Площадь многоугольников
методическая разработка по геометрии (9 класс)

Церетели Наиля Камилевна

Рассматриваются примеры нахождения пдощади многоугольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока72.52 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.89 МБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «ЦДТ «Азино» Советского района г.Казани

Конспект

открытого занятия

на тему «Площадь многоугольникоов»

педагог Церетели Н.К.

объединение «Шаг за шагом к знаниям»

образовательная программа по геометрии

год обучения 2

возраст детей 15 лет (9 класс)

учебная группа 2

база проведения МБОУ «Гимназия №125»

дата проведения 18.02.2020г

Цель занятия: повторить и систематизировать знания по теме «Площадь многоугольников».

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

  • формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;
  • формировать навыки использования полученных знаний по теме площадь многоугольников в жизненных ситуациях;

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

  • развитие мышления учащихся, развитие математической речи;
  • развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения заданий;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие;
  • воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип занятия: комплексного применения знаний (комбинированный), обобщения и систематизации знании.

Оборудование: учебник Л.С.Атанасяна Геометрия 7-9, проектор, компьютер, листы с изображением многоугольников, задания для индивидуальной работы.

Методы: проблемно-поисковой метод.

Формы познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, коллективная.

Организация деятельности учащихся:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • заполняют таблицу площадей, используя свои знания и выбирая нужные формулы;
  • составляют справочный материал, помогающий при решении задач с практическим содержанием;
  • оценивают результаты своей деятельности на занятии.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Мотивация выбора данной темы;
  3. Актуализация опорных знаний и их коррекция. Работа в парах;
  4. Отработка практических навыков. Работа в группах по 4 человека;
  5. Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам;
  6. Рефлексия;
  7. Информация о домашнем задании.

Ход учебного занятия:

1. Организационный момент

- Подумайте и ответьте на вопрос: зачем нужно изучать геометрию?

«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.» Галилео Галилей

Великий французский архитектор Корбюзье в начале 20 века как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!».

- Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ним?

Сегодня уже в начале 21-го столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг — всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, микросхемы и даже рекламные ролики. Из ваших слов я поняла, воистину, современная цивилизация — это Цивилизация Геометрии.

- Для каких современных специальностей нужны человеку геометрические знания, умения? Используем ли мы геометрические знания в быту?

Геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. Невозможно выполнить ремонт квартиры не владея элементарными знаниями по геометрии.

2. Мотивация выбора данной темы

Цель: сформулировать тему и цели урока.

И я вам сегодня предлагаю решить задачу практического содержания.

Презентация

Чтобы построить дом садоводу надо докупить землю у соседа. За каждый квадратный метр сосед просит 5 тысяч рублей. Выберите самый дешевый вариант проданного земельного участка, если первоначальные формы домов представлены на рисунке:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672842/img1.gif

- Что необходимо знать, чтобы сделать правильный выбор? (Площади данных фигур)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Каковы его цели? (тему и цели повесить на доску, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока.

Итак, цели:

  • Повторить формулы для нахождения площадей многоугольников.
  • Учиться применять формулы при решении задач с практическим содержанием.

3. Актуализация опорных знаний и их коррекция

Цель: восстановить в памяти знания, необходимые для решения задач.

- Как можно классифицировать фигуры, на слайде? (Треугольники, четырёхугольники) (Правильные, неправильные многоугольники)

Работа в парах. Заполните таблицу, впишите формулы, соответствующие данным фигурам)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672842/img2.gif

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672842/img3.jpg

Проверьте, все ли формулы вы смогли выписать. Обсудим полученные результаты.

4. Отработка практических навыков. Работа в группах по 4 человека

Цель: отработать применение формул на практике.

Решить задачу практического содержания, рассмотренную в начале урока.

Стоимость  дома А 10*6*5000=300000 рублей

Стоимость дома В 6*10*5000=300000 рублей

Стоимость дома С (12*6-1,5*2*4)*5000=240000 рублей

Стоимость дома Е ½*6*10*5000=150000 рублей

Стоимость дома D ½* 6*6*5000=90000 рублей

Стоимость дома F ½*(6+10)*6*5000=240000 рублей

Самая дешевая земля под постройку дома в форме прямоугольного треугольника. (D=18)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой (по вариантам)

Цель: выявить пробелы в знаниях и провести корректировку.

1 вариант

1) Токарь выточил деталь в форме прямоугольного треугольника. Один из его катетов равен 10 см, а острый угол, прилежащий к нему 30o. Найдите площадь полученной детали.

2) Сколько понадобится плиток в форме равнобедренного треугольника, периметр которого равен 16 см, а основание - 6 см, чтобы облицевать ими стену прямоугольной формы со сторонами 8 м и 3 м?

2 вариант

1) Около дома разбили клумбу в форме ромба, периметр которого равен 8 м, а один из углов равен 30o. Найдите площадь клумбы.

2) Сколько понадобится дощечек паркета в форме прямоугольного треугольника с гипотенузой 10 см и одним из острых углов 45o, чтобы выложить ими квадратный пол со стороной 5 м?

При затруднении решения задачи можно воспользоваться подсказкой. (Перевёрнутые листы на доске с номером варианта и задания. На них дана формула, которой нужно воспользоваться или план решения задачи).

Подсказки (Приложение 2Приложение 3) - распечатать.

Проверка результатов. Разбор задач с теми, у кого не получилось.

У кого нет вопросов дополнительная задача. (за верное выполнение ставится отметка)

Дополнительная задача

Для маленькой Анны в ателье по пошиву одежды на лето мама заказала сшить платье и косынку из ткани одного цвета. План раскройки ткани изображен на рисунке.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672842/img4.gif

Какую сумму надо заплатить за пошив платья, если

 развернуть таблицу

Стоимость ткани за 1кв. м

300 рублей

Раскройка ткани
Платье детское
Косынка


45 рублей
15 рублей

Пошив платья
Пошив косынки

150 рублей
50 рублей

Обметывание косынки цветными нитками с 2 сторон за 1 кв.м
Обметывание платья за 1 кв. метр

35 рублей
15 рублей

 развернуть таблицу

S = 2*80*30=4800 кв.см = 0,48 кв.м

S горловины = 2*10*10 = 200 кв.см = 0,02 кв.м

S платья = 0,48-0,02=0,46 кв.м

S косынки = ½*40*40= 800 кв.см = 0,08 кв.м

S общая площадь ткани = 0,46+ 0,08 = 0,54 кв.м

Стоимость ткани 0,54*300 = 162 рубля

Стоимость раскроя и пошива 45+15+150+50 = 260 рублей

Стоимость обметки платья 2*(80*2+2*10+30*2) = 480см = 4,8м

4,8*15=72 рублей

Стоимость косынки 40+40=80см = 0,8м

35*0,8 = 28 рублей

Общая сумма платья и косынки 162+260+72+28= 522 рубля

Спасибо очень хорошо поработали.

6. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

  1. Пригодятся ли на практике мне эти знания?
  2. Где я смогу применить эти знания?

Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил тяжелые камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»

  1. Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
  2. Кто возил камни? Кто выполнял свою работу? Кто строил храм?

7. Домашнее задание

  • Задача про пошив платья,
  • Составьте свои задачи с практическим содержание на использование формул площади многоугольников, запишите их условие и решение.

Методическая литература, интернет ресурсы

  1. http://karmanform.ucoz.ru
  2. http://mathgia.ru
  3. Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. “Примени математику”, М., Наука, 1989.
  4. Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Геометрические задачи с практическим содержанием», 2010.
  5. Балк М.Б., Балк Г.Д. “Математика после уроков”, М., Просвещение, 1971.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Все вокруг геометрия!» ( французский архитектор Ли Корбюзье )

Слайд 2

Чтобы построить дом садоводу надо докупить землю у соседа. За каждый квадратный метр сосед просит 5 тысяч рублей. Выберите самый дешевый вариант проданного земельного участка, если первоначальные формы домов представлены на рисунке .

Слайд 3

Фигуры Формулы Фигуры Формулы а b a a c b с α h c а h a b α h a a b a d 1 d 2 α a a d a b h l

Слайд 4

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ ФОРМУЛЫ. 1) S = ab 2) S= ah a 3) S = ab 4) S= d 1 d 2 5) S = a 2 6) S = (a + b) h 7) S = ab sin α 8) S = d 2 9) S = 10) S = d 1 d 2 sin β 11) S= П R 2 12) S= 13) S = pr , г - радиус вписанной окружности 14) S = , R - радиус описанной окружности 15) S= ah a 16) S = ab sin α 17) S= 18) S= ch c 19) S = a 2 sin α 20) S = l h

Слайд 5

Фигуры Формулы Фигуры Формулы S= S = ah a S = pr S= S = ab sin α S = ab S = ab S= ch c S = d 1 d 2 S = a 2 sin α S= S = a 2 S = d 2 S = ah a S = ab sin α S = d 1 d 2 sin β S = (a + b) h S=lh а b a a c b с α h c а h a b α h a a b a d 1 d 2 α a a d a b h l

Слайд 6

Чтобы построить дом садоводу надо докупить землю у соседа. За каждый квадратный метр сосед просит 5 тысяч рублей. Выберите самый дешевый вариант проданного земельного участка, если первоначальные формы домов представлены на рисунке 10 м

Слайд 7

ОТВЕТЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 1 вариант 2 вариант № 1 см 2 2 м 2 № 2

Слайд 8

Токарь выточил деталь в форме прямоугольного треугольника. Один из его катетов равен 10 см, а острый угол, прилежащий к нему, равен 30 0 . Найдите площадь полученной детали. Задание 1 ( 1 вариант) А В С S- ? 10 30 0 см 2

Слайд 9

Задание 1 (2 вариант) Около дома разбили клумбу в форме ромба ,периметр которого равен 8м, а один из углов равен 30 0 . Найдите площадь клумбы. А В С D S- ? 30 0 2 м 2

Слайд 10

Сколько понадобится плиток, в форме равнобедренного треугольника периметр которого равен 16см, а основание — 6см, Чтобы облицевать ими стену прямоугольной формы со сторонами 8м и 3м. Задание 2 (1 вариант) А В С S- ? Н

Слайд 11

Сколько понадобится дощечек паркета в форме прямоугольного треугольника с гипотенузой равной 10см , а одним из острых углов 45 0 , чтобы выложить ими квадратный пол со стороной 5 м ? Задание 2 (2 вариант) А В С S- ? 10 45 0

Слайд 12

Для маленькой Анны в ателье по пошиву одежды на лето мама заказала сшить платье и косынку из ткани одного цвета. План раскройки ткани изображен на рисунке. Стоимость ткани за 1кв. м 300 рублей Раскройка ткани Платье детское Косынка 45 рублей 15 рублей Пошив платья Пошив косынки 150 рублей 50 рублей Обметывание косынки цветными нитками с 2 сторон за 1 метр Обметывание платья за 1 метр 35 рублей 15 рублей Какую сумму надо заплатить за пошив платья, если

Слайд 13

Пригодятся ли на практике мне эти знания? Где я смогу применить эти знания? Хотел бы я участвовать на практических уроках чаще?

Слайд 14

«Я строил храм» «Я выполнял свою работу» «Я возил тяжёлые камни» Оцените свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по геометрии по теме "Площади многоугольников" 8 класс

Тест по геометрии составлен по учебнику Л. С. Атанасян "Геометрия 7-9", но может быть использован и при работе по учебнику А. В. Погорелова. Охвачен весь материал по теме "Площади четырехуго...

Площади многоугольников

В работе "Площади многоугольников" для систематизации материала использованы учебные пособия Погорелова, Болтянского, Шарыгина, Атанасяна. Определение площади дано через аксиомы (свойства)....

Площадь многоугольника

На уроке отрабатываются навыки применения формул площадей простых фигур, выводится новая формула площади четырехугольника с перпендикулярными диагоналями....

Контрольная работа по теме «Многоугольники. Площади многоугольников»

Контрольная работа по теме «Многоугольники. Площади многоугольников» Геометрия 8 класс...

Урок геометрии 8 класс. Тема "Площадь многоугольника. Площадь квадрата."

Первый урок  по теме "Площадь". Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развивать умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства....

«Многоугольники. Площадь многоугольника»

контрольная работа по учебнику мерзляк...