Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России" 8 клас
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России". Форма проведения - группопая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 39» г. Рязань. Учитель географии Нехаева Екатерина Александровна

Обобщающий урок географии в 8 классе  по теме

«Крупные природные районы России»

Цели урока:

Образовательные:

Обобщение и систематизация знаний по данной теме.

        Воспитательные:

 Формировать  целостное представление об уникальности природы нашей Родины,  чувства бережного отношения к природе своей страны;

Развивающие:

Развивать у учащихся умений осуществлять самоконтроль и  самооценку своей деятельности;

Задачи:

1.  Раскрывать  географический образ своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода.

2.  Доказывать  практическое значение географического изучения природных явлений.

3.   Приводить примеры явлений в природных районах страны, в которых имеют место как общепланетарные, так и специфические процессы и явления.

   

     Ожидаемые результаты:

     1.  Объяснять  специфику природы крупных природных районов России, уникальные объекты и явления на территории страны.

      2. Использование разных способов   познавательной деятельности.

     3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

      4. Развитие компетенций: 

Ценностно-смысловые:

- способность видеть и понимать окружающий мир.

Учебно- познавательные:

-  использование статистических методов познания

Коммуникативные:

-навыки монологической речи;  -умение вести дискуссию; -умение взаимодействия в группе; -умение отстаивать свою точку зрения.

Информационные:

- структурировать информацию, выделять главное; - самостоятельно искать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее.

Тип урока:  урок закрепления и обобщения знаний с применением ИКТ.

Оборудование: физическая  карта России;  атласы, раздаточный  материал, презентация.

 

                                                           

                                                         Ход урока

Этапы урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация класса

Об.-иллюстр.

(рассказ)

Слайд 1

Слайд 2

- Приветствие учителя

- Проверка отсутствующих

- Проверка готовности к уроку.

 

Ваша задача на уроке:

1.  Раскрывать  географический образ своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода.

2.  Доказывать  практическое значение географического изучения природных явлений.

3.   Приводить примеры явлений в природных районах страны, в которых имеют место как общепланетарные, так и специфические процессы и явления.

   Деление класса на группы.

 Объявляет о рейтинге.

«Оценивание хода урока по рейтингу:

Более 22 баллов   – оценка «5»
21-17 баллов – оценка «4»
16-12 баллов – оценка «3»

Предлагает оценочный лист и раздает учащимся:

Оценочный лист учащегося _________________ (Фио)

Этап

1

2

3

4

5

Тест

Итог

Кол-во баллов

Приветствуют учителя и внимательно слушают. Проверяют свою готовность к уроку

  Воспринимают информацию учителя и настраиваются на активную деятельность

  1. Основной этап урока 

1 этап

2 этап

 

3 этап

 

4 этап

 

5 этап

Об.-иллюстр.

(рассказ)

Фронтальная

Слайд  3

Слайды 4-9

Репродуктив-ный

Фронтальная, групповая  

 

Слайды  10-22

Репродуктив-ный с элементами поисковой деятельности

Групповая

 Репродуктивн-ый

Картографический

 Групповая

Слайд 23

Взаимопроверка по группам

Творческое задание

Групповая работа

Слайд  24

Частично-поисковый

Самостоятельная работа

Картографический

Групповая

Слайд 25

 Актуализирует знания учащихся о крупных  природных районах нашей страны.

Этот урок является заключительным для данной темы, поэтому постарайтесь применить все свои знания и умения, полученные при изучении материала.

Теперь вы имеете представление о том, насколько разнообразна и уникальна природа нашей страны, как взаимосвязаны природа и общество. Давайте вспомним некоторые сведения о России, кроме того, что она самая большая по площади в мире. Работа с презентацией.

Природный комплекс

1. Какой из компонентов природы зависит прежде всего от энергии Солнца?

2. Какой из компонентов природы  относится к азональным?

3. Какой из компонентов природы  быстрее всего изменяется в результате воздействия человека?

4. Какой из компонентов природы в большей степени зависит от степени увлажнения территории?

5. Изменяется ли в настоящее время влияние человека на природу?

6. Причиной  существования крупных природно-территориальных комплексов служат различия в их ……….. ?

Самый, самая, самое…..  

Озвучивает вопросы, предлагает командам определить в   их ли районе находится объект, и дать  ответ.

Озаглавь и  выдели  лишнее.

Раздает командам задания. На работу выделяется 1 минута.

 

Составьте научно-художественное краткое описание территории.

Ваше описание должно начинаться со слов: «Определите территорию по описанию:……»

Предлагает на выбор каждой команде один из природных комплексов крупных  природных территорий России.

 (1 минута)

Русская Равнина:

Карелия, Юго-Восток    

Урал:

 Средний Урал, Приполярный Урал

Кавказ:

Предкавказье, Большой Кавказ

Западная Сибирь:

 Васюганье, Север Западной Сибири

Восточная Сибирь:

 Якутия, Прибайкалье

Дальний Восток:

Камчатка, Приморье

Задает  вопросы проблемного характера, участвует в обсуждении.

Проанализируйте карту атласа «Экологические проблемы России», определите:

  1. Для какой части крупного природного района страны характерны процессы деградации  окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.
  2.  Почему так произошло.
  3. Какое влияние на другие компоненты природы оказывают влияние эти изменения.

(2 минуты)

Русская Равнина:

 сокращение речного стока.

Кавказ: Засоление, подкисление, истощение почв

Урал. Водная эрозия

Западная Сибирь. Ветровая эрозия

Восточная Сибирь. Сведение лесов  

Дальний Восток.

Комплексное нарушение земель

 

Отвечают на вопросы учителя:

1. Перечислите природные районы нашей страны.

2. Каких районов больше горных или равнинных?

3. В каком районе мы проживаем?

 

Команды отвечают по очереди, если команда отвечает не правильно или не может ответить, то помогают другие команды и получают дополнительный балл.

 

Выполняют задания  «Самый, самая, самое…..  

«

  1. Самая длинная река Европы  
  2. Самый высокий действующий вулкан России  
  3. Самое большое ледниковое озеро России
  4. Самый большой полуостров России  
  5. Самая известная ледяная пещера России  
  6. Самая холодная точка России  
  7. Самая длинная река России  
  8. Самый большой остров России  
  9. Самая высокая точка России  
  10. Самая низкая точка России  
  11. Самый уникальный минералогический заповедник России.  
  12. Равнина с самыми крупными запасами нефти и газа

Русская Равнина

Моря: Азовское, Балтийское,  Карское 

   Равнины: Сибирские Увалы, Северные Увалы,  Тиманский Кряж.

Щиты: Балтийский, Алданский,  Воронежский массив

Реки: Вятка,   Кама, Енисей

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Чаны  

Кавказ

Моря: Азовское, Чёрное,  Белое.

Курорты: Кисловодск, Ессентуки, Оймякон

    Равнины: Кумо-Манычская, Прикубанская, Васюганская    

Вершины: Казбек,  Белуха, Дыхнау,  

Реки: Печера, Кума, Терек.

Урал.

 Вершины: Магнитная, Качканар, Победа  

Реки: Белая,  Алдан, Чусовая

Месторождения:  Качканарское, Халиловское, Курская магнитная аномалия

Природные зоны: Степи, полупустыни, тайга

Районы: Северный, Западный, Южный

  Западная Сибирь

 Озёра: Эльтон, Кулундинское, Чаны.

Равнины: Барабинская,   Ишимская, Валдайская

Реки: Иртыш, Ишим, Ангара .

Заливы: Байдарацкая губа, Пенжинская губа, Обская губа

Месторождения: Медвежье, Ямбургское, Оренбургское  

Восточная Сибирь  

Моря:  Охотское,  Карское, Лаптевых.

Горы:   Бырранга, Верхоянский,  Хибины

Реки:   Ангара, Колыма, Кама  

Озёра: Селигер, Байкал,  Таймыр.

   Заповедники: Алтайский, Баргузинский, Ильменский.

Дальний Восток.

Моря: Баренцево, Охотское, Чукотское

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа,  Енисейский.

Полуострова: Кольский, Камчатка, Чукотский.

Горы: Джугджур,  Сихотэ-Алинь,  Яблоновый

Реки: Амур,  Зея,  Иртыш  .

 

Капитаны тянут карточку с заданием.

Команды  дают описание территории , остальные команды отгадывают о какой территории идет речь.

Обсуждают проблему по каждому району, делают выводы на основании рассуждений

Работают у карты.

 

Этап закрепления и применения  новых знаний  и способов действий

Индивидуальная

Самопроверка

Слайд 26, 27

 Раздает тестовые задания

 Выполняют работу, затем проводят самооценку и выставляют  баллы  в  оценочном листе.

Этап рефлексии

(1 минута)

Групповая

 Проанализируйте в группах ответы на 11 вопрос и поднимите карточку красную, если большая часть вашей группы ответила , что изучение природы России интересно и нужно,  желтую – интересно, синюю – неинтересно, коричневую – неинтересно и ненужно.

Работают в группах

Подведение итогов

Слайд 28

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники

Домашнее задание

.

Слайд 29

 Сообщение учащимся о домашнем задании; разъяснение методики его выполнения.

1. Выбрать маршрут, исходя из сроков путешествия.

2. Перечислить  природные объекты, которые встретятся по пути.

3. Нанести его на контурную карту.                                               4. Для желающих – составить презентацию маршрута

 

Продолжить фразу  «Я горжусь своей страной, потому, что она…..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...

Обобщающий урок по теме: "Крупные природные районы России" 8 класс

Обобщающий урок по теме: "Крупные природные районы России" в 8 классе. Урок проходит в форме игры "крестики - нолики"....

Обобщающий урок обж "ЧС природного характера" в 7 классе

Урок-ОБОБЩЕНИЕ по  теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ  7 класс.Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»...

Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России

Тест на тему "Природные комплексы России" для учеников 8 класса....