«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»
статья по географии

Елена Петровна Плотникова

Наша современная жизнь очень динамична, все меняется так стремительно, что учитель должен шагать в ногу со временем, ему приходиться пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и искать новые, более эффективные пути. Именно этого требует от нас, учителей, наше общество и жизнь.

Урок – это, систематически применяемая для решения задач обучения, разлития и воспитания обучающихся, форма организации деятельности постоянного состава преподавателей, и обучающихся в определенный отрезок времени. При всём многообразии новых современных технологий - урок остаётся  главной формой организации учебного процесса, но меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучении. А для реализации требований предъявляемых стандартами третьего поколения, урок должен стать новым, современным!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современный урок: эффективная организация

образовательного процесса»

Плотникова Елена Петровна

учитель географии

МКОУ СОШ   №10

Иркутская область    г. Нижнеудинск  

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача помочь им раскрыться,

развивать собственные идеи»

И.Г.Пестолоцци.

Наша современная жизнь очень динамична, все меняется так стремительно, что учитель должен шагать в ногу со временем, ему приходиться пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и искать новые, более эффективные пути. Именно этого требует от нас, учителей, наше общество и жизнь.

Урок – это, систематически применяемая для решения задач обучения, разлития и воспитания обучающихся, форма организации деятельности постоянного состава преподавателей, и обучающихся в определенный отрезок времени. При всём многообразии новых современных технологий - урок остаётся  главной формой организации учебного процесса, но меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучении. А для реализации требований предъявляемых стандартами третьего поколения, урок должен стать новым, современным!

Современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Выйдя из стен школы выпускник  должен продолжить  саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способам действий. Формирование компетенций будущего выпускника – основная задача личностно–ориентированной педагогики.

Поворот к личности учащихся и глобальные процессы - являются основными факторами, влияющими на развитие образования. Смысл и цель современного образования - развитие всесторонне развитой личности способной к жизни в изменяющихся  социально-экономических условиях. А именно образование должно обеспечить условия подготовки такой личности.

Замысел современного урока заключается в создании преподавателем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности обучающегося. В этом случае преподаватель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для него в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. При этом обучающийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? 

Здесь можно выделить дидактические и психологические требования, требования к организации познавательной деятельности обучающихся, требования к стилю и технике проведения урока, гигиенические требования к уроку и др.

Дидактические требования к современному уроку:

 четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

 определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием основной профессиональной образовательной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;

 прогнозирование уровня усвоения научных знаний, умений и навыков;

 выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;  реализация на уроке всех дидактических принципов;

 создание условий успешного обучения. Психологические требования к уроку:  учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);

 индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.

Организация познавательной деятельности обучающихся:

 четкая формулировка цели, постановка задач;

построение обучения, как системы организации познавательной деятельности обучаемых,  на разных этапах   учебного занятия;

 выбор наиболее рациональных видов деятельности и методов учения в соответствии с поставленными задачами;  система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности;

 разнообразие средств организации учебной деятельности;  учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению;

 оперативная корректировка учебной деятельности.

Требования к технике проведения урока:

 урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

 темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и обучающихся завершенными;

 на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

 по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Гигиенические требования к уроку:

 соблюдение температурного режима;

 необходимость проветривания учебного кабинета;

 соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;

 соблюдение правил техники безопасности при проведении занятий

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы педагога, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Поэтому в структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата:

 мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение студентов в поисковую и исследовательскую деятельность;

 цель урока обучающиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания;

 новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи;

 обучающиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном- образцом, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы;

 на этапе рефлексии педагог обучает оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности;

 домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных преподавателем) с учетом индивидуальных возможностей.

Рекомендации к проведению современного урока:

  • использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
  • при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
  • при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

Главным на уроке остаётся:

-не удивить инновационными технологиями, а научить учащихся;

-на уроке учащиеся должны для себя сделать какое-то открытие – увидеть что-то новое;

-каким бы не был урок, он должен соответствовать структуре именно урока, а не внеклассного мероприятия; решать обучающие, развивающие, воспитывающие задачи.

И в заключении  своего доклада мне хотелось бы предложить  всем моим коллегам-учителям памятку. Возможно, кто-то из вас захочет её использовать в своей работе.

                                           Памятка для учителя.

   С самого начала учебного процесса демонстрируйте детям своё полное к ним доверие.

   

   Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребёнком в отдельности.

   

   Исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

   

   Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

   

   Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

Современный урок - это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя это возможность для самореализации, творческого подхода к своей работе, осуществления собственных идей.

Таким образом, современный   урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения .

Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современный урок: эффективная организация образовательного процесса - активные методы обучения".

Активные методы обучения  позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и  осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество ...

Современный урок: эффективность процесса (использование педагогических технологий при моделировании урока в выпускном классе)

Данная работа представляет собой  разработку урока в 11 классе «Работа с текстом при подготовке к сочинению части С - 1 ЕГЭ» с методическим сопровождением. Учитель рассказал, как учащиеся вместе ...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...

Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

Презентация к докладу: "Современный урок: эффективная организация образовательного процесса". В презентации сравнивается традиционный урок и современный. Рассматриваются основные аспекты сов...

«Современный урок: эффективные педагогические технологии»

Современный учитель – прежде всего специалист, обладающий   личностным комплектом знаний, умений, навыков и желанием преподавать.  В этой связи можно выделить основные компетенции...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...