Урок географии "Лесная зона" (повторительно - обобщающий) 7 класс, СКШ 8 вид
план-конспект урока по географии (7 класс)

Гизатулина Ирина Николаевна

Повторительно - обобщающий урок по теме "Лесная зона" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_urok_povtoreniya_lesnaya_zona.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Черемхово»

Технологическая карта урока географии в 7 классе ГОКУ СКШ №2

Составил: учитель И.Н. Гизатулина

Черемхово 2023-2024 уч.год

Тема: «Лесная зона» (Повторительно-обобщающий урок)

Класс: 7

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лесная зона»,

Задачи:

Образовательные: закреплять умение читать географическую карту;

Коррекционно-развивающие: коррекция внимания на основе специального коррекционного упражнения на распознавание, коррекция мышления на основе специального упражнения на различение.

Воспитательные: воспитание мотивации к учению через практическую направленность урока, воспитание любви к Родине.

Используемая технология: технология дифференцированного обучения.

Базовые учебные действия:

Личностные БУД: испытывать чувство гордости за свою страну

Коммуникативные БУД: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

Регулятивные БУД: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Познавательные БУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Оборудование: учебник для 7 класса Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, физическая карта России, карта природных зон России, раздаточный материал на каждого ученика: конверты с карточками - письмами на каждого, чистые листы в клеточку, зеленый карандаш, чистая контурная карта природных зон России, перфокарта с таблицей «Формы поверхности лесной зоны» и «Место залегания полезных ископаемых», аудиозапись – шум леса, иллюстрации животных лесной зоны, иллюстрации растений и гербарий по теме «Лесная зона», компьютерная презентация по теме урока.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия учащихся

Личностный компонент (жизненные компетенции)

Организационный момент

создание эмоционального настроя  обучающихся на  интеллектуальную деятельность

Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке

«Упражнение «Улыбка»

Слушают учителя

Формирование пространственных представлений

Формирование пространственной ориентации

Упражнение «Прямой и обратный путь»

На минуту представим, что мы не ученики, а работники туристического агентства, и нам поручено составить один из туристических маршрутов. Важно, чтоб маршрут был продуман и точен до мелочей. Для этого на листе в клеточку вам нужно нарисовать маршрут, записанный с помощью сторон горизонта и расстояний в определенном масштабе. Предлагаю начать работать.

Гр.1, 2: (под диктовку учителя выполняют задание на слух)

из  заданной точки А- на восток 4 см (получаем точку Б), от нее на север 3 см (точка В) – еще на восток 2 см (точка Д) – на юг 2 см (точка Г) –на запад 5 см.

Гр.3 (Ярослав В, Женя Н) – схожая карточка, но задание написано, выполняют по письменному алгоритму)

(выборочная проверка учителем)

Выполняют упражнение дифференцированно

Актуализация знаний.

Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

повышение познавательной деятельности обучающихся

Ребята, сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие. Какие качества необходимы путешественникам?

А куда же мы отправимся? Закройте глаза, скажите: раз, два, три и прислушайтесь (звучит шум леса) Ребята, где мы ?

Формулирование темы и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя,

Формулируют цель урока и тему.

Повторение пройденного.

повторение и закрепление ранее изученных знаний по теме

Ребята, мною было перехвачено донесение о пропавшем туристе из России. Единственная зацепка – это его записная книжка, где указаны обьекты, которые он хотел повидать. Используя эти зацепки постройте маршрут туриста и определите, где он сейчас находится. Предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли детектива.

Игра. «Географический детектив»

для 3 гр.:

- Это место находится к югу от тундры.  На карте это место обычно изображено зеленым цветом(лесная зона)

для 1 гр.:

- Место это находится от начала Балтийского моря до берегов Охотского (лесная зона)

Для гр.2.:

- Расположено с севера на юг от зоны тундры до зоны степей, это место огромное, занимает почти половину территории нашей страны (лесная зона)

Ребята, я думаю из вас получатся неплохие детективы, вы верно определили место нахождения туриста и спасли ему жизнь.

3.Идем дальше. Но как идти в лес и без карты? Нужно карту восстановить!

 на контурной карте раскрась лесную зону (задание для всех).

Самостоятельная работа с картой.

 Группа 1 – Заполняют таблицу «Формы поверхности лесной зоны»

Равнины лесной зоны

Возвышенности лесной зоны

Горы лесной

зоны

  1. _____________
  2. _____________

  1. ________________
  2. _______________
  1. ______________
  2. ______________

Группа –3 игра «Географическая почта»

У вас на парте в конвертах находятся мини – конверты, ваша задача вписать на конверт адресата, и отправить их по нужному адресу, тоесть на карту у доски, поместив их на магнит.

Ребята, в графе «Адресат» что будем указывать? (Лесная зона)

Группа 2

Вам - на конверте указать место и адресатов, то есть вписать названия 2 - 3 животных, проживающих в этих местах, и отправить их по нужному адресу.

Игра «Мост дружбы»

На этом мосту повстречались две зоны (Тундра и Лесная зона), и никак не могут разойтись. Одна утверждает, что они совершенно одинаковые, другая – что совершенно разные. Предлагаю разделиться на 2 команды и помочь разрешить спор. Ребятам 3 группы предлагаю найти разное, ребятам 1и 2 группы – все сходства)

(ищут в чем зоны одинаковые и в чем совершенно разные)

6.А сейчас заполнить нужно перфокарту, пользуясь приложением к учебнику на с 2-3

Перфокарта для гр. 1:

Место залегания

полезных ископаемых

Условные знаки полезных ископаемых

Восточно-Европейская

 равнина

Западно-Сибирская

Равнина

Среднесибирское

Плоскогорье

Урал.

Перфокарта для гр 2. .

Место залегания

полезных ископаемых

Условные знаки полезных ископаемых

Восточно-Европейская

 равнина

Западно-Сибирская

Равнина

Перфокарта для гр.3

Место залегания

полезных ископаемых

Условные знаки полезных ископаемых

Восточно-Европейская

 равнина

7 . Физминутка. Найди в классе изображение животных лесной зоны, собери на доске галерею, назови животное. Распредели на группы: травоядные, хищники, всеядные.

8. А сейчас перед нами три дороги, три пути. Нам нужно разделиться.

 Карина И., Женя У. и  Святослав В. берут себе помощников. Девочек и мальчика.

Оставшийся  работает со мной.

 Группа Карины И.: определить по натуральным объектам растения, назвать их и рассказать, в чем отличие, в чем сходство.

 Группа Жени У: найти  с какой ветки детки. Рассказать, в чем сходство , в чем отличия.

 Группа Святослава. По гербариям определить названии растений.  Рассказать в каком лесу эти растения встречаются.

 Индивидуально: отметить знаком           хвойные растения, а

 знаком             лиственные деревья.

Рябина

   

Клён

 Сосна

 Осина

Берёза

Ель

Кедр

Дуб

10 . Самопроверка.

Вам предстоит выбрать задание по своим возможностям.

Прогностическая оценка  

Напишите на полях: если легко будет выполнить задание – букву л, если трудно – букву т.

Средние: желтый

- почему о лесе говорят, что он является источником здоровья, лёгкими городов?______________

- напиши лекарственные травы леса. __________________________

-  какие дары леса употребляют в пищу? ____________________________

 - для чего нужны промыслово-охотничьи хозяйства? ___________________

СЛ-е: ответь на вопросы:

впиши в текст об охране леса недостающие слова.

Лес нужно ___________ и________________.

Вырубка должна вестись по плану, на месте _________________должны _______ _________  ______________ ______________. В лесу нельзя ___________ __________, от которых может возникнуть _________________ ___________.

Разгадывают задание,

Отвечают на вопросы.

 

Отвечают.

Отвечают на вопросы учителя

Работают с картой.

Заполняют таблицу.

Выполняют задание у доски по географической карте

дифференцировано

Работают устно, дифференцированно

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос

Работают в дифференцированно

Самостоятельный выбор задания  по степени сложности.

Выполняют самопроверку

Первичное закрепление

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

1.Наша страна самая богатая лесная страна в мире.

Лес - величайший источник здоровья, поэтому я вам желаю как можно чаще бывать в нем и оздоравливаться.

Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья.

Знаете ли вы, что дает нам лес? Как человек использует его?

Игра «Снежный ком» .

Эту игру предлагаю не всем, приглашаю к доске Карину и Алешу, составьте нам схему «Роль леса в жизни человека», остальные ребята проверяют правильность задания

2. Лес наш друг. И мы должны его беречь, соблюдать правила поведения  лесу

Слушают,

участвуют в беседе

Делают вывод.

Инд.р.

.

Итог урока

  • подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.

Я благодарю всех ребят за урок, вы были сегодня не просто путешественниками, спасателями, но и примерными учениками, многим из вас я выставила оценки – сегодня журнал наполнился дополнительными 5ми и 4ми.

Задание на дом – поиграем в  Географическую азбуку, для этого ребятам 1 и 2 гр. – предлагаю букву Б, С

ребятам 3 гр -  у вас буква М, ваша задача – на листочке написать как можно больше слов по теме Лесная зона.

Наш урок закончен.  

Ставят оценку.

Поясняют работу одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...