Проектирование урока географии на системно-деятельностной основе.
проект по географии (5, 6, 7 класс) на тему

Проектная  деятельность школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_uroka_geografii_na_sistemno.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование урока географии на системно-деятельной основе

                                  Дидковская Елена Петровнаучитель географии  ГБОУ школа №135  

Статья отнесена к разделу: Преподавание географии

Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению.

 Задачей обучения, таким образом, является формирование способов действий, обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.

Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела. В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность. Деятельность учителя в этом случае заключается не в “передаче” знаний, а в проектировании учебной деятельности, ее организации, и ее управлении. При этом ясное определение целей обучения служит основой для оценки результатов обучения, для определения содержания и методов обучения, для активизации учебной работы обучающихся, превращения их в сознательных участников образовательного процесса.

Основными требованиями к уроку, построенному на поиского -деятельностной основе, являются:

  • Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов ;
  • Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные действия;
  • Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;
  • Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся;
  • Создание  комфортной обстановки на уроке;
  • Принцип мини-макса и вариативность домашнего задания;
  • Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.

В качестве примера рассмотрим урок в 8 классе по теме “Использование водных ресурсов в жизнедеятельности человека”.

Тип урока по дидактической цели: урок применения знаний.

Цель урока: формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных УУД в процессе решения жизненных ситуаций на материале темы “Внутренние воды РФ”.

Методическая цель: презентация первичного опыта учителя по конструированию урока с позиций ФГОС.

Оборудование и средства обучения: мультимедийный комплекс, настенная карта, учебники, географические атласы, карточки-задания, листы рефлексии.

ИКТ-ресурсы: мультимедийная презентация.

Виды, формы и методы работы на уроке:

  • Самоконтроль и самооценка и взаимооценка результатов деятельности;
  • Составление вопросов по теме и ответов на них, выбор лучших вопросов;
  • Работа в группах (виды заданий: прогнозирование последствий, анализ данных с целью принятия решения, составление рекламных слоганов, проектирование);
  • Диалог, полилог;
  • Индивидуальная и коллективная рефлексия.

Содержание деятельности на уроке:

1. Мотивационно-целевой этап урока (обсуждение задач урока, значимости изучаемого для жизни и хозяйственной деятельности человека). В ходе обсуждения определяются задачи:

– Учиться решать жизненные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов;

– Учиться определять способы познания как методы достижения результата, осуществлять их выбор.

Инструктаж учителя по работе с листом рефлексии:

Ф.И. обучающегося_____________________________________________

  1. Знаю понятия на отметку_____ (до проверки).
  2. Знаю понятия на отметку_____ (после проверки).
  3. Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (до проверки).
  4. Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (после проверки)
  5. Умею отвечать на вопросы: легко, отвечаю на отдельные вопросы, затрудняюсь.
  6. Умею составлять вопросы: могу, не понимаю, как это делать.
  7. Умею применять полученные знания на практике: свободно, с трудом, не могу.

2. Организационно-деятельностный этап урока.

Первый уровень “знаю”.

Самоконтроль по узловым вопросам изученной темы “Водные ресурсы РФ”.

2.1.Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения основных понятий изученной темы по критериям:

Знаю отлично – “5”
Знаю хорошо – “4”
Знаю посредственно – “3”
Знаю плохо – “2”

Заполнить лист рефлексии (строка 1).

2.2. Практическая задача: выполнить тест из 10 заданий (4 варианта), осуществить самопроверку по ключам, оценить свою работу по критериям:

10 верных ответов – “5”
8–9 верных ответов – “4”
6–7 верных ответов – “3”
5 и менее верных ответов – “2”.

Заполнить лист рефлексии (строка 2).

2.3. Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения географической номенклатуры по изученной теме, заполнить лист рефлексии (строка 3).

2.3. Практическая задача: нанести на контурную карту 10 водных объектов по заданию учителя (4 варианта), осуществить взаимопроверку с помощью атласа, оценить выполнение работы по критериям, названным в пункте 2.2.

Второй уровень “понимаю”.

Ответы на вопросы и составление вопросов по изученной теме.

Виды вопросов: “ вопросы– понятия” (начинаются со слова ЧТО), “вопросы-суждения” (начинаются со слов ПОЧЕМУ, ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ, В СЛЕДСТВИЕ ЧЕГО). Второй вид вопросов побуждает человека задуматься, размышлять, устанавливать причинно-следственные связи

Учебная задача: научиться компетентно и красиво отвечать на вопросы.

Практическая задача: ответить на 5 вопросов из предложенного списка (фронтальная работа)

Примеры вопросов:

  • Почему Волга разливается весной, а Амур – летом?
  • Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых?
  • Почему в европейской части России , несмотря на большое количество осадков, меньше внутренних вод по сравнению с азиатской частью страны?
  • Почему в северных озерах страны меньше соли?
  • В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?

Правило ответа на вопрос: убрать вопросительное слово, перестроить фразу.

Например, Волга разливается весной, а Амур – летом, так как…

Практическая задача: составить три собственных вопроса по изученной теме.

Рефлексия: оцените свои умения составлять вопросы и отвечать на них, заполните строки 5 и 6 в листе рефлексии.

Третий уровень “применяю”.

Решение практических задач.

Учебная задача: научиться применять знания на практике.

Практическая задача: решить проблему на основе анализа информации, определить способ нахождения пути решения (работа в группах).

Задание № 1.

Вы – экологи. В 20 веке был очень популярным “проект поворота северных рек на юг”, суть которого состояла в том, чтобы из р. Обь направить воду в Казахстан и другие страны Средней Азии, где вода – дефицит. Для этого планировалось строительство канала “Обь – Средняя Азия” (смотрите карту).

Задача: Дайте экологическую оценку проекту (+, –).

При ответе используйте речевые формулы: “При ответе мы исходили из того, что…”, “Мы считаем, что…”

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.)

Анализ – это разделение целого на части.

Синтез – это соединение частей в целое.

Прогнозирование – предположение, предвосхищение ожидаемого результата. Сравнение – это мыслительная операция, в основе которой лежит выделение сходства и различий чего-либо.

Выделение главного – определение отличительного признака.

Воображение – способность создавать образы, идеи, представления.

Задание № 2.

Вы планируете строительство нового собственного дома в районе, где нет водопровода. Геологи, проведя изыскания, предложили вам 3 участка для бурения скважины.

Задача: Определите, какой из участков (№ 1, № 2, № 3) лучше всего использовать для бурения? Свой выбор обоснуйте

При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задачи мы использовали знания о…”, “Мы считаем, что …”

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.)

Задание № 3.

Вы – работники туристической фирмы. Для привлечения туристов в разные регионы страны Вы используете слоганы (рекламные лозунги).

Например: “Приглашаем посетить уникальное чистое Телецкое озеро – жемчужину горного Алтая”, “Добро пожаловать порыбачить в дельте самой крупной реки Европы – Волге”.

Задача: составьте 3–5 слоганов о водных объектах России, отражая их неповторимые особенности.

При ответе используйте речевую формулу: “При выполнении задания мы использовали сведения…”

Какие главные способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

Задание № 4.

Вы собираетесь провести каникулы в горах (Средний Урал и Саяны). При восхождение на какие горы нужно взять спецснаряжение, помогающее выжить в условиях ледников и снежников?

Задача: составьте схему логических рассуждений, используя слова и стрелки.

При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задания мы использовали знания о …”, “Мы думаем, что…”

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

Задание № 5.

Известно, что ГЭС дают самую дешевую электрическую энергию, в которой нуждается наша страна. Перед вами схема реки Енисей:

 

Задача: Определите, на каком участке Енисея (№ 1, № 2, № 3, № 4) эффективнее всего построить ГЭС.

При ответе используйте речевую формулу: «Для выполнения задания мы воспользовались …», «Мы пришли к выводу…».

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

Проверка выполнения задания. Обсуждение результатов. Рефлексия (заполнить строку 7 в листе рефлексии).

3. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Проанализируйте свой лист рефлексии, определите уровень собственной компетентности в освоении изученной темы, выделите проблемы и их причины. Какие методы познания помогали нам в выполнении заданий?

4. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе по теме «Водные ресурсы Российской Федерации» с учетом выявленных проблем в усвоении темы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход – основа Стандартов

Приоритетной задачей образования является развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно-структурный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последоват...

Доклад. Системно - деятельностный подход - основа стандартов второго поколения.

В данном докладе раскрывается сущность системно - деятельностного подхода в обучении....

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения

Системно-деятельностный подход  —основа   стандартов второго поколенияБ. Шоу « Единственный путь, ведущийк знанию – это деятельность»Многие годы традиционной целью школьного образования...

Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения

Теоретические основы и практическая  напрвленность системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО...

"Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"

Презентация мастер- класса по теме "Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"...

Проектирование урока в рамках системно-деятельностного обучения и в условиях дистанционного образования

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определ...