Контроль знаний, умений и навыков учащихся на уроках географии
статья по географии на тему

Мелешкина Елена Михайловна

В статье описаны формы контроля усвоения учебного материала, в том числе дифференцированный подход к оценке работ учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль знаний и умений учащихся на уроках географии

Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должны знать не только учитель, но и ученик и его родители, при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке учебного материала. Проблема контроля знаний и умений, учащихся по географии занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организован контроль во многом зависят результаты обучения и воспитания школьников. Контроль знаний имеет более широкое значение, чем проверка. Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок. Проверка — это промежуточный этап контроля, осуществляемый на каждом уровне, этот вид контроля можно назвать «текущей проверкой».

Говоря о контроле, мы подразумеваем подведение итоговых результатов обучения по теме, разделу, курсу. Контроль знаний и умений школьников — одно из важнейших звеньев процесса обучения. С его помощью я выявляю качество знаний и умений школьников, их достижения и ошибки. Контроль выполняет а) обучающие функции б) развивающие в) велика воспитательная роль контроля.

Обычно в одном классе собраны дети с различными физическими  и  умственными способностями, большинство из них хочет получить знания, но при этом у них возникают сложности, связанные со специфическими требованиями учителя, что развивает у учащихся комплекс и «ответобоязнь». Если же применять при оценивании знаний и умений учащихся дифференцированный подход, то работа каждого ученика будет оценена по достоинству, у самого ученика не будут возникать к учителю вопросы: «За что мне поставили «3» или  «4» ?»

Дифференцированный подход к оценке знаний, умений и навыков учащихся имеет ряд преимуществ перед традиционным:

1) ориентирует на обязательный результат обучения;

2) постоянно поддерживает на опорном уровне;

3) позволяет при возникновении интереса перейти на более высокие уровни обучения на любом этапе.

Метод дифференцированного подхода к оценке знаний, умений и навыков при проведении зачетных работ преследует следующие цели:

- обеспечить обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

- обеспечить достижение всеми школьниками базового уровня подготовки;

- индивидуализировать и дифференцировать обучение;

- оказать целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, развитого человека.

В 6-8 классах обобщение и оценку знаний учащихся считаю целесообразно проводить через 4-6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, разбиваю на несколько отдельных подтем или провожу промежуточный контроль.

Обобщающий урок выполняет следующие функции:

- систематизация знаний;

- объяснение не только сути явления, но и установление взаимосвязи между явлениями;

- выявление географических закономерностей;

- использование знаний для выработки собственных взглядов.

Одной из форм осуществления контроля в условиях уровневой являются тематические зачеты. За неделю перед зачетом учащиеся получают перечень теоретических вопросов, по которым они будут готовиться и повторять изученный материал, а также им сообщаю, какой будет минимальный уровень требований обязательной подготовки, который создает достаточную нижнюю границу усвоения материала и которого при нормальном процессе обучения может достичь каждый школьник.

Система тематического учета знаний и умений позволяет:

а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;

б) учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении длительного времени (при изучении всей темы); выполнение заданий разного уровня сложности.

В целях индивидуального подхода в обучении предлагаю (помимо разноуровневых заданий) задания учитывающие разную скорость работы учащихся.

Вопросы для тематических зачетов группируются в три различные уровня. Вопросы первого уровня направлены на воспроизведение учебной информации. Вопросы и задания второго уровня предполагают применение знаний и умений в знакомой ситуации. Задания третьего уровня связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных условиях.

Составляю несколько вариантов зачетных билетов (чем больше вариантов, тем меньше вероятность списывания ответов учащихся друг у друга).

Каждый билет зачетной работы состоит из трех частей, выделенных разным цветом:

1) базового минимального,

2) базового,

3) повышенного.

Количество вопросов  в каждом билете зависит, прежде всего, от возраста учащихся, а также от уровня подготовленности класса.

Использую и другой вариант составления зачетных билетов. Каждый вопрос (они не повторяются) пишу на отдельном листочке. На обратной стороне указываю «цену вопроса» (количество баллов). Учащиеся могут сами выбрать задания себе по силам на нужную сумму баллов. К примеру, четыре билета по одному баллу на «4» или два билета по два балла и т. д.

При проведении первого зачета у учащихся иногда возникают затруднения, т. к. данный вид контроля является для них непривычным. Затруднения возникают, когда ученик недоволен своей оценкой и хочет пересдать зачет и получить более высокую оценку, тогда приходится проводить пересдачи зачетов во внеурочное время за счет личного времени.

В последние годы на моих уроках широкое распространение получила тестовая методика контроля знаний. Особое место среди тестовых программ занимают на моих уроках тесты — критерии, т.е. тесты, по которым проверяют какую-либо узкую область знаний, а для итоговой проверки использую нормативные тесты, которые были использованы на большом числе учащихся. Для нормативного теста даю несколько вариантов тест-билетов с заданиями разной сложности, охватывающими пройденный материал за проверяемый период.

Критерии оценок

от 50 — 69% общей суммы баллов — «3»

 от 70 — 89% -  «4»

 от 90% и выше -  «5»

В предлагаемых тестах использую

задания закрытого типа (выбрать ответ из предложенных вариантов)

другая форма заданий — краткое дополнение

задание на соответствие

Тесты провожу в ходе проверки домашнего задания, закрепление нового материала. Тестовый контроль знаний имеет свой плюс и минус. Минус — Тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся строить развернутый ответ, зато дает возможность за ограниченное время в течении 1 урока проверить усвоение большого объема материала. Учащимся нравится такая форма контроля, требующая работы мысли и небольшого объема писанины.

Все используемые мною формы контроля направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо:

  • Гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы.
  • Широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание.
  • Обязательное систематическое освещение результатов контроля.
  • Привлечение учащихся к оцениванию итогов работы.

Один из важных аспектов перестройки процесса обучения географии в современных условиях — его ориентация на конечный результат, на усвоение всеми учащимися географических знаний и умений, использование возможности географической дисциплины ориентировать учеников на жизнь в информационном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

 Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельс...

Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Все диагностические материалы связаны с определенной темой. Задания рекомендуется применять на уроке как в качестве промежуточного контроля, так и в виде индиаидуальной самостоятельной работы. Тесты с...

Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Моя работа содержит задачи и содержание проверки знаний, уроки диагностики знаний и умений. Акцент сделан на индивидуальный подход к системе проверке знаний в 5-6 классах. В приложении даны конкретные...

Методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе.

В статье рассматриваются методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе.  На основе проведенного анализа, выбраны формы и м...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по физике

Использование опорного конспекта при решении задач....

Статья «Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках технологии»

Формы и методы проверки знаний,  умений и навыков учащихся на уроках  технологии...