Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся
методическая разработка по географии на тему

Хондожко Надежда Петровна

Практика обучения в школе на сегодняшний день убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно и нужно давать учащимся на самостоятельное изучение, научив его предварительно справляться с поставленными задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_honogko_n.p.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся"

1. Введение

   Научно-технический прогресс и социальные преобразования оказывают большое влияние на изменение материальной и духовной жизни общества. Наука сегодня превращается в непосредственную производительную силу, что резко меняет характер требований к современному работнику. Темпы роста общественного производства ставят перед школой задачу - добиться высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. Сегодня для этого уже недостаточно суммы знаний, приобретаемых в школе. Необходимо каждого ученика научить самостоятельно добывать знания в течение всей последующей жизни.

В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках.

Практика обучения в современной школе убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно давать ученику для самостоятельного изучения. Более того, в процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Это в свою очередь требует и качественного изменения функции учителя. В этом случае было логично для достижения успеха в этом направлении обратиться к таким понятиям как опережающее обучение и опережающие задания, как к элементу исследовательской работы направленной на мотивацию ученика к обучению.

Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Четкого определения в трудах конкретных педагогов или энциклопедиях не приводится. Тем не менее в работах Л. В. Занкова и С. Н. Лысенковой даются неполные определения и описываются частные случаи применение опережающего обучения на практике.

В теории обучения Л. В. Занкова  автор подходит почти вплотную к определению «опережающего обучения». Согласно его теории, вся эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, то есть саморазвиваться. Но четкого определения «опережающего обучения» Л. В. Занков не дает.

Другой попыткой сформулировать определение следует считать работы С. Н. Лысенковой , которая одной из первых выдвинула необходимость опережения при обучении школьников. Основами опережающего обучения согласно теории С. Н. Лысенковой  являются:

Комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи учитель — ученик, экономии времени на уроке, воспитание самостоятельности, внимание, умение сосредотачиваться.

Опоры: большие опоры — схемы, малые опоры — карточки. Схема — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующие звено между учителем и учеником. Опорные схемы — это оформленные в виде чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Они позволяют включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках; довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.

Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л. С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к развитию: развитие происходит на основе овладения знаниями, способами деятельности, вхождения личности в контекст культуры. Согласно учению Л. С. Выготского обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребёнка как основную цель.

1. С точки зрения учащегося  опережающее задание — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

2.В понятие "опережающие задания" я вкладываю такие самостоятельные работы, которые даются учителем для добровольного выбора учащимся до изучения этого материала на уроке. В процессе выполнения задания осуществляется овладение и присвоение опыта самостоятельной познавательной деятельности, формируется практическая и мотивационная стороны готовности ученика  к самообразованию.

3. При организации данной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебного предмета или близкие к нему; проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития - интерес к работе и посильность во многом определяют успех; длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми  учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями.

 На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся обучаются поиску информации и возможных вариантов решения проблемы, поставленной преподавателем. В ходе работы преподаватель организует рефлексию опыта познавательной деятельности  с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией).

К  исследовательской деятельности учащихся  побуждает четыре типа мотивов:

  - стремление к результату;

  - стремление к самой деятельности, независимо от результата;

  - стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата;  

  - стремление получить общественную оценку своей деятельности.

Цели:

1. Создать условия для развития творческих способностей  учащихся через организацию исследовательской деятельности по географии;

2.  Работа направлена  не столько  на достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования;

3. Развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления;

4. Создание совокупных психолого-педагогических  условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования.

Задачи:

  • выявление талантливых, одаренных учащихся по географии;
  • привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности;
  • популяризация интеллектуально-творческой деятельности  школьников;
  • привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества.

Реализация этих  целей  и задач  я осуществляю через развитие на уроках географии  и во внеурочной деятельности индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить и т. д.; через формирование осознанного мотива, жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе отношение к людям.     

 Технология:

 учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Исследование реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

Принципы:

  • педагогическая  мобилизация  и  релаксация;  оптимизм  и  вера  в  исследовательские способности ученика;
  • уважение личности ученика в сочетании с разумной требовательностью;
  • оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • воспитание  экологической  культуры.

Ожидаемые результаты:

 формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющей деятельную и творческую активность, географическую компетентность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с природно-экологической и социальной средой обитания,  повышение психологической устойчивости, укрепление здоровья учащихся.

Педагогическая технология исследовательской деятельности, которую я  использую в своей работе, по уровню применения является общепедагогической, по философской основе – гуманной, по ведущему фактору развития – социогенной  (направлена на выполнение социального заказа), по концепции усвоения – развивающей, по ориентации на личностные структуры – операционной  и эвристической, по характеру содержания и структуры – светской, общеобразовательной и гуманистической, по организационным формам – сочетание классно-урочной, индивидуальной и групповой. По типу управления познавательной деятельностью – дифференцированной, по подходу к ребёнку – гуманное личностно-ориентированное сотрудничество, содействие в реализации потребностей в своём развитии.

Опережающие задания способствуют реализации развивающих целей самостоятельной познавательной деятельности ученика. Самостоятельный поиск информации в различных источниках способствует развитию мыслительных операций: сравнения, доказательства, анализа, синтеза. Результаты процесса самостоятельного познания красочно оформляются , что способствует развитию оформительских навыков учащихся. Самостоятельное изучение темы «Транспорт будущего", «Электромобили", «Домны-гиганты", как мы уже говорили, допускает моделирование. Опережающие задания подбираются учителем таким образом, чтобы они включали различные деятельности ученика: интеллектуальную, оформительскую, моделирование и т.д. Выполнение опережающих заданий требует умений работы с нетрадиционными источниками (периодической печатью, радио, телевидением, интернетом); умений собрать и обработать материал; систематизировать и оформить его в конечный продукт.

 Актуальность:

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учащихся  познавательного интереса способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. На уровне государственного регулирования существуют определенные требования к качеству, как результата, так и процесса образования. Эти требования оформлены в виде государственных образовательных стандартов и других нормативных документов.

    В современных условиях задача воспитания активной, деятельной, творческой личности остаётся в высшей степени важной. Ведь возможность самостоятельно решать познавательные задачи, постоянно находиться в поиске решений, жажда новых видов деятельности позволит утвердиться нашим ученикам во взрослой, подчас очень суровой жизни.

   В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании,  которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость  поиска новых методов, приемов обучения, которые бы вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.

       Таким образом, чтобы повысить интерес к предмету, мотивацию к изучению географии, обеспечить качество обучения, нужно было создать систему работы, при которой активизировалась бы познавательная деятельность учащихся,  которая непосредственным образом влияет на качество знаний по предмету.

Новизна опыта состоит в сочетании определенных  методов и приемов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

Противоречия

  Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие возможности ученика,  не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.

      Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

Основной педагогической идеей моего опыта работы является применение в учебно-воспитательном процессе таких методов, приемов обучения, которые заинтересуют, вовлекут в урок всех учащихся, будут способствовать активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.

   При изучении географии я практикую индивидуальные и групповые опережающие задания: учащиеся готовят краткие сообщения, доклады, проекты по отдельным вопросам. Выполнение таких заданий  развивает у учеников приёмы самостоятельной деятельности,  исследовательской деятельности, личную ответственность. Особенной популярностью у детей пользуются задания по созданию собственных презентаций для иллюстрации проектов.  Привлечение учащихся к созданию презентации стимулирует их познавательную активность, предоставляет им большое поле деятельности для творчества. Данная система работы формируется  с 6 класса «Начального курса географии», но для детей этого возраста всё  основывается на интересах. Поэтому лишь отдельные учащиеся, готовя дополнительный материал по изучаемой теме, выполняя опережающее задание, заданное учителем или при подготовке домашнего задания, дополняют его презентациями. Такие презентации созданы учащимися по темам «Континенты.  Океаны. Части света»,  «Географические открытия в Древнем мире», «Эпоха Великих географических открытий», «Географические координаты», «Вулканы», «Ледники». Практика показывает широкий интерес к таким урокам. Презентации делают их наглядными и выразительными, помогают лучшему усвоению материала, возрастает познавательный интерес учащихся. При этом формируются представления о природе земной поверхности, закрепляются первоначальные географические знания. Видя выступления своих товарищей, у одноклассников появляется желание самим попробовать свои силы. В 7 классе при продолжении изучения начального курса географии,  активность учащихся возрастает, многие сами  просят задания опережающего характера. Учащимися созданы презентации по разным  темам

      В 8-10 классах формируется своя система работы. Класс разбивается на группы, каждая из которых должна представить проект описания одной из природных зон России, одной из отраслей промышленности России и др.. И вот здесь я стараюсь  организовать работу так, чтобы в группу попали как лидеры, так и ведомые члены классного коллектива. Данное условие - обязательный элемент успешного создания и защиты ученического проекта. Использую личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников  индивидуальные задания. Наряду с заданием, учащиеся обязательно получают и примерный план по созданию своего проекта. Готовый проект  необходимо   защитить. При этом учащиеся делают выводы, обобщают материал, устанавливают причинно-следственные связи. Такие занятия развивают у учащихся уверенность в собственных силах. Они становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками процесса обучения, проявляя  творческую активность.  После защиты своего проекта группа отвечает на вопросы, возникшие у учащихся других групп, таким образом, обеспечивается обратная связь группы со слушателями класса. И, конечно, важнейшим этапом является подведение итогов работы – рефлексия. Итоговую характеристику работ дают сами учащиеся.

Заключение,

Я считаю, что ученик на уроке должен не только услышать рассказ учителя о тайге, о вулкане Этна, о водопаде Виктория, но и увидеть эти  объекты, показать, где они расположены. Наглядность географического образования это одна из приоритетных задач, которые я ставлю перед уроком.

Подготавливая интерактивный урок, я всегда готовлю презентацию урока, которая позволяет логически построить урок, по структуре. Ввести в интерактивный урок: тему, план, цели, таблицы, видеосюжет, фотографии, практическую часть, тестирование, домашнее задание.

Создание сайта позволяет мне опубликовать собственный методический материал и работы учащихся для всеобщего обозрения в сети интернет.

Личностно-ориентированный подход к обучению я также реализую с использованием информационных технологий и мультимедийных проектов. Для этого я формирую тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей учащегося, поощряю его к творческому труду. Учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирают форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на собственной самооценке.

Ученик, показывающий посредственные знания, создает и уверенно представляет на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Это позволило учащимся повысить не только собственную самооценку, но и оценку в классном журнале,  расширить кругозор и почерпнуть новые знания.

Литература.

1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

2. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.

3.Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 115-122.

 4.Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 23-24.

5.Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.

6.Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 19-31.

7.Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.

8.Павловская Т.В. Исследовательская работа на уроках географии / Т. В. Павловская // География в школе. - 2005. - N 5. - С. 64-67.

9.Феськова, Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении Текст.: автореф. дис... канд. пед. наук / Е.В. Феськова. - Красноярск: ГПП КК «Сибирь», 2005. - 22 с.

10.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс./А.В.Хуторской.-Интернет-журнал"Эйдос". - (http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm).

11.  Лысенкова С. Н. Жизнь моя — школа, или Право на творчество. — М.: Изд-во «Новая школа», 1995.

12.  Лысенкова С. Н. Я читаю, я считаю, я пишу. — М.: Школа-Пресс, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

«Работа со слабоуспевающими учениками как фактор повышения качества знаний и умений учащихся»

В образовании, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на два вопроса: «Чему  учить?  Как  учить?»...

Использование элементов исследовательской работы на уроках географии

Практика обучения в современной школе убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно давать ученику для самостоятельного изучения....

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

"Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся"

В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться...