эссе "Моя педагогическая философия"
материал (география) по теме

Колесень Лариса Ивановна

Эссе "Моя педагогическая философия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_esse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Колесень Лариса Ивановна, учитель географии Абанской школы №1


Эссе

«Моя педагогическая философия»

В последнее десятилетие термины «педагогическая философия», «философия образования» звучат часто.

Вот и  задумывалась, есть ли у меня  педагогическая философия, ведь я проработала в школе 23 года, из них в Абанской школе №1 три года. Велик  мой учительский опыт. Могу ли я рассуждать о сущности моей педагогической философии. А почему бы и нет? Ведь я уже столько лет каждый день, входя в класс, решаю проблемы обучения в их широком значении – воспитывающем и развивающем. И в определенном смысле именно педагогическая философия задает вектор мышления и определяет характер решения обобщенных педагогических проблем.

Размышляя о философии моей педагогической деятельности, я задаюсь важным вопросом – каким должен быть современный учитель?

Безусловно, профессионалом. Но самого по себе профессионализма мало. Крайне важно, чтобы учитель был личностью творческой и саморазвивающейся. Ведь именно учитель оказывает огромное  влияние  на формирование мировоззрения ученика, которого он обучает.

Современный учитель - это профессионал, он призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но при этом  навсегда оставаться  и учеником.  Хороший учитель постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, учиться общаться с ребятами,  учиться  готовиться к уроку. Учиться, учиться, учиться… Педагогическая деятельность подобна  мозаике - образ складывается из кусочков, каждый из которых необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая: не всегда частички совпадают. Много раз приходится все перекладывать заново и заново.

На своих уроках я  учу детей работать с информацией, а, говоря образно, учу детей «думать». Это сегодня. А в начале работы учителем, хотела показать какая я умная, начитанная. И… «вываливала» на своих уроках всё, что знала по теме. После моей «лекции» не оставалось места ни для какой деятельности. Звенел звонок с урока. Со временем поняла - главное на уроке не учитель, а ученик.

Пришло понимание, пришлось изучать, опробовать другие приёмы работы с детьми. Приёмы, направленные на организацию деятельности учащихся. Естественно возникла необходимость следить  за развитием технологий, которые оказывают влияние на подход к объяснению материала детям и являются предметом изучения.

Мультимедийная технология для меня является ведущей. Учу детей находить информацию из источников: электронные книги, презентации, Интернета. Повысилась мотивация учеников на уроке и во внеурочной деятельности через применение интерактивной доски. Выходят к доске для выполнения заданий, даже дети из классов коррекции. Для повышения своего профессионализма (приведение мыслей в порядок) создала мини-сайт в сети Интернет. Для повышения мотивации детей разместила на нём фотографии с урока. Планирую разместить творческие работы ребят.

Методики КСО позволяют мне организовать системно-деятельностный подход. Развивают у детей коммуникативную компетенцию. А это очень важно для наших детей, не умеющих выразить мысли вслух, построить безконфликтные отношения.

Ищу и нахожу приёмы работы, способные развивать каждого ребёнка. Синквейн - приём работы с информацией, это эффективный метод образного мышления, который способствует быстрому получению результата, метод оценивания понятийного и словарного запаса, приём технологии критического мышления на этапе рефлексии, приём обобщения и синтеза информации.

Используя полученные знания, я веду курс географии так, что он как живой организм  постоянно изменяется и дополняется моим видением программы. Мне кажется актуальной разработка таких направлений в работе учителя, которые послужат развитию учащихся и формированию их системного мировоззрения. Подобный подход делает главный акцент на развитии мышления: логического, творческого, практического. Поэтому на  уроках мы учимся  мыслить,  а главное, мыслить по-разному.

Безусловно, учитель должен работать в определенной  системе, в которой каждый урок или внеклассное мероприятие становится частью единого целого. Стержнем моей системы я считаю развитие компетенций.

 Мне кажется, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость, которое мы сегодня часто называем толерантностью, развивать у сегодняшних учеников самостоятельность, умение отстаивать свои права, готовность к сотрудничеству и творческой деятельности.

Свою главную учительскую и  человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому  ребенку стать свободной, творческой и самодостаточной личностью. Современное общество остро нуждается в людях с верой в себя, в свои способности, умеющих эти способности реализовать для личного и общего счастья. Поэтому моя цель - предоставить ребятам практики, которые помогут социализироваться  в жизни и профессиональной деятельности в новом информационном обществе.

Казалось бы, я достигла профессионализма, к чему ещё стремиться? Ан нет, мало продуктивна исследовательская работа с детьми, мало результативно сопровождение способных детей.  Нет положительного (никакого) опыта участия в профессиональных конкурсах. А ещё, я мечтаю научиться приёмам работы с детьми в технологии 3D (объёмные изображения). А ещё …

В философии   есть  такое  понятие  –  патернализм.  Он означает путь  к цели жизни, к счастью под руководством  патера, отца.  Мои ученики находятся в стадии патернализма.  И  очень  важно,  кто  находится  рядом  с ними  в этот  период, сумеет  ли  он  научить  их  искать  свой  путь. Считаю  совершенно  справедливым  мнение,  что  способный  ребенок  – тот, кому повезло,  что  на  его  пути   встретился  человек, заметивший эту способность.    Я делаю многое, чтобы быть таким человеком. Ведь  дальше  наступает  этап  свободы –  путь к  той  же  цели,  но на  основе  уже  собственных  усилий  и   собственной   воли. Вот где пригодятся компетенции, приобретённые в школе.

Воспитание  творческой  личности,  способной   свободно  и  самостоятельно  мыслить, личности,  которая смогла  бы  противостоять негативным соблазнам  нашего времени,  нести  в себе  духовные  ценности   и  критическое   мышление этим самым социализироваться в современном обществе - это и есть моя педагогическая философия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...