Использование метода ассоциаций в решении геометрических задач (из опыта подготовки выпускников к ОГЭ по математике)
статья по геометрии (9 класс) на тему

Чернышев Эдуард Николаевич

В статье обобщен опыт использования метода ассоциаций в обучении  математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАЦИЙ В РЕШЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЧАСТИЧНО ОТКРЫТОГО ТИПА

(из опыта работы)

Чернышев Э.Н.,

учитель математики МБОУ СОШ №3

 г.Красный Сулин

        В педагогике принято  называть «учебной задачей»  такие задания специфического вида, которое требует от них выполнения более или менее развернутых мыслительных действий. Признаком учебной задачи будем считать является требование от учащегося открытия и освоения  общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач.

        Большую роль для всестороннего и гармоничного развития личности среди учебных играют  задачи открытого вида, для  решения которых требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил, в результате решения которых создаются субъективно или объективно новые системы – модели, информации, конструкции, выводы и др. Такие задачи требуют от ученика освоить схему поисковой познавательной деятельности «проблема-многовариативный поиск решения-выбор оптимального  решения».

        Задачи открытого типа предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации.  В частично открытой задаче несмотря на то, что  условие содержит все необходимые данные в явном виде и ответ определен однозначно, однако, метод решения неизвестен и представляет собой цепочку формальных операций.

        Учебные задачи частично открытого типа составляют основу второй части  модуля «Геометрия» ОГЭ в 9 классе по математике. Как правило, ученики испытывают значительные трудности в решении подобного типа задач. Ученики испытывают сложности в  генерировании новых идей, в  создании новых приемов решения геометрических задач.

        В процессе подготовки девятиклассников к ОГЭ мы опираемся на  общедидактический метод ассоциаций. Этот метод основан на том, что свойствами обмениваются не отдельные объекты, а целые классы объектов и явлений.

        В общем виде метод ассоциаций предполагает следующий порядок работы:

  1. На ассоциативной основе  выберите (сконструируйте) объект или класс объектов, запишите существенные свойства и характеристики объектов.
  2. Выберите  второй объект- модель первого, запишите свойства и характеристики.
  3. Произведите обмен – свойства, присущие второму классу объектов, припишите первому классу объектов.
  4. Опишите максимальное количество следствий из проделанного обмена  свойств.

 

Приведем примены использования метода ассоциаций в решении  геометрических задач частично открытого типа.

Пример 1

24. Каждое основание http://sdamgia.ru/formula/e1/e182ebbc166d73366e7986813a7fc5f1p.png и http://sdamgia.ru/formula/f8/f85b7b377112c272bc87f3e73f10508dp.png трапеции http://sdamgia.ru/formula/cb/cb08ca4a7bb5f9683c19133a84872ca7p.png продолжено в обе стороны. Биссектрисы внешних углов http://sdamgia.ru/formula/ea/ea35ae0312e060767f0b03626c3de356p.png и http://sdamgia.ru/formula/42/42a2bb04d3b2d328eaf02706cd47b75bp.png этой трапеции пересекаются в точке http://sdamgia.ru/formula/26/26ac99baf405f378717596eecc8ac783p.png, биссектрисы внешних углов http://sdamgia.ru/formula/0d/0d61f8370cad1d412f80b84d143e1257p.png и http://sdamgia.ru/formula/f6/f623e75af30e62bbd73d6df5b50bb7b5p.png пересекаются в точке http://sdamgia.ru/formula/e1/e1e1d3d40573127e9ee0480caf1283d6p.png. Найдите периметр трапеции http://sdamgia.ru/formula/cb/cb08ca4a7bb5f9683c19133a84872ca7p.png, если длина отрезка    http://sdamgia.ru/formula/0f/0fe75a5189c2ea3f123621d098ddd03ep.png   равна 24.

C:\Users\Эдик\Desktop\20170508_171747.jpg

Рис. 1

1). После построения чертежа мы получим  выпуклый четырехугольник APBCRD, в котором  стороны     AD  и  BC параллельны.

Свойства: PR является диагональю; углы   P  и   R – прямые (свойство односторонних углов, образованных двумя параллельными прямыми и секущей).

Ассоциации: отрезок PR  может быть средней линией трапеции, основания которой лежат на параллельных прямых AD  и  BC.

2).Достроим до трапеции MBCL.

Свойства: в треугольнике АВМ два угла равны (как накрест лежащие), следовательно этот треугольник – равнобедренный (по признаку); следовательно, высота АР является медианой.

Ассоциации: таким образом, R- середина CL, PR – средняя линия трапеции MBCL;  средняя линия PR параллельна основаниям и равна их полусумме.

Дальнейшие  рассуждения не вызывают, как правило, затруднений обучающихся  и приводят к однозначному ответу (См. Рис. 1).

Использование метода ассоциаций позволяет установить  содержательную связь  ранее освоенного опыта с требованиями очередной учебной задачи, обеспечивает  рост мотивации и качество математического образования  обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных методов при решении геометрических задач на нахождение углов и расстояний между плоскостями и прямыми в пространстве.

Приведу необходимые теоретические знания, позволяющие успешно решать геометрические задачи группы С(С2) ЕГЭ – 2011, 2012гг. Теоретические положения упорядочены и акцентированы именно на решение ...

Технология обучения решению геометрических задач (из опыта работы).

   Предложенный материал по геометрии является фундаментальным, продуманным, глубоким опорным материалом! Он направлен на обеспечение усвоения геометрических понятий, закономерностей,...

Метод площадей при решении геометрических задач

В школьном курсе математики, самыми трудными считаются геометрические задачи. Как научиться решать геометрические задачи, особенно сложные, конкурсные? При решении геометрических задач, как правило, а...

Использование групповой и дифференцированной работы с учащимися в процессе обобщения темы "Урок Решение геометрических задач координатным методом"

Урок с различными работами (тестами, мат диктантами, самостоятельными рабтами) различного уровня. Прилагается план урока и технологическая карта....

Использование мотивирующих способов организации подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике при решении геометрических задач.

Полезный материал для учителей, осуществляющих подготовку детей к ГИА, а также для учащихся 9 - 11 классов. Какие "хитрости"  можно использовать при решении геометрических задач. В мате...

Метод площадей при решении геометрических задач

Методическая разработка для организации повторения курса планиметрии при подготовке обучающихся к ГИА...