Этнографическое путешествие по полуострову Крым
проект по географии (9 класс)

Гледяева Ирина Владимировна

 

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

им. Героя Советского Союза И.А. Передерия

муниципального  образования Каневской район

2 имени Героя Советского Союза И.А. Передерия

 

 

Этнографическое путешествие по    

полуострову Крым             

 

 

 

 

 

Сатюкова Дарина,

учащаяся 9 «Б»  класса

                                                                                    Гледяева Ирина

                           учитель  географии

 

 

 

 

 

                                         ст. Каневская   2023 год

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………….…………..3

Глава 1. Путешествие………………………………………………………………...….6

1.1. Керчь. Греки…………………………………….……………………......7

1.2. Феодосия. Армяне Крыма……………………………………………...13

1.3.Старый Крым. Крымские татары………………………………………14

1.4.Симферополь.Русские.Украинцы……………………………………...16

1.5. Бахчисарай. Крымские татары. Русские……………………………...18

1.6.Чуфут-Кале. Караимы…………………………………………………..21

1.7.Судак. Генуэзцы…………………..………………..…………………...23

Заключение………………………………………………………………….25

Используемая литература……………………………………………...…..26

Приложения……………………………………………...…………………27                            

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, объявил 2022 год - Годом культурного наследства народов РФ.

Год культурного наследия народов РФ ведется в целях популяризации этнического искусства, хранения культурных ценностей, памятников  культуры, этнокультурного обилия, культурной самобытности всех народов и народных общностей Российской Федерации.

Российская Федерация – одно из огромнейших многонациональных стран мира. В нашей стране живет больше 190 народов, любой из коих состоятелен собственным оригинальным культурным наследием и традициями.

Универсальный смысл мнения «Культурное наследие» подключает

не лишь только вещественные движимые и неподвижные объекты – монументы зодчества, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства – но и нематериальное культурное богатство, воплощенное в родном языке, фольклоре, обыкновениях, праздничных днях и ритуалах, памятных и исторических датах, этнических промыслах и ремёслах.

Я живу в Краснодарском крае, и меня очень интересует полуостров Крым, который в 2014 году присоединился к Российкой Федерации в итоге референдума и стал соседом Кубани. Мне всегда были интересны народы и их культурное наследие. И вот я приняла решение изучить народы, живущие на полуострове Крым, и составить познавательный маршрут по его городам и посёлкам, которые связаны достопримечательностями с культурой народов: русских, крымских татар, караимов, греков, армян, крымчаков, украинцев. Посещая интересные места, связанные с народом, мы знакомимся с его культурой, традициями, учимся почитать и уважать народ.

Цель исследования: Разработка туристического маршрута по полуострову Крым с посещением городов и посёлков, связанных с народами и их культурным наследием.

Объект исследования:  народы, проживающие на полуострове Крым.

Задачи:

  - Собрать информацию об изучаемых объектах;

  -  Привить толерантность - искусству жить в  мире разных людей и

идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей, через познание этих народов и их культуры;

  - Определить продолжительность, места остановок, интересные

объекты для показа.

Гипотеза:

Моя гипотеза состоит в том, что наша соседняя Республика Крым даже искушенных туристов может поразить своей восхитительной историей и разнообразными людьми, своей  культурой. А если представить готовые маршруты по городам и селам с описанием достопримечательностей и историями людей, которые там живут, найдется желающий увидеть и узнать новое. Этот маршрут особенно рекомендуется для старшеклассников.

   Предмет исследования: достопримечательности Крыма и традиции народов, проживающие на полуострове.

Методы исследования:

- анализ материала, статьи, альбомы, документы;

- анализ полученных результатов, интервью с библиотекарями и экскурсоводами;

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     ГЛАВА 1. ПУТЕШЕСТВИЕ.

Путешествие — это всегда очень увлекательно. Можно получить массу впечатлений и приключений от поездок в другие страны и от поездок по своей стране. «Путешествие, как книга, и те, кто не путешествуют, перечитывают всё время только одну страницу» — Святой Августин.

Невозможно представить себе более быстрого способа стать самостоятельнее, увереннее в себе и общительнее, чем путешествия. Начав узнавать новые места, очень сложно остановиться. Хочется увидеть, как можно больше красивых мест, познакомиться с новыми людьми, узнать культуру и менталитет других народов.

Посещая другие страны, можно заметить, что каждый народ живёт по-своему: у всех свои история, традиции и мировосприятие. Даже в разных районах одной страны могут отличаться обычаи. Очень интересно знакомиться с новыми культурами, сравнивать их со своей, находить отличия.

Каждый из путешественников берет для себя у  каждого народа что-то новое и  интересное. Например, у итальянцев можно научиться вкусно и много готовить, во время отдыха, никуда не спешить. Каждый народ по-своему необычен и интересен, у каждой культуры можно научиться чему-то полезному. Путешествия помогают расширять горизонты сознания и учиться.

Прежде чем составить маршрут путешествия по полуострову Крым, я начала изучать историю заселения этого региона. И уже опираясь на эти знания, составила маршрут, который охватывал места компактного проживания разных народов, их достопримечательности. Маршрут нашего путешествия: Каневская – Керчь – Феодосия – Старый Крым –Симферополь – Бахчисарай – Судак – Каневская. (Приложение 1)

По времени 4 дня и 3 ночи. Протяженность маршрута – 1198  км. Время года весна или осень, чтобы избежать наплыв туристов в сезон и получить удовольствие от поездки. Стоимость поездки – 15500  рублей (дорога – 4500  руб., проживание – 4500 руб., экскурсии – 1000  руб., питание – 2000 рублей, экскурсионное обслуживание 3500).  (Приложение 2)

  1. Керчь. Греки.

1 день нашего путешествия. Переезд Каневская-Керчь. (318 км)

Столько исторического наследия как греки, в Крыму не оставил ни один народ. Что, впрочем, и неудивительно, ведь они живут здесь 2 500 лет. Греки основали немалую часть крымских поселений – здравствующих и давно превратившихся в жалкие руины. Следы их пребывания встречаются на каждом шагу, в том числе и в топонимах.

Интересно, что грекам никогда не принадлежал весь Крым. На протяжении всей истории они, тяготея к побережью и торговым путям, соседствовали с другими народами, населявшими полуостров – таврами и скифами, сарматами, аланами, готами и т.д. Оказывали на них серьезное влияние, но и сами менялись при общении с соседям.

Греки привезли в Крым оливковые деревья, виноград, грецкие орехи, инжир, кипарисы, лавр и розмарин. Без этого невозможно представить современный полуостров. Влияние греков можно увидеть и в современной архитектуре. Крымчане с удовольствием используют греческие мотивы не только в планировке городов, но и в своих домах. Они основали два государства: Боспорское царство и Херсонесскую республику.

Боспорское царство. На Востоке Крыма на берегу пролива Боспор обосновались выходцы из Ионии. Они заложили город Пантикопей (Керчь), который вскоре стал столицей молодого государства, и еще десятки поселений, руины которых до сих пор опоясывают побережье Керченского полуострова от мыса Чауда до Арабатской стрелки. Что, кроме ожерелья городищ, напоминает о тех временах на Керченском полуострове?

Царский курган (IV век до н. э) – усыпальница, построенная для правителя первой боспорской династии – одного из Спартокидов. Именно этим сроком датируют археологи сооружение кургана. Масштабность достопримечательности Керчи позволяет предположить, что комплекс строили для особы очень высокого положения. Ученые предполагают, что в нем должен был быть похоронен царь Левкон I, который в первой половине IV столетия до н.э. правил Боспорским царством (одно из древнегреческих государств в Крыму, столицей его был Пантикапей – нынешняя Керчь). 

Это был умный, дальновидный монарх, как следствие, государство под его правлением достигло небывалого расцвета. Однако погребения в кургане не обнаружено. Археологи допускают два варианта объяснения его отсутствия. Первый – погребение могло по каким-то причинам не состояться. Второй – могильник разграбили еще в древности, что является делом вполне обычным. В пользу последней версии говорит обнаружение в погребальной камере остатков деревянного саркофага. История исследования в г. Керчь Царского кургана уже довольно длинна. Обнаружен он был в 1833 г. Его первооткрывателем стал директор Керченского музея древностей А.Б. Ашик. Он же руководил первыми раскопками. Вход в гробницу был открыт через 4 года. В те времена в курганах искали в первую очередь драгоценности, так что работы не оправдали себя – здесь никакого золота не оказалось. Но археолог все равно был убежден, что находка уникального древнего подземного строения стоит затраченных средств и усилий. Царский курган в Керчи имеет воистину королевские размеры. Его высота – 18 м, диаметр у

 

основания – 80 м, окружность основания – более 250 м. К погребальной камере ведет туннель длиной в 36 м. Сама камера в плане квадратная, но потолок у нее сводчатый – 5 положенных друг на друга колец уменьшающегося диаметра. Оставшееся отверстие перекрыто плитой. В греческой архитектуре подобные конструкции символизировали очищение души мертвого по дороге в загробный мир. Для строительства камеры и коридора использовались блоки известняка. Впечатляет их подгонка друг к другу – камни перед укладкой предварительно примерялись и шлифовались.

Возле входа в коридор, на каменных глыбах, изображены фигуры людей. Здесь же стоит жертвенная чаша, вырезанная из цельной каменной глыбы. Встречаются на стенах и изображения с христианской символикой. Они появились много позже самого строения. Ученые полагают, что ранние христиане могли использовать строение в культовых целях – это может объяснить и отсутствие тут погребения.

Фото Царского кургана в Керчи, чье внутреннее обустройство напоминают египетские пирамиды, привлекает внимание любителей научно-популярного чтения. Ялтинская киностудия несколько раз использовала его в качестве декорации во время съемок научно-фантастических фильмов.

(Приложение 3)

 

Гора Митридат, названная так в честь царя Митридата VI Евпатора. На ней находятся руины Пантикопея. Подъем на гору Митридат со временем стал доброй традицией, причем не только для путешественников, но и для местных жителей. Смотровая площадка горы Митридат – это нечто особенное и неповторимое. С нее открывается великолепная панорама города, и именно с нее взглядом охватывается вся Керченская бухта. Такую великолепную картину не увидеть больше ни с одной точки, поэтому с каждым годом сюда устремляется все больше туристов.  А еще, и об этом нельзя не упомянуть, с горой Митридат связана богатая история этих земель. Вершина хранит в себе немало неразгаданных тайн, и если бы ее склоны могли говорить, историки, археологи и представители других профессий, изучающих наследие прошлого, узнали бы много интересного. Впрочем, завеса над некоторыми тайнами уже приоткрыта. Сегодня каждый турист, ступая ногой по этим местам, может быть уверен, что идет по следам античных греков и их богов, и в этом утверждении нет никакого преувеличения.

История горы Митридат.

Вы наверняка слышали о таком древнегреческом городе, как Пантикапей. Именно это поселение было основано в седьмом веке до нашей эры на горе Митридат. Греческое название в те далекие времена имел и современный Керченский пролив: он назывался Боспор Киммерийский.

На самой верхней точке горы эллины построили Акрополь, огородив его мощными зубчатыми стенами со смотровыми башнями. Здесь, в так называемом Верхнем городе, были также возведены живописные храмы, посвященные древним богам. Античный архитектурный ансамбль дополняли величественные дворцы, в которых обосновалась местная знать.

Согласно древней легенде, в подземельях горного замка спрятаны многочисленные драгоценности Митридата VI Евпатора. Он, известный также по прозвищу Дионис, правил в 120-63 годах до н. э. в Понтийском царстве. Как вы уже догадались, самая высокая точка Керчи – гора Митридат – получила свое название в честь этого правителя. С греческого его имя переводится как «дар Митры», что соответствует статусу персидского бога Солнца. Кстати, возле ее подножия был обнаружен минерал, который получил название Митридат.

Историки по сей день ломают голову над тем, в каком именно месте царь Понты спрятал свои богатства, не теряя надежду когда-то их отыскать. Клад, которого, может, на самом деле и нет, пока еще не найден. Однако у подножия горы Митридат исследователями было обнаружено немало реальных исторических артефактов, большая часть которых в настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, гостивший в 1820 году в Керчи, поднялся на гору с мечтой обнаружить на ее вершине хоть что-то, что напоминало бы о временах древнего Пантикапея. Но поскольку Пушкин не был археологом, он мог искать только по поверхности, поэтому ему не повезло. Следы античного поселения были обнаружены в этих местах несколько позже.

Весной 1944 года, когда Красная Армия шаг за шагом продолжала освобождать родную землю от немецко-фашистских захватчиков, наши воины ступили на крымскую землю и расправили на горе Митридат красное знамя. Спустя несколько дней, а именно 11 апреля, Керчь была освобождена от оккупантов. (Приложение 4)

Кимерийский вал – земляная стена, протяженностью 42 км, пересекающая Керченский полуостров поперек и укрепленная рвом и несколькими крепостями. Киммерийский вал в Крыму – одно из древнейших рукотворных сооружений на просторах полуострова, возведенных в оборонных целях около 3000 лет назад, его также называют Узунларским. При беглом взгляде он может показаться обычной земляной насыпью, а многие из туристов, проезжая, его не замечают и не подозревают о том, что находились поблизости от исторического объекта такой значимости. Понять и представить, каким он был в древности, можно только при непосредственном осмотре, находясь на его гребне – так открываются во всей красе величие и грандиозность этого поистине удивительного комплекса. (Приложение 5)

Греки в России.

В 1778 году крымских христиан по просьбе крымского митрополита Игнатия и с согласия крымского хана стали массово переселять в Азовскую губернию Российской империи. Там был основан город Мариуполь и заселены степи Приазовья. В 1783 году, когда Крым полностью вошел в состав России они поселились в Балаклаве и окрестных селах. Балаклавские греки и часть мариупольских, которые несмотря на противодействие властей, вернулись в Крым, образовали новую греческую общину. В XIX и начале ХХ века она пополнялась греками, бежавшими с Балкан, Малой Азии, Турции от военных конфликтов и репрессий османов. Когда в Крым пришла советская власть, грекам за счет государства предложили вернуться на историческую родину. Часть уехала в Грецию, часть осталась в Крыму. В 1926 году на территории полуострова проживало 20 536 греков. Как полноправная часть советского народа они пережили все, что выпало на его долю в ХХ веке – коллективизацию, войну, послевоенное восстановление. К сожалению, как и некоторые другие малые народы, они попали под депортацию и стали возвращаться на малую родину только в 80-х. Сейчас община крымских греков насчитывает около 3000 человек, греческим владеет чуть больше половины. Мы посетили Царский курган и гору Митридат.

 

 

  1. . Феодосия. Армяне Крыма.

Переезд в Феодосию. Заселение в гостиницу. Прогулка по городу. (99 км 1час 30мин). Крымские армяне являются одним из древних народов полуострова. Крымские армяне традиционно славились как превосходные всадники, строители, купцы, ювелиры, земледельцы, а впоследствии — деятели науки и культуры. Исследователи выделяют следующие основные этапы армянского присутствия в Крыму:

«византийский» (до начала XIIIв.) – начальный этап формирования армянской колонии в Крыму

1.      «Генуэзско-татарский» (вторая половина XIII – последняя четверть XVвв.) – время интенсивного этнодемографического, территориально-хозяйственного, социально-экономического и этнокультурного развития крымской армянской колонии

2.      «Турецко-татарский» (1475-1778гг.) – период резкого сокращения численности армянского населения, деформации этнокультурной идентичности, понижения этнического статуса и социокультурной роли

3.      «Российский» (1783-1944гг.) – время интенсивной языковой и этнокультурной трансформации, формирования российской социокультурной идентичности армян Крыма;

4.      «Украинско-крымский» (с 1989г.) – период поиска путей и форм консолидации армянской общины Крыма в условиях процесса интеграции в формирующееся обще украинское социокультурное пространство

Расцвет армянской диаспоры пришёлся на период генуэзского правления на южном берегу, а местом наивысшей концентрации армянского населения стал юго-восток полуострова с центром в городе Кафа (совр. Феодосия). Сейчас в Крыму проживает более 10 тысяч армян.

 В Феодосии стоит храм, вросший в землю – в честь святого Сергия – Сурб - Саркис. В 1888 году храм значительно пострадал во время пожара, о чем говорит надпись на плите внутри церкви. Его восстановили на средства живописца Айвазовского, для которого эта церковь была родной: здесь художник был крещен в 1817 году, здесь венчался со своей женой, здесь же его отпевали в 1900 году. Для храма художник написал несколько икон. Согласно желанию мариниста, он был похоронен на территории храма. Ну а в 1944 году рядом в склепе погребли и его жену Анну Никитичну.

На второй день нашего путешествия предлагаем посетить художественную галерею самого известного художника- мариниста Ивана Константиновича Айвазовкого, самого известного представителя армянской диаспоры в Крыму. (Приложение 6)

1.3.Старый Крым. Крымские татары.

2 день. Переезд в Старый Крым.(23 км)

Крымские татары – национальность тюркского рода. Они жили на Крымском полуострове и в близь территориях Северного Причерноморья. Большинство татар – мусульмане-сунниты. Пик рассвета данного народа произошел в 15-ом веке. Со своего происхождения они были вассалами Османской империи, а те в свою очередь являлись противниками славянам.

с 15-ого по 17-ый век основной прибылью ханства была работорговля. Крымские татары воровали у Руси людей своими набегами. После чего пойманных людей распределяли отдельно, так, например, женщин - в сексуальное рабство. С этим и было связано то, что долгое время Русские земли на юге не были заселены. Стране приходилось вкладывать большие силы в отражение врагов. Так на Руси и зародилось казачество, которое защищало страну от набегов Крымских татар. Событие, произошедшее в 1917 году, которое называлось Октябрьской революцией, тут же напомнила Татарам, кто они есть на самом деле. Им пришлось образовать автономию: Крымскую народную республику, атаковали Севастополь. Но всё же их набег был остановлен. Позже им всё-таки дали большую крымскую автономию.

Крымские татары сформировались в результате слияния мигрировавшего в Крым преимущественно кочевого тюркоязычного населения и обитавших здесь оседлых жителей горных и прибрежных частей полуострова. 8 мая 1944 года все крымские татары, проживавшие в Крыму, были депортированы в республики Средней Азии и различные области РСФСР.

В настоящее время в Крым вернулись около 300000 крымских татар. По переписи населения 2001 года, в Крыму проживало 245290 крымских татар. Перепись 2014 года в Крыму зафиксировала численность крымских татар 232240 человек.

Мечеть хана Узбека. (Приложение 7)

Строение претендует на звание древнейшей мечети Крыма. В ней сохранился портал с надписью, указывающей на то, что она была построена в 1314 году – в период правления хана Узбека (откуда и название). Мечеть имеет очень простую планировку и необычную для мусульманских культовых строений двускатную крышу. Есть при ней и минарет, в который попадают изнутри святыни и поднимаются наверх по винтовой лестнице. Сейчас исламский храм отреставрирован и является действующим.

Но интереснее всего он в качестве памятника древней мусульманской архитектуры. Подобное в Крыму встречается далеко не на каждом шагу.

 

1.4.Симферополь. Русские.Украинцы.

Продолжение 2 дня. Симферополь. ( Старый Крым-Симферополь 96 км) Современный город сравнительно молод – Симферополь основан в 1784 году, при Екатерине II, именем которой были названы парк, улица и церковь. Однако, как это характерно для Крыма, до XVIII века на его территории последовательно проживали разные народы. Первое городское поселение еще до новой эры основали греческие переселенцы с Родоса. Позднее их вытеснили скифы, и Неаполь Скифский стал резиденцией царей этого воинственного степного народа. В III веке по полуострову прошлись готы, изгнавшие скифов и уничтожившие их столицу. Задерживаться на развалинах они не стали, и до основания Крымского ханства земля оставалась пустынной. Крымские татары построили здесь город Аксмеджит, или Белую Мечеть, резиденцию калги, по сути, заместителя хана, так что русские выбрали место для центра Таврической области, а потом губернии, не случайно: у Симферополя, как на греческий лад назвали новый город, обнаружился богатый столичный опыт. Экзотическое имя, подчеркивающее древность истории Крыма, переводилось на русский язык как «город пользы» или «город-собиратель». На практике к историческим артефактам относились не столь бережно: до начала правления Николая I руины скифских поселений рассматривали как источник бесплатных строительных материалов. Их ценность осознали случайно, когда среди обломков увидели греческие рельефы и надписи. С этого момента отсчитывается история археологических исследований на территории Симферополя. Велись они с переменным успехом – слишком неспокойной была жизнь Крыма, который регулярно оказывался в гуще войн и революций. Особенно трагична роль Симферополя во Второй мировой войне. Когда полуостров был оккупирован немцами, в окрестностях города, в совхозе «Красное», был построен лагерь смерти, где погибли около 15000 человек. Недавно на месте массовых сожжений поставили обелиск, памятник убитым и часовню. После освобождения полуострова в 1944 году из Симферополя, как и из других уголков Крыма, были депортированы в Казахстан и Сибирь крымские татары, греки, армяне, болгары, караимы. Возможность вернуться переселенные народы получили в 1989 году, воспользовались ею массово только крымские татары. В Симферополь приехало несколько десятков тысяч человек, часть из них поселилась в окрестностях города, часть – отправилась дальше, в степной Крым, на свободные земли.

Музеи Симферополя.

1.Крымский этнографический музей.

В этнографическом музее представлены костюмы и предметы быта более 20 народов, проживающих в Крыму, в том числе караимов, крымчаков, крымских цыган, греков, армян. В отделе «Крымский ларец» показаны женские головные уборы, пояса, колье, расшитые монетами, бисером и камнями, праздничные национальные костюмы. В зале украинской народной вышивки выставлены образцы шерстяных, льняных и конопляных тканей, украшенных яркими стежками. Этнографический музей открыт с 9 до 18 часов, выходной во вторник. Комплексный билет стоит 200 рублей, 150 руб. – для студентов, дети до 16 лет проходят бесплатно. Посещение выставки «Крымский ларец» возможно только с экскурсоводом, билет приобретается отдельно за 50 рублей.

2.Симферопольский художественный музей.

В собрании Художественного музея Симферополя представлены ценные произведения искусства ХХ века. В зале крымской живописи выставлены работы Константина Богаевского и Максимилиана Волошина. Зал советского искусства включает работы Веры Мухиной, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Эрнста Неизвестного, Петра Кончаловского, Роберта Фалька. Ученица последнего, театральная художница и живописец Татьяна Сельвинская стала организатором еще одной симферопольской достопримечательности – дома-музея своего отца, знаменитого советского поэта Ильи Сельвинского. Художественный музей работает с 10 до 17 часов со среды по воскресенье, во вторник – с 12 до 20 ч, выходной день – понедельник. Основная композиция располагается в главном корпусе, во флигеле размещены временные выставки. Общий билет стоит 300 руб. для взрослых и 150 руб. – для студентов и пенсионеров.

      3.  Памятник вежливым людям — памятник в центре города Симферополя в сквере республики. Посвящён военнослужащим Вооружённых сил Российской Федерации, так называемым «вежливым людям», принимавшим участие в присоединении Крыма к России в феврале-марте 2014 года после смены власти на Украине. Открыт 11 июня 2016 года. (Приложение 8)

Переезд в Бахчисарай  (30км)

1.5.Бахчисарай. Крымские татары. Русские.

3 день. Бахчисарай.

Изюминкой нашего маршрута станет Бахчисарай. Здесь мы можем познакомится как с историей Крымского ханства ( Ханский дворец ), так и с историей христианства на Руси(мужской Свято-Успенский монастырь). А также познакомимся с пещерным городом Чуфут-Кале и малым народом караимы.

Ханский дворец в Бахчисарае — одна из самых ярких достопримечательностей Крыма, единственная в своём роде резиденция крымско-татарских правителей, а сегодня — огромный музейный комплекс, входящий в историко-культурный заповедник. Общая площадь дворцовой территории превышает 4 гектара, на которых расположены более 20 объектов Культурного Наследия России, старейшие из них датированы XVI веком — эпохи расцвета ханств. По изначальной задумке дворец должен был стать воплощением идеи о мусульманском рае на земле. Для этого из Персии, а позже — и из Османской империи приглашались лучшие зодчие, чью ювелирную работу по отделке стен и потолков можно увидеть и сегодня.   (Приложение 9)

Заселение русских в Крыму прослеживается с конца XVIII века, после подписания в 1783 году Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России.

Можно выделить несколько этапов интенсивного заселения Крыма русскими. Период 1783–1791 годов – время наместничества в Тавриде князя Г. А. Потемкина; период конца 1850-х – начала 1860-х годов, связанный с новой волной эмиграции крымских татар после Крымской войны и притоком крестьян из южных и центральных губерний России в связи с отменой крепостного права; период послереволюционных событий 1917 года, когда ухудшение жизненных условий вынуждало переселяться в Крым жителей Белоруссии, Восточной Украины и российской глубинки; послевоенный период вербовки граждан России и Украины (в основном западных областей) на восстановление хозяйства Крыма.

Первыми русскими поселенцами были солдаты Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны южных рубежей Российской империи. Они расселялись в Симферопольском и Феодосийском уездах на целинных землях. К 1786 году на картах Крыма уже обозначились первые русские деревни – Санкт-Петербургские Мазанки, Зуя, Петровка, Изюмовка, Подмаячное – существующие и по сей день. Местечко Салы Феодосийского уезда (ныне с. Грушевка Судакского горсовета) было заселено отставными солдатами еще в 1779 году. Войска крымских гарнизонов расквартировывались и в татарских селениях. Так, в Мангуше (ныне село Прохладное Бахчисарайского района) осели отставные матросы и донские казаки.

Наряду с отставными военными в Крым хлынули беглые крестьяне и бродяги. До сих пор существуют основанные ими слободки Баланова и Барабанова в Симферопольском уезде (ныне села Белогорского района – Баланово и Барабаново). Крепостные бежали из южных и центральных губерний России – Курской, Воронежской, Орловской, Тамбовской, Саратовской.

Государственные крестьяне густозаселенных губерний переходили добровольно в степные пространства Крымского полуострова в поисках лучших условий для жизни. Так были заселены деревни Бия-Салы – крестьянами со всех концов России, Верхние и Средние Саблы – переселенцами из сел Киевской и Владимирской губерний и многие другие. В результате к концу XVIII века в Крыму уже проживало 15 000 русских.

В начале ХХ века по численности русскоязычные жители устойчиво выходят на первое место. В уездах удельный вес русских увеличивается до 29%, в городах – до 56%. Русские стали преобладающим этносом. К концу 1920-х годов русские составляли абсолютное большинство в Севастопольском районе (60%).

Период 1944–1949 годов характеризуется, в основном, заселением колхозов и совхозов в горных и предгорных районах, откуда были выселены крымские татары. В 1950–1954 годах в Крым переселяются целые бригады и колхозы из Курской, Воронежской, Рязанской областей. С 1944 по 1959 годы число русских в Крыму увеличилось до 70%.

По переписи 1989 года в Крыму проживало русских 1 688 200 человек, что составляло более 68% от численности всего населения Крыма. В настоящее время их численность несколько сократилась в связи с возвращением насильственно переселенных ранее жителей полуострова. Изменилось и процентное соотношение русских в сравнении с другими крымскими этносами.

По переписи 2001 года, в Крыму численность русских составляла 1 450 394 человека, по переписи 2014 года – 1 492 076 человек.

В окружении неприступных крымских гор, недалеко от города Бахчисарай, спрятан в ущелье Святой Марии уникальный действующий мужской Свято-Успенский монастырь. Скалы вокруг него покрыты зеленью, высушенной на жарком крымском солнце, а возвышаются они на высоту до 140 метров. Дата основания: конец VIII века. Возраст: 12 веков. В Свято-Успенском мужском монастыре располагаются различные храмы, а также кельи монахов и звонница, есть и множество хозяйственных построек, ведь с 1993 года монастырь является действующим. Туристам открыты для посещения лишь несколько объектов, главным из которых является Успенский храм с чудотворной иконой Божьей Матери. Зато рядом с обителью протекает святой источник, где каждый может совершенно безвозмездно набрать воды. Также недалеко расположен еще один известный монастырь — Чуфут-Кале.

1.6. Чуфут-Кале. Караимы

В Крыму живет один из самых малочисленных народов России — караимы. В нашей стране официально насчитывается 535 представителей этого этноса. В начале ХХ века караимы были представлены в Государственной Думе Российской империи, однако спустя сто лет они вынуждены бороться за сохранение своего языка.В Крыму всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца расположен один из самых крупных пещерных городов полуострова - Чуфут-Кале. Это поселение – уникальный исторический объект, который до сих пор еще до конца не изучен. Чуфут-Кале располагается на естественном возвышении – плато Бурунчак и со всех сторон защищен глубокими ущельями. Ранее он был дополнительно окружен крепостными стенами, поэтому обеспечивал своим жителям полную безопасность от внешних врагов. Единственной дорогой, по которой можно было попасть в город, являлась узкая горная тропа, поэтому любой, попытавшийся напасть, рисковал навсегда остаться под его стенами. (Приложение 10)

Караимские кенасы.

Кенасами называются караимские храмы. В Чуфут-Кале примечательны две кенасы, которые расположены неподалеку друг от друга в маленьком дворике, спрятавшемся от любопытных глаз за каменной стеной. Войдем в этот дворик. Если идти с улицы, то нам придется пройти через калитку со своеобразным порогом из белого мрамора, который ранее был частью какой-то более древней, а затем разрушенной постройки.

Усадьба Фирковича.

За воротами Средней стены на Главной улице расположены два построенных в восемнадцатом веке жилых дома. Один из них – усадьба известного караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1787 – 1874 г.г).

У южного обрыва в усадьбе был вырубленный в скале колодец. Его круглая шахта была глубиной около десяти метров и диаметром чуть менее полутора. В семнадцатом веке вода в колодце иссякла.

Иосафатова долина.

Прослеживается аналогия с Иосафатовой долиной неподалеку от Иерусалима, где, если верить древним пророчествам и будет происходить последний Страшный суд. Обе долины имеют некоторое сходство, это особенно заметно, если смотреть на башню, возведенную над южным обрывом. Возможно, древние зодчие специально воспроизвели иерусалимскую башню, чтобы придать долине облик, наиболее полно приближенный к библейскому. Сохранились арка ворот, и развалины кладбищенской сторожки.

Как только вы пересекаете арку, вы попадаете в город мертвых: повсюду надгробья, переплетенные между собой лианами, покосившиеся, глубоко ушедшие в землю, на которых выбиты древнееврейские надписи.

После того, как город опустел, кладбище не забросили. Как ни странно, но после того, как жители ушли из Чуфут-Кале, долина стала общенациональной усыпальницей знатных и великих людей. Быть захороненным на этом кладбище считалось особо почетным.

Ночевка в Бахчисарае.                         

1.7. Судак. Генуэзцы.

4 день. Переезд в Судак. (142 км 2ч 30мин)

Судакская крепость.  ( Приложение 11)

Исторической достопримечательностью, хорошо сохранившей следы проживания разных народов на Крымском полуострове, является Генуэзская крепость в Судаке. Сейчас это музей-заповедник «Судакская крепость». Сложно ответить на вопрос, сколько лет Генуэзской крепости в Судаке, так как существуют различные версии о первоначальной дате строительства оборонительных построек на этом месте. а сегодняшний день сохранились следующие постройки: барбакан, Дозорная башня, Консульский замок, участки крепостных стен, хранилище для воды и еще несколько построек. Вход в Генуэзскую крепость Судака находится у Главных ворот. Все объекты крепости сопровождаются информационными табличками. Музей, посвященный историко-архитектурному наследию крепости, открыт в храме с аркадой — недействующей мечети Падишах – Джами. Основные сохранившиеся сооружения относятся ко второй половине XIV века. Это постройки выходцев из Северной Италии — генуэзцев.

Переезд в Каневскую (471 км 7 ч).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенной работы, хочется подтвердить, что туризм в наше время представляется известным способом проведения досуга. Всё больше людей отваживаются отправиться в путешествие, чтобы побывать в новых для себя местах. В своём проекте я попыталась максимально объективно и с разных точек зрения проанализировать то, как должен вести себя турист в отдельно взятом регионе. Я разобрала проблемы, с которыми существует вероятность столкнуться в данном регионе, а также охарактеризовали данный регион с точки зрения истории и геополитики. Что же до целей, определенных в начале моего проекта, можно твердо сказать, что они выполнены. Я разработала экскурсионный маршрут по полуострову Крым, с посещением городов и посёлков, связанные с народами и их культурным наследием. В результате моей работы я составила этно-маршрут, охватывающий города и сёла Крымского полуострова, которые расказывают историю народов этого региона (Каневская - Керчь - Феодосия - Старый Крым - Симферополь - Бахчисарай - Судак - Каневская). Посчитала, сколько в среднем обойдется поездка. В моём случае 4 дня и 3 ночи - 15500 рублей, но это в среднем.  Возможно,  где-то получится сэкономить на жилье, и путешествие обойдется еще дешевле.А главное интересным и познавательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_satyukova_2.docx67.46 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

им. Героя Советского Союза И.А. Передерия

муниципального  образования Каневской район

2 имени Героя Советского Союза И.А. Передерия

Этнографическое путешествие по    

полуострову Крым              

Сатюкова Дарина,

учащаяся 9 «Б»  класса

                                   Гледяева Ирина

                        учитель  географии

           ст. Каневская   2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………….…………..3

Глава 1. Путешествие………………………………………………………………...….6

1.1. Керчь. Греки…………………………………….……………………......7

1.2. Феодосия. Армяне Крыма……………………………………………...13

1.3.Старый Крым. Крымские татары………………………………………14

1.4.Симферополь.Русские.Украинцы……………………………………...16

1.5. Бахчисарай. Крымские татары. Русские……………………………...18

1.6.Чуфут-Кале. Караимы…………………………………………………..21

1.7.Судак. Генуэзцы…………………..………………..…………………...23

Заключение………………………………………………………………….25

Используемая литература……………………………………………...…..26

Приложения……………………………………………...…………………27                            

ВВЕДЕНИЕ

Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, объявил 2022 год - Годом культурного наследства народов РФ.

Год культурного наследия народов РФ ведется в целях популяризации этнического искусства, хранения культурных ценностей, памятников  культуры, этнокультурного обилия, культурной самобытности всех народов и народных общностей Российской Федерации.

Российская Федерация – одно из огромнейших многонациональных стран мира. В нашей стране живет больше 190 народов, любой из коих состоятелен собственным оригинальным культурным наследием и традициями.

Универсальный смысл мнения «Культурное наследие» подключает

не лишь только вещественные движимые и неподвижные объекты – монументы зодчества, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства – но и нематериальное культурное богатство, воплощенное в родном языке, фольклоре, обыкновениях, праздничных днях и ритуалах, памятных и исторических датах, этнических промыслах и ремёслах.

Я живу в Краснодарском крае, и меня очень интересует полуостров Крым, который в 2014 году присоединился к Российкой Федерации в итоге референдума и стал соседом Кубани. Мне всегда были интересны народы и их культурное наследие. И вот я приняла решение изучить народы, живущие на полуострове Крым, и составить познавательный маршрут по его городам и посёлкам, которые связаны достопримечательностями с культурой народов: русских, крымских татар, караимов, греков, армян, крымчаков, украинцев. Посещая интересные места, связанные с народом, мы знакомимся с его культурой, традициями, учимся почитать и уважать народ.

Цель исследования: Разработка туристического маршрута по полуострову Крым с посещением городов и посёлков, связанных с народами и их культурным наследием.

Объект исследования:  народы, проживающие на полуострове Крым.

Задачи:

  - Собрать информацию об изучаемых объектах;

  -  Привить толерантность - искусству жить в  мире разных людей и

идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей, через познание этих народов и их культуры;

  - Определить продолжительность, места остановок, интересные

объекты для показа. 

Гипотеза:

Моя гипотеза состоит в том, что наша соседняя Республика Крым даже искушенных туристов может поразить своей восхитительной историей и разнообразными людьми, своей  культурой. А если представить готовые маршруты по городам и селам с описанием достопримечательностей и историями людей, которые там живут, найдется желающий увидеть и узнать новое. Этот маршрут особенно рекомендуется для старшеклассников.

   Предмет исследования: достопримечательности Крыма и традиции народов, проживающие на полуострове.

Методы исследования:

- анализ материала, статьи, альбомы, документы;

- анализ полученных результатов, интервью с библиотекарями и экскурсоводами;

                                 

                              ГЛАВА 1. ПУТЕШЕСТВИЕ.

Путешествие — это всегда очень увлекательно. Можно получить массу впечатлений и приключений от поездок в другие страны и от поездок по своей стране. «Путешествие, как книга, и те, кто не путешествуют, перечитывают всё время только одну страницу» — Святой Августин.

Невозможно представить себе более быстрого способа стать самостоятельнее, увереннее в себе и общительнее, чем путешествия. Начав узнавать новые места, очень сложно остановиться. Хочется увидеть, как можно больше красивых мест, познакомиться с новыми людьми, узнать культуру и менталитет других народов.

Посещая другие страны, можно заметить, что каждый народ живёт по-своему: у всех свои история, традиции и мировосприятие. Даже в разных районах одной страны могут отличаться обычаи. Очень интересно знакомиться с новыми культурами, сравнивать их со своей, находить отличия.

Каждый из путешественников берет для себя у  каждого народа что-то новое и  интересное. Например, у итальянцев можно научиться вкусно и много готовить, во время отдыха, никуда не спешить. Каждый народ по-своему необычен и интересен, у каждой культуры можно научиться чему-то полезному. Путешествия помогают расширять горизонты сознания и учиться.

Прежде чем составить маршрут путешествия по полуострову Крым, я начала изучать историю заселения этого региона. И уже опираясь на эти знания, составила маршрут, который охватывал места компактного проживания разных народов, их достопримечательности. Маршрут нашего путешествия: Каневская – Керчь – Феодосия – Старый Крым –Симферополь – Бахчисарай – Судак – Каневская. (Приложение 1)

По времени 4 дня и 3 ночи. Протяженность маршрута – 1198  км. Время года весна или осень, чтобы избежать наплыв туристов в сезон и получить удовольствие от поездки. Стоимость поездки – 15500  рублей (дорога – 4500  руб., проживание – 4500 руб., экскурсии – 1000  руб., питание – 2000 рублей, экскурсионное обслуживание 3500).  (Приложение 2)

  1. Керчь. Греки.

1 день нашего путешествия. Переезд Каневская-Керчь. (318 км)

Столько исторического наследия как греки, в Крыму не оставил ни один народ. Что, впрочем, и неудивительно, ведь они живут здесь 2 500 лет. Греки основали немалую часть крымских поселений – здравствующих и давно превратившихся в жалкие руины. Следы их пребывания встречаются на каждом шагу, в том числе и в топонимах.

Интересно, что грекам никогда не принадлежал весь Крым. На протяжении всей истории они, тяготея к побережью и торговым путям, соседствовали с другими народами, населявшими полуостров – таврами и скифами, сарматами, аланами, готами и т.д. Оказывали на них серьезное влияние, но и сами менялись при общении с соседям.

Греки привезли в Крым оливковые деревья, виноград, грецкие орехи, инжир, кипарисы, лавр и розмарин. Без этого невозможно представить современный полуостров. Влияние греков можно увидеть и в современной архитектуре. Крымчане с удовольствием используют греческие мотивы не только в планировке городов, но и в своих домах. Они основали два государства: Боспорское царство и Херсонесскую республику.

Боспорское царство. На Востоке Крыма на берегу пролива Боспор обосновались выходцы из Ионии. Они заложили город Пантикопей (Керчь), который вскоре стал столицей молодого государства, и еще десятки поселений, руины которых до сих пор опоясывают побережье Керченского полуострова от мыса Чауда до Арабатской стрелки. Что, кроме ожерелья городищ, напоминает о тех временах на Керченском полуострове?

Царский курган (IV век до н. э) – усыпальница, построенная для правителя первой боспорской династии – одного из Спартокидов. Именно этим сроком датируют археологи сооружение кургана. Масштабность достопримечательности Керчи позволяет предположить, что комплекс строили для особы очень высокого положения. Ученые предполагают, что в нем должен был быть похоронен царь Левкон I, который в первой половине IV столетия до н.э. правил Боспорским царством (одно из древнегреческих государств в Крыму, столицей его был Пантикапей – нынешняя Керчь).  

Это был умный, дальновидный монарх, как следствие, государство под его правлением достигло небывалого расцвета. Однако погребения в кургане не обнаружено. Археологи допускают два варианта объяснения его отсутствия. Первый – погребение могло по каким-то причинам не состояться. Второй – могильник разграбили еще в древности, что является делом вполне обычным. В пользу последней версии говорит обнаружение в погребальной камере остатков деревянного саркофага. История исследования в г. Керчь Царского кургана уже довольно длинна. Обнаружен он был в 1833 г. Его первооткрывателем стал директор Керченского музея древностей А.Б. Ашик. Он же руководил первыми раскопками. Вход в гробницу был открыт через 4 года. В те времена в курганах искали в первую очередь драгоценности, так что работы не оправдали себя – здесь никакого золота не оказалось. Но археолог все равно был убежден, что находка уникального древнего подземного строения стоит затраченных средств и усилий. Царский курган в Керчи имеет воистину королевские размеры. Его высота – 18 м, диаметр у

основания – 80 м, окружность основания – более 250 м. К погребальной камере ведет туннель длиной в 36 м. Сама камера в плане квадратная, но потолок у нее сводчатый – 5 положенных друг на друга колец уменьшающегося диаметра. Оставшееся отверстие перекрыто плитой. В греческой архитектуре подобные конструкции символизировали очищение души мертвого по дороге в загробный мир. Для строительства камеры и коридора использовались блоки известняка. Впечатляет их подгонка друг к другу – камни перед укладкой предварительно примерялись и шлифовались.

Возле входа в коридор, на каменных глыбах, изображены фигуры людей. Здесь же стоит жертвенная чаша, вырезанная из цельной каменной глыбы. Встречаются на стенах и изображения с христианской символикой. Они появились много позже самого строения. Ученые полагают, что ранние христиане могли использовать строение в культовых целях – это может объяснить и отсутствие тут погребения.

Фото Царского кургана в Керчи, чье внутреннее обустройство напоминают египетские пирамиды, привлекает внимание любителей научно-популярного чтения. Ялтинская киностудия несколько раз использовала его в качестве декорации во время съемок научно-фантастических фильмов.

(Приложение 3)

Гора Митридат, названная так в честь царя Митридата VI Евпатора. На ней находятся руины Пантикопея. Подъем на гору Митридат со временем стал доброй традицией, причем не только для путешественников, но и для местных жителей. Смотровая площадка горы Митридат – это нечто особенное и неповторимое. С нее открывается великолепная панорама города, и именно с нее взглядом охватывается вся Керченская бухта. Такую великолепную картину не увидеть больше ни с одной точки, поэтому с каждым годом сюда устремляется все больше туристов.  А еще, и об этом нельзя не упомянуть, с горой Митридат связана богатая история этих земель. Вершина хранит в себе немало неразгаданных тайн, и если бы ее склоны могли говорить, историки, археологи и представители других профессий, изучающих наследие прошлого, узнали бы много интересного. Впрочем, завеса над некоторыми тайнами уже приоткрыта. Сегодня каждый турист, ступая ногой по этим местам, может быть уверен, что идет по следам античных греков и их богов, и в этом утверждении нет никакого преувеличения.

История горы Митридат.

Вы наверняка слышали о таком древнегреческом городе, как Пантикапей. Именно это поселение было основано в седьмом веке до нашей эры на горе Митридат. Греческое название в те далекие времена имел и современный Керченский пролив: он назывался Боспор Киммерийский.

На самой верхней точке горы эллины построили Акрополь, огородив его мощными зубчатыми стенами со смотровыми башнями. Здесь, в так называемом Верхнем городе, были также возведены живописные храмы, посвященные древним богам. Античный архитектурный ансамбль дополняли величественные дворцы, в которых обосновалась местная знать.

Согласно древней легенде, в подземельях горного замка спрятаны многочисленные драгоценности Митридата VI Евпатора. Он, известный также по прозвищу Дионис, правил в 120-63 годах до н. э. в Понтийском царстве. Как вы уже догадались, самая высокая точка Керчи – гора Митридат – получила свое название в честь этого правителя. С греческого его имя переводится как «дар Митры», что соответствует статусу персидского бога Солнца. Кстати, возле ее подножия был обнаружен минерал, который получил название Митридат.

Историки по сей день ломают голову над тем, в каком именно месте царь Понты спрятал свои богатства, не теряя надежду когда-то их отыскать. Клад, которого, может, на самом деле и нет, пока еще не найден. Однако у подножия горы Митридат исследователями было обнаружено немало реальных исторических артефактов, большая часть которых в настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, гостивший в 1820 году в Керчи, поднялся на гору с мечтой обнаружить на ее вершине хоть что-то, что напоминало бы о временах древнего Пантикапея. Но поскольку Пушкин не был археологом, он мог искать только по поверхности, поэтому ему не повезло. Следы античного поселения были обнаружены в этих местах несколько позже.

Весной 1944 года, когда Красная Армия шаг за шагом продолжала освобождать родную землю от немецко-фашистских захватчиков, наши воины ступили на крымскую землю и расправили на горе Митридат красное знамя. Спустя несколько дней, а именно 11 апреля, Керчь была освобождена от оккупантов. (Приложение 4)

Кимерийский вал – земляная стена, протяженностью 42 км, пересекающая Керченский полуостров поперек и укрепленная рвом и несколькими крепостями. Киммерийский вал в Крыму – одно из древнейших рукотворных сооружений на просторах полуострова, возведенных в оборонных целях около 3000 лет назад, его также называют Узунларским. При беглом взгляде он может показаться обычной земляной насыпью, а многие из туристов, проезжая, его не замечают и не подозревают о том, что находились поблизости от исторического объекта такой значимости. Понять и представить, каким он был в древности, можно только при непосредственном осмотре, находясь на его гребне – так открываются во всей красе величие и грандиозность этого поистине удивительного комплекса. (Приложение 5)

Греки в России.

В 1778 году крымских христиан по просьбе крымского митрополита Игнатия и с согласия крымского хана стали массово переселять в Азовскую губернию Российской империи. Там был основан город Мариуполь и заселены степи Приазовья. В 1783 году, когда Крым полностью вошел в состав России они поселились в Балаклаве и окрестных селах. Балаклавские греки и часть мариупольских, которые несмотря на противодействие властей, вернулись в Крым, образовали новую греческую общину. В XIX и начале ХХ века она пополнялась греками, бежавшими с Балкан, Малой Азии, Турции от военных конфликтов и репрессий османов. Когда в Крым пришла советская власть, грекам за счет государства предложили вернуться на историческую родину. Часть уехала в Грецию, часть осталась в Крыму. В 1926 году на территории полуострова проживало 20 536 греков. Как полноправная часть советского народа они пережили все, что выпало на его долю в ХХ веке – коллективизацию, войну, послевоенное восстановление. К сожалению, как и некоторые другие малые народы, они попали под депортацию и стали возвращаться на малую родину только в 80-х. Сейчас община крымских греков насчитывает около 3000 человек, греческим владеет чуть больше половины. Мы посетили Царский курган и гору Митридат.

  1. . Феодосия. Армяне Крыма.

Переезд в Феодосию. Заселение в гостиницу. Прогулка по городу. (99 км 1час 30мин). Крымские армяне являются одним из древних народов полуострова. Крымские армяне традиционно славились как превосходные всадники, строители, купцы, ювелиры, земледельцы, а впоследствии — деятели науки и культуры. Исследователи выделяют следующие основные этапы армянского присутствия в Крыму:

«византийский» (до начала XIIIв.) – начальный этап формирования армянской колонии в Крыму

1.        «Генуэзско-татарский» (вторая половина XIII – последняя четверть XVвв.) – время интенсивного этнодемографического, территориально-хозяйственного, социально-экономического и этнокультурного развития крымской армянской колонии

2.        «Турецко-татарский» (1475-1778гг.) – период резкого сокращения численности армянского населения, деформации этнокультурной идентичности, понижения этнического статуса и социокультурной роли

3.        «Российский» (1783-1944гг.) – время интенсивной языковой и этнокультурной трансформации, формирования российской социокультурной идентичности армян Крыма;

4.        «Украинско-крымский» (с 1989г.) – период поиска путей и форм консолидации армянской общины Крыма в условиях процесса интеграции в формирующееся обще украинское социокультурное пространство

Расцвет армянской диаспоры пришёлся на период генуэзского правления на южном берегу, а местом наивысшей концентрации армянского населения стал юго-восток полуострова с центром в городе Кафа (совр. Феодосия). Сейчас в Крыму проживает более 10 тысяч армян.

 В Феодосии стоит храм, вросший в землю – в честь святого Сергия – Сурб - Саркис. В 1888 году храм значительно пострадал во время пожара, о чем говорит надпись на плите внутри церкви. Его восстановили на средства живописца Айвазовского, для которого эта церковь была родной: здесь художник был крещен в 1817 году, здесь венчался со своей женой, здесь же его отпевали в 1900 году. Для храма художник написал несколько икон. Согласно желанию мариниста, он был похоронен на территории храма. Ну а в 1944 году рядом в склепе погребли и его жену Анну Никитичну.

На второй день нашего путешествия предлагаем посетить художественную галерею самого известного художника- мариниста Ивана Константиновича Айвазовкого, самого известного представителя армянской диаспоры в Крыму. (Приложение 6)

1.3.Старый Крым. Крымские татары.

2 день. Переезд в Старый Крым.(23 км)

Крымские татары – национальность тюркского рода. Они жили на Крымском полуострове и в близь территориях Северного Причерноморья. Большинство татар – мусульмане-сунниты. Пик рассвета данного народа произошел в 15-ом веке. Со своего происхождения они были вассалами Османской империи, а те в свою очередь являлись противниками славянам.

с 15-ого по 17-ый век основной прибылью ханства была работорговля. Крымские татары воровали у Руси людей своими набегами. После чего пойманных людей распределяли отдельно, так, например, женщин - в сексуальное рабство. С этим и было связано то, что долгое время Русские земли на юге не были заселены. Стране приходилось вкладывать большие силы в отражение врагов. Так на Руси и зародилось казачество, которое защищало страну от набегов Крымских татар. Событие, произошедшее в 1917 году, которое называлось Октябрьской революцией, тут же напомнила Татарам, кто они есть на самом деле. Им пришлось образовать автономию: Крымскую народную республику, атаковали Севастополь. Но всё же их набег был остановлен. Позже им всё-таки дали большую крымскую автономию.

Крымские татары сформировались в результате слияния мигрировавшего в Крым преимущественно кочевого тюркоязычного населения и обитавших здесь оседлых жителей горных и прибрежных частей полуострова. 8 мая 1944 года все крымские татары, проживавшие в Крыму, были депортированы в республики Средней Азии и различные области РСФСР.

В настоящее время в Крым вернулись около 300000 крымских татар. По переписи населения 2001 года, в Крыму проживало 245290 крымских татар. Перепись 2014 года в Крыму зафиксировала численность крымских татар 232240 человек.

Мечеть хана Узбека. (Приложение 7)

Строение претендует на звание древнейшей мечети Крыма. В ней сохранился портал с надписью, указывающей на то, что она была построена в 1314 году – в период правления хана Узбека (откуда и название). Мечеть имеет очень простую планировку и необычную для мусульманских культовых строений двускатную крышу. Есть при ней и минарет, в который попадают изнутри святыни и поднимаются наверх по винтовой лестнице. Сейчас исламский храм отреставрирован и является действующим.

Но интереснее всего он в качестве памятника древней мусульманской архитектуры. Подобное в Крыму встречается далеко не на каждом шагу.

1.4.Симферополь. Русские.Украинцы.

Продолжение 2 дня. Симферополь. ( Старый Крым-Симферополь 96 км) Современный город сравнительно молод – Симферополь основан в 1784 году, при Екатерине II, именем которой были названы парк, улица и церковь. Однако, как это характерно для Крыма, до XVIII века на его территории последовательно проживали разные народы. Первое городское поселение еще до новой эры основали греческие переселенцы с Родоса. Позднее их вытеснили скифы, и Неаполь Скифский стал резиденцией царей этого воинственного степного народа. В III веке по полуострову прошлись готы, изгнавшие скифов и уничтожившие их столицу. Задерживаться на развалинах они не стали, и до основания Крымского ханства земля оставалась пустынной. Крымские татары построили здесь город Аксмеджит, или Белую Мечеть, резиденцию калги, по сути, заместителя хана, так что русские выбрали место для центра Таврической области, а потом губернии, не случайно: у Симферополя, как на греческий лад назвали новый город, обнаружился богатый столичный опыт. Экзотическое имя, подчеркивающее древность истории Крыма, переводилось на русский язык как «город пользы» или «город-собиратель». На практике к историческим артефактам относились не столь бережно: до начала правления Николая I руины скифских поселений рассматривали как источник бесплатных строительных материалов. Их ценность осознали случайно, когда среди обломков увидели греческие рельефы и надписи. С этого момента отсчитывается история археологических исследований на территории Симферополя. Велись они с переменным успехом – слишком неспокойной была жизнь Крыма, который регулярно оказывался в гуще войн и революций. Особенно трагична роль Симферополя во Второй мировой войне. Когда полуостров был оккупирован немцами, в окрестностях города, в совхозе «Красное», был построен лагерь смерти, где погибли около 15000 человек. Недавно на месте массовых сожжений поставили обелиск, памятник убитым и часовню. После освобождения полуострова в 1944 году из Симферополя, как и из других уголков Крыма, были депортированы в Казахстан и Сибирь крымские татары, греки, армяне, болгары, караимы. Возможность вернуться переселенные народы получили в 1989 году, воспользовались ею массово только крымские татары. В Симферополь приехало несколько десятков тысяч человек, часть из них поселилась в окрестностях города, часть – отправилась дальше, в степной Крым, на свободные земли.

Музеи Симферополя.

  1. Крымский этнографический музей.

В этнографическом музее представлены костюмы и предметы быта более 20 народов, проживающих в Крыму, в том числе караимов, крымчаков, крымских цыган, греков, армян. В отделе «Крымский ларец» показаны женские головные уборы, пояса, колье, расшитые монетами, бисером и камнями, праздничные национальные костюмы. В зале украинской народной вышивки выставлены образцы шерстяных, льняных и конопляных тканей, украшенных яркими стежками. Этнографический музей открыт с 9 до 18 часов, выходной во вторник. Комплексный билет стоит 200 рублей, 150 руб. – для студентов, дети до 16 лет проходят бесплатно. Посещение выставки «Крымский ларец» возможно только с экскурсоводом, билет приобретается отдельно за 50 рублей.

  1. Симферопольский художественный музей.

В собрании Художественного музея Симферополя представлены ценные произведения искусства ХХ века. В зале крымской живописи выставлены работы Константина Богаевского и Максимилиана Волошина. Зал советского искусства включает работы Веры Мухиной, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Эрнста Неизвестного, Петра Кончаловского, Роберта Фалька. Ученица последнего, театральная художница и живописец Татьяна Сельвинская стала организатором еще одной симферопольской достопримечательности – дома-музея своего отца, знаменитого советского поэта Ильи Сельвинского. Художественный музей работает с 10 до 17 часов со среды по воскресенье, во вторник – с 12 до 20 ч, выходной день – понедельник. Основная композиция располагается в главном корпусе, во флигеле размещены временные выставки. Общий билет стоит 300 руб. для взрослых и 150 руб. – для студентов и пенсионеров.

      3.  Памятник вежливым людям — памятник в центре города Симферополя в сквере республики. Посвящён военнослужащим Вооружённых сил Российской Федерации, так называемым «вежливым людям», принимавшим участие в присоединении Крыма к России в феврале-марте 2014 года после смены власти на Украине. Открыт 11 июня 2016 года. (Приложение 8)

Переезд в Бахчисарай  (30км)

1.5.Бахчисарай. Крымские татары. Русские.

3 день. Бахчисарай.

Изюминкой нашего маршрута станет Бахчисарай. Здесь мы можем познакомится как с историей Крымского ханства ( Ханский дворец ), так и с историей христианства на Руси(мужской Свято-Успенский монастырь). А также познакомимся с пещерным городом Чуфут-Кале и малым народом караимы.

Ханский дворец в Бахчисарае — одна из самых ярких достопримечательностей Крыма, единственная в своём роде резиденция крымско-татарских правителей, а сегодня — огромный музейный комплекс, входящий в историко-культурный заповедник. Общая площадь дворцовой территории превышает 4 гектара, на которых расположены более 20 объектов Культурного Наследия России, старейшие из них датированы XVI веком — эпохи расцвета ханств. По изначальной задумке дворец должен был стать воплощением идеи о мусульманском рае на земле. Для этого из Персии, а позже — и из Османской империи приглашались лучшие зодчие, чью ювелирную работу по отделке стен и потолков можно увидеть и сегодня.   (Приложение 9)

Заселение русских в Крыму прослеживается с конца XVIII века, после подписания в 1783 году Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России.

Можно выделить несколько этапов интенсивного заселения Крыма русскими. Период 1783–1791 годов – время наместничества в Тавриде князя Г. А. Потемкина; период конца 1850-х – начала 1860-х годов, связанный с новой волной эмиграции крымских татар после Крымской войны и притоком крестьян из южных и центральных губерний России в связи с отменой крепостного права; период послереволюционных событий 1917 года, когда ухудшение жизненных условий вынуждало переселяться в Крым жителей Белоруссии, Восточной Украины и российской глубинки; послевоенный период вербовки граждан России и Украины (в основном западных областей) на восстановление хозяйства Крыма.

Первыми русскими поселенцами были солдаты Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны южных рубежей Российской империи. Они расселялись в Симферопольском и Феодосийском уездах на целинных землях. К 1786 году на картах Крыма уже обозначились первые русские деревни – Санкт-Петербургские Мазанки, Зуя, Петровка, Изюмовка, Подмаячное – существующие и по сей день. Местечко Салы Феодосийского уезда (ныне с. Грушевка Судакского горсовета) было заселено отставными солдатами еще в 1779 году. Войска крымских гарнизонов расквартировывались и в татарских селениях. Так, в Мангуше (ныне село Прохладное Бахчисарайского района) осели отставные матросы и донские казаки.

Наряду с отставными военными в Крым хлынули беглые крестьяне и бродяги. До сих пор существуют основанные ими слободки Баланова и Барабанова в Симферопольском уезде (ныне села Белогорского района – Баланово и Барабаново). Крепостные бежали из южных и центральных губерний России – Курской, Воронежской, Орловской, Тамбовской, Саратовской.

Государственные крестьяне густозаселенных губерний переходили добровольно в степные пространства Крымского полуострова в поисках лучших условий для жизни. Так были заселены деревни Бия-Салы – крестьянами со всех концов России, Верхние и Средние Саблы – переселенцами из сел Киевской и Владимирской губерний и многие другие. В результате к концу XVIII века в Крыму уже проживало 15 000 русских.

В начале ХХ века по численности русскоязычные жители устойчиво выходят на первое место. В уездах удельный вес русских увеличивается до 29%, в городах – до 56%. Русские стали преобладающим этносом. К концу 1920-х годов русские составляли абсолютное большинство в Севастопольском районе (60%).

Период 1944–1949 годов характеризуется, в основном, заселением колхозов и совхозов в горных и предгорных районах, откуда были выселены крымские татары. В 1950–1954 годах в Крым переселяются целые бригады и колхозы из Курской, Воронежской, Рязанской областей. С 1944 по 1959 годы число русских в Крыму увеличилось до 70%.

По переписи 1989 года в Крыму проживало русских 1 688 200 человек, что составляло более 68% от численности всего населения Крыма. В настоящее время их численность несколько сократилась в связи с возвращением насильственно переселенных ранее жителей полуострова. Изменилось и процентное соотношение русских в сравнении с другими крымскими этносами.

По переписи 2001 года, в Крыму численность русских составляла 1 450 394 человека, по переписи 2014 года – 1 492 076 человек.

В окружении неприступных крымских гор, недалеко от города Бахчисарай, спрятан в ущелье Святой Марии уникальный действующий мужской Свято-Успенский монастырь. Скалы вокруг него покрыты зеленью, высушенной на жарком крымском солнце, а возвышаются они на высоту до 140 метров. Дата основания: конец VIII века. Возраст: 12 веков. В Свято-Успенском мужском монастыре располагаются различные храмы, а также кельи монахов и звонница, есть и множество хозяйственных построек, ведь с 1993 года монастырь является действующим. Туристам открыты для посещения лишь несколько объектов, главным из которых является Успенский храм с чудотворной иконой Божьей Матери. Зато рядом с обителью протекает святой источник, где каждый может совершенно безвозмездно набрать воды. Также недалеко расположен еще один известный монастырь — Чуфут-Кале.

1.6. Чуфут-Кале. Караимы

В Крыму живет один из самых малочисленных народов России — караимы. В нашей стране официально насчитывается 535 представителей этого этноса. В начале ХХ века караимы были представлены в Государственной Думе Российской империи, однако спустя сто лет они вынуждены бороться за сохранение своего языка.В Крыму всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца расположен один из самых крупных пещерных городов полуострова - Чуфут-Кале. Это поселение – уникальный исторический объект, который до сих пор еще до конца не изучен. Чуфут-Кале располагается на естественном возвышении – плато Бурунчак и со всех сторон защищен глубокими ущельями. Ранее он был дополнительно окружен крепостными стенами, поэтому обеспечивал своим жителям полную безопасность от внешних врагов. Единственной дорогой, по которой можно было попасть в город, являлась узкая горная тропа, поэтому любой, попытавшийся напасть, рисковал навсегда остаться под его стенами. (Приложение 10)

Караимские кенасы.

Кенасами называются караимские храмы. В Чуфут-Кале примечательны две кенасы, которые расположены неподалеку друг от друга в маленьком дворике, спрятавшемся от любопытных глаз за каменной стеной. Войдем в этот дворик. Если идти с улицы, то нам придется пройти через калитку со своеобразным порогом из белого мрамора, который ранее был частью какой-то более древней, а затем разрушенной постройки.

Усадьба Фирковича.

За воротами Средней стены на Главной улице расположены два построенных в восемнадцатом веке жилых дома. Один из них – усадьба известного караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1787 – 1874 г.г).

У южного обрыва в усадьбе был вырубленный в скале колодец. Его круглая шахта была глубиной около десяти метров и диаметром чуть менее полутора. В семнадцатом веке вода в колодце иссякла.

Иосафатова долина.

Прослеживается аналогия с Иосафатовой долиной неподалеку от Иерусалима, где, если верить древним пророчествам и будет происходить последний Страшный суд. Обе долины имеют некоторое сходство, это особенно заметно, если смотреть на башню, возведенную над южным обрывом. Возможно, древние зодчие специально воспроизвели иерусалимскую башню, чтобы придать долине облик, наиболее полно приближенный к библейскому. Сохранились арка ворот, и развалины кладбищенской сторожки.

Как только вы пересекаете арку, вы попадаете в город мертвых: повсюду надгробья, переплетенные между собой лианами, покосившиеся, глубоко ушедшие в землю, на которых выбиты древнееврейские надписи.

После того, как город опустел, кладбище не забросили. Как ни странно, но после того, как жители ушли из Чуфут-Кале, долина стала общенациональной усыпальницей знатных и великих людей. Быть захороненным на этом кладбище считалось особо почетным.

Ночевка в Бахчисарае.        

1.7. Судак. Генуэзцы.

4 день. Переезд в Судак. (142 км 2ч 30мин)

Судакская крепость.  ( Приложение 11)

Исторической достопримечательностью, хорошо сохранившей следы проживания разных народов на Крымском полуострове, является Генуэзская крепость в Судаке. Сейчас это музей-заповедник «Судакская крепость». Сложно ответить на вопрос, сколько лет Генуэзской крепости в Судаке, так как существуют различные версии о первоначальной дате строительства оборонительных построек на этом месте. а сегодняшний день сохранились следующие постройки: барбакан, Дозорная башня, Консульский замок, участки крепостных стен, хранилище для воды и еще несколько построек. Вход в Генуэзскую крепость Судака находится у Главных ворот. Все объекты крепости сопровождаются информационными табличками. Музей, посвященный историко-архитектурному наследию крепости, открыт в храме с аркадой — недействующей мечети Падишах – Джами. Основные сохранившиеся сооружения относятся ко второй половине XIV века. Это постройки выходцев из Северной Италии — генуэзцев.

Переезд в Каневскую (471 км 7 ч).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенной работы, хочется подтвердить, что туризм в наше время представляется известным способом проведения досуга. Всё больше людей отваживаются отправиться в путешествие, чтобы побывать в новых для себя местах. В своём проекте я попыталась максимально объективно и с разных точек зрения проанализировать то, как должен вести себя турист в отдельно взятом регионе. Я разобрала проблемы, с которыми существует вероятность столкнуться в данном регионе, а также охарактеризовали данный регион с точки зрения истории и геополитики. Что же до целей, определенных в начале моего проекта, можно твердо сказать, что они выполнены. Я разработала экскурсионный маршрут по полуострову Крым, с посещением городов и посёлков, связанные с народами и их культурным наследием. В результате моей работы я составила этно-маршрут, охватывающий города и сёла Крымского полуострова, которые расказывают историю народов этого региона (Каневская - Керчь - Феодосия - Старый Крым - Симферополь - Бахчисарай - Судак - Каневская). Посчитала, сколько в среднем обойдется поездка. В моём случае 4 дня и 3 ночи - 15500 рублей, но это в среднем.  Возможно,  где-то получится сэкономить на жилье, и путешествие обойдется еще дешевле.А главное интересным и познавательным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  https://znaniyaetosila.ru/
  2. https://dzen.ru/media/varandej/malenkii-narod-so-svoei-religiei-karaimy-kto-oni-608e7f43a38d215d4e4121c9
  3. https://bigenc.ru/ethnology/text/5685404
  4. https://ptoday.ru/blog/krymskie-tatary-ih-poyavlenie-na-poluostrove-i-pochemu-oni-schitayut-sebya-korennymi-zhitelyami-etoy-territorii/
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_вежливым_людям_(Симферополь)
  6. https://po-krymu.ru/greki-v-kryimu.html
  7. https://www.paleo-tours.ru/chufut-kale-peshernyj-gorod
  8. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/bakhchysaray/castles/12416
  9. https://dzen.ru/media/manikol/sviatouspenskii-pescernyi-monastyr-v-bahchisarae--1200-let-istorii-opisanie-6037ebcad4391d5d926cc61b
  10. https://krymania.ru/mechet-v-starom-krimu-napominanie-ob-ordyinskoy-tavride/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Крым

Знакомство учащихся с полуостровом Крым, его природой и достопримечательностями...

Презентация "Этнографический музей Крыма"

Слайды презентации расказывают об этнической истории Крыма в керамических фигурах, экспозиционных  комплексах: "армяне", "греки", "фракийские греки", "понтийские греки", "мариупольские греки", "к...

Презентация «Путешествие в Крым»

Ознакомление детей с достопримечательностями Крыма....

Сценарий мероприятия, посвященного присоединению Крыма к Российской Федерации «Крым – это часть России!» (игра-путешествие по станциям)

Данный материал бедет полезен воспитателям школ-интернатов и все, кто занимается организацией и проведением общешкольных мероприятий...

Из истории взаимоотношений Крыма с Курском. История Крымского полуострова

В данной публикации содержатся интересные факты, связанные с историей города Курска и Крымского полуострова...

Россия и Крым. История Крымского полуострова и его значение в истории России

Внеклассное мероприятие проходит в форме круглого стола, диспута с приглашением гостей, профессионально занимающихся политической деятельностью. Мероприятие предназначено для учащихся 9-11 классов...