Методическая разработка открытого урока "Жизнь в полярных поясах и в океане"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Сергеева Елена Викторовна

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об арктических и антарктических пустынях и условиях жизни в океане.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Жизнь в полярных поясах и в океане

Класс: 5

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об арктических и антарктических пустынях и условиях жизни в океане.

Планированные образовательные результаты:

 Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира)

Метапредметные: создать условия для осознания школьниками процесса обучения,

-способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;

- развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

-формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;

-создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.

Личностныеразвивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать  уважительное  отношения к России, родному краю.

Задачи: Формировать УУД:- Личностные УУД формирование  уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей  деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию)  и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.

 Коммуникативные УУД:  формировать умения:  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);  высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;   уважительно относиться к позиции другого,  пытаться договариваться;  выделять главное.

  Познавательные УУД:  формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Ожидаемые результаты:

Предметные: Знать  особенности распространения животных и растений в полярных поясах и в океане.    

Уметь  аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.

Тип урока: Интегрированный урок (география и биология) « исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Формы работы учащихся –   индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Опорные понятия, термины: тундра, арктические и антарктические пустыни, фитопланктон.

Необходимые технические средства

Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

Ресурсы:

- основные:  учебник «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин. «Вентана-Граф» 2012, дневник юного географа - следопыта, атлас и контурные карты 5 класс, карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон.

- дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, интернет ресурсы, иллюстрации с изображением животных и мест их обитания, маршрутные листы,                           «  карточки-  помогайки»

Используемые ЭОР: http://pwpt.ru/presentation/geografiya/page/11/,

http://festival.1september.ru/geography/page-9

Межпредметные связи: информатика, биология, технология

Эпиграф: « Наблюдай и восхищайся,

Изучай и береги!».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности. Проверка готовности класса к уроку(1мин.)

Цели: создать рабочую обстановку, направить мыслительную деятельность учащихся в нужное русло

Учитель:

 Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной .Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие самое главное мы должны взять с собой? (багаж знаний).Поэтому, мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились на предыдущем уроке.

 Актуализация опорных знаний. (3 мин).

- Как называется наша основная тема?( Биосфера)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм-

Навстречу солнцу и ветрам,

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. 

-Что мы называем биосферой? ( Живая оболочка Земли).

- Равномерно ли распределены организмы в биосфере?( Неравномерно распределены организмы на Земле.)

- Почему?

- Что необходимо для существования всем живым организмам? ( Всем организмам необходимо тепло, свет, влага, кислород, питательные вещества).

- Кто назовет мне, с природой каких широт мы уже познакомились на уроках? ( Мы изучили природу тропических и умеренных поясов.)

-Покажите эти зоны на карте.

Выполните тест. «Третий лишний» ( 2 мин.)

Уч-ся отвечают при помощи сигнальных карточек,  в «Оценочном листе» отмечают верные ответы знаком « , а неверные знаком «-». Выставляют себе оценки (верно 6 из 6-«5»;5 из 6-«4»;4 из 6-«3» ). За работу на каждом этапе урока уч-ся ставят себе оценку

Игра «Третий лишний»

Растения степей:                               Растения лиственных лесов:                           Растения тайги

1) полынь;                                                           1) дуб;                                                1) сосна;

2) берёза                                                               2) клён;                                              2) липа;

3) ковыль.                                                              3) ель.                                                 3) пихта

Животные лиственных лесов:                        Животные тайги:                              Животные степей:

1) белка                                                             1) медведь;                                        1) белки,

2) кабан                                                             2) лось;                                              2) сайгаки,

3) бурундук                                                       3) лиса                                               3) тушканчики

Проверка теста по слайду.(1 мин.)

-Оцените свою работу в оценочном листе. ( 1 мин)

Этап 2. Формирование темы и цели урока.(5 мин)

- Юные мои натуралисты, мы продолжаем с вами путешествие по биосфере.

- Внимание на экран (фото Арктики стихи А. Усачева).

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,

 Вы сразу  (ПОЛЯРНЫЙ) увидите пояс.

 А что означает пояс  (ПОЛЯРНЫЙ)?

 Там климат суровый и жутко коварный:

 Холодные ветры летят как ножи,

 И мерзнут медведи, и даже моржи.

-По каким широтам мы будем с вами путешествовать сегодня? ( Ответы детей).

- Совершим путешествие по полярным широтам и исследуем глубины океана.

 - Сформулируйте мне, пожалуйста, тему урока. (Формулируют тему урока, например:

«Жизнь в полярных поясах и в океане», «Обитатели полярных широт и океана»).

Формулировка целей:

- Какая цель нашего путешествия?

- Мы попытаемся:

 выяснить: географическое положение, каков растительный и животный мир  полярных поясов и океана;

научиться: устанавливать взаимосвязь растений и животных с местом проживания.

 Этап 3 Организация и   самопознание учащихся для  дальнейшего усвоения материала.(10 минут)

  Групповая работа.

Учитель: «Ребята, свои экспедиционные исследования  мы проведем по группам - экипажам.  Каждая     группа  получает маршрутный лист, а также «карточки - помогайки»,

Группа должна представить отчет о своих исследованиях (в форме таблицы). Золотое правило работы в группе - работать всем.

Собери таблицу по своей природной зоне

Природная зона

Положение зоны

Климат

Растения

Животные и птицы

1 группа даёт характеристику зоны арктических пустынь

2 группа -  зоны антарктических пустынь

3 группа - характеристику зоны тундры

Учитель: «Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и провести физкультминутку»

Физкультминутка- 1 мин.(музыкальная)

-4 группа- Экологическая группа (коллаж 2 мин.)

Учитель биологии ( 15 мин.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тест « Третий лишний» Растения степей: Растения лиственных лесов: Растения тайги 1) полынь; 1 ) дуб; 1 ) сосна; 2) берёза 2) клён; 2) липа; 3) ковыль . 3 ) ель . 3 ) пихта Животные лиственных Животные тайги: Животные степей: лесов: 1) белка 1) медведь; 1 ) белки, 2) кабан 2) лось; 2 ) сайгаки, 3) бурундук 3 ) лиса 3) тушканчики

Слайд 3

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс, Вы сразу ( полярный ) увидите пояс. А что означает пояс ( полярный )? Там климат суровый и жутко коварный: Холодные ветры летят как ножи, И мерзнут медведи, и даже моржи.

Слайд 4

Тема: Жизнь в полярных поясах и в океане

Слайд 5

Цели урока Узнать о географическом положении природной зоны арктических и антарктических пустынь, тундры. Познакомиться с особенностями природы арктических пустынь, тундры и океана. Познакомиться с животными и растениями Арктики, Антарктики, тундры и океана. Выявить признаки приспособленности животных и растений к условиям жизни в этих зонах. Выявить экологические проблемы зоны.

Слайд 6

Животный мир Арктики Обитающие животные: белый медведь, песец, лемминг, белая куропатка, полярная сова, также морские птицы и морские животные например: тюлень, морж.

Слайд 7

Растительность Арктики Скудная и редкая. Выживают лишь мхи, лишайники и некоторые цветковые (снежный лютик, полярный мак, камнеломки) А на юге зоны встречаются даже полярная и арктическая ивы, карликовая береза.

Слайд 8

Антарктика – материк вместе с окружающими его южными районами океанов – Тихого, Атлантического, Индийского.

Слайд 9

Животные Антарктики:

Слайд 10

Птицы Антарктики

Слайд 11

Растения Антарктики:

Слайд 12

Слово «тундра» в переводе с языка народа саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом / Тундра

Слайд 13

Климат тундры Климат в тундре суровый, лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает +14 С. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки, а иногда даже выпадает снег. Круглый год в тундре дуют холодные ветры

Слайд 14

Животный мир тундры

Слайд 15

Растительный мир тундры

Слайд 16

Физминутка

Слайд 17

Поверхность воды Планктон - от греч. «блуждающий» - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные. рачки, медузы, криль, диатомеи и планктонные водоросли.

Слайд 18

Толща воды Нектон (греч. плавающий) -активно передвигающиеся организмы . рыбы, китообразные, млекопитающие, моллюски -осьминоги, кальмары; черепахи

Слайд 19

Дно океана Бентос (с греческого «глубина»)- организмы, живущие на дне бурые и красные водоросли, ракообразные, морские звезды, моллюски, актинии придонные рыбы, морские елей

Слайд 20

Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было нелегко… Мне понравились задания… Я научился…

Слайд 21

Задание на дом Базовый уровень: § 23 (читать, отвечать на вопросы). Повышенный уровень: составьте кроссворд из 15 слов по изученной теме. Творческое задание : составьте презентацию по изученной теме.



Предварительный просмотр:

Выполните тест. «Третий лишний» (2 мин.)

Растения степей:                               Растения лиственных лесов:                           Растения тайги

1) полынь;                                                           1) дуб;                                                1) сосна;

2) берёза                                                               2) клён;                                              2) липа;

3) ковыль.                                                              3) ель.                                                 3) пихта

Животные лиственных лесов:                        Животные тайги:                              Животные степей:

1) белка                                                             1) медведь;                                        1) белки,

2) кабан                                                             2) лось;                                              2) сайгаки,

3) бурундук                                                       3) лиса                                               3) тушканчики

 Отметьте верные ответы знаком « , а неверные знаком «-». Выставьте себе оценки  в «Оценочном листе»  (верно 6 из 6-«5»;5 из 6-«4»;4 из 6-«3» ).

Выполните тест. «Третий лишний» ( 2 мин.)

Растения степей:                               Растения лиственных лесов:                           Растения тайги

1) полынь;                                                           1) дуб;                                                1) сосна;

2) берёза                                                               2) клён;                                              2) липа;

3) ковыль.                                                              3) ель.                                                 3) пихта

Животные лиственных лесов:                        Животные тайги:                              Животные степей:

1) белка                                                             1) медведь;                                        1) белки,

2) кабан                                                             2) лось;                                              2) сайгаки,

3) бурундук                                                       3) лиса                                               3) тушканчики

 Отметьте верные ответы знаком « , а неверные знаком «-». Выставьте себе оценки  в «Оценочном листе»  (верно 6 из 6-«5»;5 из 6-«4»;4 из 6-«3» ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...

методическая разработка урока по географии в 7 классе " Мировой океан"

Формирование у учащихся представления  о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах;  продолжить формиро...

Методическая разработка технологической карты урока географии по теме "Мировой океан" в 5-м классе

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, которая позволяет учителю спрогнозировать все универсальные учебные действия и готовый результат обучения на данном уроке....