Возможно ли на уроках географии формировать эколого-эстетическое воспитание у обучающихся?
статья по географии по теме

В статье рассмотрены вопросы о возможности формирования эколого-эстетического воспитания у обучающихся на уроках географии. Представлена аналитическая справка об историко-культурных основах эколого-эстетического воспитания в отечественной педагогике и теоретических аспектов экологического и эстетического воспитания школьников. Также в статье нашли свое отражение субъективные отношения школьников к природе на разных ступенях получения школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eevsh_na_urokakh_geografii.docx46.15 КБ

Предварительный просмотр:

Возможно ли на уроках географии формировать эколого-эстетическое воспитание у обучающихся?

“Через красивое – к человечному

  • такова закономерность воспитания”

В. А. Сухомлинский

Экологизация – одна из характерных черт современного школьного образования, ее цель – формирование у учащихся этического отношения к природе и на этой основе воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма. Экологическое образование является обязательным условием построения общества устойчивого развития.

В широком образовательном контексте экологическое образование является элементом гуманизации, т.е. несет в своей основе осознание приоритета общечеловеческих ценностей, главными из которых являются среда обитания человека и этнокультурное достояние. Сохранить эти ценности может только экологически воспитанный человек, который активно участвует в организации экологически ориентированного природопользования. Такая личность вместе с тем должна быть носителем эстетического чувства природы, подхода к природной среде как ценности не только утилитарной, но и духовно-эстетической.

Сопоставление ценностных установок в экологическом воспитании, теоретических подходов к воспитанию экологической культуры почти не проводились. В большинстве исследований те или иные аспекты экологического воспитания рассматриваются в контексте других социально-педагогических проблем. Интерес исследователей к проблеме экологического образования возрастает.

Актуальность исследования  обусловлена повышением интенсивности процессов международной интеграции и диалогом культур, направленным на поиск путей позитивного развития современной цивилизации в целях сохранения биосферы, глобализацией экологических проблем. Представители разных стран объединяют усилия по формированию экологической культуры подрастающих поколений, что является непременным условием перехода современного общества к новому уровню взаимоотношений с природой, гармоничному взаимодействию с ней. Региональные системы экологического образования и воспитания обеспечат эффективность развития экологической культуры молодежи только тогда, когда их ценностно-целевые, содержательные и технологические компоненты будут соответствовать общим тенденциям цивилизованного развития, новым культурным ценностям.

В мировоззренческом аспекте взаимоотношения человека и природы, содержание природоохранной и хозяйственной деятельности определяется экологическим сознанием и поведением каждой личности. Необходима переориентация в экологическом воспитании с идеалов потребительской культуры, хищнического природопользования на идеалы экологической личности, гармонично взаимодействующей с окружающей средой, строящей свои отношения с миром на основе понимания универсальной ценности природы, окружающей среды, нравственных норм и критериев при взаимодействии с ней.

Таким образом, формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов;  во-вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.

Экологические и эстетические проблемы формирования и охраны ландшафта, будучи тесно связанными с благополучием и здоровьем общества, становятся задачей культуры и образования и требуют безотлагательного решения.

Решение задачи гармонизации взаимодействия человека с природой возможно средствами такой школьной дисциплины, как география. Именно она включает знания об основах природопользования, экологических проблемах, экологии человека, рациональной географии, географическом прогнозировании, природоохранном законодательстве, роли географии в организации рационального использования и преобразования природы и т.д. Основной спецификой школьной географии в экологическом образовании является многократное раскрытие целостности природной среды, проявляющейся в законах развития и всеобщей связи явлений.

В педагогической теории понятие эколого-эстетического воспитания не получило до сих пор метологического статуса и его сущность не раскрыта ни в отечественной, ни в зарубежной педагогике. Единственным автором, который попытался обосновать и ввести данное понятие, является Шульженко А.К. Она предлагает под эколого-эстетическим воспитанием понимать «процесс формирования у молодежи представлений о природе как эстетической ценности и о самом человеке, т.е. о себе, как части универсальной природной целостности; готовности личности к самостоятельному выбору в пользу духовности, творчества, здоровья; потребности в самореализации в созидательной деятельности по законам красоты (Ф. Шиллер) и выработки внутренней гармоничной меры активности по преобразованию природного мира» (Шульженко А.К., 2006).

Сформированностью ценностно-эстетического отношения к природе определяются сущностные характеристики экологической культуры личности, которая выражается в духовно-нравственном, ответственном отношении к Земле как универсальному феномену, в заботе о поддержании равновесия экосистем, личностном освоении природных эстетических ценностей.

Историко-культурные основы эколого-эстетического воспитания в отечественной педагогике

Эколого-эстетическое воспитание имеет богатое прошлое. И мало кто из нас догадывается, что своими корнями оно уходит в Библию. На современном этапе развития общества вопрос об эколого-эстетическом воспитании приобретает особую остроту. Чтобы разобраться в причинах этому, необходимо проследить развитие данной системы знаний через призму исторического развития.

 Таблица 1

Исторические особенности формирования эколого-эстетического мировоззрения в отечественной педагогике

(составлено автором по данным Шульженко А.К., 2006)

Исторический этап

Деятель

Основные вопросы

Древняя Русь

Кирилл Туровский

В «Другом Златоусте» пытается решить проблему совершенствования личности, нравственного воспитания человека, обосновать критерии его оценки. Указывает на то, что нравственным потенциалом обладает природа, познание которой важно для каждого человека

Епифаний Премудрый

В «Житие Сергия Радонежского» главный герой окружен нетронутой природой, мирно уживается с дикими зверями, добром и ласкою преображает природу, делая плодородной землю, на которую никогда не ступала нога человека, творит гармонию с первозданным миром, воспринимая его как родной дом.

Потянувшимся к нему ученикам Сергий прививает высокую и действенную любовь к земле

XVI век

Юридический документ «Статут»

В 10-ом разделе «О пущу, о ловы, о дерево бортное, о озера и сеножати» речь идет о необходимости рачительного хозяйствования на земле, заботливого отношения к животным, птицам, растениям, об их материальной оценке, о предупреждении пожаров и наказании виновных. Были предусмотрены различные наказания: материальные (за убийство зверя) и даже смертная казнь (за воровство пчелиной семьи)

XVII век

Симеон Полоцкий

В «Вертограде многоцветном» собрал самые разнообразные вещи по истории, о вымышленных и экзотических животных,о драгоценных камнях и минералах и прочих удивительных вещах в природе и о природе, способных поразить воображение молодого читателя, заставить задуматься о сложности, многообразии и красоте природного мира, о его конечных судьбах, что не мало важно для эстетического восприятия мира и его экологической направленности

Дмитрий Ростовский

Пропаганда высокого нравственно-эстетического жизненного идеала: лучших учеников в классе величал благозвучными прозвищами – ливанским кедром, кипарисом, фиником, нерадивым же учащимся доставались именования, менее ласкающие слух – горькая осина, ракита и др. Тем самым в природосообразное обучение и воспитание вносился экологический аспект. Во внеурочное время воспитанники совершали регулярные прогулки в окрестностях города, катались на лодках по Ростовскому озеру, в каникулы посещали архиерейские села. Нерадивые ученики лишались этого эстетического удовольствия

XVIII век

Михаил Ломоносов

Стремился привить последующим поколениям юных россиян взгляд на природу и космос, который бы позволил им видеть «божественные энергии в товарном мире»

Д.А. Голицын, Н.И. Новиков, Муравьев М.Н.

В моральном усовершенствовании человека, его эстетическом воспитании, постижении духовной красоты видели путь к благоустройству общества и государства. Эстетический критерий повернут у них в сторону внутреннего мира человека, душевные красота и качества которого объявляются высшими ценностями. Красота, добродетель, самопознание и истина – эти факторы должны быть основополагающими при формировании духовной сферы личности и служить общественному, экономическому и экологическому прогрессу

XIX-XX вв.

Гагаев П.А., Федотов Г.П.

Основную педагогическую цель видели в воспитании человечности; общественное, эстетическое и экологическое воспитание и просвещение должны выполнять нравственные задачи, служить моральному становлению личности

К.Д. Ушинский

Большое значение придают непосредственному наблюдению природных явлений, воспроизведению опытов и их интерпретаций, поскольку это позволит понять «логику природы», являющуюся самой доступной и самой полезной логикой для детей, ибо без знания природы нельзя познать самого человека и правильно выстроить систему его воспитания

В.Г. Белинский, В.Ф. Одоевский, Н.Г. Чернышевский, П.Ф. Каптерев и др.

Считали, для детей надо одушевить «весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…». Природа развивает чувства, помогает понимать окружающий мир, ибо она «полна не одних органических сил – она полна и поэзии, которая наиболее свидетельствует о ее жизни»

П.Ф. Каптерев

В статье «Об эстетическом развитии и воспитании» говорит: «не только повсюду разлита жизнь, но и повсюду развита красота», «если внимательно присматриваться к природе, то можно заметить красоту, рассеянную повсюду»

И.М. Ястребцов, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров и др.

Значительное внимание уделяли развитию у школьников чувства природы, интереса и любви к ней, пониманию ее красоты на основе наглядного обучения, путем включения в учебники и учебные пособия сведений о природе, растительном и животном мире

Лев Толстой

Старался не только знакомить детей с интересными фактами, активизирующими их познавательную активность, но и всячески апеллировал к нравственному чувству детей, стремиться донести до учеников мысль о ценности жизни на Земле, через воспитание в детях «любви ко всему живому», которую считал своей религией, поставить заслон безответственному поведению человека в природе

Таким образом, в отечественных философско-педагогических концепциях и практике воспитания отчетливо выделяется эколого-эстетический компонент, связанный с духовно-нравственным отношением к природе, окружающему миру, жизни, идеями единения человека с природой, любви и сострадания ко всему живому, целесообразной трудовой деятельности – без ущерба природному миру, творения добра.  

Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания будущих поколений в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки будущих поколений к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, где учащиеся открывают для себя  удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Среднюю и старшую школы можно рассматривать как ступени обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

На всех этапах школьного обучения необходимо помнить о такой функции природы, как красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Поэтому мы, представители различных поколений, обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

Не стоит также забывать и о произведениях искусства, ведь они так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры школьников составляет содержание учебных предметов, которые несут в себе информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений школьников, способствует развитию их оценочных и прогностических суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.

Понятие «природа» на каждой ступени обучения в школе постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах, а также воздействии на нее человеком.

Целевые установки учебных предметов обуславливают необходимость их совместного использования для воспитания школьников в духе любви  и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.

Необходимо отметить, что на всех ступенях школьного образования определен довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ природопользования и геоэкологии, а также принципов экологического прогнозирования и моделирования.

Охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Таким образом, необходима экологизация знаний учебных предметов. Среди школьных дисциплин в развитии тенденции экологизации особое место принадлежит естественнонаучным дисциплинам, формирующим естественнонаучное мировоззрение, стиль и способ мышления, на основе которых выстраиваются взаимоотношения человека с окружающим его миром и формируется соответствующее общественное сознание, управляющее этим процессом.

В методах преподавания естественнонаучных дисциплин предусматривается не только передача экологических знаний, но и выработка к ним соответствующего отношения от озабоченности до ответственности, что возможно только с помощью личностно-ориентированных методов обучения.

Отражение субъективных отношений школьников к природе

Отношения – один из важнейших компонентов функционально-динамической структуры личности. Складываясь на протяжении всей жизни человека, они оказывают непосредственное влияние на внутренние условия развития личности, ее поведение и определяют становление индивида как сознательного субъекта деятельности.

На настоящий момент в психологии сложились два подхода в трактовке понятия «отношение». В первом случае оно раскрывает объективную связь человека и предмета, а также одной личности к другой. Во втором случае – отношение рассматривается как реакция на предмет, явление, действие, т.е. субъективная позиция к ним.

Природа выступает в качестве основного источника формирования отношений и ценностей личности. На основе приведенной классификации отношений личности Зотов В.В. и Зотова Т.В. в своей статье «Отражение субъективных отношений к природе в курсе «природолюбие»  выделяют следующую типологию субъективных отношений человека к природе:

  1. Эмоционально-ценностное отношение к природе – это потребность в эмоциональном переживании процесса общения с природой, а также соответствующие мотивы и интересы. Данное отношение находит свое воплощение в чувствах удовольствия – неудовольствия, радости – печали, любви – ненависти, возникающих в процессе взаимодействия с тем или иным природным объектом;
  2. Рациональное (познавательное) отношение к природе – потребность познаний природы, рассудочного освоения окружающей действительности, а также включает в себя соответствующие мотивы и интересы. Отношение этого типа воплощается в стремлении к расширению объема знаний о природе и различных объектов в ней, раскрытию закономерностей развертывания различных природных процессов.  
  3. Деятельностно-практическое отношение к природе – потребность в осуществлении целенаправленной преобразующей деятельности по отношению к природе или отдельному ее объекту, соответствующие мотивы и интересы. Находит свое выражение данный тип отношений и в стремлении к осуществлению природоохранной деятельности, желании ухаживать за растениями и животными.

 Исторически субъективное отношение к природе развивалось плавно, без резких изменений: от страха к чувству ответственности (см. рис.1.).

Важнейшее значение в развитии восприятия природной среды отводится возрастным особенностям школьников. Данные о возрастных закономерностях развития отношения к природе позволяют более эффективно осуществлять процесс эколого-эстетического воспитания.

Страх перед стихией

Удовольствие от реализации потребности в пище и крове

Радость от победы над хищником

Преклонение перед силами природы

Восхищение красотой природы

Чувство долга и ответственности за сохранение равновесия в системе «человек – природа»

Рис.1. Развитие субъективного отношения к природе (составлено автором по данным Шульженко, 2006, Зотова и Зотовой, 2001)

Эколого-эстетическое воспитание направлено на воспитание бережного (непотребительского, хищнического) отношения к природе, затрагивать проблему воспитания у ребенка любви к природе, уважительного отношения к животному и растительному миру, но, к сожалению, в данном направлении на сегодняшний момент существует серьезнейший пробел. Эта задача должна быть решена путем разнообразных интегративных курсов школьных дисциплин или же серии интегративных уроков, и географии в этом отводится главенствующая роль. В ходе урока географии можно использовать знания таких школьных предметов, как биология, химия, физика, обществознание и т.д., но решить проблему воспитания бережного отношения к природе можно посредством предметов искусства. На рис.3. представлена схема эколого-эстетического воспитания: проблема, решение, цель и результат, а задачи рассмотрены отдельно.

         

Рис.2. Возрастные особенности восприятия природного мира школьников (составлено автором по данным Дерябо, 1993, Шейнис, 1993, Ясвин, 1993)

Рис.3. Эколого-эстетическое воспитание школьников (составлено автором)

Основными задачами интеграции географии и искусства можно определить так:

  • Создание педагогических и образовательных приемов, методов, форм, решений и подходов, направленных на воспитание доброго и светлого чувства любви к природе, эмоционально-ценностного, уважительного и бережного отношения к природному миру, ответственности за его сохранение;
  • Создание благоприятных условий внутренней и внешней воспитательной среды, способствующих эффективному, грамотному и творческому решению различных вопросов географии;
  • Использование разнообразных методических приемов и форм обучения, помогающих учащимся видеть и понимать красоту природы, грамотно осознавать и понимать окружающий мир, оценивать происходящее, воспитывающих адекватное экологическое мировоззрение и культуру поведения на природе, целостный взгляд на нее;
  • Предоставление возможности каждому учащемуся стать непосредственным участником проводимых во время учебного процесса мероприятий, направленных на сохранение и защиту природной среды;
  • Включение в учебно-познавательный процесс рассматриваемых тем и вопросов, позволяющих комплексно и всестороннее подходить к проблеме эстетического, экологического, нравственного и духовного воспитания и обучения;
  • Внедрение в учебно-воспитательный и творческий процессы возникающих во время проведения занятий идей и предложений учащихся по различным направлениям охраны природы, защиты окружающей природной среды, решения различных экологических проблем;
  • Обеспечение присутствия динамики действий, заставляющих каждого учащегося в отдельности принимать самое активное участие в процессе изучения той или иной темы, знакомства с представителями растительного и животного мира.

Таким образом, формируется ответственное отношение к природе, которое предполагает, чтобы каждый учащийся осознавал себя ответственной личностью и в то же время понимал, в чем лично для него заключается многосторонняя ценность к природе. Структура такой ответственности раскрывается взаимодействием трех компонентов: мотивационного, операционного и оценочного (см. рис.4.).

Рис.4. Компоненты экологической ответственности школьников (составлено автором по данным Г.Н. Каропа)

     Сформированность данных компонентов требует соответствующего образования подрастающего поколения, и важнейшее место здесь отводится школьной географии. В данном аспекте предпочтение отводится начальному курсу географии, где формируется большое количество общих понятий, а работы на местности формируют умения и навыки наблюдений и исследований явлений природы.  

Таким образом, субъективное отношение к природе формировалось на протяжении многих веков; первые официальные упоминания, повествующие о красоте природы и потребности жить в гармонии с ней, указаны в Библии. Многообразие связей эстетического и экологического воспитания не вызывает сомнений. С уверенностью можно сказать, что возможность видеть прекрасное – это залог экологической ответственности. Формированию  экологически грамотного человека способствует эколого-эстетическое воспитание, реализующееся на  уроках географии в школе. Думаю, что одним из подходов в осуществлении становления экологически грамотной личности заключается в том, чтобы образовательный процесс решался путем эколого-эстетического воспитания, т.е. интеграцией географии и искусства (музыка, литература, фотография, изобразительное искусство). Рациональное использование средств обучения позволит каждому учащемуся на красочных, ярких примерах понять все сложность и неповторимость природного мира, увидеть красоту, сформировать идею о природоохранной деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. – 232 с.
  2. Зотов В.В., Зотова Т.В. Субъективное отношение человека к природе. http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20061115104247.pdf 
  3. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. №1. - С.69-73.
  4. Шейнис Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: Автореф. канд. психол. Наук - М., 1993. – 35 с.
  5. Шульженко А.К. Эколого-эстетическое воспитание молодежи в европейской и отечественной педагогике: автореф. дис. ... док-ра пед. Наук. – М., 2006. – 45 с.
  6. Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Автореф. канд. психол. наук М., 1993. – 41 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

Методические рекомендации при подборке наглядных материалов для формирования эколого-эстетического воспитания у обучающихся на уроках географии

В статье рассмотрены вопросы экологизации, термин эколого-эстетического воспитания, роль географии в формировании эколого-эстетического воспитания обучающихся на уроках географии. Подробно изложены: м...

Доклад на тему: Эколого-эстетическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях, направляемых на...

Эколого-эстетическое воспитание школьников как важный элемент педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формир...

Консультация (рекомендации) для учителей младшего звена на тему: «Игра как средство эколого-эстетического воспитания».

Рекомендации для учителей младшего звена при использовании игр в эколого-эстетичесом воспитании школьников....