Реки - тупики
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Рассматривается одна из тем элективного курса '' Географическое положение России '' в рамках предпрофильной подготовки учащихся по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_reki_-_tupiki.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема : ‘’ Реки- тупики’’

Цель : закрепить знания учащихся о внутренних водах России ; продолжить формирование умений работать с различными картами атласа.

        Материал для беседы.

Учитель-------Вспомните ,  что мы относим к понятию ‘’ внутренние воды’’?

        - Дайте определение реки.

        - Какие части реки вы знаете ?

        - К бассейнов каких океанов относятся реки России?

        - Какое направление течения имеет большая часть рек нашей страны?

        - Какое экономическое значение имеют реки?

        -Назовите и покажите  главные речные артерии нашей  страны.

        - Какие из них больше всего используются в качестве речного транспорта?

        - Все ли реки способствуют торговле нашей страны с соседними государствами?

        - Можно согласиться с тем , что текущие на север сибирские реки , впадающие во льды, никому пока не открывают нашу территорию. Но есть и другие реки , которые могли служить “световодами’’ для проникновения к нам влияний извне.

        - Их почти нет .Мы гордимся количеством , протяженностью  и   величием наших рек. Но наши реки – ‘’слепые кишки’’ . Вы уже правильно отнесли к ним реки Сибири.

        - А Амур?

        - Но он же  впадает в Охотское море . На противоположной стороне его живут палеоазиатские народы, о которых мы уже говорили. Кому Амур открывает нас ? Что же касается его течения по китайской границе , то здесь он , скорее, разъединяет нас с Китаем , чем открывает. Это не Нил , который, пересекая Судан и Египет , издревле заставляет обе страны открываться друг другу. Это не……….. Впрочем , подумайте сами , с какими международными реками , нанизывающими на себя по нескольку стран , мы не можем сравнить Амур .

Драма нашей географии в том , что Волга , матушка Волга , главная река русской истории , завела нас предательски в тупик Каспия. Наша политика не раз пыталась ‘’  исправить ошибку’’ Волги военным присутствием то в Иране ( Персидские походы Петра , период Второй мировой войны ) , то в Афганистане . Но Волга так и не ‘’ впала’’ в теплые воды Индийского океана.

- И что же , Россия вообще не имеет речной связи со странами дальнего зарубежья?

- Есть один внутренний водный путь , по которому      можно попасть    из России в Западную Европу. Сейчас он устарел  и почти не используется , но когда – то имел некоторое значение для развития внешней открытости России. Посмотрите на  карту.

( Карта ‘’ Водный транспорт ‘’ – см. : Атлас для 9 класса .- М.: Дрофа , 2011.)

- Какие территории нашей страны более 30 % грузов перевозят , используя речной транспорт ?

- По долинам рек издавна селились люди . Недаром первые человеческие цивилизации мы называем     ‘’ речными цивилизациями ‘’ .

Реки давали воду , пищу , но реки оказывались грозным врагом во время разлива.

Практическая работа ‘’ Выявление  зависимости режима рек от климатических условий’’ .

№ п/п

Название рек

Климатические условия

Время вскрытия

Время ледостава

1

Волга

2

Дон

3

Енисей

4

Амур

Задания :

  1. Выявите , какое влияние оказывает большая длина реки при меридиональном расположении на весеннее половодье.

2)Определите районы нашей страны , наиболее страдающие от весенних паводков рек .

3) Ответьте , какие реки имеют не только весеннее половодье , но и летние паводки. От  каких причин они происходят ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-диспут "Перестройка - выход из тупика или катастрофа?"

Методическая разработка урока-диспута по теме "Перестройка"...

ТУПИКИ «РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ» (размышления о настоящем кризисе)

Размещаю в порядке дискуссии на уроках  обществознания и экономики по теме "Типы экономических систем"....

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

НАРКОТИКИ – ЭТО НЕ ПУТЬ, ЭТО ТУПИК!

Цель: вовлечение воспитанников в мероприятия антинаркотической направленности, пропаганда здорового образа жизни....

НЕ ТАЕЖНЫЙ ТУПИК, А ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ЛЫКОВЫХ. Михаил ФЫРНИН ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Речь идет о драматической судьбе семьи Лыковых, прожившей почти 40 лет в Алтайской тайге в полной изоляции - в своем собственном мире....

"Наркотики - это не путь, это тупик" - презентация

Во время мероприятия обсуждается проблема, связанная с приемом наркотиков. Цель презентации – предупредить распространение наркомании среди несовершеннолетних, способствовать выработке у подрост...

Классный час "Наркотики это не путь - это тупик"

ЕДИНЫЙ  КЛАССНЫЙ   ЧАС НАРКОТИКИ ЭТО НЕ ПУТЬ – ЭТО ТУПИК!Цели:расширить представление о негативном влиянии психотропных веществ на  человека;формирование негативного отношени...