Статья на тему: "Организация проектной деятельности при массовом выборе проектов"
статья по географии (7, 8, 9 класс)

Черкасова Людмила Александровна

1. Актуальность статьи 

2. Организация учебно-исследовательской работы

3. Перечень особых умений по организации работы школьников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности при массовом выборе проектов

Черкасова Л.А., учитель географии

      Одной из уникальных и интереснейших дисциплин школьного образования является география. Данная дисциплина способна открыть перед школьниками различные знания об окружающей действительности. В рамках данного предмета у детей развивается любознательность, которая побуждает к самостоятельности в изучении причин географических открытий и природных явлений. Сам предмет создает условия для современных форм изучения, в том числе и проектной деятельности.

       Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников имеет недостаточный уровень разработанности. Требуется дополнительное изучение научной литературы, проведение диагностических разработок и реализация на практике опытно-поисковой работы.

       При организации проектной деятельности в образовательном процессе существует ряд объективных трудностей, особенно при массовом выборе проектов учащимися разных классов: с 6 – го по 9 – й.  Для учителя: недостаток времени – как урочного, внеурочного, так и личного; необходимость одновременно руководить большим количеством индивидуальных проектов; большая предварительная подготовка.

     Для учащихся: перегруженность; ученики устают от длительной работы по одной теме, плохо представляют конечный результат работы; ученики  не умеют описывать свою работу.

       Также в школе при организации проектной деятельности возникает комплекс проблем: проектная деятельность в школе ведется по отдельным направлениям, не связанным единой целью; темы учебных проектов выбирает и формулирует либо учитель, либо ученик стихийно, без понимания их актуальности и значимости; итоговые продукты проектной деятельности разрозненны, хаотичны, не имеют дальнейшей практической ценности.

Организация учебно-исследовательской работы

        Организация учебно-исследовательской работы крайне затруднительна, если прежде в детях никогда не развивались отдельные исследовательские способности. Безусловно, их развитие возможно в процессе самой исследовательской деятельности, но в идеальном варианте исследовательская работа должна закреплять их, а не закладывать. Под исследовательскими способностями следует понимать следующие (по А.И. Савёнкову)

  • умение видеть проблему;
  • умение вырабатывать гипотезу;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперимент;
  • умение давать определение понятиям и другие

       Сформированность специальных исследовательских способностей не уменьшает значимость общеучебных учений и навыков, которые необходимы любому человеку для успешного обучения и дальнейшей самореализации.

       Как и другие методы обучения, уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач, но при этом в любом случае важно соблюдение определённой логической последовательности в ходе самого исследования.

            Перечень особых умений по организации работы школьников.

       Прежде всего, любой организатор учебных проектных работ должен знать все особенности этого процесса: цели, принципы, структуру и т.д. Также он должен уметь:

  • заинтересовать школьников,
  • организовывать деятельность своих подопечных и свою собственную,
  • выстраивать особый стиль взаимодействия с учащимися,
  • выявлять особенности личности каждого учащегося и находить индивидуальный подход.

       В требованиях ФГОС дан перечень умений выпускника школы среднего основного образования и подразумевается, что они должны формироваться в течение всего обучения в школе, начиная с начальной ступени образования, а не перед выпускными экзаменами, но зачастую мы не имеем этого на выходе. До сих пор подавляющее внимание делается только на объём знаний школьника.

      Безусловно, научить проводить исследования можно только в процессе самого исследования, но отдельные умения (такие как постановка цели, анализ, сравнение, прогнозирование, планирование, разработка стратегии) могут и должны развиваться вне зависимости от используемых образовательных технологий. Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

     Гораздо эффективней в этом плане формировать соответствующие компетенции в течение всего образовательного процесса или вводить специальный тренинг, спецкурс по развитию исследовательских способностей учащихся.

      У школьников очень часто возникают трудности со сбором и анализом информации, с формулировкой цели, задач и выводов. Такая ситуация напрямую влияет на заинтересованность ребят в учебных исследованиях, потому что, если какое занятие вызывает слишком много затруднений, то от него легче отказаться, учитывая ещё, что оно не входит в строгие урочные рамки.

       «Вопрос мотивации кажется основной проблемой обучения, по сравнению с которой все остальные, пожалуй, менее драматичны, - тем более, если учесть острый дефицит педагогического ресурса, не позволяющий надеяться на эффективную борьбу с интересами школьников. Этот вопрос особенно сложен, так как он неразрывно связан с нашими общесоциальными обстоятельствами, кризисом престижности науки и культуры, отсутствием ныне традиционного уважения к школе и культуре вообще». (Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности)

       Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач. Таким образом, внедрение технологии исследовательской деятельности должно включать следующее:

- нормы организации учебно-исследовательской деятельности;

- отдельно отведённые часы в программе;

- систему методических разработок;

- систему эффективного взаимодействия внедряемой технологии с прежней системой;

- систему взаимного дополнения программ урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования;

- систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;

- систему стимулирования работы как педагогов, так и учащихся;

- пропаганду полезности и нужности этой образовательной технологии;

- необходимую материально-техническую и информационную базу.

       При организации исследовательской работы школьников важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

       Глядя правде в глаза, нужно признать, что при сложившихся в настоящее время условиях в образовательной системе практически невозможно организовать полноценную исследовательскую работу школьников во внеурочное время.

     За последнее десятилетие в ряде школ страны технология учебного исследования была удачно претворена в жизнь в качестве экспериментальной. При массовом внедрении исследовательской работы в систему образования нужно максимально эффективно использовать уже наработанный опыт этих учебных заведений. К тому же, стоит отметить, что литературных источников, посвященных как раз опыту организации исследовательской деятельности во внеурочное время очень много:

- периодические печатные журналы «География в школе», «Биология в школе», «Исследовательская работа школьников»,

- специализированные сайты в Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"

статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"

Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, изменили взгляды на ценности и цели образовательной ...

Статья на тему: "Организация проектной деятельности на уроках технологии"

Организация проектной деятельность на уроках технологии (из опыта работы).     Целью образования в современных условиях становится общекультурное, личностное и познавательное ...