Методическое обеспечение учебно-исследовательских работ учащихся
учебно-методический материал по геометрии на тему

Организация пректной работы, отслеживание результативности работы учащихся ( членов группы) над проектом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_uchebno-issledov._deyatelnosti_shkolnikov.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Тема: «Методическое обеспечение учебно-исследовательского проекта школьников»

                                                                Выполнила: учитель

                                                                           математики высшей категории

                                                                           Ивашененко Галина Ивановна

                                 

                                                п.Тучково 2014 г.

     Как педагогу научить своего ученика умению самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы (пусть порой и ошибочные)? Как построить обучение так, чтобы учащиеся не боялись ошибиться, не смущались особенностью своего собственного мнения, позиции, но умели их логично  объяснить, обосновать? На теоретических занятиях  успеха достигнуть сложно, нужна непременно практика.

Современная концепция модернизации образования предполагает социализацию личности  школьника.  В педагогической и методической литературе последних лет для характеристики учебной деятельности широко используются понятия «исследовательская деятельность», «исследовательский метод», «проектное обучение», «проектная деятельность», «метод проектов». С их помощью подчёркивают направленность современного обучения на содействие реализации личностного потенциала каждого ребенка.

Собственное, самостоятельное искание смысла жизни путём сопричастности к науке помогает школьнику своевременно представить , осознать и правильно понять проблемы окружающей его действительности.

К общим характеристикам исследовательской деятельности следует отнести:
-практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;

-структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:  целеполагание- формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта и целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

-компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;

-итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не только предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования темы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности  проектной работы.

 Проект- это  буквально  «брошенный вперёд». Дидактическое средство развития креативности и формирования определённых личностных качеств.

     Исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся сегодня часто рассматривается  и как органическая составная часть современных педагогических технологий. Введение  в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность. Современный проект учащегося  -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития и одновременно  формирования определённых личностных качеств. Метод проектов-педагогическая  технология  цель которой ориентирует не на  интеграцию фактических знаний, а на применение  актуализированных знаний и приобретение новых (порой и путём самообразования) для активного включения в проектную деятельность.

   Исследовательский проект  может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале одного предмета),  межпредметным(интегрируется смежная тематика предметов, например, математика, химия, физика и т.п.), надпредметным( например, «Город, в котором я хочу жить»….)

      По включённости в учебные планы проект  может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися  определённого учебного материала(раздела, главы), и текущим- в этом случае на самообразование и проектную деятельность выносится из  учебного материала (раздела, главы)  часть содержания обучения.

 

В основе  учебно-исследовательского проекта  должно лежать наблюдение  темы  изучения в его конкретности :

- исходные  факты должны быть проанализированы;

- должны быть получены ответы на вопросы, которые возникли в результате работы с информационными источниками;

- должно быть проведено сравнение информаций  с той,  которую можно почерпнуть из уст учителя или из учебных пособий;

- накопленный материал необходимо объединить.

      Самым сложным во введении в учебный процесс исследовательских проектов является –подготовительный этап. Учителю при планировании рабочей программы следует выделить тему(раздел) или  несколько тем (разделов),  которые будут вынесены на проектирование. Далее сформулировать ряд тем на класс( индивидуальных и групповых), работа по которым потребует от учащихся  необходимых по программе знаний и  формирования определённого опыта. При этом желательно  дифференцировать темы по степени сложности .Ученики должны иметь  возможность выбрать тему проекта, организационную форму  его выполнения( индивидуальный или групповой), степень сложности проектировочной деятельности.

     Организация работы определяется чёткостью и конкретностью постановки цели деятельности , выделением  планируемых результатов. Весьма эффективно применение небольших  методических рекомендаций или инструкций по выполнению работы. Где указывается  необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования к качеству проекта,  формы и методы  оценки результатов работы над проектом.

Действия учителя должны быть направлены на то, чтобы:

1.выявить возможности учащихся и разделить их на группы;

2.помочь учащимся действовать сообща;

3.пробудить интерес к изучаемой теме через интересные проблемные задачи и вопросы;

4.следить за динамикой интереса к изучаемой теме и поддерживать этот интерес;

5.указать пути и методы самостоятельной исследовательской работы и коллективного творчества;.

6.поощрять и развивать критическое мышление;.

7.восполнять пробелы в знаниях ….. 

Деятельность учащихся:  слушают, обсуждают задачи, формулируют задачи;

уточняют информацию, самостоятельно работают по поиску информации, работают с информацией, выполняют исследования;  самоанализ идей, решение задач;

 анализ и систематизация информаций, коллективное обсуждение;

 оформляют проектную работу,  участвуют в защите проекта.

      Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально:

-умение работать в коллективе;

-умение брать ответственность за выбор, решение и т.п.;

-умение разделять ответственность;

-умение анализировать результаты деятельности;

-способность ощущать себя членом команды.

  Графическое представление взаимодействия  учителя и учащихся в ходе выполнения  исследовательских проектов можно представить следующим образом: 

Условные обозначения:

Учитель-У

            Ученики-УУч

1-ый этап:                                                      2-ой этап:

У  --------     УУч                                           У   -----------   УУч

3-ий этап                                                                     4-ый этап

У  -------------------  УУч                                       У  -----------------УУч

1.  Подготовительный этап.

1. Выбор темы и ее конкретизация .

2. Определение цели, формулирование задач.

3. Утверждение тематики проекта

4. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

5. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (что   и где  прочитать , изучить, график  консультаций ,памятки для работы с печатными и другими источниками информации).

 6. Утверждение  индивидуальных планов участников группы.

2. Поисково-исследовательский этап

    1. Определение источников информации.

    2. Планирование способов сбора и анализа информации.

    3. Подготовка к исследованию и его планирование.

    4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов.

    5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

 

3. Трансляционно-оформительский этап

            1. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений, коррекция.

2. Подготовка к публичной защите проекта.

3. Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории );

- стендовая информация о проекте.

          4. Заключительный этап

  1. Публичная защита проекта в виде семинарского занятия: презентация работы и одновременно проверка теоретических знаний учащихся класса (формулы), а также решение интересных задач.

           2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. 

Показатели оценки проектной деятельности.

Существует по крайней мере  два подхода к оцениванию работы- это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение и поэтому учителю следует  записывать очень краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися по ходу работы  над проектом.  Вторая составляющая  оценки результата- это оценивание деятельности для достижения поставленной цели.

Таблица оценки проектной деятельности  учащихся.

Процесс работы над проектом

Интеллект. активность

Умение работать в команде

Уровень самостоятельности

Объём разработок

Глубина,понимание материала

Самооценка

Оценка членами группы

Оценка учителя

                               

                                         Защита проекта

Качество доклада

Эстетика оформления

Глубина и широта материала

Ответы на вопросы

Достигнутый результат

Самооценка

Оценка класса

Оценка учителя

                         

Предполагается 10-ти бальное оценивание по каждому параметру. Максимальное количество баллов- 100. «Конвертировать» бальную оценку  в  стандартную оценку за проект можно следующим образом:

85-100 баллов--   -«5»

70-84 балла-----   -«4»

50-69 баллов---  --«3»

Менее 50 баллов-«2».

Например, исследовательский проект по алгебре для учащихся 9 класса по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

АКТУАЛЬНОСТЬ проекта « Арифметическая и геометрическая прогрессии» заключается в расширении знаний по теме ( изучаемой  в 9 классе)  главы алгебры и реализации личностных и  метапредметных  универсальных учебных действий.

ЦЕЛЬ:

-развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в ходе работы с информационными источниками;

ЗАДАЧИ:

 Обучающие

1.Развитие умений работать с дополнительной литературой.

2.Приобретение опыта применения формул геометрической и арифметической прогрессий.

3. Развитие умений осуществлять научный поиск.

4. Устранение пробелов в знаниях по теме «Прогрессии»

Развивающие:

1Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

 2.Самореализация личности школьника на основе формирований    навыков компетентностей в разных предметных областях

3. Развитие умений анализировать и обобщать.

4.Применение ЗУН в нестандартных ситуациях, приобретение новых знаний.

Воспитательные:

 1.Развитие коммуникативных и познавательных навыков.

 2.Формирование целостного мировоззрения.

 3.Формирование ответственного отношения к учению.

ВИД ПРОЕКТА-  итоговый.

МЕСТО В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ- обобщение  и систематизация изученного материала по темам «Арифметическая прогрессия» и  «Геометрическая прогрессия» (после изучения данных тем).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные - оценивание усвоения  материала, установление связи между целью  учебной деятельности и результатом, развитие  ценностно-смысловой ориентации учащихся ,умение  преобразовывать текстовую информацию в знаково-символическую,  умение  устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логическую цепь рассуждений ,умение работать в группе.

Предметные- осознанное усвоение темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».  Умение применять полученные знания при решении задач разного вида и степени сложности.

Метапредметные-  применение полученных знаний  в других предметных областях.

Основные этапы работы над  проектом

  1. Подготовительный  (погружение в проект)
  2. Мотивация : задаётся задача «Однажды богатому и очень жадному господину предложили каждый день приносить по 50 рублей, а взамен он должен будет отдать в первый день 1 коп., во второй день две копейки,  на третий день 4 копейки, затем 8 копеек ит.д.  Решив  быстро ,за чужой счёт, увеличить своё богатство он согласился.  Первые несколько дней он посмеивался над  «глупцами», но очень скоро ему стало не до смеха . Почему?»

2-ое задание- «Объяснить , с математической точки зрения, написание  слов в строке «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил….»

3-е задание: один из учеников, вызванный к доске, должен идти до стола учителя по прямой. Первый шаг он делает длиной 1 м., второй ½ м., третий ¼ м. и т.д. так, что длина каждого последующего шага меньше предыдущего в 2 раза. Дойдёт ли ученик до доски, если  расстояние, по прямой, равно 3м?

1. Конкретизация  темы.

2. Определение цели, формулирование задач.

 3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

 4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (что и где  прочитать , изучить, график  консультаций ,памятки для работы с печатными и другими источниками информации).

                Методические рекомендации для школьников.

При работе с печатными источниками следует обращать внимание на «ключевые  слова», выписывать главное применяя знаково-символическую запись .

  1. Сначала продумай  план работы, обсуди его с членами группы и выработайте единую программу действий.
  2. По ходу работы  над проектом  записывай вопросы, которые следует обсудить в группе или получить по ним  консультацию учителя.
  3. Отмечай выполненную работу, согласно своего, индивидуального плана.
  4. Работая с интернетом ,будь внимательным, анализируй полученную информацию вдумчиво.
  5. Работая в группе, будь внимателен к чужому мнению, старайся выстраивать диалог с другими членами группы.

При работе над  данным проектом обратите внимание на следующие вопросы:

-понятие прогрессии (арифметической и геометрической);

-формулы, применяемые при решении задач на прогрессию;

-характеристические свойства прогрессий;

-способы нахождения суммы членов конечной и бесконечной прогрессий;

-сходимость;

-связь между арифметической и геометрической прогрессиями;

-арифметические прогрессии высших порядков;

-применение прогрессий в других предметных областях (например в биологии), можно ли увидеть прогрессию в литературе, архитектуре..?

-как с помощью формул прогрессий  можно решить старинные задачи?

Материал для изучения, который предлагается найти и попытаться вникнуть в суть ( по возможности), но не обязателен для всех членов группы и выходит за рамки школьной программы.(прилагается текст)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская информационная работа "Россия - Америка: two wars in 1812, the first Ambassador in Russia"

Основная тема работы - Отечественная война 1812 года в России  с точки зрения иностранца. В работе исследуется­ редкий историческ­ий факт: пребывание­ будущего шестого Президента­ США в России в ...

методическая разработка учебного исследовательского проекта "Как прошлое определяет настоящее"

В методической разработке указаны все эпаты работы над проектом по теме "Смутное время в России". Данный проект может быть использован не только для учащихся 7 класса, но и для 10 класса....

Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"

   Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...

Методические рекомендации "Учебно-исследовательские работы учащихся на уроках русского языка и литературы"

В  рекомендациях даны основные формы и методы  организации проектного обучения.         В качестве приложения представлен дидактический инструментарий...

Сборник учебно-исследовательских краеведческих работ обучающихся "Бичкн Торскм"

     Информационный тематический сборник продолжает серию публикаций по реализации региональной  программы «Бичкн Торскм» в рамках туристско-краеведческого движе...