РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Некрасова Елена Павловна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

9 класс, основное обще образование

количество часов – 68

 

Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования  по математике,авторской программы по геометрии  Л.С.Атанасян,  В. Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.(Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_gtometriya.doc988 КБ

Предварительный просмотр:

«Пояснительная записка» 

Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса разработана  на основе:

  • ФЗ «Об образовании»; [1]
  • Федеральный компонент государственных стандартов образования; стандарт основного общего образования по математике; [2]
  • требования государственного образовательного стандарта основного общего образования  к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; [3]
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственных стандартов образования; [4]
  • примерную программу основного общего образования по математике на углубленном уровне; [5]
  • базисный учебный план Лицея;
  • федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; [6]
  • [7]авторской программы по геометрии  Л.С.Атанасян,  В. Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.(Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011).

   «Общая характеристика предмета геометрии»

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели изучения курса:

  • продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Задачи курса:

  • сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
  • познакомить с использованием векторов и метода координат  при решении геометрических задач; дать представление  об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
  • развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
  • расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках
  • познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом
  • выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
  • научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.

использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач

 

«Место учебного предмета геометрии» 

Место предмета в базисном учебном плане 
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч в неделю. 
Количество учебных часов: 
В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов) 
В том числе: 
Контрольных работ - 4 

указывает место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в инвариантной и (или) вариативной частях учебного плана; общее количество часов в год, количество часов в неделю; класс(ы); последовательность изучения тем и другое.

«Содержание учебного предмета геометрии»

Повторение ( 2 часа.)

Векторы. Метод координат. (11 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить  обучающихся  выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

  Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (17 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга. (14 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Движения. (13 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

        Повторение. Решение задач. (11часов)

        Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.

Тематическое планирование 9р1 класс

урока

Раздел

Дата

Название темы

Количество часов согласно учебному плану

Содержание материала

Характеристики основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальных учебных действий

 

Повторение курса   (2  часа )

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  2. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  3. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  4. развитие компетентности в области использования ин- формационно-коммуникационных технологий;
  5. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  6. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  7. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  8. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  1. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
  2. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.


Предметные результаты:

  1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  5. систематические знания о функциях и их свойствах;
  6. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
  • выполнять вычисления с действительными числами;
  • решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
  • использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
  • проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • выполнять операции над множествами;
  • исследовать функции и строить их графики;
  • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
  • решать простейшие комбинаторные задачи.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Воспитание интереса к предмету математики на уроках достигается следующими способами:

  • обогащение содержания материалом по истории Российской науки (например, на уроке  может быть  сделано сообщение исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны – автор учебника по алгебре А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы);
  • введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок;
  • активизацией познавательной деятельности учащихся на уроке, использование форм самостоятельной и творческой работы;
  • использование различных форм обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, тестов, математических диктантов наряду с контрольными, предусмотренными планом;
  • решение задач повышенной трудности и нестандартных задач;
  • установление внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни, в технике, в производстве, в спорте;
  • подчеркивание силы и изящества методов вычисления, доказательств, преобразований и исследований;
  • разнообразие уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер, использование ИКТ;
  • разнообразие домашних работ;
  • реализация проектов по математике.

1

Повторение курса   (2  часа )

Повторение. Смежные и вертикальные углы.  Признаки параллельности  прямых.  Признаки равенства треугольников. Теорема Пифагора.  Соотношения в прямоугольном треугольнике

2

2

 

Стартовая диагностика.

Метод координат.11 часов

3

Метод координат.11 часов

Разложение вектора  по двум неколлинеарным векторам

11

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

4

Координаты вектора

5

Координаты вектора

6

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

7

Простейшие задачи в координатах

8

Простейшие задачи в координатах

9

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.

10

Уравнение окружности. Решение задач.

11

Уравнение прямой.

12

Решение задач

13

Контрольная работа по теме : «Координаты вектора».

Соотношение между сторонами и углами треугольника.  17 часов

17

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

14

Соотношение между сторонами и углами треугольника.  17 часов

Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество.

15

Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.

16

Синус, косинус и тангенс угла. Решение задач.

17

Теорема о площади треугольников. Теорема синусов.

18

Теорема косинусов.

19

Решение треугольников.

20

Измерительные работы.

21

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Решение задач.

22

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Решение задач.

23

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

24

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения.

25

Скалярное произведение векторов. Решение задач.

26

Скалярное произведение векторов. Решение задач.

27

Решение задач по теме : «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

28

Решение задач по теме : «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

29

Решение задач по теме : «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

30

Контрольная работа по теме : «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

Длина окружности и площадь круга 14 часов

14

31

Длина окружности и площадь круга 14 часов

Правильные  многоугольники. Окружность описанная возле правильного многоугольника.

32

Окружность  вписанная в правильный многоугольник.

33

Формулы для вычислении площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

34

Построение правильных многоугольников.

35

Правильные  многоугольники. Решение задач.

36

Правильные  многоугольники. Решение задач.

37

Длина окружности .

38

Площадь круга

39

Площадь кругового сектора.

40

Длина окружности и площадь круга. Решение задач.

41

Решение задач.

42

Решение задач.

43

Решение задач.

44

Контрольная работа по теме : «Длина окружности и площадь круга».

Движение 13 часов

45

Движение 13 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения

13

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

46

Отображение плоскости на себя. Понятие движения

47

Отображение плоскости на себя. Понятие движения

48

Параллельный перенос..

49

Поворот.

50

Поворот.

51

Решение задач

52

Контрольная работа по теме : «Движение

53

Начальные сведения из стереометрии.

54

Призма. Параллелепипед.

55

Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

56

Пирамида

57

Тела и поверхности вращения.

Итоговое повторение курса геометрии 9 класса . 11 часов

58

Итоговое повторение курса геометрии 9 класса . 11 часов

Об аксиомах планиметрии.

11

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.

59

Решение задач в координатах.

60

Решение задач в координатах.

61

Решение задач в координатах.

62

Теоремы синусов и косинусов.

63

Теоремы синусов и косинусов.

64

Решение треугольника.

65

Длина окружности. Площадб круга.

66

Правильные многоугольники.

67

Описанная и вписанная окружности.

68

Итоговая аттестация

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения урока

Раздел

Тема контрольной работы

Название темы

Кол-во часов

Оборудование

Вид учебной деятельности

Элементы содержания образования

Требования к результатам

Вид кон-троля

Повторение

2

1

Смежные и вертикальные углы. Признаки параллельности прямых. Признаки равенства треугольников. Теорема Пифагора.

Соотношения в прямоугольном треугольнике

1

Интерактивная доска, презентация

КУ

Смежные и вертикальные углы. Признаки параллельности прямых. Признаки равенства треугольников.

-

знать свойства основных четырехугольников;

-знать формулы площадей;

-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства

ФО [1],

ИРД

2

.Стартовая диагностика

1

Интерактивная доска, презентация

КУ

окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов

-уметь строить вписанные и описанные окружности;

-знать элементы окружности;

-различать центральные и вписанные углы

ФО [1],

ИРД

II

Метод координат

Метод координат

11

Интерактивная доска, презентация

3-5

Координаты вектора.

3

Интерактивная доска, презентация

КУ

УОНМ

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;

-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число

ФО [1], стр.249 ?1-8

ИРД

СР[2], С-1

7-8

Простейшие задачи в координатах

3

Интерактивная доска, презентация

КУ

радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

уметь определять координаты радиус-вектора;

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

9,10

Уравнение окружности и прямой

2

Интерактивная доска, презентация

-уравнение окружности;

-уравнение прямой.

11,

12

Решение задач.

2

Интерактивная доска, презентация

КУ

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами

-уметь применять знания при решении задач в комплексе

ФО [1],

ИРД

13

Контрольная работа по теме : «Координаты вектора».

1

Интерактивная доска, презентация

-уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач на определение координат вектора, на определение вектора суммы, разности, произведения  

[3], КР-1

III

Соотношение между сторонами и углами треугольника

17 часов

Соотношение между сторонами и углами треугольника

17 часов

17

Интерактивная доска, презентация

14-16

Синус, косинус, тангенс угла.

3

Интерактивная доска, презентация

КУ

УОНМ УЗИМ

единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

ФО [1], стр.271 ? 1-6

ИРД

СР[2], С-4

17-22

Соотношение между сторонами и углами треугольника

2

Интерактивная доска, презентация

УОНМ

теорема о площади треугольника, формула площади

-уметь выводить формулу площади треугольника;

-уметь применять формулу при решении задач

ФО [1], стр.271 ? 7

ИРД

Соотношение между сторонами и углами треугольника

2

Интерактивная доска, презентация

УОСЗ

теорема синусов

-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение

ФО [1], стр.271 ? 8

ИРД

Соотношение между сторонами и углами треугольника

2

Интерактивная доска, презентация

КУ

теорема косинусов

-знать вывод формулы;

-уметь применять формулу при решении задач

ФО [1], стр.271 ? 9

ИРД

СР[2], С-5

23-26

Скалярное произведение векторов

4

Интерактивная доска, презентация

КУ УЗИМ

УОНМ УПЗУ

Скалярное произведение векторов

уметь находить скалярное произведение векторов

27-29

Решение задач по теме: Соотношение между сторонами и углами треугольника.

3

Интерактивная доска, презентация

КУ УЗИМ

УОНМ УПЗУ

теорема синусов, теорема косинусов

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

ФО [1], стр.217 ? 10

ИРД

ИРК

СР[2], С-6

30

Контрольная работа по теме: Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач

[3], КР-3

IV

Длина окружности и площадь круга

Длина окружности и площадь круга

14

31-36

Правильные многоугольники.

6

Интерактивная доска, презентация

КУ

УОСЗ

правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать

ФО [1], стр.290? 1-4

ИРД

ИРК

37-40

Длина окружности и площадь круга.

4

Интерактивная доска, презентация

КУ УПЗУ УОСЗ

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение

ФО [1], стр.290? 8-12

ИРД

СР[2], С-8

41-43

Решение задач

3

Интерактивная доска, презентация

правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;

44

Контрольная работа по теме» Длина окружности и площадь круга»

1

-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;

-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора

[3], КР-4

V

Движения

Движения

13

45-48

Понятие движения.

4

Интерактивная доска, презентация

УОНМ

отображение плоскости на себя

-знать , что является движением плоскости

ФО [1],

стр.303?1

ИРД

49-52

Параллельный перенос и поворот.

4

Интерактивная доска, презентация

КУ УПЗУ УОНМ

УОСЗ

параллельный перенос поворот

-знать свойства параллельного переноса;

-уметь строить фигуры при  параллельном переносе на вектор  уметь строить фигуры при повороте на угол .

ФО [1], стр.303 ?14,15

ИРД

53-56

Решение задач

4

Интерактивная доска, презентация

КУ УОСЗ

УПКЗУ

УЗИМ

-

ФО [1], стр.303?16,17

ИРД

СР[2], С-10

57

Контрольная работа по теме « Движение».

1

-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте

[3], КР-5

Итоговое повторение курса геометрии 9 класса

Итоговое повторение курса геометрии 9 класса

11

58-60

Об аксиомах планиметрии.

3

Интерактивная доска, презентация

КУ

УПКЗУ

аксиомы планиметрии

-знать все об аксиомах планиметрии

ФО [1],

ИРД

61-63

Решение задач в координатах.

3

Интерактивная доска, презентация

КУ УОСЗ

координаты вектора, метод координат

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

ФО [1],

ИРД

ИРК

64-67

Теоремы синусов и косинусов.

4

Интерактивная доска, презентация

КУ УПЗУ

теорема синусов, теорема косинусов

- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

ФО [1],

ИРД

68

Итоговая контрольная работа.

1

-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.                                

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ — комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР — самостоятельная работа.

ПР — проверочная работа.

МД — математический диктант.

Т – тестовая работа.

«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» 

   В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.                 

   При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Тренировочные упражнения.

    Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.

Слайды «Живая геометрия».

Наглядные чертежи геометрических фигур и геометрических тел. В данной среде возможны быстрые изменения в чертежах и рисунках, что позволяет сделать чертеж подвижным, наглядным, более понятным.

 

             Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.

Литература:

  1. Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.

«Результаты и система их оценки» 

Личностные, метапредметные, предметные результаты усвоения учебного предмета.

ФГОС устанавливает требования к трем группам результатов освоения обучающимися основной образовательной программы ООО:

Личностным: 

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог, достигать в нем взаимопонимания;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебной, творческой деятельности.

Метапредметным: 

  • Самостоятельно определять цели обучения, и пути их достижения;
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Владеть основами самоконтроля и самооценки;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Система оценивания.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся демонстрирует полное понимание сути теории и свободно оперирует ей, творчески применяет теоретические знания на практике. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия. Решает нестандартные задачи. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет самостоятельно получать знания, работая с дополнительной литературой (учебником, компьютером, справочной литературой)

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов. Не задумываясь решает задачи по известному алгоритму, проявляет способность к самостоятельным выводам. Допускает вычислительные ошибки крайне редко и, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов, то может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся запомнил большую часть теоретического материала, без которого невозможна практическая работа по теме. Решает самостоятельно только те практические задачи, в которых известен алгоритм, а остальные задания может выполнить только с помощью учителя и учащихся. Допускает много вычислительных ошибок.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Не может выполнить ни одного практического задания с применением данной теории.

 Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Контрольные измерители.

Стартовая диагностика.

Промежуточная аттестация по теме : «Координаты вектора».

Вариант 1

1.Найдите координаты и длину вектора   если

2. Даны координаты вершин треугольника ABC: A (-6; 1), B (2; 4), С (2; -2).

Докажите, что треугольник  ABC равнобедренный, и найдите высоту  треугольника, проведенную из вершины A.

3. Окружность задана уравнением  Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси ординат.

Промежуточная аттестация по теме : «Координаты вектора».

Вариант 2

1.Найдите координаты и длину вектора   если

2. Даны координаты вершин четырехугольника  ABC D: A (-6; 1), B (0; 5), С (6; -4),D (0; -8).

Докажите, что ABCD – прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.

3. Окружность задана уравнением  Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси абсцисс.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Вариант 1

1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если А(-1; 3).

2. Решите треугольник АВС, если

3. Найдите косинус угла М треугольника KLM, если К(1; 7), L(-2; 4), М(2; 0).

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Вариант 2

1. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если В(3; 3).

2. Решите треугольник ВСD, если

3. Найдите косинус угла А треугольника АВC, если А(3; 9), В(0;6), С(4;2).

Длина окружности и площадь круга

Вариант 1

1.  Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.

2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.

3. найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если её градусная мера равна 150о.

Длина окружности и площадь круга

Вариант 2

1.  Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.

2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в  неё правильного шестиугольника  равна .

3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна  120о, а радиус круга равен  12 см.

Движения

Вариант 1

1.  Дана трапеция АВСD.  Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.

2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2  и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, четырехугольник О1МDО2 является   параллелограммом.

Движения

Вариант 1

1.  Дана трапеция АВСD.  Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, Являющейся серединой боковой стороны CD..

2.  Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

1. В треугольнике АВС точка D – середина стороны АВ, точка М – точка пересечения медиан.

а) Выразите вектор  через векторы и  и вектор  через векторы  и .

б)  Найдите скалярное произведение , если

2. Даны точки А(1; 1), В(4; 5), С(-3; 4).

а)  Докажите, что треугольник АВС равнобедренный и прямоугольный.

б) Найдите длину медианы СМ.

3. В треугольнике АВС  высота ВD равна h.

а) Найдите сторону АС и радиус R описанной окружности.

б) Вычислите значение R, если

4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 120о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.

Итоговая контрольная работа

Вариант 2

1. В параллелограмме  АВСD диагонали пересекаются в точке О.

а) Выразите вектор  через векторы и  и вектор  через векторы  и .

б)  Найдите скалярное произведение , если

2. Даны точки К(0; 1), М(-3; -3),  N(1; -6).

а)  Докажите, что треугольник KMN равнобедренный и прямоугольный.

б) Найдите длину медианы NL.

3. В треугольнике АВС  высота ВD равна h.

а) Найдите сторону АD и радиус R описанной окружности.

б) Вычислите значение R, если

4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 60о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседание МО учителей математики

 и информатики МБОУ лицея № 5

от

руководитель М О - ________________

Некрасова Е.П.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по НМР

Грошева А.А.____________________________


[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ

[2] Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089.

[3] Там же

[4] Там же

[5] Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263.

[6] Приказ Минобразования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. №253


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9класс ,Л.С. Атанасян, 2 часа в неделю

Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования»Математика»а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

Рабочая программа для 8 класса 2016 год,на 105 часов

Комплексная программа физического воспитания учащихся. Программы общеобразовательных учреждений 1-11 классы, авторы В.И. Лях; А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2011г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 6 класс В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 11 класс (базовый уровень) Беляев 2 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА·         Рабочая  программа  по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....