Система работы учителя по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по географии в 9 классе
материал по географии

Помощь при подготовке к Огэ по географии в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Малое Перекопное»

 Балаковского района Саратовской области

Творческая мастерская

Тема: «Система работы учителя по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по географии в 9 классе».

   

Подготовила: учитель географии

Белова Наталья Никитична

г.Балаково, 2022г.

           География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера,

 формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле

как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные)

и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.

     Проблема – как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем. Для меня это особенно важно ,так как география является первым по выбору экзаменом .

Так сложилось что ежегодно учащиеся 9 класса нашей школы  из предметов по выбору  выбирают географию .Главный аргумент, который я из года в год слышу от своих учеников: «География — это несложно». Многие ребята, которые не имеют каких-то конкретных предпочтений по выбору предметов на ОГЭ, сдают географию из-за того, что она кажется простой.

           По своему опыту могу сказать, что эта «простота» объясняется, в первую очередь, тем, что на экзамене можно пользоваться источниками информации - атласами.

            В школе географию изучают в 5 и 6 классе один час в неделю, с 7 по 9 класс — два часа в неделю Курс географии выстроен так, что в 5-7 классах школьники изучают общее землеведение, физическую географию и страноведение, а 8 и 9 классы посвящены только географии России. Чтобы сдать ОГЭ по географии, нужно знать весь материал курса, начиная с 5 класса. Поэтому необходимо дополнительно заниматься либо самостоятельно, либо с преподавателем, чтобы вспомнить и проработать все темы предмета за все годы обучения. Моим ученикам я считаю очень повезло. В нашей школе  отводится 1 час в неделю на консультативную работу по географии.

Так как география выбирается учащимися ежегодно, подготовка начинается с 5го класса.

 Я провожу исследование демо-версий ОГЭ по географии последних лет, взятые на сайтах ФИПИ и «Решу ОГЭ» и соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 5-8 классах

 В течение всего учебного года в самостоятельные работы обучающего характера включаю различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, задания на сопоставление, а также задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.

            Свою работу по подготовке к ОГЭ в 9 классе начинаю с того, что знакомлю обучающихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором, КИМ. Они должны чётко знать, что от них требуется на экзамене. Так же дети должны понимать, что хорошо сдать ОГЭ можно только выполнив очень много тестовых тренировочных заданий. Для этого нужно использовать разные сайты в интернете, прежде всего сайт ФИПИ, также сайты «Решу ОГЭ», другие сайты, где можно решать задания онлайн, с последующей проверкой правильности выполнения работы.

Анализируя результаты работы по подготовке к ОГЭ я сделала выводы, что наибольшие сложности у учащихся вызывают вопросы на определение географических координат, задание на определение профиля местности , работа с климатограммами,  особенности основных отраслей хозяйства России, определение страны или региона по описанию.

В задании№ 7 школьникам предлагается определить объект по географическим координатам. Для выполнения этого задания один раз нужно сесть и разобраться, как определяются географические координаты. А дальше уже нужно обращать внимание на подсказку в задании, например, какая горная вершина, какой город, центр какой республики имеет такие-то координаты. Нужно открыть соответствующую карту и ответить на вопрос. Задание относится к повышенному уровню сложности, но если   разобраться с определением координат один раз, вопросов, как правило, больше не возникает. Для подготовки этого вопроса продумываю разные образцы заданий. Например : из данных координат отметьте те, который являются столицами государств. В 7 классе  , в темах где упоминаются  крайние точки материков или  столицы государств обязательным является задание отметить их координаты.

Выполняя задание №11 (выбор профиля местности по отрезку плана) вырабатываем алгоритм действий:

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

 4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная)

Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор.

Работая с вопросом №18(по климатограммам) используем следующий алгоритм действий: 1. Определите по климматограме: температуру мах и min, рассчитайте  амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)

3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности)

4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений.

Выполняя задания по отраслям хозяйства России заполняем и запоминаем таблицу, которая поможет выполнить данные задания:

Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства (сложное задание)

Отрасли

Технико-экономические особенности производства и особенности готовой продукции, влияющие на размещение

Ведущие факторы размещения производства

Черная металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и топлива на изготовление одной единицы готовой продукции)

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Топливный – тяготение к местам добычи каменного угля .

Размещение на пересечении потоков сырья и топлива.

Передельная

металлургия

В качестве сырья использует металлолом

Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой концентрацией промышленного производства и транспортных магистралей т.е. к районам, где в наличии большое количество металлолома

Цветная металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и на изготовление одной единицы готовой продукции), затраты

сырья гораздо выше чем в черной металлургии.

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (руд цветных металлов)

Металлургия тяжелых металлов

Низкое содержание металла в руде

Сырьевой

Металлургия легких металлов

Высокая энергоемкость

Энергетический фактор - тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС

Тяжелое машиностроение

 - производит оборудование для других отраслей, например:

- энергетическое

- металлургическое

- химическое

- пр-во горно-шахтного оборудования

- пр-во дорожно-строительного оборудования

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

 

Транспортировка продукции связана с большими затратами

Сырьевой – тяготение к металлургическим предприятиям

 

 

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции (напр. к районам добычи полезных ископаемых, к районам с высокой концентрацией предприятий электроэнергетики и т.д.)

Сложное и точное машиностроение (приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, пр-во вычислительной техники)

Трудоемкость

 

 

Наукоемкость

Трудовой – тяготение к районам концентрации населения

Научный фактор – тяготение к районам и центрам, обладающим

научной базой (крупным НИИ, конструкторским бюро и пр.)

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельхоз. техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

 

 Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции, т.е. к сельскохозяйственным районам

 

 Сырьевой фактор – тяготение к металлургическим предприятиям

Целлюлозно-бумажная

промышленность

Водоёмкость – высокие затраты воды в

производстве

 

 

Высокая энергоемкость – высокие затраты электроэнергии

Водный фактор – тяготение к источникам пресной воды (рекам, озерам,

водохранилищам)

 

Энергетический фактор - тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Производство минеральных удобрений (азотных)

В качестве сырья могут использоваться отходы коксохимического производства, природный газ, нефть и пр.

Достаточно свободное размещение

Фактор комбинирования производства – тяготение к коксохимическим производствам

Транспортный фактор – тяготение к линиям трубопроводов

Сырьевой - тяготение к местам добычи или переработки нефте- газового сырья.

Электроэнергетика

 

 

 

 

тепловая

 

 

 

 

 

гидроэнергетика

 

 

атомная

Стоимость электроэнергии входит в себестоимость любой продукции. Электроэнергия определяет развитие НТР.

-использует в качестве топлива торф, сланцы, бурый уголь

 

- использует в качестве

топлива природный газ, мазут)

строятся на реках с большим падением и расходом воды

низкая материалоемкость – 1 кг ядерного топлива выделяет столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т угля.

Для всех видов электростанций ведущий фактор при размещении потребительский – тяготение к потребителю продукции (население и производства)

топливный - тяготение к районам добычи топлива

 

потребительский –

тяготение к потребителю

природно-ресурсный фактор

потребительский фактор

Пищевая промышленность (сахарная)

Сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов

Сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла)

Пищевая промышленность (кондитерская, хлебопекарная)

Готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния

Потребительский – тяготение к потребителю продукции

 

 

Работая над заданием № 30 (определить страну или регион по описанию) применяем общее правило

  • Смысловое чтение текста.
  • Выделение (поиск) ключевых слов (понятий).

К этому заданию прошу ребят самостоятельно разработать подобное задание, а затем поменяться заданиями с соседом по парте и выполнить его.

         Основой географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это главное требование к обучающимся , а главное огромная помощь им на экзамене .Чтобы учащиеся лучше запоминали объекты карты при подготовке включаю задания на сопоставление(объект-материк; объект-материк-государство) А так же провожу работу с картой в игровой форме.

Например «Стороны горизонта»

Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Примером может послужить задание:

Расположите горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань. Или игра  «Найди лишнее». Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору:Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия ,Парагвай ( Парагвай не

имеет выход к морю остальные имеют ).

         Так же очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.

Для того, чтобы мои ученики успешно сдали экзамен , мне как учителю необходимо помнить:

  1. Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
  2. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
  3. В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания по подготовке к экзамену.
  4. При подготовке к ОГЭ по географии необходимо систематически проводить мониторинг подготовки к ОГЭ для выявления типичных ошибок и работать над их устранением.

Учитель должен организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.

Список литературы:

  1. Барабанов В.В., Жеребцов А.А. География. Типовые варианты экзаменационных заданий – М.: Экзамен, 2019

2. Бычкунова Е.Б. Методические рекомендации для учителей географии по

подготовке выпускников основной школы к участию государственной

(итоговой) аттестации. Саратов: СарИПКиПРО, 2010

3 Соловьёва В.А., Эртель А.Б.География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. – М.: АСТ, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"

Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации

В этой статье я хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, системой работы, материалом, которым пользуюсь на уроках, а так же источниками, из которых беру задачи для подготовки к экзамену....

Система работы школы по подготовки обучающихся к итоговой аттестации

В докладе рассматривается  система работы школы по подготовке к ГИА...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике»

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике.

Представление опыта работы на заседании районного объединения учителей физики...

ШМО: "Система работы учителя по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по географии в 9 классе"

Необходимо продумывать приемы, интенсифицирующие познавательную активность ученика, способствующие целостному осмыслению содержания крупных разделов и тем школьной географии, внутрипредметных связей м...