Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)
учебно-методический материал (география, 6 класс) по теме

Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_atmosfera.rar1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс.

(Урок-игра «Приключение Незнайки»)

Тема урока:  Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера»

Цели урока:

обобщить полученные знания по теме «Атмосфера»; повторить термины и понятия темы; продолжить формировать навыки работы с географическими картами, атласами, схемами; формировать навыки работы учащихся в группе и индивидуально. Формировать навыки географического мышления, умения применять полученные знания на практике.

Оборудование:

Конверты с заданиями, игровое поле «Игра в снежки», карточки-задания, карточки – схемы, таблички с показаниями атмосферного давления, лента-схема «Направление ветра». Фигурки Незнайки и Знайки. Для оформления доски большие фигуры Знайки и Незнайки. Мультимедийное оборудование.  

Тип урока:

Урок – обобщение

Структура урока:

1. Организационный момент

2.  Актуализация знаний

3. Выполнение заданий:

а) «Письмо от Незнайки»        

б) «Игра в снежки»

в) «Знайкина задача»

г) «Я знаю!»

д) «Я умею!»

е) «Кто быстрее, кто сообразительнее»

ж) «Занимательная география»

4. Выводы

5. Подведение итогов

План.

1. Вводное слово учителя, постановка целей и задач

2. Выполнение задания в группе «Письмо от Незнайки»

3. Проведение игры «Игра в снежки»

4. Индивидуальная работа «Знайкина задача»

5. Работа у доски «Я знаю!»

6. Индивидуальная работа «Я умею!»

7. Работа с классов «Кто быстрее, кто сообразительнее»

8. Выступления учащихся с опережающим заданием

9. Выводы

4. Подведение итогов

1. Вводное слово учителя, постановка целей и задач

Учитель:

Объявляет тему, цели и задачи урока. Озвучивает план урока. В сказке Носова о Незнейке, Незнайка скрывается от Знайки, потому что не хочет учиться. Данные герои у нас в гостях. В одной стороне доски висит рисунок, сделанный учениками Знайки, в другой Незнайки. При выполнении заданий учащиеся получают жетоны-фигурки героев сказки.

 За правильный ответ – жетон-Знайка, за неправильный – жетон-Незнайка. Все жетоны прикрепляются на доску соответственно рисункам.  

2. 2. Выполнение заданий

Консультация учителя по выполнению работы.

Учитель раздает группам (по 4 учащихся в группе) конверты с письмами от Незнайки.  

  1. Выполнение задания в группе «Письмо от Незнайки»

Учащиеся  выполняют задания, вставляют пропущенные слова в тексте (Приложение 1), за каждый правильный и неправильный ответ получают жетон и размещают на доску в соответствии с героем сказки.

Если групп мало, то можно озвучить ответы (только вставленные слова), если групп много, то можно пригласить жюри из старшеклассников, которые будут проверять работы.                          

Учитель объясняет правила игры:

на доске находиться, за ранее приготовленное игровое поле, все квадраты которого закрыты плотной бумагой.  

  1. Проведение игры «Игра в снежки»

Учащиеся по очереди, подходят к доске, открывают 1 клетку,  где указана цена ответа и отвечают на заданный вопрос на знание терминов и понятий. Получают жетон (Приложение 2)

Учитель раздает конверты с заданием, каждому учащемуся.

  1. Индивидуальная работа «Знайкина задача»

Учащиеся решают задачу по вычислению температуры воздуха с поднятием в высоту (Приложение 3) Получают жетоны.

Учитель выдает, каждому учащемуся, выходящему к доске, карточку с показателями атмосферного давления  

  1. Работа у доски «Я знаю!»

а) Первый учащийся, который вышел к доске, называет нормальное атмосферное давление и прикрепляет  карточку на доску. Всем остальным выдать карточки, которые вывешивают на доске, в соответствие – пониженное или повышенное давление.  

б) Каждый учащийся выходит к доске и получив карточку с заданием, где указано направление ветра, учащемуся нужно начертить стрелку, указывающую заданное направление.  

Учитель раздает конверты с заданием.

  1. Индивидуальная работа «Я умею!»

Учащиеся выполняют задание самостоятельно (Приложение 4)

Учитель задает всему классу вопросы, содержащие дополнительную информацию по теме

  1. Работа с классом «Кто быстрее, кто сообразительнее»

Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя (Приложение 5)



Учитель предлагает послушать, подготовленные дама, сообщения учащихся

  1. Выступления учащихся с опережающим заданием

Выступление учащихся, с использованием мультимедийного  проектора.

Примерные темы: «Смог», «Сколько может выпасть снега за один год», «Удивительный дождь», «Живые барометры» (Приложение 6)

   

 5. Выводы

 Посчитать фигурки Знаек и Незнаек на доске. Сделать вывод с учащимися об усвоении ими тем по разделу «Атмосфера»

Учитель анализирует деятельность учащихся на занятии

6.Итоги урока:

 

Приложение 1

Учитель: Сегодня Незнайки от Знайки пришло письмо, но по - рассеяности он оставил его в саду, пошел дождь и письмо намокло, некоторые слава в нем размыты, теперь Незнайка не может его прочесть, потому что не селён в географии,  надо ему помочь.

                                  «Дорогой, Незнайка!»

     Совсем недавно я совершил интересное путешествие, о котором хочу тебе рассказать в письме. Путешествие мое было необычным, оно произошло в нижних слоях атмосферы    (вставить слово). Оказывается здесь можно увидеть много интересного. Отправившись в горы, я заметил, что наш (вставить слово) с поднятием в горы показывал (вставить слово) атмосферное давление. В горах не только интересно наблюдать за изменением давления, но и за разными типами облаков, которые здесь хорошо видны. Я видел огромные пушистые (вставить слово) облака, в высоту они могут достигать 2 км, в них формируются (пропущенные слова), которые падают на поверхность Земли.  А выше можно увидеть тонкие едва заметные (вставить слово) облака. Нередко в горах я ощущал на себе горизонтальный поток воздуха – (вставить слово) Незнайка, как называется прибор для определения его направления?  

                                                                           С уважением Знайка.  

Приложение 2

         1                        2                     3               4                      5                     6                7


A






Б





В



Г



- вопрос на 1 балл    - вопрос на 2 балла

- вопрос на 3 балла     - вопрос на 4 балла

(Вопросы составлены на знание терминов и определений по теме «Атмосфера»)

Приложение  3

                                     Дорогой  Незнайка!

     Путешествуя на воздушном шаре, я заметил, что поднимаясь вверх с каждым км. температура понижалась примерно на 6 градусов. Вычисли, какая температура была за бортом воздушного шара на высотах 1 км, 3,5 км, 7 км; если температура у поверхности Земли была + 10 градусов.  

Приложение 4

  1. Вычислить давление у подножья холма, если на его вершине 758 мм, а высота его 40 м. Известно, что с поднятием в высоту на 10 м, давление понижается на 1 мм.
  2. Какое давление будет на вершине горы, если у подножья атмосферное давление  760 мм, а высота горы 1000 м ?

Приложение 5

  1. Мы двигались по открытой местности. Внезапно подул сильный ветер, и туча закрыла солнце. Сразу потемнело, сверкнула молния, загремел гром. Мои спутники радостно закричали: «Наконец-то дождь!». Но проводник покачал головой. Вскоре мы услышали шум дождя. Он доносился сверху, но ни одна капля не упала на нас. Все недоумевали.

   Почему дождь не «дошел» до поверхности земли, где это может происходить?

  1. Отрывок из романа М. Твена «Приключение Тома Сойера»

«В воздухе была духота, которая предвещала недоброе. Мальчики все сильнее прижимались к огню, хотя ночь была горяча и удушлива. Царила торжественная тишина. Вдруг дрожащая вспышка тускло озарила листву и исчезла. Затем сверкнула другая, немного ярче. И еще, и еще…

…Ослепительные молнии одна за другой сверкали почти непрерывно, раскаты грома не смолкали ни на миг. Хлынул неистовый ливень, и нараставший ураган, свирепея гнал его над землей сплошным водопадом. Гроза все усиливалась

- Скорее! – скомандовал Том.

Мальчики схватившись за руки и, поминутно спотыкаясь и набивая себе синяки, бросились бежать под защиту огромного дуба, стоявшего на берегу».

     Правильно ли поступили ребята, решив укрыться от грозы под дубом? Почему?

  1. По бездонной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Уставшие путешественники спешат к нему… Но проходит немного времени, и  озеро исчезает.

                  Как называется это явление и где оно бывает?

   

Приложение 6

                                                          Смог                                                                Смогаэрозоль, состоящий из дыма, тумана и пыли, один из видов загрязнения воздуха в крупных городах и промышленных центрах (слайд).  Первоначально под смогом подразумевался дым, образованный сжиганием большого количества угля (смешение дыма и диоксида серы SO2). В 1950-х гг. в Калифорнии Хааген-Смит впервые описал новый тип смога — фотохимический, который является результатом смешения в воздухе следующих загрязняющих веществ: оксиды азота, например, диоксид азота (продукты горения ископаемого топлива); тропосферный (приземный) озон; летучие органические вещества (пары́ бензина, красок, растворителей, пестицидов и других химикатов); перекиси нитратов (слайд).                                                                                          Смог может образовываться практически при любых природных и климатических условиях в крупных городах и индустриальных центрах с сильным загрязнением воздуха. Наиболее вреден смог в тёплые периоды года, в солнечную безветренную погоду, когда верхние слои воздуха достаточно тёплые, чтобы останавливать вертикальную циркуляцию воздушных масс. Это явление часто встречается в городах, защищённых от ветров естественными преградами, например холмами или горами (слайд).                 Густонаселённые города, подверженные смогу: Лондон, Лос-Анджелес, Мехико, Афины, Гонконг, Пекин, Москва и т. д.  Большое число производств в континентальной части Китая так сильно загрязнили воздух, что небоскрёбы Гонконга скрыты за плотной завесой смога. Смог наблюдается обычно при слабой турбулентности (завихрение воздушных потоков)  воздуха, и следовательно, при устойчивом распределении температуры воздуха по высоте, особенно при инверсиях температуры, при слабом ветре или штиле (слайд).                                                                                                 Смог снижает видимость, усиливает коррозию металлов и сооружений, оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека. Интенсивный и длительный смог может явиться причиной повышения заболеваемости и смертности. Угарный газ, входящий в состав смога, представляет собой соединение углерода с кислородом; газ без цвета и запаха.

                                                       

                                                       Снег  (слайд)

        Снег не одинаков. Ну и кто же может знать это лучше лыжников и сноубордистов? Лыжники в начале 1900 х гг придумали свою терминологию для описания различных видов снега. Например, пиф-паф, пюре, снег-шампанское, цветная капуста, липкий снег, пыль. Многие думают, что снег бывает белый или голубой, также его цвета варьируются от желтого и оранжевого до зеленого и даже фиолетового! Но верьте или нет, снег на самом деле бесцветный! Удивленны? А дело вот в чем. Согласно Государственному Центру информации о снеге и льде, сложная структура снежных кристаллов преобразовывается в бесчисленное множество мельчайших поверхностей, от которых отражается свет. Устойчивые к холоду водоросли это крошечные фотосинтетические организмы, растущие на снегу и льду северного полюса и альпийских регионов. Разные виды водорослей могут окрасить снег в желтый, красный, оранжевый, коричневый, зеленый оттенок. Конечно, снег приобретает какой-то цвет после падения на землю. Если в воздухе находится большое количество пыли, примесей или песка, то можно увидеть, как падает розовый, коричневый, оранжевый или красный снег. Оранжевый снег выпал в Сибири в 2007 г, а Краснодар красовался розовым снегом в 2010 г (слайд).                         По словам специалистов, снежинки это скопление множества маленьких кристаллов льда. Большинство снежинок не больше 1 см в ширину. Водный компонент снежинок более непостоянный, чем мы думаем. Средняя снежинка сделана из 180 млрд молекул воды, но процент снеговой воды зависит от различных факторов, таких как температура, структура кристаллов, скорость ветра и т.д. Хотя изображения самой большой зафиксированной снежинки нет, однако согласно Книге Рекордов Гиннеса гигантская снежинка была найдена в Форт Киу, Монтана, 28 января 1887 г. ее ширина составляла 38 см, а толщина 20 см (слайд). 

       Наибольшее количество снега, который выпал за год – 31 102 мм – Вашингтон, 1972 год. Самое большое количество снега за сутки выпало на озере Сильвер, Колорадо, в 1921 г. Толщина снега составляла 190 см. Еще одним внушительным рекордом является 157, 5 см снега, выпавшего в Джорджтауне, Колорадо, 4 декабря 1913 г. Для снега нет слишком низких температур. Он может идти и при очень низких, если есть источник влажности. Однако большинство снегопадов случается при относительно теплой температуре.

Вы знали, что один буран может выбросить более 39 млн т снега, высвобождая энергию, равную 120 атомным бомбам? Великий Буран 1888 г был одной из самых опустошительных снежных бурь, когда-либо случавшихся в Нью-Джерси, Нью-Йорке, Массачусетсе и Коннектикуте. Во время шторма выпало 125 см снега (слайд). 

  1. Самая большая снежинка составила 38 сантиметров в диаметре.
  2. Рекордный по количеству выпавшего снега снегопад зафиксирован 13 — 19 февраля 1959 г. на горе Шаста, шт. Калифорния, США. Тогда выпало 4,8 м снега.
  3. Самый обильный однодневный снегопад был отмечен в Силвер-Лейке, шт. Калифорния, США, 14 — 15 апреля 1921 г., когда за сутки выпало 1,93 м снега.
  4. За один год (с 19 февраля 1971 г. по 18 февраля 1972 г.) в местечке Парадайс на горе Рейнир, штат Вашингтон, США, выпало 31,1 метр снега

                                                           Дождь (слайд)

     Если поднять исторические свидетельства о необычных осадках, когда-либо выпадающих с неба, то среди скупых строчек метеорологических отчетов можно встретить описания, например, дождя из лягушек, рыб или пауков. Словно в подтверждение этих слов совсем недавно двадцать восьмого июня 2012 года в Индии в городе Каннур штата Керала в течение четверти часа шел дождь красного цвета! Картина апокалипсическая, многие жители даже стали пробовать красную жидкость, льющуюся с неба, на вкус, подозревая, что это кровь. Но, нет, это была именно вода красного цвета. К счастью паники удалось избежать, так как чуть более десяти лет назад в 2001 году в Индии уже шел аналогичный красный дождь (слайд).                                                           Спустя несколько месяцев после индийского красного дождя, в конце сентября 2012 года, не менее странное природное явление произошло в Англии. В один из самых обычных осенних дней в небе над туманным Альбионом неожиданно появились падающие камни. Как позже установили ученые, это был невиданный в этих местах метеоритный дождь, щедро разбавленный разным космическим мусором! (слайд)                 Один только девятнадцатый век принес сразу несколько подобных случаев. Исторические хроники описывают падение с неба весной 1890 года в Италии дождя из птичьей крови, в 1896 году сотня мертвых птиц упала к ногам обескураженных жителей Батон-Ружа в Луизиане. Ранее в четвертом веке до н.э. греческий историк Афиней писал о дожде из рыб, который три дня изливался на современный Херсонес, в то время – Пелопоннес. Спустя несколько столетий известнейший историк древности Плиний Старший в своих записях упоминает о дожде из шерсти, крови и отдельных частей тел животных. Аналогичные записи можно обнаружить Плутарха и Гомера, которые также описывали дожди из чистой крови, льющиеся с небес (слайд). Можно было бы списать подобные описания на экзальтацию древних авторов, но подобные случаи наблюдались, как в античное время, так и в средние века, вплоть до наших дней. Характерен пример такого кровавого дождя, когда 17 августа 1841 года над Теннесси появилась туча красного цвета, которая вскоре разродилась дождем из крови, жира и мышечных тканей животных. Похожие явления наблюдались летом 1868 года в Бразилии, весной 1876 года в Кентукки, в 1880 года в Марокко. Причем ни тогда, ни в последующие десятилетия рационально объяснить подобные явления никто, так и не смог (слайд).                                                 Относительно недавно в апреле 2007 года Кристиан Онето Гаона не только наблюдал падающий с неба дождь из пауков, но и первым в мире заснял это аномальное явление на фотокамеру. В подделке аргентинца обвинить нельзя, так как у необычной фото сессии были свидетели. В тот день Кристиан вместе с компанией друзей пошел по горной тропе в горы. Поднимаясь по горной тропе все выше и выше путешественники, обратили внимание, что Земля у их ног буквально усеяна пауками. Чем дальше путники поднимались в гору, тем больше становилось пауков. И, наконец, за очередным поворотом они обнаружили, что пауки буквально падают на них с неба.

                                     

                                              Природные синоптики

Животные и растения очень чутко реагируют на погодные изменения. Ученые насчитывают около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры - предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды (слайд).     Своеобразными барометрами являются цветы. К дождю душистые растения издают еще больший аромат. Перед дождем не раскрывают бутонов розы и шиповник, соцветия ноготков закрываются, мальва поникает, фиалка сгибает стебелек, жимолость и дрема облеплены насекомыми. Цветки полевого вьюнка закрываются плотно перед дождем. Листья папоротника-орляка закручивается к низу - к теплой сухой погоде, расправляются - перед ненастьем. Перед дождем шишки репейника (лопуха) расправляют колючки, цветочки заячьей капусты остаются на ночь открытыми. Колючки чертополоха горизонтальны - к вёдру. Клевер сближает листочки, наклоняется - перед ненастьем, стоит слишком прямо - к надвигающейся буре. Одуванчик перед дождем сжимает пушистый шар. Примечательной особенностью обладают хвойные деревья: они опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, что особенно проявляется у ели. Способностью естественного барометра обладает и сухое дерево. Дубрава шумит к непогоде. Треск деревьев в лесу усиливается к теплу. Если в безветренную погоду лес сильно шумит, летом - к дождю, зимой - к оттепели (слайд). Еще при ясном небе муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник. Пчелы перестают летать за нектаром к цветам, сидят в улье и гудят. Стараются укрыться перед грозой и бабочки крапивницы (слайд).                                                                 Полет стрекоз может многое сказать о состоянии погоды. Если высоко над кустами плавно летит стрекоза - погода будет хорошая. Если стрекозы летают стайками совсем низко и у них сильно шуршат крылья, то скоро будет дождь. О хорошей погоде могут сообщить кузнечики. Если они вечером сильно стрекочут, утро будет солнечное                 Пауки не хуже насекомых знают о приближении дождя или установлении сухой погоды. Если паук сидит, забившись в середину паутины, и не выходит - жди дождя (слайд). Очень чувствительны к перемене погоды лягушки. Если вечером разносится громкое кваканье, то на следующий день будет хорошая погода. К непогоде лягушки тоже квакают, но не заливистой трелью, а глухо. Если же лягушки до этого громко квакали, а потом вдруг замолчали, то надо ждать холодную погоду. У лягушек, по многим наблюдениям, даже цвет кожи меняется в зависимости от надвигающейся погоды: перед дождем они приобретают сероватый оттенок, а перед тем, как установиться ведру, немного желтеют. Вполне объяснимая примета, ведь лягушки заранее готовятся к непогоде или солнечным дням и соответственно будущему световому спектру выдвигают в клетках кожи ближе к ее поверхности необходимые пигментные зерна. 

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион)  9 класс...

Обобщающее повторение по теме Атмосфера

Географическая викторина по теме Атмосфера...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...