Урок по теме Антарктида 7 класс
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Татьяна Баченина

Предмет      География

Класс           7

Тема урока: Природа Антарктиды

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Природа Антарктиды»

   Задачи:  Образовательный аспект:

  • в результате анализа различных источников географических знаний сформировать представление о своеобразии, уникальности природы материка, подвести учащихся к осмыслению причин своеобразия;
  • показать красоту, величие, неповторимость природы материка.

Развивающий аспект:

  • способствовать формированию общеучебных умений:

учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

учебно-информационных (работать с интерактивными картами, текстом учебника, тестами);

учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки);

учебно-коммуникативных (умение вести диалог, высказывать свою точку зрения);

  • способствовать развитию кругозора учащихся.

Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию интереса к познанию природы Земли;
  • воспитывать бережное отношение к природе, понимание ее неповторимости.

 

Оборудование: физическая карта Антарктиды, атласы для 7 класса, контурные карты, картины, тесты для организации самостоятельной деятельности учащихся, демонстрационная компьютерная техника: медиопроектор, интерактивная доска, презентация, видеоролики.

Тип учебного занятия: урок совершенствования ЗУН.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Использование педагогических технологий:

  • технология проблемного обучения;
  • технология критического мышления;
  • технология объяснительно-иллюстративного обучения.

Методы и приемы обучения:

  • проблемный диалог;
  • побуждающий диалог;
  • подводящий диалог;
  • сравнительный метод;
  • кластер.

 

Урок знакомит учащихся с природой Антарктиды.

     К уроку прилагается презентация Антарктида "Антарктида – материк рекордов", содержащая фотографии хорошего качества, позволяющая наглядно увидеть всю уникальность материка, его относительную высоту ледникового панциря, зависимость климата от географического положения, силу и направление господствующих ветров, своеобразие органического мира. Уделено внимание образованию (видеоролик), строению и разновидностям айсбергов; сухим долинам, оазисам Антарктиды; самой крупной полярной станции Мак – Мёрдо. Показано различие шельфового и покровного льда. Также дети просматривают видеоролики о пингвинах. Предусмотрена работа с интерактивной доской – по интерактивной доске обучающие определяют климатические пояса материка Антарктида, а также летние и зимние температуры и количество выпадающих осадков. В конце урока дети работают с тестом, который расположен в презентации и сразу получают правильный ответ. Применение медиоресурсов позволяет увлеч учащихся предметом, способствует лучшему запоминанию учебного материала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок географии 7 кл Антарктида121 КБ

Предварительный просмотр:

Природа Антарктиды

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Природа Антарктиды»

Задачи урока:

Образовательный аспект:

  • в результате анализа различных источников географических знаний сформировать представление о своеобразии, уникальности природы материка, подвести учащихся к осмыслению причин своеобразия;
  • показать красоту, величие, неповторимость природы материка.

Развивающий аспект:

  • способствовать формированию общеучебных умений:

учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

учебно-информационных (работать с интерактивными картами, текстом учебника, тестами);

учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки);

учебно-коммуникативных (умение вести диалог, высказывать свою точку зрения);

  • способствовать развитию кругозора учащихся.

Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию интереса к познанию природы Земли;
  • воспитывать бережное отношение к природе, понимание ее неповторимости.

Оборудование: физическая карта Антарктиды, атласы для 7 класса, контурные карты, картины, тесты для организации самостоятельной деятельности учащихся, демонстрационная компьютерная техника.

Тип учебного занятия: урок совершенствования ЗУН.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Использование педагогических технологий:

  • технология проблемного обучения;
  • технология критического мышления;
  • технология объяснительно-иллюстративного обучения.

Методы и приемы обучения:

  • проблемный диалог;
  • побуждающий диалог;
  • подводящий диалог;
  • сравнительный метод;
  • кластер.

Ход урока.

Повторение изученного.

Фронтальный опрос.

1. Расскажите о географическом положении Антарктиды.

2. Что такое Антарктика? Что означает это слово?

3. Посмотрите на слайд. Определите, кто эти люди. Какое отношение они имеют к Антарктиде? (Слайд 4)

4. Что означают эти даты? (1820; 14.12.1911; 18.01.1912; 1957-1958). (Слайд 5)

5. Вспомним географическое положение Материка. Работа с интерактивной картой

 (Слад 6)

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационно-целевой этап.

Организация и мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о плане изучения, географическом положении, истории открытия материка.

Антарктида – не первый изучаемый нами материк. Как вы знаете, изучение любого материка мы начинаем с географического положения и истории открытия.

 – А что же будем изучать дальше?

Правильно, сегодня мы познакомимся с природой Антарктиды.

– Знаете ли вы, что применительно к Антарктиде употребляют много эпитетов:

«Страна под облаками», «Страна морозов и жестокого солнца», «Страна пурги», «Ледяной материк».

 К концу урока мы должны выяснить, почему употребляются эти выражения применительно к Антарктиде.

Вы знаете, что Антарктида открыта значительно позднее других материков.

– Почему, как думаете?

Действительно, вспомните слова одного из известных мореплавателей того времени: «Эта страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и погребена под мощным слоем никогда нетающего снега…»

- Кому принадлежат эти строки? Почему он так сказал?

Высказывают предположения: рельеф, климат, органический мир.

Высказывают предположения:

- удаленность от других материков;

- мешают айсберги, нагромождения льда.

Отвечают.

II. Процессуальный этап.

Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при изучении природы материка.

Значит, первая особенность природы – ледниковый покров. (Рассказ о толщине льда). (Слайд 7)

- Одна из опасностей, подстерегающих полярников – глубокие трещины во льду. Как они могут появиться?

Дело в том, что лед постоянно движется от центра материка к краям.

- Что происходит, когда ледник доходит до окраины материка? Эти образования помешали Д.Куку приблизиться к материку. 

- Значит, в центре материк освобождается ото льда?

- Зная, что материк покрыт льдом, предположите, какова высота Антарктиды относительно других материков.

Айсберги  в Антарктиде (слайды 8,9,10)

Лед в Антарктиде движется от центра к окраинам  со скоростью 2,7 м/год. Это приводит к появлению айсбергов.(слайд № 5)

Давайте посмотрим как они образуются. (слайд № 6 – видеоролик )

Встречаются полосатые, голубые, мраморные и даже черные айсберги, все зависит от места, времени и способов образования айсбергов.

Темно - зеленые и коричневые полосы появляются  в результате оседания вулканического пепла и пыли

Голубые айсберги образуются в результате замерзания пресной воды

Зеленые айсберги образуются, когда в расщелинах замерзает морская вода

 

Черным айсберг бывает только тогда, когда его лед очень плотный, что в нем даже нет пузырьков воздуха. От материнского ледника айсберг получает скальные породы и землю. А иногда в черных айсбергах можно увидеть большие вмерзшие булыжники

Видеофрагмент «Образование айсбергов»

Проблемный вопрос

-  По оценкам ученых, у берегов Антарктиды плавают более 100 тыс. айсбергов. Айсберги Антарктиды живут дольше гренландских айсбергов: антарктические - 10-12 лет, гренландские - 3-4 года. Как вы думаете, в чем причина долголетия антарктических айсбергов?

Самый высокий материк – следующая особенность.

На каждом материке имеются горы и равнины. Не исключение – Антарктида. Рассмотрим карту подледного рельефа. (Слайд 7)

- Каков рельеф материка?

- Найдите самую длинную горную цепь, самую высокую вершину,  глубочайшую впадину, самые большие равнины. Отметьте их в контурной карте.

- На какой тектонической структуре находится материк?

- Происходят ли столкновения литосферных плит вблизи материка?

На материке не должно быть сейсмически активных явлений – землетрясений, должен отсутствовать вулканизм. Так ли это? Посмотрите на карту.

Одно из загадочных явлений природы – действующий вулкан Эребус, расположенный на острове в море Росса. (Слайд 10)

Находится он в зоне разломов земной коры – части Тихоокеанского огненного кольца. В кратере этого вулкана постоянно находится озеро расплавленной магмы с уникальным составом.

- Определите высоту и географические координаты вулкана Эребус, отметьте их в контурных картах.

- Что вы можете сказать, отличается ли рельеф Антарктиды от рельефа изученных нами материков?

Итак, рельеф Антарктиды не отличается от других материков.

Что находится подо льдом, мы выяснили.

- А почему же, как вы думаете, материк покрыт льдом?

Действительно, климат Антарктиды очень суров. (Слайд 14)

- В каких климатических поясах расположена Антарктида?(Слайд 15)

- Определите среднесуточные температуры зимы и лета; минимальную температуру, зафиксированную на материке.

(Слайд 16)

- Такая же ли температура на побережье?

- Почему на побережье теплее, чем в глубине материка?

- В чем причины суровости климата Антарктиды? (Слайд 17)

Правильно, к тому же материк находится в поясе постоянно высокого атмосферного давления, где, как вы знаете, воздух опускается вниз, а значит, небо ясное, безоблачное, что способствует выхолаживанию поверхности.

Значит, Антарктида – самый холодный материк.

Но вместе с тем Антарктида имеет что-то общее с самым жарким материком.

- Какой это материк?

Это общее – оазисы.

- Что представляет собой оазис в Африке?

Оазис в Антарктиде представляет собой другое явление. (Слайд 18)

Это пространство, лишенное ледникового покрова и снега. Непременный атрибут оазиса – небольшие озера. Как считают ученые, причина образования оазисов в некоторых местах – благоприятный рельеф, способствующий растеканию ледника.

- Какие общие черты имеют оазисы Африки и Антарктиды?

Другая особенность климата – постоянные ураганные ветра.

- Давайте вспомним, что такое ветер и почему он образуется.

Из-за большой разницы температур на побережье и во внутренних частях материка возникает разница в атмосферном давлении и как следствие возникают ветра большой силы - стоковые. С этой особенностью климата связано строительство особых жилых построек. (Слайд 19)

- В чем их особенности?

Организация учащихся для выполнения оздоровительной гимнастики.

Предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.

Смотрите, там, за горизонтом,

Пингвины машут нам рукой.

Не видно? Встаньте, вдаль вглядитесь,

Морозным утром насладитесь.

- Привет, пингвины! – помашите,

Руки в стороны разведите.

Эребус действует, глядите,

Себя руками обхватите.

Но как же холодно, ой-ой!

Покачайте головой.

А теперь – прошу за парты

Ждут нас ручки, книги, карты.

Хоть Антарктида и самый холодный материк, но он не лишен растительности и животного мира. Обратите внимание на картины и фотографии слайдов.

(Слайды 22-24)

Растений мало, типичные – мхи, лишайники, водоросли. Животные – пингвины, ластоногие, киты, кашалоты, птицы.

(Краткий рассказ о пингвинах, ластоногих)

- Почему здесь не обитают растительноядные организмы?

Видеоролик "Пингвины"

Птица полярная крачка каждый год совершает рекордный перелет из Арктики в Антарктиду, пролетая больше 70 000 км.  (слайд № 25)

Антарктида - самый изолированный материк (слайд № 26)

 Антарктида - единственный континент, который не принадлежит никому, а является материком международного сотрудничества. Здесь нет постоянного населения, только сотрудники научных станций, проводящие исследования, временно живут на континенте. Летом на материке проживет 4000 человек, в зимнее время около 1000. Материк находится под юрисдикцией Антарктического соглашения, требующего бережного отношения к земле и ресурсам, а также использования их только в мирных целях. Договор был заключен 1 декабря 1959 года в Вашингтоне, а на январь 2010 число участников договора входило 46 государств

Самой крупной антарктической станцией является американская полярная станция Мак-Мёрдо. Мак - Мёрдо располагается рядом с шельфовым ледником Росса.  Имеет 3 аэродрома (из них 2 сезонных), место для посадки вертолётов и более 100 строений. На станции действуют оранжереи, снабжающие персонал свежими продуктами.                         (слайд № 27)


Антарктида в последнее время используется как один из объектов всемирного туризма   (слайд № 28)

С 1989 года туристы посетили около 200 уголков Антарктического полуострова, в том числе 20 исследовательских станций

Большую часть времени путешественники проводят на борту, все высадки на сушу происходят строго по расписанию. Обычно экскурсия составляет не более 3-х часов, количество людей на берегу строго ограничено (не более 100 человек). Туристов обязательно сопровождают специалисты: орнитологи, биологи, геологи, гляциологи. Бурю восторга вызывают встречи с пингвинами, но, согласно экологическим нормам, самостоятельно заходить в пингвиньи колонии запрещено. Также среди туристов популярны каякинг, треккинг и ночевка в палатке на льду. Иногда заказывают дайвинг, но тут не обойтись без специальной подготовки. «Дайверы должны быть опытные и иметь свое хорошее оборудование. Больше всего люди хотят понырять с китами и тюленями, посмотреть, как под водой летают пингвины, и, конечно, увидеть подводную часть айсберга».

Антарктида – удивительное место, территория мира. Там нет сухопутных хищников, а, значит, никто никого не боится. Животные подходят к человеку вплотную. К тому же, континент не принадлежит ни одному государству. Нет армии и полиции, люди добровольно соблюдают правила общего поведения. Возможно поэтому более 80% путешественников, побывавших в Антарктике, снова отправляются в полярные регионы.
 

  • Подведение итогов урока.  Давайте еще раз посмотрим на природу Антарктиды и подведем итоги нашего урока.(слайд №31 –демонстрация фото Антарктиды)

(слайд № 32 ) – итоги урока

Антарктида самый - ?                        (южный)

Антарктида самый - ?                        (высокий)

Антарктида самый - ?                        (холодный)

Антарктида самый - ?                        (ветреный)

В Антарктиде самый бедный - ?       ( органический мир)

Антарктида самый - ?                        (изолированный)

Тест

А теперь давайте совершим небольшое путешествие в это необычный мир.

(Видеоролик об Антарктиде http://www.youtube.com/watch?v=3cpVDwwVlzs)

- Но если Антарктида такой холодный, неприступный материк, что на нем так интересует людей? С какой целью на материке организованы научные станции?

- Знаете ли вы, каких успехов достигли русские ученые в исследовании природы материка? (рассказ о бурении скважины и открытии подледного озера Восток).

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Организация работы учащихся по закреплению знаний.

А сейчас ответьте на вопросы теста и оцените себя, насколько вы усвоили материал и над чем еще предстоит работать.

- Проверьте свои ответы. Если вы ответили на все вопросы правильно, то усвоили материал на «отлично», пять правильных ответов – показали хорошие знания, если меньше пяти – значит, над материалом предстоит поработать.

- Ну и настало время ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока: почему применительно к Антарктиде употребляют следующие выражения:

- «Страна под облаками»,

- «Страна морозов и жестокого солнца»,

- «Страна пурги»,

- «Ледяной материк». (Слайд 35)

Организация работы учащихся по рефлексии.

Молодцы! Поработали мы с вами сегодня очень плодотворно и активно. Пожалуйста, подумайте, какие ассоциации возникают у вас при упоминании об Антарктиде и заполните кластер.

Домашнее задание: §37 , творческое задание по желанию:1) составить кроссворд по теме «Антарктида»; или 2) написать рассказ-сочинение «Один день в Антарктиде»; или 3) написать стихотворение про Антарктиду; или 4) найти стихотворения, высказывания известных людей про Антарктиду.

Запись в тетрадь: средняя толщина льда 2000 м, максимальная – 4500 м.

Предлагают варианты.

Отвечают: образуются айсберги, которые выносятся в океан.

Предполагают:

-Лед постоянно образуется из напластвований снега.

- Самый высокий материк.

Записывают в тетради.

Анализируют интерактивную карту подледного рельефа, находят объекты, отмечают в контурных картах. (Трансантарктические горы – продолжение гор Анды, г. Винсон 5140 м, самая глубокая впадина прогиб Бентли −2555 м, равнина Бэрда, равнина Шмидта).

Анализируют тектоническую карту. (Полностью на Антарктической литосферной плите).

Анализируют карту, отвечают: имеются вулканы Эребус, Террор.

Просмотр видео.

Определяют высоту, географические координаты вулкана Эребус, заполняют контурные карты.

Отвечают.

Отвечают.

Работа по климатической карте Антарктиды (средняя t° лета -30°С, зимы  -70°С, самая низкая температура зафиксирована на станции «Восток»

 -89,2°С).

На побережье летом около 0°С, зимой

-30°С.

Отвечают.

Предлагают варианты.

(- географическое положение, малый угол падения солнечных лучей;

 - отражение тепла снегом и льдом).

Отвечают.

Отвечают.

Отвечают.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают картины, фото на слайде.

Отвечают: на сваях, прикреплены к грунту металлическими тросами.

Повторяют действия за учителем.

Рассматривают картины, слайды.

Отвечают.

Работают с текстом учебника, отвечают:

- обнаружены полезные ископаемые: каменный уголь, железная руда, руды цветных металлов, следы нефти и газа, предположительно – золото, алмазы, уран;

- воды богаты рыбой, морскими животными;

- Антарктида оказывает влияние на природу всей поверхности Земли: на изменение уровня Мирового океана, на воздушные массы;

- содержит огромные запасы воды (проекты транспортировки айсбергов);

- содержит богатую информацию об историческом развитии природных комплексов Земли.

Тестовая работа, самопроверка. (Приложение) 

Отвечают.

Заполняют кластер «Антарктида», зачитывают.

итоги урока

интернет –ресурсы…

Литература

Видус М.В. Природные условия Антарктиды. http://do2.gendocs.ru/docs/index-409786.html

И.В.Душина, В.А.Коринская,В.А.Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля. М.: «Дрофа»,2008г.

Мещерякова О.Н. Антарктида. http://www.zavuch.info/methodlib/142/67248/

Сидорова Т.А. Антарктида – загадочный

край. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/urok-antarktida-zagadochnyi-krai

Изображение «Природа Антаркиды» http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=392328809-17-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=63879093-39-72&n=21

Изображение «Эребус» http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=88709119-02-72&n=21

Изображение «Эребус» http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=43736540-68-72&n=21

Изображение «Эребу»с http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=177519233-50-72&n=21

Изображение «Эребус» http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=109964585-56-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=485127811-11-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=262635912-70-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=44913642-27-72&n=21

Изображение «Природа Антаркиды» http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=54756201-57-72&n=21

Изображение «Оазис» http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=499041653-05-72&n=21

Изображение «Оазис» http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=189884419-33-72&n=21

Изображение «Оазис» http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=71207694-54-72&n=21

Изображение «Растения» http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=479203085-24-72&n=21

Изображение «Растения» http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=715441468-61-72&n=21

Изображение «Дом в Антарктиде» http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=235409247-49-72&n=21

Изображение «Птицы»  http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=73762663-31-72&n=21

Изображение «Птицы» http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=332848407-25-72&n=21

Изображение «Птицы» http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=80632131-46-72&n=21

Изображение «Пингвины» http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=238969344-45-72&n=21

Изображение «Пингвины» http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=313094787-42-72&n=21

Изображение «Пингвины» http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=263775240-62-72&n=21

Изображение «Пингвины» http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=3644691-40-72&n=21

Изображение «Тюлени» http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=150112757-29-72&n=21

Изображение «Морской леопард» http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=274794741-45-72&n=21

Изображение «Морской леопард» http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=366549442-24-72&n=21

Изображение «Морской слон» http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=558100183-23-72&n=21

Изображение «Киты» http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=196454215-54-72&n=21

Изображение «Киты» http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=465483623-13-72&n=21

Видеоролик об Антарктиде http://www.youtube.com/watch?v=3cpVDwwVlzs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследований."

Данный материал  содержит разрабртку урока и презентацию по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования." для 7 класса....

Урок по теме "Антарктида"

Разработка урока включает презентацию по теме "Антарктида". Презентация рассчитана на 2 урока, что соответствует программе изучения материала по теме. Может быть использована в качестве наглядного мат...

Презентация к уроку по теме"Антарктида"

Данную презентацию можно использовать в качестве иллюстрационного материала. Она состоит из трёх частей: рельеф, воды, животные....

Презентация к уроку по теме "Антарктида"

Материал знакомит учащихся с особенностями материка и окажет помощь учителю при подготовке к уроку....

Анимированный кроссворд "Рекорды Антарктиды" по географии для обобщающего урока по теме "Антарктида" 7 класс

Быстро можно проверить географические  знания учащихся  по теме "Антарктида". Учиться надо весело!...

Презентация к уроку на тему "Антарктида"5 класс.

Презентация к уроку на тему "Путишествие по Антарктиде"....