Интегрированный урок по географии и биологии на тему «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Белгородской области»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Урок посвящен изучению природы Белгородской области. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии и биологии на тему «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Белгородской области»

Цели: создание условий для формирования и углубления знаний по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Белгородской области для установления причинно-следственных связей с позиций географов и биологов; содействие расширению и конкретизации экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды; развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся.

Задачи: установить зависимость между рельефом и тектоническим строением по физическим и тектоническим картам; определять типы почв и их размещение по территории по почвенной карте; выявлять многообразие животного и растительного мира области, их приспосабливаемость к условиям этой территории и распространение по ней, используя карты растительности и географические; определить основные черты природных районов, проблемы охраны и преобразования их природы; обобщать полученные знания на основе межпредметных связей.

Форма проведения: межпредметная творческая работа.

Оборудование: физическая карта Белгородской области, географические атласы, карточки-задания, дидактический материал (знаки растений и животных, основы графиков температуры и осадков, профили рельефа зон, почвенные профили, таблицы почвенных слоев, гербарий, заготовки из бумаги

Ход урока

Учитель: Ребята! Сегодня мы проводили не совсем обычный урок, посвященный природе Белгородской области. Какие зрительные образы возникают у вас при упоминании о ней?

(Советы учащихся)

Наш земляк поэт Л. Попов писал о Белгородской земле так:

Опять холмы, овраги, горки,

И я дедовской тропой,

А с двух сторон, метелки,

Стоит ковыль совсем седой.

А вот и другие его стихи:

В седой степи рождалось утро.

Туманы в балках залегли.

И, будто бы из перламутра,

Светилось облако вдали.

А над безмолвными холмами

Летала стая лебедей,

Ломая мощными крылами

Сиянье солнечных лучей.

Природа нашего края вряд ли кого оставит равнодушным. Она вдохновляла А.В. Кольцова и И.С. Никитина, прошла через творчество И.С. Тургенева и И.А. Бунина, зримо отразилась в произведениях А.И. Эртеля.

Здесь в центре черноземной России, нет заоблачных горных вершин, ни стремительных рек. Но сколько людей приезжают сюда, чтобы в который раз вместе с нами полюбоваться спокойными плесами рек, стогами сена на скошенных лугах, увидеть переливающиеся позолоченные хлебные нивы, ощутить влажную прохладу тенистых дубрав или вдохнуть смолистый воздух сосновых боров.

По долинам рек и балкам - непрерывная череда деревень и сел. Весной они на короткое время исчезают в бело-розовой кипени цветущих садов, а ближе к осени пропитаны медвяным запахом спелых яблок. На буграх и крупных скатах, словно сторожа, высятся древние русские города.

Многое видела Белгородская земля. Заселение славянскими племенами уходит в глубокую древность. Ее освоение было нарушено ордами Батыя в 13 веке. На долгие столетия она превратилась в поле кровопролитных боев русского народа с кочевниками. Курганы, остатки земляных валов Белгородской оборонительной черты (засеки), городища на месте бывших крепостей хранят память о подвигах наших предков. Белгородская область стала местом величайшего сражения Великой Отечественной войны Курской битвы. Летом 2003 года исполнится 60 лет со времени этого сражения. Природа нашего края прекрасна. Писатели обращались к ней, поэты воспевали в стихах, изображали на картинах ее поля, леса и реки. Вот так она выглядит реально (показ фотографий о природе области).

«Все элементы мироздания гармонично связаны собой», - сказал еще древнегреческий философ Цицерон.

Как вы считаете, какие науки наиболее взаимосвязаны между собой? (Ответ: география, биология, история, химия, физика).

Одни из самых близких наук – география и биология. Мы займемся с вами созданием материала для  совместного изучения географии и биологии и назвать его «Взаимосвязь животных, растений и природных условий в природных зонах Белгородской области»

(запись темы в тетрадях учащимися).

Учитель показывает на картах Белгородскую область (физические карты страны и Русской равнины).

Учитель: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами среды (факторы живой природы). Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы).

Писатель В. Солоухин сказал: «Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться». Взаимодействие человека с природой, окружающей средой называется антропогенным фактором.

Как вы думаете, абиотические факторы одинаковы на территории области? (ответ: нет). А одинаковы ли растения и животные, взаимосвязанный между собой и образующие биотические факторы? (ответ: нет).

Белгородская область в своих пределах имеет 2 природные зоны. Каждая из них имеет свои абиотические факторы, которые позволили сформировать свои растения и животных, дающие во взаимосвязи биотические факторы. Давайте посмотрим на карте, какие это зоны. (Ответ: лесостепь и степь).

Для работы над созданием материала мы предлагали вам объединиться в 2 группы, каждая из которых будет рассматривать одну зону. Вывешивается схема работы специалистов в группе (приложение 1).

В каждой группе будут географ, биолог и эколог. Знаете ли вы, чем занимаются эти специалисты? (ответы учащихся).

Географ определяет ГП данной территории, изучает строение, состав земной коры, рельеф, определяет типичный для данной территории характер погоды, изучает почвы.

Биолог – специалист по животному и растительному миру.

Эколог – изучает взаимоотношение живых организмов с окружающей природой.

Для работы в группах вам даны инструкции (приложение 2). Чтение инструкции учиться сопровождается пояснениями учителя.

  1. Изучите дидактический материал (приложение 3).

Данные материалы из конвертов, которые лежат у вас на партах. Я поясню, что это такое. Здесь материалы для:

географа – профили рельефа, основы графиков температуры и таблица осадков, почвенные профили, таблица мощности почвенного слоя и слоя гумуса.

биолога – рисунки растений, гербарий, рисунки животных, основы для пищевой цепи и ее образец.

Эколога – основы для изображения знаков по охране природы.

Каждой группе дана заготовка из бумаги (природная зона) и образец оформления работы.

При ответе на карточки-задания (приложение 5) используйте текстовый материал (составлен по изданиям: природные условия и экологические проблемы Белгородской области и земли Северный Рейн-Вестфалия. – Белгород, 1999; География Белгородской области под редакцией Г.Н. Григорьева, - Белгород, 1996; Природа Белгородской области. Н. Антимонов, Белгород, 1959; В краю дубрав и золотистых нив, Ф.Н. Мильков, Воронеж – 1987 и др.)

  1. Распределите задания в группе.
  2. Выполните задания и совместно оформите картосхему (приложение 4).
  3. Подготовьтесь к докладу (см. приложение 2)

Есть ли у вас вопросы?

На работу в группах дается 25 минут. В результате мы с вами создали картосхему, где будет дана полная наглядная характеристика  природных зон Белгородской области.

  1. Выступление представителей группы с результатом работы.
  2. Оценка работ другой группы. Отмечаются достоинства и недостатки работы групп.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашним заданием будут ваши творческие размышления по поводу создания другого варианта того материала, с которым вы сегодня работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".

Интегрированный урок с использованием  ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды....

Природные зоны Белгородской области. Особоохраняемые территории

Урок несет краеведческий материал. Может быть использован в качестве обобщающего, т.к. содержит несколько практических работ с использованием различных карт, статистического материада, учебника....

интегрированный урок по Географии и биологии 6 класс

Интегрированный урок по предмету географии и биологии  на тему "Растительный и Животный мир Тихого океана"...

Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".

Интегрированный урок по географии и биологии.                Слайд 1:  Тема: «Живые организмы в суровых условиях...

интегрированный урок по географии и биологии

интегрированный урок по географии и биологии на тему: Биосфера – живая оболочка планеты. Последствие хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы в (Краснодарском крае).ЗАДАЧИ: продолжит...

Интегрированный урок по географии и биологии .

Тема :Органический мир Австралии.Природные зоны....

Интегрированный урок химии, географии и биологии "Его величество железо"

Моя тема самообразования «Интегрированный урок как одна из форм обучения», поэтому я стремлюсь как можно чаще проводить интегрированные уроки химии с другими дисциплинами. Например, я разработала инте...