Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по физической культуре
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

Учебный процесс на уроках физкультуры направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающейся к бережному отношению к своему здоровью, и основан на целостном развитии физических и психических качеств, использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В процессе обучения на уроках физической культуры  укрепляется здо­ровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и само­стоятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz.kulture_5_klass_fgos.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

        

1.Пояснительная запискапо учебному предмету «Физическая культура»5 класса 1 вариант УП

 (обучение на дому)

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для учащейся 5 класса 1 вариант УП составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273 ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от  19 декабря 2014 г. № 1599;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с уметенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

- Учебный план ОО.

При разработке рабочей программы были использованы программно - методические материалы:

1.Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией   И. М. Бгажноковой, 2013.

2. Уроки физической культуры. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  В. М Мозговой,  Министерство Просвещение,  2009.

Физическая культура является составной частью системы работы с умственно отсталыми обучающимися.  Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным,  нравственным, эстетическим и трудовым обучением.

Цель программы: повышение двигательных возможностей учащейся в подготовке  к жизни и в последующем  - к физическому труду.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач, направленных на:

-укрепление здоровья и закаливание организма;

- физическое развитие обучающейся;

-усвоение  теоретических сведений и речевого материала, используемого учителем на уроках физкультуры, приобретение знаний в области гигиены;

-развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, а также физических качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость, развитие чувства темна и ритма, координации движений;

-коррекцию нарушений общего физического развития психомоторики;

- воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

-воспитание устойчивых морально волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы:

При проведении уроков физической культуры предполагается использование следующих методов:

-метод организации и осуществления учебно- познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

-метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

-метод контроля и самоконтроля.

2.Общая характеристика учебного предмета

Учебный процесс на уроках физкультуры направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающейся к бережному отношению к своему здоровью,  и основан на целостном развитии физических и психических качеств, использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В процессе обучения на уроках физической культуры  укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Программа по физкультуре для 5 класса включает следующие разделы: гимнастика.

В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корректировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.

Упражнения общеразвивающего   и корригирующего  характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные функции мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях -  «сидя»  даются упражнения в исходных положениях «лежа» для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.

Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на  сердечно - сосудистую,  дыхательную и нервную системы. Они помогают учащейся с умственной отсталостью овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. С учетом физического развития ребенка и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.

Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценка (похвала, поощрение, порицание) с учетом конкретного  содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры,  занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес ребёнка к урокам физической культуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы ребёнку с интеллектуальными нарушениями. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы ребёнок был охвачен вниманием и помощью педагога.

3.Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура» и является обязательной частью

учебного плана

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана  на 17 часов, в год, 0.5 часа в неделю (34 учебных недель).

Количество часов по четвертям

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

    Все за год

17 ч.

4. Планируемые результаты освоения программы

- иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;

- знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

        В программе по физической культуре обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.        

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по физической культуре в 5 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Минимальный уровень:

- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности.

Достаточный уровень:

- практическое освоение элементов гимнастики;

- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

- знание спортивных традиций своего народа и других народов;

- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

Система оценивания учащихся

Уровни

Критерии

Параметры оценки

Система оценки

ПВ

Правильное выполнение упражнений

«5»

(отлично)

МО

Мелкие ошибки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относится нарушение ритма, неправильное исходное положение.

«4»

(хорошо)

ЗО

Значительные ошибки

К значительным ошибкам относятся, те ошибки которые не вызывают особого искажения структуры движения, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

- броски мяча, метание,  ходьба с заданием с наличием дополнительных движений;

- несинхронность выполнения упражнения

«3»

(удовлетво

рительно)

5. Содержание программы

Раздел 1. Основы теоретических знаний

Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. К формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук

При утрате нижних конечностей или недостатке их работы, восполняя утрату подвижности и силы ног, к развивается плечевой пояс. В то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и травмам. Они вызываются в большинстве случаев мышечным перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности. Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте — наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе растяжение сухожилий.

Раздел 3.«Спортивные игры».

В него включены физические упражнения, направленные на развитие двигательных и физических навыков ребёнка. Благодаря играм  развиваются такие психические свойства, как внимательность, сообразительность и инициативность. Игры благоприятно сказываются на эмоциональном развитии ребенка.

В данной программе раздел «Спортивные игры» расширен за счет выделения часов для обучения  игры с мячом. Эти игры развивают точность зрительного восприятия, быстроту движений , координацию движения. Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценка (похвала, поощрение, порицание) с учетом конкретного  содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры,  занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физической культуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с интеллектуальными нарушениями. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы ребенок был охвачен вниманием и помощью педагога.

  1. Содержание учебного предмета

В программу включены следующие разделы:

Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

  • Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения.
  • Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».
  • Поднимание головы в положении «лежа на животе».
  • Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.

  • Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку).
  • Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками.
  • Бросание мяча на дальность
  • Сбивание предметов большим (малым) мячом.
  • Метание в цель (на дальность).
  • Перенос груза (на коляске)

6.Календарно-тематическое планирование

программный материал

колич. часов

сроки

игры

основные виды

учебной деятельности

1.Введение        

1

Техника Безопасности. Здоровый образ жизни.

1

Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук

2

Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно.

1

«Колобок»

развитие координации движений рук

3

Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях.

1

«Клад»

развитие внимания, координации движений

4

Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».

1

«Ловля «лягушек»

развитие внимания, координации движений

5

Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса.

1

«Удочка»

развитие внимания, координации движений

6

Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом

1

«Удочка»

развитие внимания, координации движений

7

 Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса.

1

«Силачи»

развитие внимания, координации движений

8

Дыхательные упражнения.

1

«Ветерок»

Дыхательные упражнения и релаксация

9

Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса.

1

«Силачи»

развитие координационных способностей

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.

10

Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку).

2

«Колобок»

развитие ловкости, быстроты, силы.

11

Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками.

2

«Клад»

развитие ловкости, быстроты, силы

12

Бросание мяча на дальность

1

«Ловля «лягушек»

развитие ловкости

13

14

Сбивание предметов большим (малым) мячом.

2

«Гонка мячей по кругу»

развитие ловкости, быстроты, силы.

15

16

Метание в цель (на дальность).

2

«Брось в цель»

развитие ловкости, быстроты, силы.

17

Перенос груза (на коляске).

2

«Соблюдай равновесие»

развитие ловкости, быстроты, силы.

7. Материально-техническое и методическое обеспечение.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Ростомашвили, Л. Н. Адаптивное физическое воспитание: / Л. Н. Ростомашвили., М.М. Креминская  // Ростомашвили, Л.Н.;
  • Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивногоинвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; компьютер, спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, гимнастические коврики, корзины, стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....