профессиональный конкурс "Режиссура урока"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Бронникова Любовь Ивановна

материал включает разработку урока, презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Влажные экваториальные леса Южной Америки»

Цели урока:

познавательная (обучающая)

- рассмотреть особенности экваториальных лесов - самой большой природной зоны Южной Америки;

- познакомить учащихся с органическим миром экваториальных лесов, показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы;

-учить учащихся выявлять особенности влияния компонентов природы (географического положения, рельефа, климата, вод, почв) на органический мир.

развивающая 

- развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;

-стимулировать творческую мыслительную деятельность с целью углубления знаний о природе экваториальных лесов Южной Америки;

- учить овладевать навыками и умениями творчески применять на практике полученные знания

воспитательная

- стимулировать развитие умений работать в коллективе;

- продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе;

-совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: 

  1. наглядный,
  2. объяснительный,
  3. практический.

Оборудование:

  1. физическая карта Южной Америки;
  2. карта природных зон мира;
  3. атласы;
  4. мультимедийный проектор;
  5. презентация “Влажные экваториальные леса Южной Америки - сельва”.

Учащиеся должны знать: местонахождение сельвы, представителей растительного и животного мира сельвы, экологическую проблему влажного леса для здоровья людей

Учащиеся должны уметь: объяснять своеобразие растительного и животного мира сельвы в зависимости от компонентов природы

Ход урока       

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

(слайд №4)

  1. Какие природные зоны есть на материке?
  2. В каком направлении сменяют природные зоны друг друга? Почему? 
  3. Какие из них занимают наибольшую площадь? Почему?

4)Как в Южной Америке проявляется широтная зональность?

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

        Польский путешественник А. Фидлер писал так: « Кто - то метко заметил, что человек, попавший в этот лес, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда ослеплённый сказочными богатствами Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он наконец удирает из этого «зелёного ада».

Представьте себе, безбрежный океан гигантских деревьев, опутанных лианами и образующих непроходимую чащу и огромное количество упавших и наклонившихся деревьев. Деревья достигают высоты до 60 метров. Цветы встречаются редко и раскрываются на высоких кронах. Зато листья своей формой и цветом (прозрачные, серебристые, лимонные, толстые, тёмно – зелёные, багряные) напоминают гигантские цветки. Есть красиво цветущие орхидеи, которым необходима высокая влажность воздуха.

        " Самая страшная из всех опасностей - заблудиться в лесу. Ни один индеец не  рискнет отправиться в глубь леса не оставив за собой нити Ариадны - отметки на     деревьях. Без таких отметок ему не выбраться из лесу"- писал Фидлер.

        Как же выглядит знаменитый лес?

Мир природы Южной Америки разнообразен и удивителен. А на сколько -  нам покажет сегодня наш урок.        

4. Изложение нового материала.

Учитель. Наша сегодняшняя тема «Своеобразие органического мира сельвы в Южной Америки.». Вспомните, что же означает слово «своеобразие»?

(ответ -особенность, отличие от других зон).

Так что же мы с вами должны изучить на уроке? (Формулирование цели совместно с учениками - изучить природные особенности сельвы и выявить своеобразие (особенности) её органического мира).
Учитель. Итак, сегодня мы познакомимся с местонахождением, с природными особенностями, представителями растительного и животного мира сельвы. Вы должны научиться объяснять своеобразие органического мира в зависимости от компонентов природы. Надеюсь, что все приобретённые знания, умения, навыки вы сможете применить при изучении новой темы, будете совершенствовать коммуникативные умения, раскроите свои творческие способности.

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама.

(слайды №5-10)

Зона экваториальных лесов  расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья, в области экваториального климатического пояса. В Южной Америке экваториальные леса называют «сельвас», что в переводе с португальского означает «леса». Сельвас труднопроходимые влажные вечнозеленые леса с огромным разнообразием видов растений и животных (рисунок сельвы). 

Это самый большой экваториальный лес на Земле - зелёная оранжерея нашей планеты. Почему лес вечнозелёный? (ответ - листья сбрасываются неодновременно)Это одно из удивительных и неповторимых чудес природы, эти леса называют « драгоценностями Земли». Длительная изоляция от других материков сформировала богатый и эндемичный растительный мир (Эндемики (от греч. endemos) – виды (роды, семейства и т. д.) растений и животных, ограниченные в своём распространении относительно небольшой территории).

(слайды 11- 20)

Из растений наиболее характерны шоколадное (какао) и хинное деревья, различные виды пальм, сейба, молочайные («каучуконосы»), древовидные папоротники. В лесу много лиан и эпифитов, среди которых замечательные орхидеи.

(слайды 21-28)

Здесь обитают обезьяны- ревуны, ленивец, тапир, муравьед, ягуар; много видов попугаев, колибри; разнообразны насекомые.

        Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она - родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории- регии, а также многих культурных растений - картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка капибара, шиншиллы).

Ученики делают вывод. Животный и растительный мир богат, многие животные приспособлены к жизни на деревьях или около воды. Это связано с тем, что в сельве протекает крупнейшая река Земли - Амазонка и высокие деревья, опутанные лианами образуют густой лес, в котором можно жить на деревьях, летать, ползать или пробираться сквозь дебри.


Учитель. Самая страшная из всех опасностей – заблудиться в лесу.

Вопрос. Какие опасности могут встретиться? (примерные ответы: болота, хищники, ядовитые змеи, неизвестные растения, можно запутаться в лианах, муравьи).

Вопрос. Какие же меры предосторожности необходимо соблюдать в таком лесу? (Учащиеся рассуждают: иметь проводника, вглубь не заходить, аптечка, компас….)

Учитель. Ни один индеец не рискнёт отправиться вглубь леса, не оставив отметки на деревьях. Без таких отметок ему не выбраться из лесу.

Учитель. Природа сельвы Южной Америки, также как и природа Африки и Австралии изменена в результате хозяйственной деятельности человека.

Человек начал изменять природу сельвы с глубокой древности, но особенно хищническое отношение проявилось с 16 века с приходом европейцев на материк, которые хищнически вырубали леса и использовали эти земли под пастбища с целью разведения крупного рогатого скота. На этих землях основали гигантские животноводческие фермы. Большие площади расчищаются под пашню, но бедные минеральными веществами и вымываемые ливнями почвы уже через 2-3 года оказываются непригодными и забрасываются и плантаторщики начинают тогда осваивать новые площади леса для выращивания кофейного дерева, какао. В начале 70-х годов 20 века в Амазонию властно вторглась мощная техника для строительства Трансамазонского шоссе длиной 5600 км.

(слайд 29)

Проектировщики боялись, что придётся защищать дорогу от наступления сельвы, но произошло обратное, более горькое: стал расступаться в сторону дождевой лес. Значение этих лесов громаднейшее для всей Земли - они дают атмосфере много кислорода, обладают огромным количеством видов растений и животных. Вопросами охраны природы на материке стали заниматься сравнительно недавно, в начале 20 века. В сельве созданы крупные национальные парки ( Жау, Канайма и др.), в которых проводятся научные исследования по изучению отдельных видов растений, животных и ландшафта.

Учитель. Будем надеяться, что правительства южноамериканских стран, расположенных в сельве и дальше будут делать всё для того, чтобы сохранить этот лес, а значение его велико для всей планеты.

Учитель. Каковы же ваши представления об этом лесе? (ответы уч-ся)
Учёные предполагают, что многие виды животных и растений сельвы ещё до сих пор не открыты. Может, будущий исследователь находится и среди вас и пройдёт немного времени (а время бежит быстро) и мы узнаем какие открытия совершил наш ученик, как это будет здорово!

5.Закрепление изученного материала.

(слайды 30-34)

  1. Назовите основные особенности зоны экваториальных лесов.
  2. Что это такое?

        1.  Это слово значит – «лес»,

Растут в нём сейба и лианы.

Ну а по веткам там и здесь

Шныряют чудо-обезьяны. (Сельва)

 2.  Что за дерево такое.                                

 Что не срубишь топором.                            

 Древесина словно камень,                            

       Очень крепкая, что лом. (Кебрачо)

   3. Нет существа медлительнее скажем

Ему спешить не надо – он такой!

То ли ленив, а может очень важен,

      Нет, просто он с рождения такой! (Ленивец)

       4.  Рекордсмен средь царства змей

       В мире нет её длинней!            (Анаконда)

 5.   То не рыба – просто жуть,                            

 Про неё не позабудь.                                                              

 Там, где водится она                            

      Плавать и нырять нельзя. (Пиранья)

 6.  Что за птичка-невеличка            

  И проворна и быстра.                        

  Словно бабочка нектаром                

       Насыщается она.         (Колибри)

 

6.  Обобщение.  Вывод.

(слайд 35)

1. Что представляют собой влажные экваториальные леса?

Сельва – на португальском языке означает «лес».

Растения в нём располагаются в 3 яруса:

верхний ярус – сейба (до 80 м высотой), пальмы;

средний  ярус – древовидные папоротники, гевея, шоколадное дерево;

нижний ярус -  травянистый покров

Животные: ленивцы, обезьяны, ягуар, анаконда, колибри, попугаи, множество насекомых

2. Какие знания сегодня вы унесёте с собой с урока?

 (Узнали, что для каждой из природных зон характерен свой животный и растительный мир, мир непохожий на мир других материков).

Вывод: (делают учащиеся сами).

Ребята сегодня мы увидели величие и своеобразие природы материка, который очень рано обособился. Путешественника завораживает театральное великолепие увенчанных снегами гор, вздымающихся над тропическими лесами. Натуралиста обуревает желание разгадать тайну  приспособления флоры и фауны к жизни на такой высоте. Археолог может изучать здесь следы великих цивилизаций, некогда процветавших в полной гармонии с суровыми условиями окружающей природы».

Задолго до того как Инки создали свое государство, здесь уже существовало около 10 цивилизаций. Причины гибели не разгаданы до сих пор.

7.Подведение итогов.

Достигли ли мы цели?

О своих представлениях о сельве вы уже сказали, а каковы ваши ощущения от урока? Как ваше самочувствие? Не утомились ли?

8.  Мотивирование оценок. 

Похвалить всех учащихся и  отметить самых лучших.

9. Домашнее задание  (слайд 37)

1.Представьте, что вы провели сутки в амазонской сельве. Составьте рассказ о своих возможных впечатлениях.

2. Пункт 44 страница 180 задание 2.

3.Совершите воображаемое путешествие в сельву и подготовьте рассказ в форме дневника, отчёта, воспоминания, письма…

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

Урок географии в 7 классе по теме

Подготовила:

Учитель географии МОУСОШ №14

Бронникова Любовь Ивановна

с. Просянка, 2009-2010 учебный год