Формирование понятия счастья на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме

Купренкова Алла Владимировна

Цель урока: воспитать у учащихся стремление к счастью

Задачи:

1.подготовить почву для возникновения этого ощущения, для осознания     потребности в счастье

2.показать, что счастье – это искусство быть счастливым

3.познакомить с разными  представлениями о  счастье, видами и источниками

4. помочь ученикам в формировании своего понятия  счастье,  обогащении имеющегося  понятия, обмене понятиями.

5. помочь ученикам в  поиске “единомышленников по счастью” 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_uroka.doc58 КБ
Microsoft Office document icon pril1.doc32 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc102.5 КБ
Microsoft Office document icon pril3.doc80 КБ
Microsoft Office document icon pril4.doc36 КБ
Microsoft Office document icon pril5.doc36 КБ
Microsoft Office document icon pril6.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon pril7.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование понятия счастья на уроках информатики

Цель: воспитать у учащихся стремление к счастью

Задачи:

1.подготовить почву для возникновения этого ощущения, для осознания     потребности в счастье

2.показать, что счастье – это искусство быть счастливым

3.познакомить с разными  представлениями о  счастье, видами и источниками

4. помочь ученикам в формировании своего понятия  счастье,  обогащении имеющегося  понятия, обмене понятиями.

5. помочь ученикам в  поиске “единомышленников по счастью”

Ход урока:

I.Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

“Что такое счастье?

                                        Одни говорят: «Это страсти:

                                        Карты, вино, увлечения –

Все острые ощущения».

Другие верят, что счастье –

В глазах секретарши пленённых

И трепете подчинённых.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвёртых, это –

С милой сидеть до рассвета

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека (Э.Асадов)

Для счастливой жизни нужно очень

мало. Все заключается в человеке,

в его образе мыслей.( Марк Аврелий)”

II. Основная часть

II.1 Мотивационная часть, деление на группы

Учитель: “Счастье – очень многообразно. А как вы понимаете счастье”

Ученикам выдаются листы бумаги, вырезанные в виде корзин  “корзины счастья”. На них они записывают( каждый раз разными цветами) ответ на вопрос.

 Учитель:” А вы счастливы?”

Ученики выбирают один из вариантов ответа на доске.

Варианты ответа на доске:

1. Да, счастлив.  

2. Считаю, что я несчастливый человек  

3. Не очень

4. Не знаю / Не задумывался.

 В зависимости от ответа на вопрос учащиеся разбиваются на 4  группы.

 Если учащиеся не очень уверенны в свох ответах, то им  можно предложить тест   «Счастлив ли ты?»  (см приложение pril1)

Далее для объединения и сплочения групп выбираются девизы (эти девизы в конце урока могут поменяться или некоторые учащиеся из одной группы могут перейти в другую).

Девизы для групп:

1.Каждый может стать счастливым, если захочет.

2.На свете счастья нет, а есть покой и воля.

3.Человек счастлив ровно настолько, насколько он способен это понять.

4.Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других


II.2 Ассоциативный ряд

Подбор сходных понятий.

Учитель:” Назовите похожие понятия”

Ученики называют, а учитель записывает на доске:

Счастье ~ блаженство, благоденствие, благополучие, удача, успех, везение,наслаждение,предназначение, понимание, достижение, преодоление, участие, радость, здоровье, знание, любовь, доброта, нежность, забота, благосостояние, исполнение , синяя птица, малина, случай, судьба, удачливость, улет, участь, фортуна и др.

Подбор противоположных понятий.

Счастье = несчастье, беда, горе, болезнь, потеря, нищета, бедность, смерть, ненависть, равнодушие, безразличие, непонимание, неудача и др.

Учитель: “Подумайте  какие  из этих слов вы  хотели бы положить в свою

“корзину счастья”.

II.3 Формирование содержания и объема  понятия «счастье». Составление ОТ понятия счастья.( см приложение pril7)

Учитель: “Понятия счастья, как мы поняли, очень многозначно. Что еще включается в это понятие??

Группам выдается тексты  -  определения счастья из  разных энциклопедии (см приложение – pril2)

Члены группы  читают определения понятий из энциклопедий и  заполняют  ОТ ( опорную таблицу) , затем один из группы рассказывает, а учитель все фиксирует на доске, представители других групп добавляют к тому, что сказано. Получается  обобщенная ОТ счастья.

Затем каждый ученик из этой обобщенной ОТ “берет” отдельные признаки  и  добавляет в свою “корзину счастья”. Далее  члены одной группы выделяют общие признаки  счастья  и формируют понятие счастья группы. Цель этого этапа – найти  “единомышленников по счастью” (заполнение круга счастья группы на ватмане).

Сравнение понятий разных групп и  их анализ. Цель этого этапа – заставить учеников задуматься: правильно ли они выбрали данную группу и не следует ли перейти в другую или поменять девиз своей.Учитель может поставить такие вопросы перед этим этапом задания.

II.4   Обогащение, расширение содержания  понятия счастья.

Учитель : “В Интернете много информации о счастье (здесь можно показать сайты о счастье). Давайте познакомимся с соцопросом. (ученикам выдаются результаты соцопроса (pril3) и высказываними о счастье известных людей (pril4, pril5).

 Выберите 10 определений  понятия счастья которые подходят для вас и запишите. Сравните выбранные вами определения с определениями других участников группы. Много ли у вас общего? (поиск единомышленников, близких душ). Добавьте общие определения в круг счастья группы.

Сравните круги счастья своей группы с кругами других групп”

II.5 Осмысление и формирование своего понятия счастья.

Мини – рассказ на тему: « Мое понятие счастья». Рассказ  может быть  в произвольной форме , но если ученикам сложно, то можно дать опору в виде начала фраз или структурную схему.  

Сначала я думал.....

Теперь я считаю.....

Я благодарен ....

Учитель может прочитать образец эссе «О счастье»  (см pril6)

II.6 Осмысление и понимание счастья другого человека.

Учитель: “Если бы 1 Марта объявили Днем счастья, какие поздравительные открытки вы бы написали членам вашей группы и членам других групп.”

II.7 Организация дискуссии:

Определение преимуществ понятия «счастье»

- Необходимо ли счастье человеку?

- Что может случиться с несчастливым человеком?

- Какие преимущества даёт человеку владение «счастьем»?

 Определение недостатков понятия «счастья»

-Есть ли недостатки у этого качества?

-Всегда ли «счастье» - хорошая вещь?

-Можно ли попасть в беду из-за этого качества?

   III. Завершающий этап урока.

   III.1. Рефлексия.

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал, что…
  7. я приобрел…
  8. у меня получилось …
  9. я смог…
  10. я попробую…
  11. меня удивило…
  12. мероприятие дало мне для жизни…
  13. мне захотелось…  

 

III.2 Подведение итогов урока.

Cовет учителя тем, кто хочет стать счастливее:

“Исследования английских ученых показали, что ведение так называемого дневника благодарностей делает человека счастливее. Люди, которые ежедневно записывают в этот дневник пять вещей, за которые они благодарны другим людям, оказываются намного счастливее и оптимистичнее тех, кто этого не делает.”

Учитель предлагает ученикам   дать друг другу  советы как стать счастливее (( т.к.со стороны иногда бывает виднее).

Учитель задает вопрос: “Что бы вы еще хотели узнать о счастье?”



Предварительный просмотр:

Тест. Счастлив ли ты?

Не всегда человек может точно ответить на вопрос, счастлив ли он. Тебе с ответом, если есть сомнения, поможет тест, составленный чешскими специалистами из Пражского центра психологической помощи. Подумай, свойственны ли тебе следующие мысли и суждения:

1 Я так хорошо умею концентрироваться, что, работая, не замечаю, как летит время.

А. Да. Б. Нет.

2 Если бы окружающие знали обо мне всю правду, то относились бы ко мне гораздо хуже.

А. Нет. Б. Да.

3 Люди, которым я не нравлюсь, относятся ко мне так из-за собственных комплексов.

А. Да. Б. Нет.

4 В моем прошлом много тайн, которые никто никогда не узнает.

А. Нет. Б. Да.

5 Если бы я могла повернуть время вспять, то жила бы точно так же.

А. Да. Б. Нет.

6 Я настолько несовершенна, что мне необходимо постоянно работать над собой.

А. Нет. Б. Да.

7 Мои родители были счастливы, что у них такой ребенок.

А. Да. Б. Нет.

8 Раньше я жила гораздо лучше, чем сейчас.

А. Нет. Б. Да.

9 Я от рождения наделена недюжинными талантами.

А. Да. Б. Нет.

10 Я расстраиваю себя гораздо чаще, чем окружающие.

А. Нет. Б. Да.

Проверь результат!

Подсчитай, сколько раз ты отметил ответы «А».

8 и более. Тебя, похоже, можно назвать по-настоящему счастливым человеком. Единственное, что можно посоветовать – относись к себе чуточку более критически: ведь ты, как и остальное человечество, тоже несовершенна.

6 или 7. Тебе достался средненький уровень счастья. Порой твое счастье дает трещины из-за того, что ты начинаешь чересчур азартно копаться в себе – не увлекайся, а то заработаешь язву желудка.

От 3 до 5. Ты капельку несчастнее всех остальных людей – по внутреннему, разумеется, ощущению. Тебя чересчур беспокоят мнение других и собственные ошибки – от этого и все неприятности. Попробуй побольше любить себя.

2 или 1. Тебе пока не повезло: твои радости всегда мимолетны, призрачны, случайны и чересчур зависят от внешних факторов, таких, как алкоголь, сладости, курение. Попытайся поставить перед собой какую-нибудь конструктивную задачу и раз в жизни выполнить ее до конца.



Предварительный просмотр:

СЧАСТЬЕ

Перевод 

СЧАСТЬЕ

— понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры С. многоаспектно. Пол. исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия С:
1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везение; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над др. смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское cъcestъje расшифровывается как сложенное из др.-инд. su (хороший) и «часть», что означало «хороший удел», по др. версии «совместная часть, доля»; др.-греч. eudaimonia букв. означало покровительство доброго гения);
2) состояние интенсивной радости;
3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни;
4) чувство удовлетворения жизнью.
Философско-этический анализ С. начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности, и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в С. что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием С. формировались человеческие представления о добродетели и их философско-этическое осмысление. В ходе поиска ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его С. было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.
Соотношение добродетели и С. точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих С. стало центральной проблемой этики. Различные ее решения в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.
Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к С. которое выступает в качестве цели. С. отождествляемое в одном случае с наслаждением (
гедонизм), в другом — с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем — с отсутствием страданий, безболием тела и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской, или собственно эвдемонистической.
Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает С. как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека независимо от его индивидуальной эмпирической судьбы, конкретных обстоятельств жизни совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т.к. считалось, что индивид через разум связан с космосом в целом, то нравственное совершенство само по себе оказывается С. Согласно такому пониманию человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.
Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и вполне может быть названа его именем — аристотелевской (часто ее также именуют эвдемонистической), в Новое время наиболее ярко представлена Г.В.Ф. Гегелем. По этой традиции, нравственные добродетели — есть и путь к С. и самый существенный его элемент. Аристотелизм трактует С. как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему С. с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории С. Существенными при этом являются вопросы о С. индивида и С. общества (гос-ва), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях С. С. — фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. Понятием «С.» в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. Счастливой обычно именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это — удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема, радости.
В философско-этическом анализе С. наряду с вопросом о его соотношении с добродетелью важное значение имели еще два:
1) относится ли С. к сфере целей или оно является сверхцелью, императивом?
2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие?
С. — цель деятельности; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: С. нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней С. — прежде всего речь идет о разграничении С. человеческого и С. сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) эвдемонию, которая связана с дианоэтическими добродетелями и представляет собой нечто божественное, и вторую эвдемонию, связанную с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами — eudaimonia и makarhiotes, различие между которыми позже приобрело терминологический смысл — «С.» и «блаженство». Эпикур говорил, что С. бывает двух родов: «высочайшим, которое уже нельзя умножить», и другое, которое «допускает и прибавление и убавление наслаждений». Первое свойственно богам, второе — людям. Это разграничение человеческого С. получило развитие в религиозно-филос. учениях, где оно приобрело форму разграничения между земным С. и потусторонним блаженством.
С. заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что С. субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определенными претендующими на общезначимость представлениями о С. Тем более это относится к оценкам в терминах «С.» и «несчастье». За субъективным чувством и представлением о С. всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое С. и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании С. человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и др. людям. Более того: С. одних индивидов прямо зависит от С. других. К примеру, не может быть счастлива мать, если несчастны ее дети. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей С. Л. Фейербах говорил, что эвдемонизм становится этическим принципом как желание С. другому. Это значит: С. одних индивидов связано со С. других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе — такова одна из типичных и центральных тем филос. трактатов о С.
И. Кант развел понятия морали (добродетели, долга) и С. выдвинув два основных аргумента:
а) хотя С. в качестве высшего блага признают все, тем не менее понимают его по-разному, оно предстает как субъективное чувство и не может стать основой общезначимости (всеобщности) как специфического признака нравственности;
б) соединение морали со С. создает иллюзию, будто добродетельность человека гарантированно дополняется его жизненным благополучием.
Позицию Канта нельзя понимать как этическую дискредитацию С. Последнее признается в качестве фокуса всех эмпирических целей человека, императивов благоразумия, имеет иной источник и иную природу, нежели нравственный долг.
В современной этике проблематика С. растворена в разнообразных натуралистических теориях морали, в ней нет акцентированных эвдемонистических моральных учений, проблема С. не является центральной в этических дискуссиях, что, видимо, отражает трагизм мироощущения и общественного существования современного человека.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

СЧАСТЬЕ

        понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, крое соответствует наибольшей внутр. удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеч. назначения. С. является чувственноэмоциональной формой идеала. Понятие С. не просто характеризует определённое конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством. Поэтому понятие С. имеет нормативно-ценностный характер. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеч. жизни, понимается и содержание С. Это понятие имеет историч. и классово определ. характер. В истории морального сознания С. считалось одним из прирождён. прав человека, но на практике в классово антагонистич. обществе всегда получалось так, что стремление угнетённых классов к С., как отмечал Ф. Энгельс, безжалостно и на «законном основании» приносилось в жертву такому же стремлению господствующих классов.

        Критикуя бурж.-индивидуалистич. понимание С., классики марксизма-ленинизма подчёркивали, что стремление человека исключительно к личному С. в отрыве от обществ. целей вырождается в эгоизм, который попирает интересы других и морально калечит личность. К. Маркс отверг также уравнит. представления «казарменного коммунизма», которые он характеризовал как возврат «к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 115). Характеризуя своё личное понимание С., Маркс сказал, что видит его в борьбе (см. там же, т. 31, с. 492). Такое понимание С. противоположно всем обывательским представлениям о нём. Это не идиллическое состояние удовлетворённости существующим положением, а, напротив, постоянное стремление к лучшему будущему и преодоление препятствий на пути к нему, не достижение собств. благополучия, а полное развитие и использование своих способностей в сознат. деятельности, подчинённой достижению общих целей. Сознат. служение людям, революц. борьба за переустройство общества, за осуществление идеалов коммунизма — создание условий для всестороннего развития личности, за лучшее будущее для всего человечества наполняют жизнь человека тем высшим смыслом и дают то глубокое удовлетворение, которые приносят ему ощущение С.

        Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск., М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

СЧАСТЬЕ

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это достоинство быть счастливым» (Кант. Критика способности суждения). В стихотворении Шиллера « Счастье» мы читаем:

Философский энциклопедический словарь. 2010.

СЧА́СТЬЕ

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.

Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. εδαιμονία, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – эвдемония стала означать способность к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм, Эпикуреизм).

С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать бытие, способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия, нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть покой и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, игра жизненных сил – функционированием, внутр. волевой импульс – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот.

Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное существование характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский мир растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это метафора, означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в удовольствие и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое выражение в концепциях гедонизма и утилитаризма.

С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само общение, отдача себя, т.е. любовь, поэтому предмет, с к-рым связано С., никогда не вещь, но всегда лицо.

Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как установка на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна беда..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).

В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. идея личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.

Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. этика марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492).

Лит. см. при ст. Эвдемонизм.

Т. Маринина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

СЧАСТЬЕ

    СЧАСТЬЕ — понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское Sbcestbj восходит к древнеиндийскому su “хороший” и изstb “часть”, что означало “хороший удел”, по другой версии — “совместная часть, доля”; древнегреческое ευδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

    Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

    Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

    Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом — с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем — с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

    Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т. к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

    Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем — аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели — это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), ав стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристогелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

    Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно — в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся киники, стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто иное, чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать евдемонизм в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это различение, в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения категории счастья в системе моральных понятий. Счастье — фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

    В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье — цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья — прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами — ευδαιμονία и μακαριτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

    Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л. Фейербаху, евдемоиизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе — такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.

    Философия древности и Средних веков в целом этизировала проблему счастья или, что то же самое, рассматривала этические проблемы в связи со стремлением человека к счастью. В Новое время ситуация меняется, и этика уже не направлена на осмысление человеческой жизни в терминах счастья, что получило обоснование у Канта. Он развел понятия морали (добродетели, долга) и счастья, выдвинув два основных аргумента: а) хотя счастье в качестве высшего блага признают все, тем не менее понимают его по-разному, оно предстает как субъективное чувство и не может стать основой общезначимости (всеобщности) как специфического признака нравственности; б) соединение морали со счастьем создает иллюзию, будто добродетельность человека гарантированно дополняется его жизненным благополучием. Позицию Канта нельзя понимать как этическую дискредитацию счастья. Последнее признается в качестве фокуса всех эмпирических целей человека, императивов благоразумия, но имеет иной источник и иную природу, чем нравственный долг.

    В современной этике проблематика счастья растворена в разнообразных натуралистических теориях морали, в ней нет акцентированных евдемонистических моральных учений, проблема счастья не является центральной в этических дискуссиях, что, видимо, отражает трагизм мироощущения и общественного существования современного человека.

    Лит.: Аристотель. Никомахова этика, кн. 1.Соч.в4т.,т.4. М., 1983; Эпикур. Письмо Менекею.— В кн.: Диоген Лаэртскш. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, кн. 10. M., 1986; Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека, пер. А. В. Коноваловой. М., 1981.

    А. А. Гусейнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Синонимы:

благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение, вовременье, вовремянье, город, доля, лафа, малина, массель, наслаждение, нахес, предназначение, пруха, синяя птица, случай, состояние, судьба, счастливый конец, счастьице, талан, удача, удачливость, улет, успех, участь, фарт, фортуна



Антонимы:

  1. несчастье

,

  1. горе

,

  1. беда

,

  1. злосчастье



Предварительный просмотр:

Проведенный социологический опрос показал, что думают россияне-пользователи интернета о том, что такое счастье. Эта информация поможет тем, кто еще не нашел свое счастье или его потерял, поможет что-то понять о себе и окружающем мире.

  1. Результаты статистики

Главная / О счастье

О счастье

Ответы на вопрос "Что такое счастье?"

Продолжение >


стр. 1 - 2 - 3 - 4 - 5


  1. - Несколько лет назад осознал совершенно отчётливо, что счастлив. Могу поделиться впечатлениями счастливого человека. Оказывается, настоящее счастье очень похоже на влюблённость и любовь. Иными словами, счастье - это не столько состояние, сколько процесс.
    Отсюда правила: счастье - это когда нет несчастья; несчастье - это когда тебе плохо, или твоим близким; многие люди не осознают того, что они счастливы (до тех пор, пока не наступит несчастье); мужчине, чтобы быть счастливым, как минимум необходимо три составляющих: любимое дело, любимая женщина, любимые дети.

  1. - Это мимолетное ощущение, когда понимаешь, что все, что есть в твоей жизни идет так, как надо, что жизнь – это супер! И наслаждаешься каждой ее секундочкой… В этот момент душа поет, и такое чувство, что ты легкая и можешь взлететь.

  1. - Общаться и видеть прекрасную незнакомку.

  1. - Состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. Когда человек счастлив, ему не к чему стремиться… я же всегда к чему-то стремлюсь… впрочем, как и все прочие… Счастье – это то, чего нет.

  1. - Счастье – то, что словами не выразить, это почти как любовь, одно из другого вытекает…

  1. - Взаимная любовь.

  1. - Если тебе отвечу, то окажусь либо дурой, либо подлецом… женского рода… так что промолчу… На такие вопросы первому встречному не отвечают… Многое от слов заставляет чувствовать, а ты никто, не даешь импульс, чтобы возникло желание тревожить в себе нечто, что достойно появляться редко и с дорогими тебе… Ради развлекаловки…

  1. - Понятие местного характера. У каждого существа оно выглядит по-разному… Средняя формулировка – это состояние эмоционального равновесия и баланса… Когда нет проблем, и это не вызывает отрицательных эмоций.

  1. - Когда у тебя уже есть очень многое, но еще есть, к чему стремиться…

  1. - Моя семья!

  1. - Не буду отвечать… глупо.

  1. - В жизни чувства лучше нет, чем познать любовь в ответ.

  1. - Когда тебе хорошо. Когда тебя ничто не беспокоит, ты радуешься каждому дню, на сердце легко.

  1. - Нет счастья… не нашла пока…

  1. - Когда утром просыпаешься в своей кровати живой и рядом с любимой девушкой.

  1. - Когда тебе хорошо настолько, что не хочется думать, что такое счастье.

  1. - Ничего и все.

  1. - Уметь быть довольным окружающим тебя миром и находить в нем прекрасное.

  1. - Много чего… Совокупность многих вещей… Любовь, здоровье, деньги. Без каждого из них ты долго счастлив быть не можешь.

  1. - Отсутствие забот… Жизнерадостные сумасшедшие счастливые люди… Когда нет цели и все достигнуто… Счастье для подавляющего большинства недостижимо… Потому что всегда будет новая цель.

  1. - Быть.

  1. - Душевное состояние, которое сам для себя человек создал… его взгляд на окружающий мир. Если то, что видишь, радует, наверно, это счастье.

  1. - Когда есть деньги, знаешь, что с ними делать, и вокруг те люди, с кем тебе хочется пойти в огонь и воду. И они к тебе так же относятся.

  1. - Быть здоровым, не иметь ни к кому зависти, растить детей, любить и быть любимым. Деньги к здоровью прилагаются. Ровно столько, сколько нужно.

  1. - Когда тебя понимают... Сколько людей, сколько и мнений, тебе никогда точно не ответят, что такое счастье. По буддизму, например, счастье – это полный отказ ото всех желаний и страстей и обретение нирваны.

  1. - Это миф. Мы чувствуем себя счастливыми, когда в нашем организме выделяются определенные гормоны, их выделение провоцируется событиями, происходящими в нашей жизни, соответственно наше счастье зависит от всего, что на нас влияет… Судьба есть судьба… нет счастья…

  1. - Чувство удовлетворения от всего.

  1. - Когда есть человек, которого ты любишь, и который любит тебя. Или пакет травы.

  1. - Счастья нет, потому что тебе всегда будет хотеться больше, чем у тебя есть.

  1. - То, что не всегда тебе доступно.

  1. - Когда твое отличное настроение не испортит даже самая поганая новость.

  1. - Когда много друзей, и тебя понимают.

  1. - Свобода.

  1. - Радости, которые случаются в твоей жизни каждый день.

  1. - Когда ты кому-то нужен… а иначе и жить не стоит…

  1. - Когда ты идешь к тому, что светится… и с каждым разом это все ярче и ярче, теплее, милее и любимее…

  1. - Когда на душе легко, ни о чем не беспокоишься и все путем. Это музыка.

  1. - Когда есть любимая девушка (парень), которая, в свою очередь, любит тебя.

  1. - Когда тебе все время хочется петь, каждый день встречаешь с улыбкой.

  1. - Когда нянечка меня без сладкого не оставит, если я себя хорошо веду.

Продолжение >


стр. 1 - 2 - 3 - 4 - 5


Ответы на вопрос "Что такое счастье?"

«- К началу - Продолжение >


стр. 1 - 2 - 3 - 4 - 5


  1. - Когда все хорошо.

  1. - Это как во время оргазма, только такое состояние длится очень долго.

  1. - Необъяснимое понятие… полного счастья не бывает! Ведь когда добъешься чего-то, хочется большего! Это временная гармония души и желаний!

  1. - Представь: острый нож скользит по венам, ты чувствуешь, как капли крови стекают с руки, через некоторое время тебе кажется, что ты чувствуешь не только запах крови, но и металла… Разве это не наслаждение?

  1. - То, что бывает редко. Гармония.

  1. - Иметь детей. То, что для человека недосягаемо.

  1. - Твоя семья, когда у тебя нет семейных проблем.

  1. - Соответствие свему предназначению. Не статическое состояние. Оно немыслимо без развития.

  1. - Сбалансированность жизни. Жить, как хочу я, а не как принято, управлять жизнью, и, самое главное, – не бояться ее.

  1. - Когда у тебя все есть, но тебе за это ничего не будет.

  1. - Хорошие дети.

  1. - Работа.

  1. - Когда тебя понимают.

  1. - Хорошая девушка, дом, машина и друзья.

  1. - Дарить счастье людям.

  1. - Быть в полной гармонии с окружающим миром. Когда хочется жить тем, чем и ради чего (кого) ты живешь в данный момент.

  1. - Это доля секунды, одна маленькая доля, которая наполняет душу, тело и жизнь незабываемыми ощущениями. Мы все готовы умереть ради того , чтобы не пропустить эту долю, при этом часто ошибаясь, находя на ложный след…

  1. - Так и не знаю… наверно, встреча…

  1. - Когда у моих близких все хорошо.

  1. - Когда тебе хорошо… и ты видишь, что у других то же самое.

  1. - Счастье мы познаем только тогда, когда оно уходит от нас. Когда душа не болит, и все ОК.

  1. - Быть понятым. Быть признанным. Иметь неограниченное влияние. Быть желанным, искомым.

  1. - Когда у меня не возникает плохих мыслей.

  1. - Иметь семью, ребенка, свой уголок для жилья и деньги.

  1. - Когда о тебе не забывают.

  1. - Когда все нормально, не лучше и не хуже, чем надо (чем я желаю).

  1. - Спокойствие и уют.

  1. - Когда парашют открылся и наполнился. Летишь и думаешь: откроется / не откроется, запутается / перехлестнется / наполнится. И вот когда он открылся, то душу переполняет ощущение счастья.

  1. - Когда тебя понимают.

  1. - Мир и уверенность внутри.

  1. - Состояние, когда ты не ощущаешь никаких неприятностей. Достичь этого можно двумя путями: либо ликвидировать все эти неприятности, либо абстрагироваться от них. Все равно, как: напиться, влюбиться, просто наплевать, уйти, уехать куда-нибудь.

  1. - Счастье творца – когда ты бесконечно близок к завершению творения. Счастье глупца – когда ты творишь, что хочешь, и тебе не жмет и не давит. Очень близко к беспределу и к реалиям жизни.

  1. - Когда тебя окружают люди (семья, друзья), которые к тебе с любовью и уважением относятся, и ты сам их уважаешь и любишь.

  1. - Когда все просто. Когда на тебя не обрушиваются дурацкие последствия твоих поступков. Одна из составляющих счастья – не врать.

  1. - Отличный вопрос. Ответа я не знаю.

  1. - Когда удалось договориться с самим собой. Сумел договориться – счастлив и живешь в мире с самим собой, никаких комплексов и маний. Не сумел – пускаешь пулю в лоб, или спиваешься, как вариант – садишься на иглу…

  1. - Когда на душе спокойно, ты занимаешься любимым делом, возле тебя находится любимый человек. Вообще, когда ты любишь и любим… Счастье – вскакивать посреди ночи с постели из-за детского плача… Счастье – когда ты кому-то нужен, когда ты ощущаешь, что не зря живешь на этом свете…

  1. - Когда есть то, о чем мечтаешь! Хотя бы на 50%. Когда дома кто-то ждет, кого любишь и ценишь… Когда с утра стремишься на работу, а вечером – домой.

  1. - 1) Короткий миг осуществившейся мечты. 2) Выражение лица человека, который думает, что плохого ничего не будет, а лучшего быть не может.

  1. - Не знаю, это индивидуально, но, по-моему, это когда чувствуешь себя свободно.

  1. - Удача, здоровье, любовь…

  1. - Любить и быть любимым. А вообще, тема скользкая, мнения субъективные. Жить так, чтобы ночью спать спокойно.

  1. - Не знаю… знал бы – имел бы…

  1. - Состояние души… мотивированное внешними факторами, действующими на восприятие человека.

  1. - Когда я люблю и любим, и моя любимая рядом. Когда я и мои близкие здоровы. Когда нет неприятных обстоятельств, таких, как болезнь, нищета, безысходность. Когда поблизости не маячит смерть. Когда ты свободен и можешь заниматься тем, к чему лежит душа.

  1. - На такой вопрос ответить мне нечего…

  1. - Когда тебя понимают.

  1. - Это то, что мы уже есть на белом свете… А все остальное счастье зависит от нас, как мы его видим и хотим видеть.

  1. - Когда тебе ничего не нужно.

  1. - Тот, кто сразу ответит на такой вопрос, либо глубоко несчастен, либо абсолютно счастливый. Мой бог – во мне. Мое счастье – это мое счастье. В этом мире нет абсолютной истины. Все относительно.

  1. - Когда тебе все удается, всплеск необъяснимой удачи…

  1. - Труд. Радость.

  1. - Когда ты с радостью идешь на работу, а потом с работы домой…

  1. - Когда тебя никто и ничто не беспокоит.

  1. - Когда тебе хорошо и спокойно.

  1. - Когда в результате удачных действий на работе удается добиться цели, когда все живы и здоровы дома, когда женщина стонет от оргазма, когда удается выиграть в теннис у тренера… и многое другое.

  1. - Ощущение удовлетворения потребностей.

  1. - Жить.

  1. - В каждый момент времени оно разное… Когда любишь кого-то – счастье быть рядом с любимым. Когда беден – счастье, что у тебя появились деньги, и т.д. А в глобальном плане – совокупность этих приятностей. Это гармония.

  1. - Перестанет с бодунища голова болеть… счастливым стану…

  1. - Сугубо индивидуальное чувство.

  1. - Когда делаешь любимое дело, и все зависит от тебя.

  1. - Когда не возникает мыслей спрашивать себя (или кого-то), что такое счастье… Покой в голове…

  1. - Когда кто-то урчит довольно под боком.

  1. - Когда ты делаешь то, что хочешь, и получаешь от этого удовольствие.

  1. - Гармония с самим собой.

  1. - Когда человеку ничего не надо. Он всего, чего желал, достиг… Достигнув малого, человек уже счастлив, только это ненадолго.

  1. - Счастье человеком осознается только тогда, когда оно уже прошло. Это лучшие времена, которые вспоминаются в радужном свете…

  1. - Это переходный момент между «хорошо» и «плохо». «Хорошо» - сначала счастье, потом привыкаешь.

  1. - Кратковременное состояние, когда кажется, что все у тебя хорошо…


стр. 1 - 2 - 3 - 4 - 5


  1. - Когда ты кому-то нужен. Иметь хорошую семью. Оставить после себя что-нибудь хорошее и нужное.

  1. - Когда все хорошо. Человек может быть на некоторое время счастлив, если у него что-то хорошо сложилось. То есть счастье не может быть вечным, и может приходить и уходить.

  1. - Когда все идет так, как ты того хочешь.

  1. - Реализовать себя, раскрыть свои таланты, быть нужным кому-то. Любить и быть любимым.

  1. - Это твое личное мироощущение, которое зависит только от тебя.

  1. - Любить и быть любимым.

  1. - Когда вокруг тебя все спокойно и стабильно.

  1. - Когда с удовольствием идешь на работу и с радостью спешишь домой.

  1. - Точного рецепта нет ни у кого. Чтобы был любимый рядом. И забота о нем. Дети. Наверно, это все сложно звучит, но стремиться к этому надо.

  1. - Когда ты любишь и тебя любят.

  1. - Любить жизнь, мужчину, детей, друзей и просто людей.

  1. - Когда ты себе перестаешь задавать подобные вопросы... потому что нет на это времени...

  1. - Быть рядом с любимым человеком, который меня понимает.

  1. - Покой.

  1. - Любить и быть любимым... быть свободным и обладать любимой...

  1. - Оно просто есть, кристально чистое. Оно существует в маленьких радостях жизни.

  1. - Отсутствие недовольства данным моментом с любой точки зрения. Понятие счастья сильно колеблется в зависимости от количества опытных специалистов по его поиску, кишащих вокруг. Ощутить счастье - только полдела. Надо его еще удержать. Люди ведь не ради праздного интереса спрашивают о счастье. Даже если это их хобби... Например, один из простейших способов утратить ощущение счастья - попытаться разобраться, откуда оно взялось и из чего состоит или попытаться его "присвоить".

  1. - Есть такое выражение: простая душа хвастается счастьем и падает вниз при первом порыве ветра. Но все-таки считаю, что человек счастлив, когда он может делать то, что ему нравится, и получать от этого удовольствие, наслаждение. Быть с любимыми людьми.

  1. - Когда ты свободен в своих решениях и не зависишь от обстоятельств.

  1. - Морально психическое состояние наверно... исходит от себя.

  1. - Когда человеку больше ничего не надо в жизни. Мы редко испытываем постоянное ощущение счастья... наша жизнь такого не позволяет... но мгновенные ощущения все таки иногда бывают...

  1. - Чувство полного удовлетворения души!

  1. - Думаю, это состояние полной гармонии, как внешней, так и внутренней. Внешний мир, как и внутренний - это системы. Внутри нас есть система ценностей, взглядов, знаний и опыта. Мало знаний-много опыта - плохо. Много знаний-мало опыта - тоже не супер. Следовательно, прогрессивный человек будет стремиться с течением времени гармонизировать свой внутренний мир, достигая оптимального баланса. С внешним миром немного сложнее. В контакте с ним образуется система отношений, модели поведения, реакции на внешние факторы и т.д. Сбалансировать эти составляющие - тяжкий ежедневный труд, но он стоит того. Вознаграждение за все труды - то самое чувство счастья, которое человек испытывает в моменты достижения равновесия. И это самое полное чувство. Обращаю внимание на то, что я не беру во внимание мгновенные проявления этого чувства. Если тебя обнимает твой ребенок - это мгновенное проявление счастья, однако, если вы не до конца понимаете друг друга, то гармонии нет.

  1. - Счастье понятие относительное. Сознаешь, что был счастлив, когда начинаются неприятности, и в понятии каждого оно свое, для кого-то счастье быть сытым, а для кого-то... Счастье - это много много всего и сразу.

  1. - Духовное равновесие!

  1. - Хе-хе. Это секрет.

  1. - Любовь.

  1. - Это когда тебя понимают.

  1. - Здоровье + наличие денег и свободного времени.

  1. - Это там, где тебя нет!

  1. - Когда нет больших проблем, когда есть любимый человек ради которого готов на всё, когда не стреляют, когда тебя любят и ты любишь... вот наверно и всё...

  1. - Не знаю, что это такое после того, как меня бросила любимая женщина... Счастье в деньгах... Деньги правят миром...

  1. - Это чувство, которое приходит тогда, когда у человека все хорошо, и к этому добавляется еще какой-то хороший случай.

  1. - Это когда чувствуешь, что у тебя в жизни все хорошо... Это иллюзия, в которую мы свято верим... В этом мире ничего не существует до тех пор, пока мы какому-то явлению не присвоим подходящее (с нашей точки зрения) имя... А потом мы начинаем радоваться или печалиться, или злиться, абсолютно забывая о том, что это было наше решение дать какому-то явлению эту конкретную оценку...

  1. - Когда на твоем складе тысячи видеокарт MSI. Я не знаю, что такое счастье.

  1. - Когда у тебя полная гармония с твоим внутренним и внешним миром.

  1. - Особое состояние души.

  1. - Когда рядом единомышленники и понимающие люди.

  1. - Душевное спокойствие и умиротворённость рядом со спутницей(-ком) жизни.

  1. - На мой взгляд это вопрос философский. О нем можно долго дискутировать. Но в двух словах счастье заключается в любви к себе, к людям, к жизни.

  1. - Понятие счастья, также, как и длительность минуты, зависит от обстоятельств. Длительность минуты зависит от того, с какой стороны туалетной двери находишься. Когда находишся с внешней стороны двери, минута длится дольше. Так и понятие счастья приходит, когда оно заканчивается.

  1. - Состояние максимальной удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность появляется при реализации возможностей и насыщения потребностей.

  1. - Не знаю, никогда не был счастлив.

  1. - Не знаю, не могу ответить конкретно на вопрос... Вся жизнь в совокупности, всё плохое и хорошее видимо и есть счастье, любовь и т.д...

  1. - Я не понимаю, почему с этим вопросом ко мне? 1) почему я должна отвечать... 2) народная мудрость гласит: Бабье счастье, как я понимаю, - денег мешок, да хрен до кишок 3) фильм *Доживем до понедельника* имеет иную версию: Счастье - это когда тебя понимают 4) выберите именно тот вариант, который вам больше нравится.

  1. - То, что является счастьем для меня, возможно, не будет являться счастьем для другого... Если для какого-нибудь чеченца счастье умереть, прихватив с собой сколько-то ни в чем не повинных людей, то для меня это бы было позором.

  1. - Это когда ты любишь и тебя тоже!!! Нет ничего прекраснее любви женщины.

  1. - Cчастье - это философское понятие, и его ощущение всегда ограничено, постоянно счастливы только идиоты...

  1. - Cчастье - это реальная жизнь в свое удовольствие.

  1. - Счастье - это когда тебя понимают, любят, заботятся о тебе, когда тебе самому хочется заботиться о других, любить и помогать.



Предварительный просмотр:

Высказывания о нравственном понятии «счастье»

1. Счастье ... обширно и многогранно; лишённый возможности быть счастливым в одном найдет свое счастье в другом. (Л. Андреев.)

2. Счастье есть состояние, соединенное с добродетелью. (Аристотель.)

3. Наслаждаться счастьем - величайшее благо, обладать возможностью давать его другим - ещё большее. (Ф. Бэкон)

4. Трудная, но благородная работа, общество умного ненавязчивого друга

и удобное жилище составляют прочнейшую основу для счастья. (А.Грей)

5. Счастье - по крайней мере однажды - стучится в каждую дверь.

(У.Гэзлитт)

6. Счастье приходит к тому, кто сам создает счастливцев. (К.Делиль)

7. Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняямудрость. (Демокрит)

8. Пять важных правил в жизни соблюдай -

И на земле увидишь светлый рай:

В делах мирских не возмущай покой,

Зря не рискуй своею головой,

Здоровье береги, как редкий клад,

Живи в достатке, но не будь богат,

И пусть приходит разделить досуг

К тебе надежный и сердечный друг. (Джами)

9. Пусть недолго проживет человек - жизнь его счастлива, если он прожил

ее ради ближних. (Древнеиндийский афоризм)

10. В счастье не возносись, в несчастье не унижайся. (Клеовул)

11. Счастье - не какой-то божий дар, а достижение, какого человек

добивается своей внутренней плодотворностью. (Э.Фрамм)

12. Судьба дарует человеку высшее счастье, если в середине жизненного

пути, в годы творческой зрелости, он постигает цель своей жизни.

(С.Цвейг)

13. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик. (А.Моруа)

14. Не может быть счастлив человек, потерявший уважение к себе.

(Ж.Ж.Руссо)

15. Счастье.

Счастье для всех - созданное дружною работою всех. (Г.Ибсен)

v

Человек может претендовать лишь на столько радости и счастья, сколько он дает другим. (Э.Фейхтерелебен)

v

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)

v

На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верное и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была... (Фр.Ницше)

v

Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я». (Г.Гегель)

v

Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав. (А.Шопенгауэр)

v

Кто всегда весел, тот счастлив, а кто счастлив - тот добрый человек. (В.Г.Белинский)

v

Большое препятствие для счастья - это ожидание слишком большого счастья. (Б.Фонтенель)

v

И то, что мы называем счастьем, и то, что мы называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое как на испытание. (Л.Н.Толстой)

v

Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью - это стремление стремлений. (Л.Фейербах)

v

Счастье кажется созданным для того, чтоб им делиться. (Ж.Расин)

v

В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого. (Л.Н.Толстой)

v

Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. (И.Гете)

Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими. (Ж.Ламетри)

v

Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим. (И.Бентам)

v

Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. (А.П.Чехов)

v

Ожидание счастья - тоже счастье. (О.Голдемит)

v

Человек создан для счастья, как птица для полета. (В.Г.Короленко)

v

Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному. (А.С.Пушкин)

v

Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых. (М.Аврелий)

v

Способ быть счастливым в жизни есть: быть полезным свету и в особенности Отечеству. (Н.М.Карамзин)

v

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н.Толстой)

16. Отчаяние.

Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления. (У.Филлипс)

v

Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия. (И.П.Павлов)

v

Наша жизнь стоит столько, во сколько она нам обошлась при преодолении возникших в процессе ее трудностей. (Ф.Мориак)

v

Счастлив, трижды счастлив человек, которого невзгоды жизни закаливают. (Ш.Фабр)



Предварительный просмотр:

Что такое счастье?

Понятие "счастье" воплощает в себе то, что ищут все. Счастье - это радость, которая обычно связана с позитивной деятельностью.

Понятие "счастье" воплощает в себе то, что ищут все. Счастье - это радость, которая обычно связана с позитивной деятельностью.

Но, и как слово "богатство", слово "счастье" также имеет целый ряд часто противоречивых значений.

Счастье - это и радость открытия, и радость знания. Часто счастье сопутствует тем, кто со всей полнотой воспринимает краски, звуки и гармонию жизни.

Счастье - это также радость, которая приходит к тем, кто тщательно планирует свою жизнь и затем с артистизмом проживает ее.

Счастье - это умение реагировать на то, что преподносит нам жизнь, понимая и радуясь этому.

Счастье можно достичь как отдавая, так и получая, как пожиная плоды, так и преподнося дары.

Счастье - это умение наслаждаться как гармонией жизни, так и просто едой, как идеями, так и хлебом.

Счастье приходит к тем, кто расширяет свои горизонты и обогащает свой опыт.

Счастье обитает в домах тех людей, кто обладает способностью справляться с неприятностями, не теряя при этом своего ощущения благополучия.

Счастье принадлежит тем, кто способен управлять как своими обстоятельствами, так и своими эмоциями.

Счастье - это также свобода от таких негативных порождений страха, как ложь, низкая самооценка, зависть, жадность, злопамятность, предубеждение и ненависть.

Те люди, которые испытывают счастье, зачастую способны постичь и осознать большую позитивную силу жизни и любви.

Но счастье - это нечто большее, чем общее ощущение. Это также и метод мышления, который определяет чувства, действия и стиль жизни. Другими словами — это способ интерпретировать мир и события, в нем происходящие.

Счастье - это когда все ценности уравновешены. Это - чувство удовлетворения от Выполнения повседневных дел, включая ту рутину, от которой мало кто из нас избавлен.

Счастье - это хорошо прожитая жизнь, наполненная общением с интересными людьми. Это - широкое многообразие опыта и воспоминаний, которые становятся своеобразной бесплатной формой денег и могут быть потрачены и инвестированы.

Счастье - это деятельность с определенной целью. Это - любовь к жизни. Это - способность как быстро схватывать и понимать очевидное, так и благоговеть перед таинственным.

Большинство из нас полагают, что счастье - это нечто, что или потеряно в прошлом, или придет в некотором неопределенном будущем. (Я буду счастлив, как только...) Мало кто понимает, что счастье можно испытать только в настоящий момент. Да, конечно, подобно всем хорошим вещам, счастье часто неуловимо. Но я уверяю Вас, нет ничего невозможного в том, чтобы поймать его.



Предварительный просмотр:

Какое содержание я вкладываю в понятие счастья.

Запахло ветрами, запахло росой, запахло, любимая, твоей красотой... Народное творчество Счастье... Это глубокое и необъятное слово. Множество раз люди старались дать общее определение этого понятия, но это оказалось невозможным: не могли они полностью охватить это ощущение, его глубину, передать все его оттенки.

Истинное значение этого слова - это объединение определений каждого человека, ведь все воображают счастье по-своему.

Понимание человеком счастья зависит от его воспитания, от его духовности. Люди большой души находят его в работе на пользу народу, Родине. Они чувствуют себя по-настоящему счастливыми, когда нужны людям. И какие бы трудности не ложились на их плечи, они будут видеть счастье в помощи другим, в тяжелой работе и не променяют свою жизнь ни на какое другое.

Но, по-моему, нет у человека полного счастья, если в его сердце не горит огонь любви, если он не ждет кого-то со сладким замиранием сердца, не мучается чувством ревности, не радуется от встречи с любимым (-ою). Я по-доброму завидую тем людям, которых любят и какие сами способны на сильное чувство. Я тоже хотела бы иметь в жизни большую любовь и думаю, что была бы счастливой, когда бы, соединившись с дорогим человеком, имела дружную семью и хороших детей. Ведь для женщины, наверное, более всего и самое главное счастье - это счастье материнство.

Также, по моему мнению, не будет иметь счастья тот, кто способен безразлично пройти мимо человека, который нуждается в помощи. Может ли человек с холодным сердцем, которому ничего не нужно, которого ничто не беспокоит, кроме собственного лица, который ничего не замечает вокруг себя, быть счастливым? Мне кажется, что нет.

Невозможно жить без настоящих друзей, на которых можно опереться в затруднительную минуту, которые не только пользуются тобой, а и стараются все сделать для своего друга. Как больно бывает, когда вдруг узнаешь, что тот, кого ты считала настоящим другом, является лишь средством для того, чтобы не скучать, да и то на некоторое время! И как радостно становится на душе, когда оказывается, что твой друг, который находится далеко, не забывает о тебе, поддерживает отношения! Счастливый человек, который ощущает рядом плечо искреннего, преданного друга.

Итак, счастье имеет много разнообразных значений, одинаково важных для человека. Сейчас я понимаю его так, но надеюсь, что со временем познаю новые его оттенки.



Предварительный просмотр:

ОТ (опорная таблица) счастья

Исторический аспект

Виды счастья

Источники счастья

Особенности понятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

О  развитии ключевых компетенциях на уроках информатики....

Формирование клучевых компетенций на уроках информатики.

Выступление на зональном семинаре в 2011-2012 учебном году....

Формирование понятия "задача" на уроках физики.

Многие учащиеся испытывают трудности при решении задач. По опыту работы могу сказать, что у большинства из них не сформировано понятие «задача», чаще всего они не знают её структуру или знакомы ...

Мастер-класс «Формирование понятий» На примере урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи».

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Урок построен по технологии формирование понятий. А о каком понятии пойдет речь, вы узнаете в проц...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "МАТЕРИЯ" НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

В данной статье рассматривается история развития представлений о материи....