конспект урока географии в 7 классе Восточная Сибирь
план-конспект урока по географии

Гизатулина Ирина Николаевна

Данный конспект разработан по предмету География для детей  7 класса СКШ 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_geografii_v_7_klasse_vostochnaya_sibir_.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Природа Восточной Сибири

Цели и задачи:

изучить особенности состава территории, географического положения, географического строения рельефа и климата Восточной Сибири. сформулировать представление о суровости природы данной территории.

создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, коррекция  мышления (анализ, синтез, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий.

на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий в жизни людей; воспитать эстетическое восприятие природы.

Оборудование:

Компьютер;

Карта «Восточная Сибирь»;

Иллюстрации;

Раздаточный материал на каждого ученика

Ход урока

 

Этапы урока

Содержание

Дидактические принципы

I

 

Организация класса к уроку.

Ну – ка, дети, встаньте в ряд

Готов работать мой отряд?!

 

II

 

Мотивация учебной деятельности.

 

Осознание учащимися процесса учения.

1.

Запись темы в тетрадь.

Беседа учителя.
- Нашему тур-агенству «Черем -тур» поступило предложение организовать туры в Восточную Сибирь по теме: «Природа Восточной Сибири: специфика природы Средней, Северо-Восточной Сибири».

 

2.

Д/З
Задание 1.

Мы проведем расширенное заседание совета директоров и сотрудников фирмы с целью решения следующих задач:

1.Определить специфику природы Восточной Сибири и отдельных ее частей.

2.Определить, какие туристические маршруты и виды отдыха можно организовать в данный район.

В ходе заседания вы должны заполнить наши экспертные карточки.

 

III

 

Изучение нового материала.

 

 

1.

Вступительная беседа учителя.

Беседа учителя.
- Первый вопрос нашего заседания – Экспертиза состава и размеров территории, особенностей ГП Восточной Сибири. Вы выступите в роли экспертов по вопросам  поможет атлас, карта «Восточная Сибирь

 

2.

Объяснения учителя с одновременной демонстрацией на карте.

- Восточная Сибирь занимает площадь более 7 млн. км2.
Для сравнения:
- Западная Сибирь – 2,6 млн. км
2.
- Австралия – более 7 млн. км
2.
Территория протянулась от реки Енисей на западе до Тихоокеанского водораздела на востоке. На севере район омывается Северным ледовитом океаном, а на юге граничит с Китаем и Монголией.
Значительная часть территории расположена за северным полярным кругом. Город Кызыл – центр Азии.

Ведущая роль теоретических знаний (процессуальный характер).

3.

Запись в тетрадь названий частей.

Территория района состоит из трех частей:

  1. Среднесибирского плоскогорья;
  2. Северо-Восточной Сибири;
  3. Пояса гор Южной Сибири.

- Запишите названия частей Восточной Сибири.

 

4.

Сообщения учащихся.

- Заслушаем результаты экспертизы (ответы на вопросы )

Осознание учащимися процесса учения.

5.

Самостоятельная работа учащихся.

- Дайте письменные ответы на задания 1,2 экспертной карточки.

6.

Решение сложных ОУНов.

Беседа учителя.
- Поступил отчет о работе наших представителей в Восточной Сибири. Но в нем допущены ошибки. Определите лишние звенья в цепочке причинно-следственных связей характеристики особенностей ГП.
. Ответы запишите в тетрадях.
Задание 3.
Ключ: 4,5,8

Беседа учителя.
- Следующий вопрос нашего заседания – создание рекламного ролика по теме «Из истории освоения и заселения территории Восточной Сибири». При помощи следующего задания в учебнике, определите:

  1. какие события соответствуют датам?
  2. какие объекты привлекут туристов.

Проблематизация содержания (коллизии).

7.

Коллективная работа (отвечающие держат карточки с датами выстраиваются в цепочку).

  1. 40 тыс. лет до н.э.
  2. XV век.
  3. 1609 год.
  4. Начало XVII в. – составлена одна из первых карт- чертежей Земли Русской царевичем Федором Борисовичем Годуновым. На этой карте обозначена Сибирь.

Продвижение в изучении материала быстрыми темпами (вариантность).

8.

Дополнительный материал (учитель)

Послушайте отрывок.

Царь:
- А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор:
- Чертеж земли Московской. Наше царство из края в край,
Вот видишь – тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань,
Вот море, вот Пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.

  1. 1628 год.
  2. 1631 год.
  3. XVIII век.
  4. XX век.

- Какие объекты привлекут внимание туристов в этом районе?
(г. Красноярск как древние города)

9.

Работа в группах (5 мин.).

Беседа учителя.
- Для определения специфики природы Восточной Сибири и разработки туристических маршрутов и туров агентство создает творческие группы:

  1. Геологи.
  2. Геологи и геоморфологи.
  3. Климатологи.
  4. Гидрологи.

Для решения заданий участники групп могут использовать все источники знаний. Результаты исследований занесите в тетради.

Ведущая роль теоретических знаний.

10.

Работа с картой.

Беседа учителя.
- Наши специалисты предлагают составить номенклатурный маршрут. Необходимо распределить формы рельефа в алфавитном порядке. Я начинаю.

А –

Алтай

Алданское нагорье

Б –

горы Бырранга

В –

Верхоянский хребет

Е –

Енисейский кряж

П –

плато Путорана

С –

Среднесибирское плоскогорье

Становой хребет

Саяны

Ч –

хребет Черского

Я –

Яблоновый хребет

Единство аффекта и интеллекта (многогранство).

11.

Сообщения учащихся.

Беседа учителя.
- Откроем секрет разнообразия рельефа.
Отчет геоморфологов и геологов.

 

12.

Дополнительный материал.

Беседа учителя.
- В Восточной Сибири расположены многочисленные месторождения полезных ископаемых:

  • Горная Шория – железные руды
  • Кузбасс – каменный уголь
  • Якутия, Мирный – алмазы

Много поделочных камней, особенно яшмы.
Наши корреспонденты передали очень интересный материал.

«В начале 19 века в горах Южной Сибири нашли монолитную яшму массой 12 т. 11 лет работали с этим камнем тысячи человек, создавая каменное чудо – царицу ваз массой 11 т., диаметром 5 м. В 1843 году ваза перевезена в Петербург в Эрмитаж.»

  • Отчет климатологов.
  • Отчет гидрологов.
  • Отчет лимнологи.

Ведущая роль теоретических знаний.

IV

 

Итоги урока.

 

 

1.

Итоговая беседа.

Беседа учителя.
- Какие особенности природы Восточной Сибири вы определили?
- Какая часть территории района имеет самые благоприятные условия?
- Возможен ли туризм в данном районе?
- Какой вид отдыха можно предложить?
- Какие виды туризма можно организовать?

Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся (многогранность)

2.

Творческая работа.

Беседа учителя.
- Восточная Сибирь известна своими природными рекордами. Определите 10 из них под девизом «Самый»

  • Крупный
  • Удаленный
  • Разнообразный рельеф
  • Суровый климат
  • Низкая температура
  • Богатый полезными ископаемыми
  • Крупные реки
  • Глубокое озеро
  • Древнее озеро
  • Чистое озеро

Осознание школьниками процесса обучения (процессуальный характер).

3.

Найти соответствие.

Беседа учителя.
- Специалист по рекламе Мозговая Даша подготовила эскизы рекламных щитов. Определите, какие части территории или объекты  изображены на каждом эскизе. Запишите в тетрадь под цифрой 8 (экспертная карточка, задание 8).

Единство аффекта и интеллекта.

4.

Анализ и оценка работы учащихся.

- Экспертные карточки вложите в рабочую тетрадь, сдайте.

 

5.

Домашнее задание.

стр. 103 – 105, ответить на 1, 2 и 3 вопрос; заполнить таблицу в тетради

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"

Данная разработка урока по литературе поможет учителю  провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...