Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республика Бурятия

ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»

 

Выполнила: Дашибалова Л.Л. ГБОУ «РМШИ» г. Улан-Удэ

Тема урока: Жизнь в море и океане. Охрана морей.

Цели: показать значение морей и океанов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение в природе и в жизни человека.

Задачи: развивать познавательный интерес к изучению морей и морских обитателей; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта (атлас), книга «На поиски морских животных», мультимедиа (презентация), карточки с вопросами.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря и океаны, какую пользу они приносят человеку. Мы исследуем глубины моря, узнаем об их обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.

Итак, давайте проверим, готовы ли вы отправиться в морское путешествие. Послушайте задание:

Вопрос 1: Многие реки впадают в море. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу? (В природе постоянно идёт круговорот воды. С поверхности морей вода испаряется, потому они не переполняются).

Вопрос 2: Назовите самое крупное озеро, названное морем (Каспийское море).

Вопрос 3: Назовите самое солёное «море» (Мёртвое море).

Ну что ж, вы ответили на все вопросы, корабль готов к отправлению.

Откройте атласы на стр.2 и 14. Посмотрите на карту, и вы увидите, что большую часть поверхности земли занимают океаны. Назовите какие это океаны. Их четыре (Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый). Океаны у берегов суши образуют моря. Море – это часть океана, которая вдаётся в сушу. Назовите моря, которые омывают Россию с запада, севера, востока и юга (на карте называют моря).

- Каким цветом изображены моря на карте? (Синим и голубым).

Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? (Не всегда).

- Цвет открытого моря и океанских просторов обычно синий. У берегов море бывает зелёным, а у самой береговой кромки – желтоватым и коричневым.

Окрашивает море рассеянный солнечный свет, микроскопические водоросли.

- Можно ли пить морскую воду? Какая вода в море? (Морскую воду пить невозможно, т.к. в ней растворено много различных солей. В морской воде также есть йод).

- Давайте подумаем, что же произойдёт, если всю воду в море опреснить? Как вы думаете, стоит это делать или нет? (Не стоит, т.к. погибнут живые организмы).

- Внимание! На пути у на подводные рифы из растений! Кто знает, какие растения есть в подводном мире? (Ученики рассказывают о водорослях)

- Сейчас на море полный штиль. Значит, можно спуститься под воду. Но прежде чем совершить погружение, мы проведём физкультминутку:

Рыбки весело играют

В чистой, свеженькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

- Как исследуют большие глубины морей и океанов? Для этого используют специально оборудованные подводные лодки, батисферы и батискафы. На подводных лодках устанавливают приборы для измерения температуры, солёности воды, глубины океана. Через иллюминаторы учёные наблюдают жизнь морских обитателей.

Батисферы и батискафы – это глубоководные лаборатории. Батисферу – большой шар с иллюминаторами из особо прочного стекла – на тросе спускают с борта корабля. Самостоятельно передвигаться аппарат не может, поэтому исследования ведутся в том месте, где его опустили. Батискаф – самоходное управляемое судно, которое может опускаться на глубину в два-три и более километров.

Итак, давайте посмотрим, что же там под водой. (Дети выбирают рисунок и рассказывают).

У поверхности воды – летучая рыба (7 шт.), китовая акула (1). Найти их по рисункам. Также у поверхности воды плавают др. акулы, морские черепахи, морские змеи, скаты и др. рыбы.

А теперь, мы погружаемся дальше. В самой глубокой части океана, называемой морской бездной или пучиной, царит ледяной холод и кромешная темнота. Здесь обитают чрезвычайно странные живые существа.

(Картинки) – рыба-удильщик (3 шт.), гигантский кальмар (4 шт.). Есть ещё кашалоты, морские пауки, рыба топорик, светящиеся рыбы.

- Кроме перечисленных животных, в морях водятся морские ежи, морские звёзды, осьминоги, акулы, киты, дельфины, морские котики, тюлени и много др. животных.

А каких обитателей моря знаете вы? Какие животные являются промысловыми? Есть так называемые промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания: треска, сельдь, скумбрия, кефаль, лососевые рыбы.

В морских глубинах обитает много живых организмов. А живые организмы, как известно, дышат. Чем же они дышат? Откуда в воде берётся кислород? (Его вырабатывают морские растения).

- Хорошо. Проведём небольшую викторину.

1. У кого оба глаза на одном боку? (У взрослой рыбы камбалы)

2. Кто летает, а не птица? (Летучая рыба может пролететь более ста метров).

3. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конёк).

4. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – нет век, змеи – веки срослись).

5. Какие рыбы носят оружие на носу? (Меч-рыба, пила-рыба).

6. Какая рыба плавает быстрее всех других рыб? (Меч-рыба – 25 м/сек)

Итог занятия.

Экологическая сказка.

- Жил-был танкер «Светлячок». Он перевозил нефть. Один раз «Светлячок» отправился через Тихий океан. Вдруг он почувствовал, что в его брюшке появилась трещинка. Из неё полилась нефть. «Светлячок» видел, как чернел океан. Начали всплывать рыбы. Они раскрывали рты, хватали воздух и смотрели на «Светлячок» грустно и укоряющее. Танкер пытался как-нибудь закрыть трещину. Он старался изо всех сил, но всё напрасно! А случилась беда из-за того, что один человек, который работает на заводе, где строят танкеры, очень торопился домой. Ему доверили проверку корпуса «Светлячка». Но до конца смены оставалось не так уж много времени. Человек решил, что ничего страшного не произойдёт, если в этот раз проверки не будет.

И вот теперь жизнь рыб, птиц, водорослей в опасности. Из-за халатности произошла экологическая катастрофа!

«Светлячок» страдал. Он горестно гудел: «Земля в опасности! Люди, задумайтесь! Остановитесь!»

Мы слышим тебя, «Светлячок». Мы будем любить и беречь нашу Землю. Обещаем. (

Море - это жизнь, красота и здоровье. Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за неё.

- Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним ещё раз:

- Что такое море?

- В чём отличие морской воды от той, которую мы пьём?

- О каких интересных обитателях моря вы узнали?

- Чем дышат обитатели моря?

- Как попадает в море кислород?

- Почему нужно охранять моря и океаны?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"

Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....

Презентация по физике на тему: "Давление на дне морей и океанов".

Данная презентация используется на уроках физики в 7 классе при изучении темы : "Плавание тел"...

По морям и океанам (урок-игра)

Урок обобщающего повторения по теме "Введение" в форме игры (КВН)....

Урок : "Жизнь в морях и океанах"

Урок изучения нового материала, частично-поисковый, проблемный, игровой.Цели и задачи урока:—  Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.—  ...

методическая разработка урока Жизнь организмов в морях и океанах

методическая разработка урока "Жизнь организмов в морях и океанах" по биологии для 5 класса по ФГОС по программе И.Н.Пономаревой ...

Дидактический материал к уроку "Жизнь в морях и океанах"

Размещаю дидактический матриал к уроку "Жизнь в морях и океанах", который представляет собой иллюстрации с подписями, используемые во время урока....

Презентация к уроку "Жизнь в морях и океанах"

Презентация к уроку "Жизнь в морях и океанах"...