Эссе “Опыт использования ИКТ на уроках информатики "
методическая разработка по информатике и икт на тему

Скурко Марина Владимировна

Из опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скурко Марина Владимировна

МОУ “СОШ №38” г. Воркуты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ

Эссе  “Опыт по использованию ИКТ на  уроках информатики и ИКТ”

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках информатики и ИКТ

…никакая внешне предлагаемая информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых  образовательных процессов.

А.В. Хуторской

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Хочется, чтобы каждый урок был особенным, запоминающимся. Поддержанию и развитию познавательного интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

В обучении информатике на уроках и внеурочно я стараюсь создавать атмосферу, помогающую моим ученикам как можно более полно раскрыть свои способности. Сочетание нескольких технологий, применяемых на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование элементов развивающего обучения существенно повышает уровень знаний по информатике, познавательную активность учащихся.

Увлекательное, интригующее, зажигающее начало урока. И вот глаза ребят загорелись, им уже не терпится начать работу.  На уроке создается своеобразная психологическая “ситуация ожидания”, когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Для этого я использую какой-то интересный факт из истории…

В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец "Кэптен". Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль и все находящиеся на нем люди. Это было совершенно неожиданно для всех, кроме английского ученого-кораблестроителя В. Рида, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему, как казалось, несерьезные опыты с "игрушкой", не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...

Стихотворение или песня:

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица кривая.

Палка, палка, огуречик –

Получился человечек.

Системный блок на столе учителя без боковой крышки…

Или одно лишь слово, записанное на доске большими буквами, например: ВИНЧЕСТЕР (прием семантизации). Раскрытие лексического значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление ребят, желание узнать больше об изучаемом объекте, поделится своими знаниями – вот главные показатели познавательного интереса в данном случае. Здесь многое зависит  от эмоционального настроя учителя, его умения импровизировать.

Ни для кого из педагогов не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Для некоторых наших учеников красивые вещи (мобильные телефоны, MP3-плееры, цифровые фотокамеры) намного ценнее учебы и постижения основ наук. Нынешние подростки предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь о дне завтрашнем. Так же, как и мои коллеги, я не прекращаю попытки найти те стимулы, которые помогли бы привлечь ребят к учебе.

Человек есть творец. Природа наградила человека способностью открывать новое и позаботилась о богатстве чувств, возникающих при творческом озарении. Способность человека делать открытия  не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Моя задача – создать творческую атмосферу, помочь учащимся самореализоваться. На своих уроках я использую различные творческие задания:

  1. в графическом редакторе  “создать” мозаику, танграмм, орнамент;
  2. в текстовом редакторе создать визитную карточку, оформить титульный лист любимой книги;
  3. создать БД  “Ученик”, содержащую информацию о своих одноклассниках;
  4. придумать стихотворение, рассказ, сказку, реализующие заданную алгоритмическую конструкцию;
  5. смоделировать принцип действия некоторого логического устройства (электронные таблицы);
  6. составить, решить кроссворд;  
  7. создать презентацию на заданную тему (“Музей вычислительной техники”, “Архитектура ПК”, “Мои школьные дни” и др.) и т.д.

Если задание “задевает” детей,  соответствует их потребностям, тогда  и результат интересен, уникален, а порой, и непредсказуем. Меня очень заинтересовала идея открытых заданий А.В.Хуторского, т.е. заданий, у которых нет, и не может быть заранее известных ответов и решений, и на основе этой идеи я придумала несколько своих.

Задания когнитивного типа.

  1. Докажите, что Интернет – это сокровищница знаний / глобальная свалка.
  2. Постройте модель развития вычислительной техники.
  3. Объясните, почему на циферблате 12 делений, а на линейке 10 (сантиметров).

Задания креативного типа.

  1. Изобразите на листе бумаги информационное пространство.
  2. Придумайте свой способ измерения информации / единицы измерения.
  3. Представьте, что вы – компьютерный вирус. Опишите, что с вами происходит (свои чувства).
  4. Вы очутились в волшебной стране Компьютерии. В какое устройство вы хотите превратиться и почему? Расскажите о себе так, чтобы другие смогли вас узнать.
  5. Изобразите, что испытывает школьный компьютер при встрече с учениками при помощи пантомимы (передача информации).

Задания оргдеятельностного типа:

  1. Составить и провести игру для младших школьников.
  2. Оценить работу одноклассников, составить рецензию.

Открытые задания не имеют однозначных результатов выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть “правильные” ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения.

  С появлением в 2004 году в наших школах возможности выхода в глобальную сеть Интернет стали развиваться такие формы повышения познавательного интереса к предмету, как участие в телекоммуникационных олимпиадах, проектах. За последние 3 года работы в телекоммуникационных проектах приняли участие более 100 учащихся по разным предметам.

Работа над проектом – это коллективная работа группы учащихся, учителя-предметника и учителя информатики. Это творческая работа, позволяющая ученикам самореализоваться. При разработке проекта у каждого учащегося своя роль, своя задача. Моя роль как учителя – контролировать выполнения заданий по срокам, оказывать помощь при возникших затруднениях.

Метод проектов активизирует познавательную деятельность учащихся, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы. Приятно видеть, что мои совсем обыкновенные ученики уверенно владеют информационными  технологиями, умеют работать с информацией, организовать свою деятельность, ориентируются в реалиях современной жизни.

Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.  Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования.

Последние психологические исследования в области мотивационной сферы подростков показывают явную тенденцию к снижению познавательной мотивации в целом и несформированность учебных интересов. В нашей школе мы постоянно работаем над разработкой новых педагогических методов и приемов по повышению познавательной мотивации учащихся. В своей практике для активизации познавательной деятельности, повышения познавательного интереса, я применяю творческие задания. На уроках информатики учащиеся выполняют задания как практического, так и теоретического характера. Проблема, с которой я сталкиваюсь, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать. Поэтому приходится самой разрабатывать такие задания.

Современному учителю нужны не только программно-технические средства и методические разработки представления интересных уроков, но и средства контроля знаний учащихся, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.
По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, то есть получение информации о результате учебной деятельности. В свою очередь и ученик понимает, какие, в каком объеме знания им усвоены, готов ли он к восприятию новых знаний.
Контроль показывает ученику, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли использовались возможности учебного процесса, понять, каких успехов он добился  в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

Для повторения, закрепления изученного материала, знакомства с новыми понятиями, контроля знаний в нестандартной форме я применяю решение кроссвордов. Кроме элемента занимательности развиваются такие важные качества как сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор ребят. При проверке знаний по определенной теме использую тематические кроссворды, включающие в себя  8-10 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.

С этой целью мной были разработаны электронные кроссворды по основным темам курса информатики, которые успешно применяются на уроках.

Следует отметить, что возрастных ограничений на использование кроссвордов нет. Стоит только учитывать возрастные особенности обучаемых, направленность обучения, доступность материала. Я с одинаковым успехом применяла кроссворды и в начальной школе, и в 7 - 11 классах. Несколько лет подряд контроль знаний с успехом осуществляю через кроссвордную технологию и убеждена, что у ученика должно быть право на подсказку, но подсказку он должен добыть самостоятельно, опираясь на свои знания. В кроссворде такой подсказкой является буква на пересечении двух слов.

Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения качества знаний.