Урок в соответствии с ФГОС. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Иванов Александр Викторович

Урок в соответствии с ФГОС. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. 6 класс, учебник Землеведение 5-6 (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.

Цель: сформировать представление о морских организмах как части биосферы, их многообразии, приспособлениях к жизни в водной среде; об основных факторах, влияющих на вертикальное распространение морских организмов.

Планируемые результаты:

     Предметные – называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания; описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

     Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; умение работать в коллективе.

     Личностные – осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию, Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал

Ход урока

  I    Вводный этап.

  1. Организационный момент.
  2. 2. Проверка домашнего задания.
  3. Беседа по вопросам.

- Что такое биосфера?

- Назовите границы биосферы. Почему выше озонового слоя нет жизни?

- Что такое живое вещество? (все растения и животные 2 млн.)

- Как живые организмы взаимодействуют со средой обитания?

- В чем сущность биологического круговорота?

- Каково значение биосферы? С какими оболочками она тесно взаимодействует?

3. Вызов. Мы с вами уже говорили об океане. Когда? А что такое Мировой океан? А каковы условия жизни в океане, от чего они зависят? Молодцы!

Тема  нашего сегодняшнего урока: Особенности жизни в океане Распространение жизни в океане. Подумайте, что нужно узнать? Постановка целей. Может быть, вы это уже изучали? Что поможет получить новые знания? Откуда будете черпать новую информацию? Хорошо. Тогда начнем.

II   Изучение нового материала.

   Изучите рис.187 на с. 235. Какое различие в соотношении растений и животных на суше и в  океане вы заметили? Сейчас 160000 видов животных и лишь 10000 видов растений. Как вы думаете, почему так мало растений? Среди растений преобладают водоросли (рис. 188) Морские животные более многообразны – от крошечных одноклеточных, до китов весом 200 т. (рис.189).

Вода – особая среда, поэтому морские организмы приспосабливаются к разным условиям. Открываем электронное приложение «Дрофа»

   Планктон («блуждающий»). Пассивно плавающие, живут во взвешенном состоянии в поверхностном слое. Бактерии, водоросли, личинки, медузы. Его в 20 раз больше всех других организмов. Планктон - пища для рыб, китов.

   Нектон. Активно двигающиеся. Заселяют всю толщу воды.20000 рыб, кальмаров, ластоногих, китов, змей и даже пингвины. Обтекаемая форма, плавники, ласты.

   Бентос. Обитатели дна. Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду. Однако, ее разнообразие зависит от многих причин. Выделим главные:

  1. Глубина. С увеличением глубины становится меньше света, кислорода в воде, растет давление. До 100 м. хорошо освещен, есть водоросли и кислород, много рыб, планктон. До 1000 м. – сумеречная зона. Далее – полный мрак, высокое давление. У глубоководных животных особые приспособления. Рис. 191 (форма тела). Прочитайте текст под рис.
  2. Климат. Везде ли одинаковый? Как изменяется климат на Земле? Какие свойства воды изменяются вслед за климатом? Подумайте, в каком климатическом поясе будет более богатый животный и растительный мир в океане? А наименее? В умеренном – круглый год температура воды выше 0ºС, много растворенного кислорода. Но разнообразие организмов невелико, зато их особей много. В тропическом высокая температура и соленость, мало кислорода, теплолюбивые организмы.
  3.  Удаленность от берегов.

Вспомните, что такое шельф? 9 % площади – 99% донных организмов и 90% лова рыбы. Подумайте, почему здесь сложились благоприятные условия?

 III  Практическая работа.

Заполнение таблицы. 3 группы по рядам. В парах.

IV   Рефлексия.

 V   Домашняя работа:§55-56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане»

Урок географии в 6 классе.« - Взгляни на океан, профессор, разве это не живое существо?..»                              ...

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на  СФГОС ОО....

Презентация + конспект урока по теме "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане".

Конспект урока географии для учащихся 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой...

Биосфера. Распространение жизни в океане и на суше

middot;                   Конспект урока   "Биосфера. Распространение жизни в океане и на суше"ДЗ Учить по конспекту, Рт с42...