Исследовательская работа "Оригами и геометрия" 7 класс
проект по геометрии (7 класс)

Гусева Светлана Викторовна

Оригами  как основа различных направлений искусства  является наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии. Логика здесь выступает как средство подтверждения наглядности и практической значимости. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, знакомятся  с новыми геометрическими понятиями, основными определениями  и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Илирская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема исследования:

«Оригами и геометрия  »

Автор:

  Житникова Вика

  7 а класс.

Руководитель:

Гусева Светлана Викторовна

учитель математики

п. Прибрежный  2023 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

  1. Техника оригами……………………………………………………...3
  1. История оригами……………………………………………........3
  2. Оригами стало популярным …………………………………….3
  3. Связь  между геометрией  и оригами……………………….......5
  4. Применение оригами в повседневной жизни…………………..6
  1. Исследование…………………………………………………….……7
  1. Выполнение оригами в виде тюльпана……………………........7

Заключение………………………………………………………………8

Список литературы ……………………………………………………..8

Приложение ……………………………………………………………..9

Введение

Тема исследования: «Оригами и геометрия  »

Цель: Выяснить,  возможно, ли использовать искусство оригами при изучении геометрии.

Задачи:

  1. Изучить литературу  по истории и техники  оригами .
  2. Узнать когда оригами стало популярным .
  3. Найти связь  между геометрией  и оригами.
  4. Найти способы применения оригами в повседневной жизни .
  5. Создать фигуры  в технике оригами.
  1. Техника оригами
  1. История оригами

Оригами — это своеобразный подвид декоративно-прикладного искусства, страной происхождения которого является Япония.

Официальной датой “появления” бумаги в Китае считается 105 г. до н.э. А в 610 году японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870году.

На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

1.2 Когда оригами стало популярным?

Садако Сасаки родилась 7 января 1943 года. В момент взрыва ядерной бомбы, двухлетняя девочка находилась дома, менее чем в 2х километрах от эпицентра взрыва. Взрывной волной ребенка вынесло в окно. Однако, Садако осталась жива, не получив ни царапины. До 12 лет Садако росла обычным ребенком - шустрая, веселая, ходила в школу, училась и играла как все дети. Очень любила бегать.

Первые признаки лучевой болезни у Садако появились в ноябре 1954 года. Однажды, участвуя в школьной эстафете, после бега девочка почувствовала сильную усталость и головокружение. После чего приступы стали повторяться все чаще. На шее и за ушами девочки появились сыпь и опухоли. В ходе медицинского обследования выяснилось, что у Садако – лейкемия (рак крови). 21 февраля 1955 года девочка была госпитализирована. Врачи в своих прогнозах не давали девочки больше года жизни. В больнице Садако часто навещали друзья. И вот тут я хочу отметить один момент. Впервые эту историю я услышал еще будучи школьником, и она очень зацепила меня, так вот со слов учителя, легенду о тысячи журавликах оригами девочке рассказала старая женщина, которая лежала вместе с ней в больнице. Но в интернете я нашел статью с отсылкой на конкретное имя подруги, от которой она услышала эту легенду, не знаю, у наших учителей не было интернета, и я не могу с полной уверенностью сказать кто из них прав. Согласно статьи из сети ,однажды,  ее подруга Тидзуко Хамамото рассказала древнюю японскую легенду о том, что тысяча бумажных журавликов могут подарить исцеление даже тяжело больному человеку. Журавль в Японии издревле считался символом долголетия, счастья и бескорыстной помощи. Позже возникло поверье: если загадать желание и сложить тысячу журавликов, то оно непременно исполнится. Поверив в легенду, Садако принялась складывать фигурки из любого клочка бумаги - тысяча бумажных журавлей стали ее последней надеждой на исцеление. По одной версии, она успела собрать намного больше тысячи журавликов, по другой - только 644 журавля. И от учителя мы тоже слышали, что она не успела собрать их, так как силы покидали девочку слишком быстро. 25 октября 1955 г. Садако Сасаки скончалась, но ее друзья доделали бумажных журавлей после ее смерти, и на ее похороны собралось гораздо больше тысячи журавликов. Маленькая мужественная девочка Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны. Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки.

Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект. В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш плач. Это наша молитва. Мир во всем мире»

1.3Связь  между геометрией  и оригами.

В наше время в Японии, США и других развитых странах обучение геометрии при помощи оригами практикуется во многих школах.  Если в прошлом математика применялась в довольно ограниченном числе областей жизни человека, будучи, следовательно, необходимой сравнительно небольшому числу специалистов, то в современную эпоху математика проникла во все те области, в которых практикуется рациональное мышление, и этот процесс, находящийся в постоянном развитии, требует соответствующей математической подготовки. Видя эти формы   понимаешь, что на занятиях по математике при помощи оригами можно повторить следующие понятия:

–  горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

– сложи квадрат разными способами, покажи смежные стороны, диагональ;

–  квадраты;

– все виды  треугольников. 

На первом этапе  в ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся  с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами. 

На  втором этапе  развиваем  систему знаний, умений и навыков, приобретенных на начальной стадии обучения.  Работе по схемам, процессу складывания плоскостных фигур. Эта деятельность направлена на развитие  восприятия, которое связано с различными операциями мышления. На этой ступени важно уделить внимание ознакомлению с орнаментами, которые очень красивы по своей форме. Складывая их в различных комбинациях, можно получить многогранники. При этом развивается пространственное воображение, что способствует успешному усвоению стереометрии в старших классах. Важность этой ступени состоит в том, что здесь особое место занимает метод решения задач на построение без помощи циркуля и линейки. Особая ценность этого метода в том, что он позволяет построить правильные многоугольники, построение которых с помощью циркуля и линейки затруднительно, а в некоторых случаях невозможно.  Таким образом, навыки, накопленные во время обучения на первом и втором этапах, позволят нам успешно обучаться на третьем этапе.

На третьей этапе изучения геометрии с использованием оригами  ведется целенаправленная работа по формированию содержательного логико-математического мышления. Большое значение для развития воображения играет изготовление геометрических фигур, в которых прослеживается определенная закономерность расположения модулей, наглядное восприятие которых помогает понять эту особенность и справиться с геометрическими задачами. Сюда входят построения правильных, полуправильных  и неправильных  многогранников, их сечения, нахождение площадей боковых поверхностей и объемов геометрических тел.

1.4  Применения оригами в повседневной жизни

  • Мы часто в повседневной жизни  встречаемся с оригами:
  • Чтобы не испортить угол страницы, можно сделать закладку из цветной бумаги для книг.
  • Коробочка, можно использовать для того, чтобы красиво завернуть подарок родным и близким или, например, красиво упаковать послание или приглашение. 
  • Бумажные салфетки можно сложить множеством способов, чтобы ваш стол стал более элегантным и произвел на всех приятное впечатление.
  • Поздравительные открытки с оригами - оригинальный подарок к празднику.
  • Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол,
    самураи развлекали дам на  средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов
  1. Исследование

Схема выполнение оригами в виде тюльпана.

  1. Возьмите лист бумаги размером 20 х 28 см и согните его в треугольник.
  2. Ненужную часть от треугольника отрежьте ножницами. Не выбрасывайте эту часть, она понадобится вам позже. У вас должен получиться равнобедренный треугольник.
  3. Разверните треугольник и сложите его пополам в другую сторону. Теперь у вас в руках лист бумаги с «х» разметкой.
  4. Переверните лист бумаги так, чтобы середина «х» была выпуклой стороной наверх.
  5. Сложите лист бумаги пополам.
  6. Разверните лист бумаги и сложите еще раз в другую сторону.
  7. Соберите стороны вместе.
  8. Прижмите их вниз.
  9. Переверните треугольник вверх ногами.
  10. Заверните края к центру.
  11. Переверните лист бумаги и проделайте то же самое с другой стороны
  12. Загните половину листа вправо.
  13. Переверните лист бумаги и проделайте то же самое с другой стороны.
  14. Переверните лист бумаги и проделайте то же самое с другой стороны.
  15. Прижмите их хорошенько и проделайте то же самое с другой стороны.
  16. Указательными пальцами растяните получившиеся кармашки, придерживая их большими пальцами.
  17. Чтобы немного расправить тюльпан, дуньте в отверстие, которое смотрит на вас. Если так тюльпан не расправляется, расправьте стороны тюльпана карандашом (или схожим предметом) изнутри.
  18. Лепестки заверните или загните при помощи карандаша или ручки.
  19. Теперь отложите головку тюльпана в сторону и возьмите отрезанную ранее часть бумаги.
  20. Согните эту часть три раза в длину. Это будет стебель тюльпана.
  21. Вставьте стебель в головку цветка.
  22. Вот и цветок готов.

Вывод:  Входе выполнения работы, я поняла, что оригами и геометрия тесно связаны. При сгибании листа получаются геометрические фигуры, которые мы изучаем на геометрии.

Заключение

Работая над данной темой, я  выделила наиболее существенные моменты. Оригами  как основа различных направлений искусства  является наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии. Логика здесь выступает как средство подтверждения наглядности и практической значимости. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, знакомятся  с новыми геометрическими понятиями, основными определениями  и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве. Правильно гласит великая китайская мудрость: я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю. В голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике.

Для изготовления изделий из бумаги могут применяться разные техники – такое занятие не надоест и не покажется скучным.

Собственноручное изготовление бумажных изделий – отличный способ самовыражения, доступный всем. Такое хобби хорошо развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, усидчивость и аккуратность. Темп современной жизни очень велик: одни дела в течение дня стремительно сменяются другими. И в повседневной суете очень важно находить время для любимых занятий. Изготовление изделий из бумаги – это творчество, возможность выразить себя в великолепных работах, обрести душевную гармонию.

Список литературы

  1. https://ru.wikihow.com/сделать-тюльпан-из-бумаги.
  2. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Frukami-sam.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Ff%2F5%2F1%2Ff51f80d34379dcc364d93c2a065c35d1.jpeg&lr=128913&pos=7&rpt=simage&text=сердце%20оригами.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами.
  4. https://all-origami.ru/otkuda-prishlo-origami.
  5. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-volshebniy-mir-origami-924862.html#:~:text=На%20Русь%20оригами%20пришло%20гораздо,в%20России%20оставалось%20«детским%20искусством».
  6. https://vplate.ru/origami/istoriya-vozniknoveniya/.
  7. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun1-47.userapi.com%2F8gJRDyQCBLj-gdOCsKcFnfTayQJfbkdiuvaEcg%2FOU7AhdTr4x4.jpg&lr=128913&pos=3&rpt=simage&text=оригами%20девочка%20и%20журавлики.
  8. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fs1.slide-share.ru%2Fs_slide%2F5402de7a018c13f90427c019dedd9eca%2F72689f4b-e662-411e-89b5-c852ad7e6ccb.jpeg&lr=128913&pos=10&rpt=simage&source=serp&text=спасибо%20за%20внимание%20геометрия%20и%20оригами.

Приложение

H:\проект 7 класс\f51f80d34379dcc364d93c2a065c35d1.jpegH:\проект 7 класс\1670883576_62-pibig-info-p-podelki-po-matematike-oboi-65.jpgH:\проект 7 класс\1660317663_73-klubmama-ru-p-podelki-bumagi-origami-tyulpan-foto-76.jpgH:\проект 7 класс\Make-Origami-Birds-Final.jpgH:\проект 7 класс\podelka-origami-iz-bumagi-23-1536x864.jpgH:\проект 7 класс\5068df70c9fa07d5497fa7a6e5e24af7.jpegH:\проект 7 класс\shema-origami-yabloko-3d-1.png H:\проект 7 класс\kartinki-origami-46.jpgH:\проект 7 класс\1660353113_13-klubmama-ru-p-rebenok-delaet-iz-bumagi-podelku-foto-15.jpg

H:\проект 7 класс\krasnij-tulpan.jpg H:\проект 7 класс\d11acb22e15a387d67cd66305099cb74-800x.jpgH:\проект 7 класс\293d54900ccc2ae6d80fe7eb7e56ed9e.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности в 5 классе 2011г

Темы проектов по математике 5 класс 2010-2011г.г.,Содержание проектной работы,Защита проектной работы.(руководитель проекта Потехина Т.В.)...

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Исследовательский проектуеник 4 б класса лопатин даниил

Данная работа содержит в себе две основные  стороны исследования: теоретическую и практическую. Первая с...

Коллективный исследовательский проект 5-го класса ТСШИ по теме: "Во имя Победы" под руководством классного руководителя Анасенко Татьяны Семеновны.

В связи с приближением знаменательной даты  - 66 - летие  Победы в Великой Отечественной войне в  нашей школе проводится много мероприятий.  Мы провели поисковую работу по сбору ма...

Словарь жаргонов (из исследовательской работы учащейся 9 класса)

Словарь жаргонов  и их аналогов был составлен по результатам наблюдения за речью учащихся подростков нашей школы. Работа была представлена на НПК " Шаг в будущее" и получала 2 место на районном у...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В 5 КЛАССЕ. ТЕЗИСЫ

Объект  исследования: Окружающий и  растительный  мир.Предмет  исследования: форма и строение исследуемых предметов.Цель: Выяснить, есть ли в окружающей нас действительности объект...