"Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Конспект урока геометрии в 10 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no4_mnogogrannik.docx258.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №45

Предмет: геометрия

Класс 10

Тема урока: «Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний .

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления учащимися блока новой учебной информации о многогранниках, их видах, основных элементов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • ознакомить с понятием «многогранники» и пятью видами правильных многогранников, истории их открытия, связи с окружающей действительностью;
  • формировать умения определять элементы многогранников, конструировать модели многогранников и строить чертежи.

Развивающие:

  • способствовать развитию навыков анализа, сравнения, обобщения и систематизации информации.

Воспитательные:

  • стимулировать познавательной активности
  • воспитывать личностные качества, обеспечивающих продуктивную исполнительскую и творческую деятельность.

Планируемые результаты

Личностные: 

  • излагать точно и грамотно свои мысли в устной и письменной речи;
  • развивать интеллектуальные способности в процессе решения задач.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать текст учебника, вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование, выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, проводить аналогию;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

  • формулировать и аргументировать собственные суждения;
  • слушать учителя и других учащихся;
  • работать в паре и группе;
  • уважительно относиться к точке зрения других.

Регулятивные:

  • ставить цели и находить пути решения;
  • оценивать результаты своей деятельности;
  • выполнять задания в соответствии с заданными правилами и временем;
  • контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Предметные:

  • знать определения многогранника, виды многогранников, элементы многогранников;
  • находить элементы многогранника, определять вид многогранника;
  • конструировать модели многогранников.

Образовательные технологии:: проблемное обучение, технология критического мышления, ИКТ- технология.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: модели многогранников, раздаточный материал, мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь

ЛитератураАтанасян Л.С. Геометрия 10-11. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2020 г.

        Ход урока        

Этапы урока

Деятельность учителя, задания для  учащихся

1. Организационный момент (1 мин)

Приветствие, мотивационная беседа, проверка готовности к уроку.

Эпиграф к уроку.

Китайская пословица гласит:

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

Поэтому сегодня на уроке вы будете не только слушать меня, но и сами добывать знания. Для этого вы будете работать в парах..

На ваших столах лежит «Лист оценки работы участников группы» в конце урока вам необходимо будет заполнить его.

 

2. Подготовка к изучению нового материала. Мотивация к обучению( 2 мин)

Слайд 3

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/09/73/collection-of-geometric-shapes-vector-19170973.jpg

Предложить рассмотреть несколько геометрических тел: параллелепипед, тетраэдр, куб, призма, пирамида, конус, шар, цилиндр – модели)

https://fb.ru/misc/i/gallery/31654/2848232.jpghttps://sun9-79.userapi.com/impg/6cNvsEwCLFcRLylYs9CngC8VLldSySOs8w27SQ/JMoUBq7OCT0.jpg?size=445x604&quality=96&sign=65d6cc2d05edf61236112c74fc74c90f&type=albumhttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b2/Cube_%28PSF%29.png/1242px-Cube_%28PSF%29.pnghttps://hsto.org/webt/5e/2f/d9/5e2fd97a662b4951125134.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_574b244a0bf79/konspiekturokapomatiematikienatiemukonus_2.pnghttps://5terka.com/images/atan1011geom/atan1011reshf2-62.png

https://xn--80aktf.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/08/Kak-narisovat-myach.jpghttps://howocentr.ru/wp-content/uploads/2021/01/kak-nayti-obem-BCB029C.png

  • Сколько лишних тел?
  • Почему они лишние?
  • Какие из данных геометрических тел нам известны? (тетраэдр, параллелепипед, куб).

ВОПРОС :      Что объединяет данные геометрические фигуры?

3. Целеполагание и постановка проблемы (3-5 мин)

Слайд 3

Вопросы учащимся

  • Почему объединили оставшиеся тела в одну группу?
  • Чем они похожи?
  • Как можно их назвать одним словом? (если вопросы вызывают затруднение работа с учебником стр. 63)
  • Сформулируйте тему нашего урока? (Тема урока – многогранники)
  • Произнесите слово «многогранник». Оно для вас новое или вы его уже слышали?
  • А можете ли вы точно ответить на вопросы:
  • Что такое многогранник?
  • Из чего составлен многогранник?
  • Какие многогранники бывают?
  • Каким свойством обладают?
  • Какую цель поставим перед собой? (Цель нашего урока: дать определение многогранника, узнать из чего он состоит и какие есть у него свойства, изучить новые виды многогранников и площади их поверхностей)

5. Открытие новых знаний

(20-23 мин)

Слайд 4-5

Задание классу - Приём «Ассоциативный ряд».
Необходимо выписать в столбик слова – ассоциации со словом «многогранник» (если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд).

Учащиеся формулируют определение многогранника. (Поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая    некоторое    геометрическое тело, называют многогранником)

 2. Работа в парах на столах в каждой группе геометрические тела

Задание: с помощью учебника п.27 ответить на ряд вопросов:

  • выделить основные элементы многогранника,
  • занести в таблицу полученные сведения

 3. К предложенным многогранникам добавляю ещё один (невыпуклый многогранник), предлагаю их сравнить, выяснить, чем они отличаются. Найти определение нового многогранника в учебнике на стр. 63-64

Предлагаю сравнить два выпуклых многогранника, найти различие, дать определение правильным многогранникам

4. У каждой пары есть карточки с изображениями многогранников и список ключевых слов.

Задание: составить иллюстрированный рассказ, используя эти слова и изображения.

Составить иллюстрированный рассказ.

Ключевые словаМногогранник Грань Ребро Вершина Диагональ Выпуклый Невыпуклый

5.  Мы остановимся сейчас на правильных многогранниках, грани которых – правильные многоугольники.  (слайд презентации

https://chertegnik.ru/uploads/posts/2013-12/1387447367_0328-01.jpg

Слайд 9-15

Их всего пять, с двумя из них мы уже знакомы. Это тетраэдр и куб. Другое название его – гексаэдр. Ещё есть икосаэдр, октаэдр, додекаэдр.

Ваша задача - выполнить исследовательскую работу – в которой необходимо подсчитать количество граней, рёбер, вершин указанного многогранникаи доказать теорему Эйлера

Т:  В любом выпуклом многограннике сумма числа граней и числа вершин больше числа ребер на 2.

Г + В – Р = 2

Укажите количество

тетраэдр

гексаэдр (куб)

октаэдр

додекаэдр

икосаэдр

граней

 

 

 

 

 

вершин

 

 

 

 

 

рёбер

 

 

 

 

 

Вывод :

6. Первичное закрепление изученного материала  

( 10 мин)

1. Работа парах (учащиеся используют приготовленные к уроку многогранники)

Проверяют и комментируют решение.

Учащимся предлагается создать многогранники

Задание:

1). Два тетраэдра имеют общую грань и расположены по разные стороны от неё.

По условию задачи сконструировать модель многогранника и сделать чертеж, посчитать количество вершин, ребер и граней у получившихся многогранников. Определить его вид.

2). На квадрате, как основании построены куб и пирамида по разные стороны от квадрата.

По условию задачи сконструировать модель многогранника и сделать чертеж, посчитать количество вершин, ребер и граней у получившихся многогранников. Определить его вид.

2. Презентация своих работ
 

7. Подведение итога урока. Рефлексия

( 3-5 ми)

  • Какая была тема урока?
  • Какую цель ставили в начале урока?
  • Достигли ли вы поставленной цели?

 

Ребята, можете ли теперь вы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Что такое многогранник?

Приведите примеры многогранников?

Что называем гранью?

Что такое ребро?

Что такое вершина?

Какой многогранник называется выпуклым?

Что такое апофема?

 

Ребята, какое из утверждений ближе вам после урока?

  • Я понял все и могу объяснить.
  • Я понял все, но не объясню.
  • У меня еще много вопросов.
  • О работе в группе.

Оценивание и комментирование оценок.

8. Домашнее задание( 2 мин)

П.27, , 28,29, стр. 85 ответить . письменно на   вопросы № 1,2, 13, 14

     

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии "Невыпуклые многогранники" 10 класс

При изучении геометрии десятиклассники часто задают вопрос - "Какие многогранники являются невыпуклыми и какими свойствами они обладают?" Данная работа даёт ответ на поставленный вопрос.В презентации ...

Развёртки многогранников.

ВОЛШЕБНЫЕ КРИСТАЛЛЫ ИЗ БУМАГИ...

Математический диктант по теме "Многогранники. Основные понятия"

Для его проведения нужен проектор, чтобы отображать задания на экран. Диктант помогает учащимся более быстро сориентироваться в обилии терминов данной темы и более четко увидеть отличительные осо...

Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.

Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....

Выступление по теме: ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ», ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНФЛИКТА.

У каждого из Вас в жизни возникали ситуации, о которых можно сказать, что это конфликт. Сегодня мы поговорим о том, что такое конфликты, каковы причины их возникновения, рассмотрим различные стили пов...

Презентация "Понятия и виды многогранников. Развертки многогранников"

Понятия и виды многогранников. Развертки многогранников...