Программа элективного курса "Город и его экология"
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Запривода Анна Юрьевна

В системе географических знаний особое место приобретают знания о формировании и развитии городской среды жизни человека. В городских поселениях формируется особая (урбанизированная) среда, являющаяся продуктом взаимодействия природы и человеческой деятельности.

Проблемы городов к концу XX века приобрели статус глобальных, ими занимаются представители многих научных дисциплин – экономисты, социологи, экологи, географы.

Элективный курс «Город и его экология» предназначен для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 34ч. (1 ч в неделю.)


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_gorod_i_ego_ekologiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

Директор МОУ «ООШ №8 «

____________Е.В.Киреева

Составитель : Запривода Анна Юрьевна

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Город и его экология"

В системе географических знаний особое место приобретают знания о формировании и развитии городской среды жизни человека. В городских поселениях формируется особая (урбанизированная) среда, являющаяся продуктом взаимодействия природы и человеческой деятельности.

Проблемы городов к концу XX века приобрели статус глобальных, ими занимаются представители многих научных дисциплин – экономисты, социологи, экологи, географы.

Элективный курс «Город и его экология» предназначен для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 34ч. (1 ч в неделю.)

Основные цели и задачи элективного курса «Город и его экология»


  • Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями о городах мира, их проблемах и перспективах развития для будущей профессиональной деятельности.

  • Дополнить и углубить знания учащихся о пространственных аспектах урбанизации.

  • Исходя из специфики курса, более детально ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами городов.

  • Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, радио, телевидение).


После изучения данного курса учащиеся должны:


  • иметь представление об основных вопросах мировой урбанистки;

  • понимать роль городской среды как среды жизни человека, ее качество, факторы формирования, оптимизации;

  • уметь оценивать влияние различных факторов на городскую среду, осуществлять прогноз и перспективное планирование;

  • уметь пользоваться литературными источниками информации;

  • усвоить навыки экологической культуры.




Пояснительная записка

Программа элективного курса «Города мира» предназначена для учащихся 9 классов.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными городами мира. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста, учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистки. Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения учащимися разных профилей. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который может максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Учебно-тематический план


п/п


Наименование тем курса


Всего часов


В том числе:


Форма контроля


лекц.


практ.


семин.


1.


Введение


1


2.


От города до мегаполиса


3


2


1


Тестирование


3.


Основные исторические типы городов


6


3


2


Тестирование


4.


Города в территориальной структуре хозяйства


4


1


1


2


Участие в
семинаре


5.


Современные города России и мира


2


1


1


Участие в
семинаре


6.


Итоговое занятие


1


1


Итого:


17


Содержание

Введение. (1 час).

Тема 1. От города до мегаполиса. (3 часа).

Лекция: Город. Типы городов. Что такое город. Классификация городов (1 час)

Лекция: Город, городская агломерация, мегаполис – как формы расселения. Самостоятельная работа: Урбанизация, ее глобальный характер
(1 час).

Тема 2. Основные исторические типы городов. (6 часов).

Лекция: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока. (1 час)

Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока. (1 час).

Лекция: Города Нового времени. Города Древней Руси и России (с древнейших времен до начала XX века) (1 час).

Лекция: Города XX века. (1 час).

Семинар: Города: история и современность. Город – центр своего
окружения. (1 час).

Тема 3. Города в территориальной структуре хозяйства. (4 часа).

Лекция: Города – опорный каркас расселения. (1 час).

Самостоятельная работа: Концепции развития городов. (1 час).

Семинар: Города мира: история и современность. (2 часа).

Тема 4. Современные города России и мира. (2 часа).

Лекция: Типы современных городов мира. Города России. (1 час).

Семинар: Города XXI века: перспектива и реальность. (1 час).

Заключительное занятие. (1 час).



Литература для учащихся.


  1. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2002.

  2. В.Н. Холина. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 2002.

  3. Географические атласы для средней школы.

  4. Детские исторические и географические энциклопедии.

  5. Исторические атласы для средней школы.

  6. Камерилова Г.С. «Экология города». 10-11 класс. – М.: Просвещение, любое издание.

  7. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М: Просвещение, 2002.


Литература для учителя


  1. А.Э. Гутков, В.Л. Глазычев. Мир архитектуры: лицо города. – М.: 1990.

  2. В.Н. Холина. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 2002.

  3. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2002.

  4. Г.М. Лаппо. География городов. – М.: 1997.

  5. Е.Н. Перцик. Города мира. География мировой урбанизации. – М.: 1999.

  6. Исторические и географические атласы.


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Экология города» предназначена для учащихся 9 классов.

В системе экологических знаний особое место приобретают прикладные аспекты экологии, в том числе связанные с формированием и развитием городской среды как среды жизни человека. Они составляют содержание элективного курса экологии города.

В городских поселениях формируется особая городская среда, являющаяся продуктом взаимодействия природы и человеческой деятельности. Концентрация в городах населения, промышленности, транспорта определяет силу антропогенного воздействия на природную среду и проявление всех экологических проблем.

Цели элективного курса «Экология города»:


  • Дать представление о городской среде как среде жизни человека, ее качестве, факторах формирования, оптимизации.

  • Развить умения оценивать влияние различных факторов на городскую среду, осуществлять прогноз и перспективное планирование.

  • Воспитывать эстетический вкус, бережное, ответственное отношение к природному и культурному окружению.


Основные понятия курса: городская среда, качество среды, компоненты среды, факторы формирования, здоровье, экологическая ситуация, экологическая проблема и др.

В процессе изучения предполагается взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности. Программа курса открывает возможности для
организации творческих форм занятий через дискуссии, семинары, экскурсии.

Элективный курс «Экология города» может изучаться совместно с курсом «Города мира», а также отдельно от последнего, т.е. самостоятельно.

Учебно-тематический план


п/п


Наименование тем курса


Всего часов


В том числе:


Форма контроля


лекц.


практ.


семин.


1.


Введение


1


2.


Экология города как прикладная экологическая область знаний


2


1


1


Тестирование


3.


Городская среда и ее качество


6


3


2


1


Тестирование


4.


Экологические проблемы городов


5


1


2


2


Участие в
семинаре


5.


Пути решения экологических проблем


2


1


1


Участие в
семинаре


6.


Итоговое занятие


1


1


Защита творческой работы


Итого:


17


Содержание

Введение. (1 час). Актуальность задачи, содержание и структура курса.

Тема 1. Экология города как прикладная экологическая область знаний. (2 часа).

Лекция: Городская среда как среда жизни человека. (1 час)

Самостоятельная работа: Функционирование городской среды по принципу экологического равновесия. (1 час).

Тема 2. Городская среда и ее качество. (6 часов)

Лекция: Качество городской среды, критерии качества. Показатели качества: экономические, санитарно-гигиенические, социологические, эстетические. (1 час).

Самостоятельная работа: Здоровье – показатель качества городской среды. (1 час).

Лекция: Мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния городской среды под влиянием антропогенной деятельности. Станции наблюдения. (1 час).

Самостоятельная работа: Анализ системы мониторинга городской среды. (1 час).

Семинарское занятие: Качество городской среды одного из городов. (1 час)

Тема 3. Экологические проблемы городов. (5 часов).

Лекция: Экологические проблемы городов: природно-ландшафтные, ресурсно-хозяйственные, антропоэкологические. Загрязнение. (1 час).

Самостоятельная работа: Виды загрязнения городской среды. Главные источники загрязнений. Основные вещества-загрязнители. (1 час).

Самостоятельная работа: Транспорт – основной источник загрязнения городской среды. (1 час).

Семинарское занятие: Физическое загрязнение: радиоактивное, тепловое, шумовое, электромагнитное; биологическое загрязнение. Проблема городских свалок. (2 часа).

Тема 4. Пути решения экологических проблем. (2 часа).

Лекция: Пути решения экологических проблем: технологические, экономические, правовые, архитектурно-планировочные, воспитательные. (1 час).

Семинарское занятие: Пути решения экологических проблем городской среды. (1 час)

Итоговое занятие: Защита творческой работы. (1 час).

Литература.

  1. Григорьев А.А. Уроки экологических просчетов. – Л. 1991.
  2. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир. – М. 1985.
  3. Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. – М.; 1987.
  4. Перцик Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. – М., 1990.
  5. Холина В.Н. География человеческой деятельности. – М., 2002.
  6. Камерилова Г.С. Экология города. Учебник для 10-11 кл.
  7. Яницкий О.А. Экологическая перспектива города. – М., 1987.
  8. Исторические и географические атласы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Рабочая программа элективного курса Химия и экология

Рабочая программа элективного курса Химия и экология...

Программа элективного курса "Физика и Экология"

Программа элективного курса "Физика и Экология"...

Программа элективного курса "Основы общей экологии"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов и включает вопросы глобальной, популяционной экологии, экологии человека и социальной экологии....

Программа элективного курса по биологии "Экология человека" для учащихся 9 класса

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки элективн...

Рабочая программа элективного курса Физика и экология

Рабочая программа элективного курса Физика и экология...

Рабочая программа элективного курса Физика и экология

Рабочая программа элективного курса Физика и экология...