Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Пирамида. Развёртка пирамиды".
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Никифорова Наталья Николаевна

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.

Обучение геометрии должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии возможно только через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, геометрических тел, предметов окружающей действительности.   (М.Н. Перова. В.В. Эк)

В качестве наглядных средств на уроке используются модели геометрических фигур и тел разных размеров, цвета; плакаты с изображением фигур и тел; конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами и телами.

Выбор методов и приёмов, применяемых на уроке, определяется содержанием геометрического материала, индивидуальными возможностями обучающихся, образовательными и коррекционными задачами урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Конспект урока математики в 9 классе по теме:

« Пирамида.

Развёртка правильной, полной пирамиды»

(для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида)

                                             

 

Учитель Н.Н. Никифорова

             

Тема урока: «Пирамида.

Развёртка правильной, полной пирамиды»

Цели урока:

1. Повторение и обобщение  знаний о геометрических фигурах и телах как подготовка к ознакомлению с новым материалом. Знакомство учащихся с развёрткой  пирамиды.

2. Практическое ознакомление с приёмами изготовления развёртки пирамиды, в основании которой правильный четырёхугольник.

3. Развитие познавательного интереса, коррекция моторики рук. Обучение сравнению объектов, установлению черт сходства и различия,  выделение существенных признаков предметов.

4. Воспитание самостоятельности, настойчивости. Воспитание умения анализировать свою деятельность, сравнивать с образцом.

Оборудование:

  • Модели геометрических тел (кубов, параллелепипедов, цилиндров, конусов, шаров, пирамид);
  • модели геометрических фигур (многоугольников, кругов, углов и т.д.);
  • развёртки треугольной, четырёхугольной и шестиугольной пирамид для демонстрации классу;  
  • модели четырёхугольной пирамиды из картона на каждого учащегося;
  • ножницы;
  • линейки; чертёжные треугольники;
  • пластилин;
  • цветной картон;
  • картинки с изображением Египетских пирамид.

                                  Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Повторение. Сравнение геометрических тел и фигур.

Учитель проводит рукой по крышке учительского стола и напоминает учащимся, что это часть плоскости. По просьбе учителя учащиеся, не вставая с места, показывают плоскую поверхность крышки ученического стола. Учитель просит учащихся показать в классе части плоскости на других предметах (доске, стенах, подоконнике и др.).

        Учитель показывает ученикам модели и рисунки геометрических фигур. Учащиеся называют каждую из них.

                           

        Учитель спрашивает: как можно назвать все многоугольники, круги, отрезки, углы вместе, добиваясь от них ответа: «Это геометрические фигуры».        

Учитель показывает учащимся модели геометрических тел. (Учащиеся называют каждое из них.)

Учитель спрашивает, как можно назвать одним выражением (двумя словами) все эти модели. (Учащиеся: «Все перечисленные модели (куб, цилиндр, шар, параллелепипед, пирамида и др.) – это геометрические тела».)

Все геометрические фигуры и геометрические тела учитель расположил на столе. Учитель просит объяснить, каким образом можно отличить геометрическую фигуру от геометрического тела. Дети отвечают, что геометрическая фигура целиком принадлежит плоскости, геометрическое тело целиком плоскости не принадлежит. Учитель добивается от учащихся показа и описания характерных особенностей геометрических тел и фигур.

  1. Объяснение нового материала.

Знакомство с пирамидой и развёрткой пирамиды

  1. Пирамида – многогранник, основание которого – многоугольник, а

остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину. Пирамида

является частным случаем конуса.



     Пирамида называется правильной, если её основанием является правильный многоугольник, а вершина проецируется в центр основания.

(Рисунок учебника 78). Основаниями пирамид на рисунке  являются квадрат, равносторонний треугольник, правильный шестиугольник. Боковые грани пирамиды всегда имеют форму треугольника. По числу углов в основании пирамиды называют треугольными, четырёхугольными, шестиугольными и т.д.

Немного истории. Слово «пирамида»  - греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы.

        Египтяне в древности строили огромные каменные сооружения в виде пирамид, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов.

Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года).

Великими пирамидами называют расположенные в Гизе пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Эти пирамиды имеют не ступенчатую, а строго геометрическую, пирамидальную форму. Грани точно ориентированы по сторонам света.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c1/Egypt.Giza.Menkaure.01.jpg/220px-Egypt.Giza.Menkaure.01.jpg  http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c5/Egypt.Giza.Sphinx.01.jpg/220px-Egypt.Giza.Sphinx.01.jpg  http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f4/PyramidDatePalms.jpg/220px-PyramidDatePalms.jpg

Самой большой является пирамида Хеопса. Первоначально её высота составляла 146,6 м, однако из-за того, что сейчас отсутствует облицовка пирамиды, её высота к настоящему времени уменьшилась до 138,8 м. Длина стороны пирамиды — 230 м. Постройку пирамиды датируют XXVI веком до н. э. Предположительно, строительство длилось более 20 лет.

Пирамида сложена из 2,3 миллионов каменных блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью. При этом не использовался цемент или другие связующие вещества. В среднем блоки весили 2,5 тонн.

        Учитель предлагает учащимся вылепить из пластилина четырёхугольную пирамиду.  (Оценка работ).

  1. Развёртка пирамиды

Учитель предлагает рассмотреть рисунки с изображениями развёртки, или полной поверхности треугольной, четырёхугольной и шестиугольной пирамид.

Развёртка четырёхугольной пирамиды.

Развёртка треугольной пирамиды.

Развёртка шестиугольной пирамиды.

У каждого ученика на парте – картонная модель четырёхугольной пирамиды. Учитель предлагает учащимся взять ножницы и разрезать эту модель по граням от вершины до основания. Развернув модель учащиеся получают развёртку четырёхугольной пирамиды или, помещённую на одну плоскость полную поверхность пирамиды.

Учитель предлагает из развёртки снова сложить пирамиду и демонстрирует это сам. Показывает на модели грани и основания пирамиды.

IV. Закрепление

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

«Что такое развёртка пирамиды? Что называется полной поверхностью

пирамиды? Что лежит в основании пирамиды? Что называется гранью пирамиды? Какую форму имеют боковые грани пирамиды? Как построить развёртку пирамиды? Какие размеры для этого нужно знать?»

V. Самостоятельная работа 

Учитель предлагает учащимся изготовить подарочную упаковку из цветного картона в форме четырёхугольной пирамиды. Для этого им нужно начертить развёртку и изготовить модель четырёхугольной пирамиды.

        

  1. Подведение итогов урока

1. Учитель: «Что нового узнали на уроке? Что научились вычерчивать? Как построить развёртку пирамиды?».

2. Выставка работ.

        3. Самооценка и оценка выполненных работ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме "Пирамида"

Презентация может быть использована для электронного сопровождения первых уроков изучения темы "Пирамида" в 10 классе....

урок геометрии в 10 классе по теме "Пирамида"

Тип урока "урок-исследование" Класс делится на разноуровневые группы. Каждая группа - творческая лаборатория, перед которой стоит цель исследования...

Урок геометрии в 10 классе по теме "Пирамида"

Материал включает в себя план-конспект урока и презентацию к уроку...

Конспект урока и презентация на тему: «Пирамида» 10 класс

Конспект урока и презентация на тему: «Пирамида» 10 класс...

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме "Пирамида"

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме  "Пирамида"...

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"...