Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

 Мокова Залина Ауладиновна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_po_geografii_8_kl.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред.  Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 8 классов под редакцией И.И. Бариновой Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Природа»  – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 8 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» с.п. Кахун. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой  «География России. Природа» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

   Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и методики.   Кабинет географии, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа.

Содержание тем учебного курса

1. Введение. Что изучает физическая география России? Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII – XIX вв. и в советские годы. 6 часов.

2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. 6 часов.

3. Климат и климатические ресурсы. Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы. 6 часов.

4. Внутренние воды и водные ресурсы. Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.  Опасные явления связанные с водами. 5 часов.

5. Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России. 4 часа.

6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России. 4 часа.

7. Природные комплексы России. Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. 7 часов.

8. Крупные природные районы России. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ.  Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской  равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России. 22 часа.

9. Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России. 8 часов.

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Учебно- методический комплекс:

 «География России. Природа» в который входят:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2007.
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“ 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
  3. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М. : «ВАКО», 2006
  4. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“  8 класс – М.: Дрофа, 2008.
  5. Атлас. География России. Природа. 8 класс.
  6. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

.

        

Календарное планирование по географии России 8 класс (68ч., 2ч. в неделю)

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Практические работы

Домашнее задание

Введение (6 ч.)

1

Что изучает физическая география России? Источники географической информации

1

4.09

С. 3-5

2

Географическое положение России

1

7.09

Практическая работа №1 «Определение географического положения страны. Границы и соседи- государства»

§ 1.

3

Моря, омывающие берега России.

11.09

§ 2

4

Россия на карте часовых поясов. Время.

1

14.09

§ 3 вопр. 1-8

5

Как осваивали и изучали территорию России

1

18.09

§ 4 по рис. 8.9 описать путь одного из путешественников

6

Исследование территории России в XVIII – XIX вв. и в советские годы

1

21.09

Составить тест из 10 вопросов по теме

Нанести пути на к/карту

Кроссворд

Тема 2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (6 часов)

7

Особенности геологического строения и тектонических структур

1

25.09

§ 6

8

Главные черты рельефа России.

1

28.09

Практическая работа №2 «Особенности рельефа России»

§ 5 докончить пр. работу

9

Минеральные ресурсы России

1

2.10

§ 7

вопросы

задания

10

Развитие форм рельефа

1

5.10

§ 8

11

Стихийные природные явления, происходящие в литосфере

1

9.10

§ 8

12

Контроль знаний по теме «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы»

1

12.10

Обобщение и систематизация знаний

Тема 3. Климат и климатические ресурсы (6 часов)

13

Факторы, влияющие на климат России

1

16.10

§ 9

14

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

1

19.10

Практическая работа № 3 «Атмосферные фронты на территории России в разные сезоны года»

§ 10

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

1

23.10

таблица

16

Типы климатов России.

1

26.10

§ 10, вопросы на с. 67

17

Климат и человек. Климатические ресурсы.

1

9.11

§ 11.

18

Контроль знаний по теме «Климат и климатические ресурсы»

1

13.11

Обобщение и сист-ция знаний

Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

19

Реки России.

1

16.11

Практическая работа 4

«Крупнейшие реки на контурной карте России»

§ 12

20

Озера, болота, подземные воды

1

23.11

Практическая работа 5

«Крупнейшие озёра на контурной карте России»

§ 13

21

Ледники, многолетняя мерзлота.

1

27.11

§ 13, вопрос, сообщения

22

Водные ресурсы.  Опасные явления,  связанные с водами.

1

30.11

§ 14

23

Контроль знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

1

4.12

Обобщение и систематизация знаний

Тема 5. Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

24

Образование почв и их разнообразие

7.12

§ 15 вопросы

25

Закономерности распределения почв.

1

11.12

Практическая работа № 6 «Почвенная карта России»

§ 16 см. в тетрадь

26

Почвенные ресурсы России

1

14.12

§ 17

27

Контроль знаний по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

1

18.12

Обобщение и систематизация знаний

Тема 6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа)

28

Растительный  и животный мир России

1

21.12

Практическая работа № 7 «Распределение биологических ресурсов по районам страны»

§ 18 подготовить сообщение

29

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1

25.12

§ 19

30

Природно-ресурсный потенциал России

1

28.12

§ 20

31

Контроль знаний по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

1

11.01

Обобщение и систематизация знаний

Тема 7. Природные комплексы России. (7 часов)

32

Природное районирование.

1

15.01

§ 21

33

Моря, как крупные природные комплексы.

1

18.01

Практическая работа № 8 «Моря, омывающие территорию России. Внешние и внутренние моря»

§ 22

34

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

1

22.01

§ 23

35

Лесные зоны России.

1

25.01

§ 24

36

Безлесные зоны на юге России.

1

29.01

§ 25

37

Высотная поясность.

1

1.02

§ 26

38

Контроль знаний по теме «Природные комплексы России»

1

5.02

Обобщение и систематизация знаний

Тема 8. Крупные природные районы России (22 часа)

39

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

8.02

Практическая работа № 9 Особенности географического положения Русской равнины

§ 27

40

Природные комплексы Русской равнины.

1

12.02

§ 28

41

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования

1

15.02

§ 29, дополнительные задания

42

Кавказ  

1

19.02

Практическая работа № 10 Особенности географического положения Кавказа

§ 30, сообщения

43

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

22.02

§ 31

44

Урал  

1

26.02

Практическая работа № 11 Особенности географического положения Урала

§ 32, вопросы

45

Своеобразие природы Урала.

1

1.03

§ 33

46

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.

1

5.03

§ 34, вопросы, работа по к/картам

47

Западная Сибирь

1

12.03

Практическая работа № 12 Особенности географического положения Западной Сибири

§ 35,  вопросы, сообщения

48

Природные ресурсы Западно- Сибирской  равнины и проблемы их освоения.

1

15.03

§ 36, вопросы

49

Условия работы и быта человека в западной Сибири

1

19.03

См. в тетрадь

50

Восточная Сибирь

1

22.03

Практическая работа № 13 Особенности географического положения Восточной Сибири

§ 37, вопросы, сообщения

51

Природные комплексы Восточной Сибири.

1

2.04

§ 38, 3 вопроса к параграфу, сообщения

52

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

5.04

§ 39, 5 вопросов

53

Байкал

1

9.04

§ 39, составить кроссворд

54

Пояс гор Южной Сибири

1

12.04

Практическая работа № 13 Особенности географического положения Южной Сибири

повторить

55

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

16.04

§ 40, повторить

56

Дальний Восток: край контрастов.

1

19.04

§ 41, сообщения

57

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

23.04

§ 42, провести сравнения объектов

58

Природные ресурсы Дальнего Востока.

1

26.04

Практическая работа № 14 «Особенности географического положения Дальнего Востока»

§ 43

59

Природные комплексы России

1

30.04

Повторить материал

60

Контроль знаний по теме «Крупные природные районы  России»

1

3.05

Обобщение и систематизация знаний

Тема 9. Человек и природа (8 часов)

61

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

7.05

§ 44, сообщения

62

Стихийные природные явления.

1

10.05

§ 44

63

Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов.

1

14.05

§ 45

64

Объекты всемирного природного и культурного наследия в России

1

17.05

Доп. лит-ра

65

Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека

1

21.05

§ 46

66

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

1

24.05

§ 47, повторение пройденной темы

67

Контроль знаний по теме «Человек и природа»

1

28.05

68

Обобщение знаний по пройденному курсу.

1

29.05

повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...