Урок: Мировая промышленность
план-конспект урока по географии (10 класс)

Горбунова Елена Юрьевна

В конспекте показаны разноуровневые задания, предназначенные для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обрабатывающая промышленность175 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Горнодобывающая промышленность.

Черная и цветная металлургия»

Задачи: На основе карт и стат.материала изучить факторы размещения и особенности географии данных отраслей МХ

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: атласы, учебники, карта «Мировые ресурсы», папки с заданиями и статистическим материалом

Ход урока

I Актуализация знаний

- С какими классификациями отраслей промышленности вы познакомились на предыдущем уроке?

- Одна из ведущих отраслей промышленности, выпускающая полуфабрикаты, т.е. продукцию для других отраслей промышленности – это металлургия. Наша сегодняшняя цель – проанализировать географию этой отрасли.

II Изучение нового материала

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает задания, которые выполняются в течение всего урока. В конце урока сдаются тетради.

Группа № 1

Задание  № 1

Проанализируйте таблицу № 1 «Выплавка стали в странах-лидерах» и таблицу «Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд» на стр. 384 учебника.

Выявите динамику среди производителей за период 1950-2007 гг. Объясните лидирующие позиции отдельных стран в производстве стали.

Таблица 1

Выплавка стали в странах-лидерах (1950-2007 гг.), млн. т

Страна

1950

Страна

1990

Страна

2007

США

87,9

СССР

153

Китай

489

СССР

27,3

Япония

110,3

Япония

120,2

Великобритания

16,6

США

89,7

США

98

ФРГ

14

Китай

66,1

Россия

772,4

Франция

8,7

ФРГ

44,0

Респ. Корея

51,5

Япония

4,8

Италия

25,4

ФРГ

48,5

Бельгия

3,8

Респ. Корея

23,1

Индия

53

Канада

3,1

Бразилия

20,6

Украина

42,8

Люксембург

2,5

Франция

19,3

Бразилия

33,8

Италия

2,4

Великобритания

17,9

Италия

31,5

Мир всего

189

770

1346,4

Задание  № 2 (усложненное)

Прочитайте отрывок из статьи Василия Лебедева «Истоки сырьевого дефицита» (журнал «Эксперт», № 12, 2008 г.)

«Мировые цены на стальной прокат по-прежнему остаются чрезвычайно высокими.  Несколько лет назад многие были уверены, что их рост обусловлен китайским фактором. Китай закупал на мировом рынке прокат десятками миллионов тонн. Но вот уже год, как эта страна взрастила свою собственную мощную сталелитейную промышленность и даже стала чистым нетто-экспортером проката. Теперь заговорили о сырьевом китайском факторе. Китай, выплавляющий 490 млн тонн, ежегодно закупает на рынке более 380 млн тонн руды, то есть примерно половину от всего объема мировой торговли. Естественно, загоняя цену на руду в заоблачную высь, что не дает падать и ценам на сталь. Но вот что интересно. Китай, хотя и входит в пятерку крупнейших мировых импортеров коксующегося угля, не играет на этом рынке столь же значимой роли, однако цены на уголь ведут себя так же резво, как и цены на руду.

Так, может быть, мы упускаем что-то существенное, зацикливаясь в своих прогнозах развития мирового стального рынка исключительно на Китае?

Вот один пример из истории. В 50−е и 70−е годы был мощный всплеск цен на сталь, затянувшийся в целом почти на два десятилетия. Вызван он был, скорее всего, витками гонки вооружений между США и СССР. Глобальный растущий ценовой тренд был, видимо, следствием раздробленности и неконсолидированности стального рынка, игрокам которого было сложно или невозможно успевать за прогнозированием спроса со стороны оборонпрома, в основном американского (или, наоборот, сознательным затягиванием ввода в строй новых мощностей в надежде, что «Пентагон все оплатит»). Грубо говоря, в свои инвестиционные планы они не вносили изменения, адекватные запросам гонки вооружений, оттого и запаздывали с введением новых мощностей. Поэтому цены и росли.

Сейчас сложилась похожая ситуация. Только в качестве могучего движителя рынка выступает вовсе не война…»

Как вы считаете, каким образом в повышении цен на сырье виноваты такие страны, как Бразилия, Турция, Индия, страны Юго-Восточной Азии?

Для ответа на вопрос используйте рис 1.

Группа 2

Задание № 1

Проанализируйте таблицы 1-3 раздаточного материала. Какие страны, представленные в таблице 2, отсутствуют в третьей таблице? Почему?

Таблица 1

Крупнейшие страны мира по производству электроэнергии в 2002 г.

Страна

Производства, млрд. кВт/ч

Страна

Производства, млрд. кВт/ч

США

Китай

Япония

Россия

Канада

4027

1636

1171

892

584

ФРГ

Индия

Франция

Великобритания

Бразилия

581

575

559

386

342

Весь мир: 16076

Таблица 2

Десять первых стран мира по производству глинозема в 2002 г.

Страна

Производство, млн. т.

Страна

Производство, млн. т.

Австралия

США

Ямайка

Китай

Бразилия

15,5

5,5

5,1

4,2

3,2

Россия

Индия

Венесуэла

Суринам

Украина

2,6

2,0

2,0

1,7

1,0

Весь мир: 50,0

Таблица 3

Десять первых стран мира по производству алюминия в 2002 г.

Страна

Производство, млн. т.

Страна

Производство, млн. т.

Китай

США

Россия

Канада

Австралия

3,8

3,7

3,4

2,7

1,8

Бразилия

Норвегия

ЮАР

Венесуэла

ФРГ

1,3

1,1

0,7

0,6

0,6

Весь мир: 25,4

Дополнение: в 2007 г. мировое производство алюминия составило 24,8 млн. тонн, из них 12,6 млн. тонн пришлось на Китай.

        Задание № 2

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему алюминий называют «крылатым» металлом?
  2. Выберите из предложенного списка географических районов – бокситоносные. Приведите примеры стран, относящиеся к данным районам.

Западная и Центральная Африка, Северная Африка, Южная Америка, Канадский Арктический архипелаг, Карибский бассейн, Китай, Юго-Западная Азия (Персидский залив), Средиземноморье, Кавказ, Урал, Юго-западная Азия, Южная Африка, Австралия

Задание № 3(усложненное)

В 2009 г. в Катаре должен вступить в эксплуатацию крупнейший в мире алюминиевый завод производительностью 1,2 млн. тонн алюминия в год. Объясните строительство этого завода в Катаре, лишенном сырья для алюминиевой промышленности.

Задание № 4 (усложненное)

Объединенная компания «Российский алюминий» (РФ) производит 12,5% мирового рынка алюминия и 16% глинозема. Что в абсолютных показателях составляет 3,9 млн. тонн алюминия и 10,6 млн. тонн глинозема в год. Объясните, как данной компании удалось установить такие рекордные показатели, ведь запасы алюминиевых руд в России относительно невелики.

Группа № 3

Задание № 1

Проанализируйте географию добычи медной руды и выплавки меди. Объясните положение в таблице стран-лидеров. Определите факторы размещения для всех стадий медной промышленности. Отличны они или сходны с алюминиевой промышленности?

Таблица 1

Добыча меди (по содержанию металла в руде) в странах-лидерах, млн. т.

Страна

1950

Страна

1990

Страна

2002

США

0,82

Чили

1,62

Чили

4,45

Чили

0,36

США

1,59

США

1,1

Замбия

0,28

СССР

0,90

Индонезия

1,1

Канада

0,24

Канада

0,79

Австралия

0,85

СССР

0,2

Замбия

0,62

Перу

0,85

Югославия

0,18

Польша

0,37

Канада

0,6

Д.Р. Конго

0,06

Д.Р. Конго

0,36

Россия

0,7

Мексика

0,04

Перу

0,32

Китай

0,6

Япония

0,04

Австралия

0,31

Польша

0,5

ЮАР

0,03

Китай

0,30

Мексика

0,3

Мир всего

2,55

8,96

13,4

Таблица 2

Производство черновой меди в странах-лидерах, млн. т.

Страна

2007 г.

2008 г.

Чили

5,56

5,6

США

1,17

1,31

Перу

1,19

1,22

Китай

0,95

1,00

Австралия

0,87

0,85

Россия

0,74

0,75

Индонезия

0,80

0,65

Канада

0,59

0,59

Замбия

0,52

0,56

Казахстан

0,41

0,46

Польша

0,45

0,43

Мексика

0,35

0,27

Весь мир:

15,4

15,7

Таблица 3

Производство рафинированной меди в странах-лидерах, млн. т.

Страна

1950

Страна

1990

Страна

2002

США

1,26

США

2,02

Чили

2,67

Чили

0,37

СССР

1,26

США

2,13

СССР

0,22

Япония

1,01

Япония

1,34

Канада

0,20

Чили

0,99

Китай

1,20

Великобритания

0,20

Бельгия

0,54

ФРГ

0,70

Д.Р. Конго

0,08

Канада

0,52

Канада

0,60

Замбия

0,06

Китай

0,49

Россия

0,54

ФРГ

0,06

ФРГ

0,48

Перу

0,45

Япония

0,05

Д.Р. Конго

0,42

Польша

0,40

Австралия

0,03

Польша

0,35

Мексика

0,35

Мир всего

2,60

10,75

14,40

Задание № 2

Ответьте на следующие вопросы?

- В какой горной системе располагаются самые значительные запасы медной руды?

- Где применяется медь?

Задание № 3 (усложненное)

Многие страны в настоящее время испытывают недостаток сырья для медной промышленности, в то время, как потребность в готовом продукте велика.

Каким образом Германия и Бельгия покрывают до 60% своей потребности в меди?

Из какой страны в настоящее время Россия завозит черновую медь? А Япония?

Задание № 4

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.

Тенденции развития медной промышленности

Сейчас, поскольку содержание меди в руде ______, транспортировка медной руды экономически не рентабельна. Поэтому добыча руды и получение концентрата (с содержанием меди до 30%) территориально связаны. Например, медно-рудная промышленность Урала или горнопромышленные районы __________ и ___________ (африканский медный пояс).

Производство рафинированной меди располагается вблизи рынков сбыта в районах с дешевой ____________. На Урале, к примеру, выпуск рафинированной меди стабильно превышает объемы добычи руды. Развитые страны, бедные медными ресурсами, вынуждены импортировать черновую медь или использовать вторичное сырье.

Но энергетический кризис 70-х годов привел индустриальные страны к сокращению медеплавильных производств, работающих на привозной черновой меди. Часть производств в этих странах переориентировалась на использование лома меди или закрылась совсем.

Создались условия для перемещение завершающих этапов производства меди в развивающиеся страны с дешевой ___________  _________ и слабым _____________ законодательством. Поэтому страны, добывающие медную руду, начали постепенно достраивать недостающие технологические звенья производства меди до полного цикла. Однако это требует крупных инвестиций и процесс идет не быстро.

В добывающих странах при недостатке электроэнергии и удаленности от ____________ производство рафинированной меди естественно развито слабо. Мексика рафинирует 75% производимой ____________ меди. Чили – крупнейший производитель медной руды в мире, рафинирует только 60% _____________ меди. Не лучше ситуация в Перу и Австралии. Медно – рудная промышленность Индонезии носит ярко выраженный сырьевой характер.

Добыча в традиционных медедобывающих районах Д.Р. Конго, Замбии, Папуа-Новой Гвинеи стала ощутимо ___________. Основные запасы меди в них уже _____________, и для поддержания добычи на прежнем уровне потребовались бы дополнительные вложения, что привело бы к увеличению себестоимости добычи. Не лучшим образом сказалась политическая и экономическая ___________ в этих странах.

В 1990-95 гг. растущие цены на медь привели к буму этой отрасли, и существенно изменили географию добычи меди. Инвестирование в крупнейшие в мире месторождения Чили и Индонезии, сделали их ведущими производителями медной руды. Чили значительно обогнали ___________, занимавших ранее первое место по добыче медной руды. Индонезия вошла в десятку производителей медной руды благодаря разработке месторождения Грасберг в провинции Ириан-Джая.

Увеличение добычи медной руды и рафинированной меди, привело к ___________ предложения меди над ее спросом. И последовавшее затем падение цен еще сильнее ударило по африканским месторождениям, подорванных конкуренцией с новыми месторождениями из ________и __________.

С 2000 года ситуация на рынке стала выравниваться. Но, не смотря на конъюнктурные колебания спроса и цены на медь, в долгосрочной перспективе наблюдается неуклонное увеличение добычи и производства меди в мире. Эта тенденция прогнозируется и на ближайшую перспективу. За истекшие 30 лет производство меди увеличивается в среднем на 13-15% за каждые 10 лет.

Самыми большими потребителями меди в мире являются: _________, ______________, ____________, ___________, _______________. За 2000-2005 годы потребление рафинированной меди в _________ увеличилось почти в два раза, что является одним из фактором влияния на цену и производство меди в мире.

IV Домашнее задание:

Тема 5 § 1 (до конца)

Задание № 1

Проанализировав текст учебника и карту «география машиностроения» в атласе, выделите основные регионы машиностроения. Проанализируйте географию отдельных отраслей машиностроения – таблицы 1 и 2. Объясните произошедшие изменения.

Таблица 1

Мировое производство станков и кузнечно-прессового оборудования по стоимости, млрд. долл.

Страна

1980

Страна

1990

Страна

2000

США

4,8

Япония

10,9

Япония

8,8

ФРГ

4,7

ФРГ

8,7

ФРГ

7,3

Япония

3,8

СССР

5,0

США

4,0

СССР

3,1

Италия

3,7

Италия

3,9

Италия

1,7

США

3,5

Китай

2,1

Великобритания

1,2

Швейцария

2,0

Швейцария

2,0

Швейцария

1,0

Великобритания

1,7

Респ. Корея

1,5

Франция

1,0

ГДР

1,5

 О. Тайвань

1,6

ГДР

0,9

Франция

1,3

Испания

0,9

Румыния

0,6

Испания

1,0

Франция

0,8

Мир всего

26,5

46,6

36,8

Таблица 2

Мировое производство автомобилей в странах-лидерах, млн. шт.

Страна

1950

Страна

1990

Страна

2002

Страна

2007

США

8,0

Япония

13,5

США

12,3

Япония

11,6

Великобрит.

0,8

США

9,8

Япония

10,3

США

10,8

Канада

0,4

ФРГ

5,2

ФРГ

5,2

Китай

8,9,2

СССР

0,4

Франция

3,8

Франция

3,7

ФРГ

6

Франция

0,4

Италия

2,1

Китай

3,2

Респ. Корея

4,1

ФРГ

0,3

СССР

2,0

Респ. Корея

3,1

Франция

3

Италия

0,1

Испания

1,8

Испания

2,9

Бразилия

3

Австрия

0,06

Канада

1,6

Канада

2,6

Испания

2,9

Япония

0,03

Великобрит.

1,3

Великобрит.

1,8

Канада

2,6

Чехословакия

0,03

Респ. Корея

1,2

Бразилия

1,8

Индия

2,3

Задание 2

Прочитайте доклад, прозвучавший на Международном радио Китая 25 ноября 2008 г. Какие факторы, на ваш взгляд, способствовали успешному развитию автомобилестроения в этой стране. Приведите не менее пяти причин (для ответа на вопрос можно использовать не только текст статьи, но и знания, полученные из иных источников). Свяжите рост производства в металлургии с ростом в машиностроении.

Инновационный путь развития автомобилестроения Китая

В последние несколько лет в Китае быстрыми темпами развивается автомобилестроение и к настоящему времени эта отрасль уже стала одной из ведущих в стране. С начала нового века китайское правительство приняло ряд мер для оказания помощи и поддержки автомобильных предприятий. Это дало возможность непрерывно повышать инновационные способности китайских автопроизводителей.

По мнению многих людей, китайские автомобили пока еще уступают автомобилям известных мировых марок и по качеству и по дизайну. Однако в последние годы Китай прилагает большие усилия для развития автомобильной промышленности, уделяя особое внимание развитию автомобилестроительных предприятий, выпускающих автомобили отечественных марок. В этой области первое место в стране занимает провинция Аньхой, расположенная в центральной части страны. Именно здесь находится автоконцерн «Чери» (известный в Китае под маркой «Цижуй»). За 10 лет своего существования эта компания стала играть важную роль в развитии отечественного и зарубежного автомобильного рынка. Недавно с конвейера этого завода сошел миллионный автомобиль. Можно уверенно сказать, что компания «Чери» успешно создала отечественную марку. В настоящее время продукция этой компании занимает свыше 7% авторынка Китая.

Генеральный директор автокомпании «Чери» Инь Тунъяо сказал, что за 10 лет с момента своего основания концерн «Чери» разрабатывает свои собственные технологии и продвигает на рынке свою отечественную марку, непрерывно совершенствует процесс производства автодвигателей и ключевых деталей с целью укрепления рыночной конкурентоспособности своей продукции. Вот что сказал нашему корреспонденту господин Инь Тунъяо:

«Разработка и производство автодвигателей приносит компании огромные доходы. Наша компания производит разные модели двигателей, которые пользуются большим спросом в стране и за рубежом».

За 10 лет автокомпания «Чери» освоила разработку и производство автомобилей, двигателей и некоторых видов автозапчастей. Годовой объем производства компании превысил 650 тысяч автомобилей, которые продаются не только у нас в стране, но и вывозятся в более чем 50 стран и регионов мира. Руководство автоконцера «Чери» гордится успешным дизайном автомобилей и разработкой мощных двигателей.

В 2006 году автокомпания «Чери» подписала с итальянской компанией «Фиат» соглашение о поставке 100 тысяч двигателей в год. Недавно директор этой компании Джованни Бартоли побывал в концерне «Чери». Он высоко оценил качество двигателей, выпускаемых компанией «Чери». Джованин Бартоли сказал:

«Мы приехали в Китай, чтобы найти надежного партнера для долгосрочного сотрудничества. Мы заинтересованы в покупке двигателей для автомобилей. Производимые компанией «Чери» двигатели высокого качества после некоторой наладки их можно устанавливать на автомобили, выпускаемые нашим концерном».

Продукция компании «Чери» вызывает интерес не только у автопроизводителей Италии, но и стран Азии, Африки и Америки. В компанию часто приезжают представители иностранных фирм, желающие наладить сотрудничество с автоконцерном «Чери».

За последние годы объем производства автомобилей в Китае ежегодно увеличивается на 25 процентов. В настоящее время авторынок Китая развивается довольно быстрыми темпами. В условиях жестокой конкуренции работают не только известные транснациональные автомобильные корпорации, но и автопредприятия на китайском и иностранном капитале и чисто китайские автопредприятия.

С быстрым развитием автомобилестроительной промышленности на дорогах Китая появляется все больше и больше автомобилей отечественных марок. Заместитель председателя Китайского общества автомобилестроительной промышленности господин Чжан Сяоюй сказал:

«Китайское правительство требует, чтобы автомобильные предприятия не только расширяли производство, но и вели научные разработки и создавали собственные брэнды. В последние годы правительство предоставило таким предприятиям ряд льгот».

Как сообщается, соответствующие правительственные ведомства предоставили большую юридическую и финансовую поддержку автопредприятиям в работе по освоению новых технологий. При поддержке правительства и стараниях самих автопредприятий они уже освоили ключевые технологии по производству целого ряда автозапчастей. В последние несколько лет в Китае быстро растут объемы производства легковых машин отечественных марок, которые уже составляют 30% авторынка Китая.

Китайская автокомпания «Дунфэн» -- совместное предприятие по производству грузовиков, легковых и коммерческих автомобилей. За последние несколько лет эта компания активно вела инновационную деятельность и создала свои собственные брэнды. Ее продукция экспортируется в Россию, Иран и другие страны мира. Начальник технического центра автокомпании «Дунфэн» господин Тань Миньцян сказал нашему корреспонденту:

«Мы стремимся овладеть ключевыми технологиями в процессе производства автомобилей и создавать собственные торговые марки для повышения конкурентоспособности нашей продукции».

Специалисты отметили, что после вступления Китая в ВТО (Всемирную Торговую Организацию) объем импорта автомобилей не увеличился, а, наоборот, благодаря развитию отечественной автомобилестроительной промышленности количество автомобилей отечественных марок, экспортирующихся за границу, возросло.

Тем не менее, в ходе развития автомобилестроительной промышленности Китаю еще предстоит решить много вопросов. Заместитель председателя Китайского общества автомобилестроительной промышленности господин Чжан Сяоюй сказал, что в Китае разрабатывается ряд политических установок и целый комплекс мер для поощрения предприятий освоить и производить малолитражные и энергосберегающие автомобили.

Задание 3 (Итоговое)

Проанализируйте сдвиги в географии обрабатывающей промышленности между странами «Севера» и «Юга». Сделайте общий вывод. Благодаря каким факторам производства произошли эти изменения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»

Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»Учитель географии МОУ СОШ № 22 г. Краснодара Радченко У. А....

Презентация к уроку "Мировая промышленность" 10 класс

Презентация к уроку "Мировая промышленность" 10 класс...

Практические работы по теме "Мировая промышленность"

Комплекс практических  работ по теме "Мировая промышленность"...

Интегрированный урок "Химическая промышленность" 9 класс и презентация к уроку

На уроке органично сочетается материал географического, химического, биологического и экологического содержания...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Тест по теме: "Мировая промышленность".

Тест выполнен в программе Hot Potatoes....