к ученику и его проблемам

*

Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися

*

Свободное и легкое вступле ние учеников в диалог с учите лем и друг с другом

*

Стимулирование положи тельных эмоций во время урока

*

3. Создание атмосферы взаимной

заин тересованно сти

в работе друг друга,

сотрудничества

Организация ситуаций взаи мопомощи между учениками

*

Использование таких учебных заданий, где сильна взаимо зависимость результатов ин дивидуальной и групповой работы

*

Организация работы учащих ся в парах

*

Организация групповой рабо ты учащихся

*

Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи

*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по производственной практике по профессии 230103.02 "Мастер по обработке цифровой информации"

Учебно-методический комплекс производственной практики по профессии 320103.02 "Мастер по обработке цифровой информации"  разработан  в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС НПО, Типовым Пол...

Методическая разработка урока спецдисциплины «Технология создания и обработки цифровой и мультимедийной информации"

Цели урока: Образовательная:  закрепить полученные знания о основных инструментах Corel Draw для работы с векторной графикой при создании визитной карточки. Развивающая:¨развить творчес...

Методическая разработка урока по теме: "Накладной карман и его обработка".

представление о классификации карманов, их назначении в одежде; о разных способах обработки накладных карманов. Закреплять знания по терминологии, правилам техники безопасности при работе с ручными ин...

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ в 5 классе "Кодирование информации"

В разработке представлен план-конспект урока по информатике для 5 класса "Кодирование информации"...

Методическая разработка урока технологии «Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия. Окончательная отделка вышитой салфетки», 5 класс

На уроке учитель знакомит учащихся со способами стирки, глажения и ухода за вышитыми изделиями. Для проведения урока необходимы следующие оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, презен...

Методическая разработка урока по английскому языку для 9 класса «Средства массовой информации»

Аннотация методической разработки Методическая разработка по английскому языку для 9 класса. Программа В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова «Английский язык. Рабочие программы. Предметная ли...