Конспект к уроку Экологические проблемы нашей Планеты
методическая разработка по географии (6 класс)

Недосекина Н.А.

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.56 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ

Продолжительность: 1 урок, 45 мин.

Технологии: исследовательские,  проектные технологиимультимедийная  презентация

Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции по формированию ценностного отношения к своей малой и большой Родине, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формированию экологического мышления, пониманию неразрывности связей человека с природой, привлечению к практической экологической деятельности.

Задачи:

закрепление в процессе учебной деятельности теоретических знаний, полученных на уроках географии и биологии.

·       освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

·       развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

·       развитие коммуникативных навыков;

-  обогащение знаниями и опытом общения с природой;

·       приобретение навыков групповой работы;

воспитательные:

·       привлечение внимания учащихся к актуальным проблемам местного сообщества; воспитание чувства ответственности понимание живой природы.

·       формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку в своей  местности;

·       формирование у учащихся навыков гражданского участия в решении актуальных экологических проблем.

Ход урока:

Введение

 

Начать наш урок я бы хотела со слов замечательного писателя и большого любителя  природы Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину!»

Беседа

           Чем же именно нам дорога природа?  Источником чего она является?  Продолжите фразы:

1. природа -  источник красоты. 

Учащиеся:  Мы радуемся цветам, любуемся звездным небом, падающем дождем, ласковым морем.

2.природа – источник доброты.

Учащиеся: Любовь к природе, забота о ней, делает человека добрее.

3. природа – источник здоровья.

Учащиеся: Солнце и воздух, укрепляет наш организм.

                    В природе много природных лекарств

                    Заниматься спортом и закалять свой организм полезно на свежем воздухе.

                   Продолжительность жизни и его трудоспособность зависит от того, в какой среде он живет.

                      

              4 природа – источник познания

Учащиеся: Чем больше мы будем знать о законах природы, о ее процессах и явлениях, о последствиях человеческой деятельности в природе, тем лучше мы будем ее понимать.

           Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что её надо охранять.

А что такое экология? Это наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой

А что такое экологическая проблема? Это изменение природной среды в результате деятельности человека.

Давайте рассмотрим, как менялись экологические проблемы на протяжении истории развития человечества.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

       Природа Земли обеспечивает людей всем необходимым для жизни и развития. И вот в последние десятилетия в этой системе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты, и для её населения.      Экологические беды не знают границ. 

 

Сейчас ребята нам расскажут о своих исследованиях экологических проблем

Продолжение:

  

   Осколки стекла, банки, бутылки остаются в земле на века, они не разлагаются и не исчезают. Пластмассы сохраняются сотни лет. Пластиковые пакеты наносят большой вред живой природе

        В Египетских пирамидах были найдены хорошо сохранившиеся куски кожи, керамики. Всё это пролежало тысячи лет, но тысячи лет назад очень мало производилось того и другого. Теперь представьте, во что превратится Земля с сегодняшними темпами развития? Страшно представить, как будут выглядеть наши леса, озёра, парки.

       Увидев нашу планету из космоса, люди поняли, как мала Земля и как она нуждается в защите. От кого защищать её? От своего неразумного к ней отношения, т.к. выяснилось, что на Земле нет более сильного и беспощадного разрушителя, чем человек.

ТЕАТРАЛЬНАЯ  ПОСТАНОВКА

«Экологический Суд над Человеком».


Действующие лица: Судья, Адвокат, Прокурор, Секретарь, Вода, Земля, Воздух, Человек; зрители – дети.

Ход заседания.
В зале заседания находятся Прокурор, Адвокат, Человек на скамье, зрители. 
Входит Секретарь, занимает место за столиком.

Секретарь:
-Встать! Суд идёт!

В зал заходит Судья в парике, очках, держа под мышкой папку. 
Судья:
-Сегодня суду предстоит рассудить Природу и Человека. Представители Природы (Свидетели): Вода, Земля и Воздух. 
Человек обвиняется в алчном, бездушном и потребительском отношении к Природе и её богатствам. Обвиняемому будет предоставлена защита Адвоката.
Судья:
-Человек, Вам понятно, в чём Вы обвиняетесь? 
Человек:
-Ваша честь! Я не понимаю, в чём меня обвиняют!

Судья:
-Поясняю. Вы обвиняетесь в недобросовестном, равнодушном, преступном отношении к природным ресурсам.

Судья:
- Секретарь, пригласите Свидетеля.
Секретарь:
-Приглашается Свидетель Вода.
Судья:
- Здравствуйте, Свидетель. Мы готовы вас выслушать.
Вода:
-Здравствуйте, уважаемый суд! Мне так трудно говорить, слёзы душат меня…
Я отравлена, меня невозможно пить из водоёмов и даже из-под крана. 
(Плачет).

Человек: 
-Вот именно. Это вас, уважаемая водица, надо призвать к суду, за то, что людей травите.
Прокурор:
-Вы что себе позволяете? Сядьте на место, подсудимый, немедленно!
-А кто сливает нечистоты в реки и моря? Кто загрязняет воду отходами промышленного производства? 
Судья: 
А где Вы лично моете свою машину, можете сказать, обвиняемый?
Человек пристыженно садится на скамью, закрывает лицо руками, опускает голову и молчит.
Вода:
-Я могу ответить за него, господин Судья. Он моет свою машину в озере за городом.
Судья:
-Это возмутительно!
Вода:
-Ах, если бы видели, какие горы мусора скрыты на дне этого озера, Вы бы поняли, почему я так несчастна. 
(Плачет).
Адвокат:
-Вопросов к Свидетелю не имею, Ваша честь. 
(С грустным видом).
Судья:
-Свидетель, мы Вам сочувствуем, Вы можете быть свободны.
Судья:
- Секретарь, пригласите Свидетеля Воздух.
Секретарь:
-Приглашается Свидетель Воздух.

Адвокат:
-Многоуважаемый Воздух! Поясните суду, почему Вы такой грязный. У моего подзащитного постоянные головные боли из-за Вас и частые простудные заболевания.
Человек:
-Вот именно! И глаза постоянно слезятся… А ещё аллергия!
Прокурор:
-Я протестую! Обвиняемый здесь не Воздух, а Вы, Человек. Поясните нам, кто понастроил заводов и фабрик, а очистных фильтров на трубы не установил?
- Вы и другие люди ездите на машинах? А что насчёт выхлопных газов? Как Вы их устраняете? Атмосфера сама уже не справляется.
Адвокат: 
-Позвольте, коллега, мой подзащитный и сам болеет из-за загрязнения воздуха.
Судья:
-Я полагаю, что Человек страдает из-за своих же действий.
-Предлагаю всё-таки выслушать свидетеля.
Воздух:
-Испокон веков я был необходим Человеку, без меня невозможна жизнь на земле. Раньше я был чистым и прозрачным, говорили даже, что я вкусный. А теперь что же? Я стал грязнулей, на меня жалуются жители Планеты…А разве я в чём-то виноват?!
 (Отчаянно.)
Судья:
-Свидетель, никто Вас ни в чём не обвиняет. Суду всё ясно. Прошу Вас, присаживайтесь в зале.
Судья:
- Секретарь, есть ли ещё заявленные Свидетели? 
Секретарь:
-Да, Ваша честь. Приглашается Свидетель Земля.

Прокурор:
-Уважаемая Земля, вы уже написали массу жалоб во все инстанции по поводу недобросовестного использования Человеком природных богатств. Что вы можете пояснить по этому поводу?
Адвокат. (С издёвкой)
Да, и заодно поясните суду, как же так получается, что выращенные на земле растения порой имеют больше вреда, чем пользы для моего подзащитного?
Земля:
-Ох, уважаемый суд, разве я виновата в том, что Человек вносит в меня столько пестицидов, что я потом не могу производить здоровую продукцию…
Человек:
Но я же не всегда так я делаю…. 
(Робко.)
Суд:
-Подсудимый, Вам будет предоставлено слово, сейчас лучше помолчите. Продолжайте, Свидетель.
Земля:
-Всегда я приносила Человеку только пользу, именно на почве он выращивал свой урожай вкусной и здоровой пищи. А теперь я сильно загрязнена, захламлена, больна и поэтому очень обижена на Человека. 
(Начинает тяжело дышать, держась за сердце.)
Адвокат:
-Вопросов к Свидетелю не имею, Ваша честь. 
(Безнадёжно разводя руками).
Судья:
-Обвиняемый, Вам предоставляется последнее слово. Что Вы можете сказать в своё оправдание?
Человек:
-Я….Ну я….Я не хотел…Не думал…Не знал….
-Я всё исправлю! Обещаю!!!
Секретарь:
-Встать! Оглашается приговор.
Судья:
-Человек признаётся виновным в преступном, халатном и безграмотном отношении к Природе.
-Обвиняемый приговаривается к пожизненным исправительным работам на благо Природы.
-Приговор суда окончательный и обжалованию не подлежит.
Стучит судейским молотком (киянкой) по подставке. 
Секретарь:
-Судебное заседание объявляется закрытым.

Хотя деяния Человека только этими случаями не заканчиваются. Не так ли ребята??

Дети: (примеры)

  • В лесах незаконно спиливаются деревья.
  • Мусор лежит вдоль дорог.
  • Над городом «висит» смок от заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин.
  • В городах ухудшилось качество воздуха и воды.
  • Вокруг заводов засыхает лес, поэтому вымирают птицы и животные.
  • На поверхности воды можно увидеть разливы нефти из танкеров, которая во время аварий проливается в воду морей и океанов.
  • В реке плавает мёртвая рыба.
  • Под новый год спиливают ёлки, весной рвут и продают первоцветы.
  • Невоспитанные дети разрушают гнёзда птиц, ловят диких животных и их детёнышей уносят домой.
  • Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать.
  • Почва на полях отравляется ядохимикатами от вредителей и сорняков и химическими удобрениями для большей урожайности.

Учитель: Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи.

Ребята,  сами Можем помочь природе?

Не ломать ветки деревьев и кустарников. Беречь лес!

Не рвать бесцельно цветы.

Не разрушайть муравейники!

Не ловить животных и птиц, не уносить их домой!

Не подходить близко к гнездам! Не разорять их!

Не оставлятьпосле себя мусор в лесу!

Не разводить в лесу костров, быть осторожны с огнем!

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц. В нашей школе каждый год проводятся операции "Скворечник"

Принимаем участие в Акции Посади дерево, в других разных мероприятиях и кл часах, викторинах и конкурсах.

Помогаем в уборке территории не только школьной, но и рядом со своим домом, стараемся убирать за собой мусор.

Учитель:

 С 1 января 2019г Городской округ Лыткарино присоединился к нововведению – на двухконтейнерную систему сортировки отходов. Почему введение раздельного сбора отходов так важно? Главным образом это необходимо улучшения экологической ситуации в Подмосковье и в целом в стране, на планете.

Давайте решим задачу.

Каждый человек в среднем выбрасывает 1 кг мусора, в год -365 кг. В нашем городе проживает примерно 60 тыс чел. Сколько мусора выбрасывается жителями города в год? Почти 22 тонны.

Еще в СССР утилизации придавалось большое значение. Были пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники. А вот теперь мы приступили к раздельному сбору мусора.

ВИДЕОРОЛИК

Еще раз вопрос, для чего нужен раздельный сбор мусора? Не только для улучшения экологической обстановки, но и для того, чтобы выделить из общей фракции те материалы, которые можно использовать вторично. Мало, кто знает, что из можно произвести из переработанного мусора. Например, о том, что из пластиковых отходов получаются замечательные детские комплексы, искусственное покрытие для игровых площадок, пластиковая мебель для дома и уличного использования, одежда и обувь.

Способов сортировки мусора довольно много. Можно использовать несколько контейнеров, как в других странах, а потом, по определенному расписанию, спецмашины  собирают этот мусор.

Не все  новое так быстро и легко. Например в Японии к раздельному сбору мусора приучают с детского сада в виде игр. Но даже разделение на 2 контейнера очень облегчит задачу.

Коме этого есть еще одно нововведение. Новые очистные сооружения планируется построить в Лыткарине. Реализация крупного проекта начнётся в 2019 году и продлится 2-3 года.

Наш муниципалитет вошёл в федеральную программу «Чистая Волга», в рамках которой будут построены новые очистные сооружения. Будущие очистные сооружения будут такой же мощности, но изменится сама технология очистки сточных вод – она станет более современной.

Таким образом, мы сегодня узнали, насколько актуальны экологические проблемы и решать их нужно сообща всем вместе.

Кто себя считает защитником природы?  (взяться за руки)

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтоб стали все мечты возможны,

Должны мы все планету сохранить!

Подведем итог

  • Предлагаю изготовить эмблему нашего урока – это будет итогом нашей работы сегодня. «Берегите природу». Получите шаблоны предметов: на плакате Планета Земля:  человека, кроны дуба, бабочки, цветка, Солнца. Давайте составим эмблему
  • Что у нас главное? (Земля.) 
  • Кто является хозяином Земли? (Человек.)
  • Что должен охранять человек? (Природу.)
  • Вот такая эмблема у нас получилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к экологическому проекту "Наша планета. Взгляд в будушее".

Презентация экологического проекта "Наша планета. Взгляд в будущее" выполнена для участия в школьном конкурсе экологических проектов по технологии. Материалы презентации основаны на творческих проект...

Конспект ученической конференции "Экологические проблемы нашего региона"

Разработка конференции для учащихся 9-10 классов на тему « Экологические проблемы нашего региона и возможные пути их решения» с привлечением местной администрации, населения, заповедника, работников л...

Разработка урока английского языка на тему: "Экологические проблемы нашей планеты"

Данная разработка предназначена для проведения урока обобщения и систематизации знаний по конкретной теме с использованием технологии метода проектов.Вид урока-дискуссия с элементами компьютерной през...

ПРОЕКТ "Экологические проблемы нашего региона"

проект выполнен учащимися МОУ ООШ с.Соокрная Балка об экологических проблемах с.Сокорная Балка...

Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.

Цели урока: введение новой страноведческой информации...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Конспект урока на тему "Экологические проблемы нашего региона" (подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ) 11 класс.

Данный урок был разработан на основе материала, предоставленного участниками Международного проекта "Зелёный флаг. Чистые озёра" . Благодарю коллег и группу учащихся ГБОУ СОШ №621 Колпинского района з...