«Роль педагога в работе современного школьного учреждения. Задачи работы педагога»
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Лукьянова Оксана Евгеньевна

В данной работе я постаралась отразить личность современного учителя в условиях реализации ФГОС не только с научной, но и с практической точки зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom.docx122.19 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Допущена к защите»

Зам. декана по ДПО

Победимская Т.Д., к.мд.н

«____» _______________ 201__г.

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ)  РАБОТА

ТЕМА: «Роль педагога в работе современного школьного учреждения. Задачи работы педагога»

Работу выполнил:

слушатель, обучающийся по дополнительной профессиональной программе: «Профессиональный стандарт педагога»

                                       Лукьянова Оксана Евгеньевна

                                                                 (подпись, фамилия, имя, отчество слушателя)

 «____» _______________ 201__г.

Руководитель:

        ст. преподаватель Хрестина Светлана Алексеевна

                                                                                                             (должность, наименование учреждения)

_______________________________________________________________

                                                                                  (организации),  ученая степень, ученое звание, )

работа оценена: «____________________________________»

____________________________________________________________________________

(подпись,  фамилия, имя, отчество руководителя)

«____» _______________ 201__г.

2017 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные подходы к роли педагога и его профессиональной деятельности. Задачи работы педагога.

  1. Современные тенденции развития образования….…………..………….8
  2. Требования к личности учителя и функции учителя в современной школе………………………………………………………………………13
  3.  Роль педагога в современном образовании. Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования..15
  4. Инновационная деятельность педагога………………………………….22

Глава 2. Анализ готовности педагогов к  реализации ФГОС.

2.1. Методика готовности педагогов к реализации ФГОС…………….……………………………………………………………….31

2.2. Модель инновационной работы по внедрению ФГОС……………….…..42

Заключение…………………………………………………………………….…52

Список используемой литературы и дополнительных источников………….54

Приложения

Введение

«Мастерство учителя не является каким-то особым искусством,

…но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта…

А. С. Макаренко

Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Так какой же он, современный учитель? Роль учителя в современном обществе громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание! Слово “учитель” известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас.

Важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения обучающимися предшествующего социокультурного опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций; формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе; творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.

Необходимо использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями; владеть ИКТ-компетенциями. Обучая других, учитель учится сам. Считаю, что второй, немаловажной ролью педагога в современном обществе является воспитание. 

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Ведь педагог — главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит — будущее всей страны. Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. Есть еще одна часть, составляющая общий портрет педагога в современном обществе, – это развитие. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску. Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. По этому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Современные педагоги должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века. Радует, что в настоящее время наше государство Казахстан и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. Нашим учителям оказывается всяческая поддержка в социальной сфере, повышается заработанная плата. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет,  но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться  успехам и победам. По мнению родителей, престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течение всей своей педагогической карьеры, здесь очень важно. Все это служит одной цели – повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.

Проблема качества образования в школе существовала, наверное, всегда. Какими только методами, с помощью каких только реформ не пытались ее решить. В современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, не представляют своей жизни без Интернета. Кроме того, сложная экономическая обстановка последних лет способствовала тому, что происходит социальное расслоение общества. Многие учащиеся, часто из социально неблагополучных семей, не хотят учиться, не видят в этом нужды, перспективы. У таких учащихся нет мотивации к учению. Вот поэтому главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. А как же это сделать? Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире? Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет.

Можно много говорить о реформах, о качестве образования, но если нет кадров, нет учителя, способного на самоотдачу, на внедрение нового в образовательный процесс, если учитель сам не перестроился, а работает «по старинке», если он не видит в ученике личность, о какой реформе может идти речь, о каком качестве образования можно говорить? Наверное, прежде всего учитель должен сам перестроиться. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника.

Актуальность: современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники. Массовость школы, усиление гетерогенности состава детей требуют учёта разнообразия уровней подготовки к школе, способностей, интересов, психологических особенностей учащихся. Учитель должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения.

Цель: обосновать роль педагога и задачи его работы в организации современного процесса обучения.

Объектом работы является организация процесса обучения в современном образовательном учреждении.

Предметом – личность педагогав образовательном учреждении.

Гипотеза: Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию современного подхода к обучению с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы каждого педагога  и всего общеобразовательного учреждения в целом.

Основные задачи:

- изучить характерные и личностные особенности педагога;

- раскрыть сущность понятия «современный подход к обучению»;

-охарактеризовать современные подходы в работе СОШ;

- рассмотреть уроки с применением современных методов и средств;

- провести анкетирование преподавателей СОШ;

- обобщить полученные результаты;

- дать рекомендации по организации процесса обучения.

База исследования: МБОУ СОШ №6 города Конаково Тверской области.

Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о роли современного педагога и разнообразных подходах к обучению в СОШ.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования современных подходов в практике управления образовательным учреждением, преподавания учебных дисциплин, изучаемых в СОШ в разных возрастных категориях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. Современные подходы к профессиональной деятельности педагога

  1. Современные тенденции развития образования.

Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.

Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных.

Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того , что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.

Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН- это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств -это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии.

Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи, Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.

Функциональное назначение компьютера в обучении различно по отношению к учащимся и преподавателям. Для преподавателя компьютерная техника является орудием его труда, для учащихся и студентов - средством их развития. С одной стороны, компьютеры облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля ее усвоения, коррекции разного рода отклонений в обучении. С другой- чрезмерное увлечение компьютерами, неумелое их применение может стать источником потери познавательных интересов, лености мышления и других нежелательных последствий у обучающихся.

  1. Требования к личности учителя и функции учителя в современной школе.

Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Демократизация общества создала возможности инновационного обновления образования как источника новых потенциалов социального обновления. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Одним из основных положений в личностно-ориентированном подходе к обучению является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят в современную школу, где учителя, учащиеся, родители – участники важного для жизни школы события.

Современный учитель — это человек преданный своему делу и своим ученикам. Педагоги должны раскрывать лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы ребенок получал радость от приобретенных знаний, создавать ситуации успеха, учить быть хорошим человеком и гражданином своей страны.

Учитель современной школы осуществляет различные функций:      является источником знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса;     обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;

    выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся.

Современный урок – это урок, где учитель вместе с учащимися наравных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

 Учителю необходимо выбрать метод обучения, организующий образовательную деятельность учащихся, метод, создающий условия для достижения современных образовательных результатов, то есть ориентированный на формирование и развитие универсальных учебных действий, метод, обеспечивающий реализацию образовательной деятельности учителем по отношению к себе;

  • создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей (функция «обучение и воспитание»);
  •  осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы (функция «взаимодействие с родителями»);
  • выполняет функцию классного руководителя;
  • учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;
  • учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;
  • учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;
  • учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

 В связи с многообразием функций учителя становятся понятными требования, которые предъявляет общество к его личности. Одним из важных компонентов труда учителя является педагогическое общение, создающее атмосферу психологического развития личности учащегося.

Задачи современного педагога:

- глубоко изучить процессы, происходящие в образовании;

- оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;

- уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;

- повышать свою компьютерную грамотность;

- собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока;

- тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);

- теоретически осмысливать результаты своей деятельности;

- обладать широкой эрудицией.

- рефлексировать свое самообразование.

 Педагог, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованны, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Современная школа ориентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, на наш взгляд, целесообразно в методах обучения видеть то, что создает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов.

  1. .   Роль педагога в современном образовании. Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога», наделив ее необходимыми правами и полномочиями.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

·   Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

·  Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

· Работа с одаренными учащимися.

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11.  Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20.  Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний.

Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те требования к его квалификации, которые распространяются на всех педагогов без исключения. Поэтому, во избежание повторений, следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной деятельности.

Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих предметов.

Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и языковая).

Второй уровень – овладение культурой (математической и лингвистической).

Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое разделение позволяет дифференцировать требования к учителю- предметнику.

Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.п.).

Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и лингвистическая культура – неотъемлемые части общей культуры современного человека.

Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и развития учащихся в специфическом предметном преломлении.

Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления мотивации детей к изучению данного предмета. Отсюда, наряду с профессиональными компетенциями учителя-предметника, в отдельный раздел выделяются профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую и языковую культуру.

1.4. Инновационная деятельность педагога

Под готовностью педагога к инновационной деятельности можно пониматьсовокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива ПОО, а также его способности выявлять  актуальные  проблемы  образования  обучающихся,  находить  и  реализовать эффективные способы их решения. Готовность педагога к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует его инновационную позицию. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога.

Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:

1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;

2) информированность о новейших педагогических технологиях, знания новаторских методик работы;

3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность наэкспериментальную деятельность;

4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;

5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.

Первая составляющая готовности педагогов к инновационной деятельности – наличие мотивов включения в эту деятельность.

Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

 как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;

 как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;

 как способ получения дополнительного заработка;

 как выполнение своего профессионального долга;

 как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности педагога к инновационной деятельности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития

Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно.

Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности к инновационной деятельности – информирование  (информационное  поле)  о  современных  требованиях  к  результатам профессионального образования, инновационных моделях и технологиях образования, условиях их реализации, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Педагог, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков образовательной системы ПОО и своей практики, и возможностей их устранения.

Третья составляющая готовности к инновационной деятельности – инновационная компетентность педагога, иными словами, комплекс знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, обеспечивающий эффективность использования новых педагогических технологий в реализации инновационных идей.

Педагог, подготовленный к инновационной деятельности:

 понимает место и роль инновационной деятельности в ОУ, ее связь с образовательной деятельностью;

 умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

 умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

 умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

 умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

 умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

 умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности ОУ;

 умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

В настоящее время образовательная действительность не терпит шаблонов и стереотипов. Это всегда живой, динамичный процесс, основанный на одновременном учете множества факторов. Сложность учебно-воспитательного процесса требует не только глубоких знаний, педагогических умений и навыков, общей культуры, наличия специфических личностных качеств, но и значительной доли творчества, так как каждое слово, поступок и действие педагога направлены на решение нестандартной педагогической задачи, в ходе решения которой успешность служит критерием творчества и показателем мастерства. Педагогическое творчество понимается как искусство педагога в постоянном совершенствовании учебно-воспитательного процесса на основе профессиональных знаний и способностей к этой деятельности.

В современной практике существует противоречие между требованиями, которые предъявляются к творчеству педагога, и способами разрешения этих требований в реальной практике обучения. Нередко среди педагогов наблюдается стремление к шаблону, боязнь самовыражения в педагогической деятельности. Очевидно, что когда общественные требования трансформируются в государственные, ему практически не удается избежать многочисленных ограничений и консервативных подходов. В этом случае творческие порывы учителя остаются лишь благими намерениями, которые глушатся определенными нормами и стереотипами, облегчающими на местах структурам управления оценивать деятельность образовательных учреждений.

Творчество учителя – это высокая ступень его профессиональной деятельности, направленной на поиск более совершенных методов, приемов и средств учебно-воспитательного процесса. Но создание нового всегда связано с успешным усвоением уже существующей базы знаний. Профессиональные знания включают в себя не только результаты педагогических и психологических исследований, но и накопленный поколениями опыт педагогической деятельности. Другими словами, это знания, усвоенные на уровне их применения в реальном учебно-воспитательном процессе. Такая система общепедагогических знаний характеризует компетентность специалиста в данной области и помогает осуществлять научный подход к решению профессиональной задачи. Специфику педагогических знаний характеризует их включенность в деятельность, в ходе которой происходит формирование профессиональных умений. Характер практического использования знаний может быть различным и зависит от конкретных видов интеллектуальной деятельности, которые осуществляет обучаемый. Уровень практического овладения современными научными знаниями определяет характер деятельности педагога. Творчески работающий педагог анализирует наблюдаемые им факты и явления реального учебно-воспитательного процесса на основе теоретических знаний, развивает в себе научное предвидение результатов действий. И как следствие – успешно совершенствует пути и способы достижения педагогической цели.

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

В широком смысле творчество – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой создаются новые результаты (материальные продукты, знания, методы и др.). Эти результаты могут быть новыми только для этого человека или же иметь значение новшества для многих людей. Творчество педагога начинается с усвоения того, что уже накоплено другими (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), но в своих развитых формах это процесс преобразования сложившейся практики. Педагогов, чьи имена известны каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и современностью образования, – Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, М.Монтессори, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, М.П.Щетинин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, Е.Н.Ильин и др. – объединяет одно важнейшее качество – творческое отношение к делу, стремление делать его как можно лучше. Но есть множество педагогов, которые известны в меньшей степени, но обладают теми же качествами и в повседневном поиске творят свою неповторимую практику и самих себя как личность. Творческое отношение к своему делу – важнейшая черта личности и условие ее полноценного развития.

Характер инновационной деятельности педагога зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности педагога к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

- как способ получения дополнительного заработка;

- как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;

- как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;

- как выполнение своего профессионального долга;

- как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности педагога к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Направленность педагога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен осознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность педагога к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы педагог видеть не будет. Точно так же педагог, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков педагогической системы и своей практики, и возможностей их устранения.

Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы педагог мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим условиям. Если, например, педагог хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.

Степень компетентности педагога в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом аспекте.

Третий компонент готовности педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет педагог, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Педагог, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:

- владеет комплексом понятий педагогической инноватики;

-понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;

- знает основные подходы к развитию педагогических систем;

- умеет изучать опыт педагогов-новаторов;

- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

- умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

- умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности;

- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Общий уровень готовности педагога к инновационной деятельности является функцией:

- уровня мотивационной готовности;

- уровня компетентности в инновационном образовании;

- уровня компетентностив педагогической инноватике.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.

Глава 2. Анализ готовности педагогов к  реализации ФГОС

2.1. Методика готовности педагогов к реализации ФГОС

Внедрение стандартов нового поколения предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ, а значит развитие учительского потенциала. Это одно из важных направлений национальной стратегии. Данная проблема стоит как перед учителями, работающими в начальной школе, так и педагогами среднего и старшего звена. Обеспечение готовности педагогов к реализации инноваций — одно из приоритетных направлений развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса.

Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.

Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в нормативных документах.

Педагогическая инновация –  нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Мотивация – процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Необходимость внедрения Федерального государственного образовательного стандарта - веление времени. Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов. Это стало одним из важных направлений национальной стратегии, а, следовательно, и ОУ.

Прежде всего, важно понять, какой содержательный смысл вкладывается в трактовку понятия «готовность к реализации ФГОС». Это не только соответствие нормативной базы ОУ требованиям ФГОС, материально-технического, методического, информационного, финансового, но и главное - кадрового обеспечения требованиям ФГОС ООО. Согласно последним данным международных исследований, качество работы учителя является главным, решающим фактором, определяющим успешность образовательной системы и, соответственно, прирост качества образовательных результатов учащихся.

Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС - одно из приоритетных направлений развития нашей школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса. Под готовностью к реализации ФГОС, а значит и инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие не только собственной педагогической деятельности, но и деятельности всего коллектива школы, а также способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения. Для того чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, без этого невозможно достичь педагогического мастерства.

Введение ФГОС предполагает не только развитие учительского потенциала, но и выдвигает определённые требования к ученикам современной школы. У современных выпускников должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, они должны быть конкурентоспособными в своей дальнейшей трудовой деятельности. Эта ответственность лежит на педагогах, и главная роль в реализации основных требований стандарта нового поколения отводится учителю.

Готовность к инновационной деятельности формируется у педагогов не сама по себе, не в виртуальных рассуждениях, а во время специальным образом построенного процесса повышения квалификации педагогических работников, принимая во внимание и суммируя все накопленное на предыдущем этапе, достигая благодаря этому значительно высшего уровня.

Наш опыт введения ФГОС свидетельствует о наличии у педагогических работников проблем, которые требуют разрешения:

- стремление придерживаться старых подходов к деятельности учителя;

-сложившаяся традиционная методика проведения урока;

-слабое понимание сущности и технологии реализации нового подхода к обучению учащихся;

-недостаточная мотивация к осуществлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

-непонимание новой роли учителя как тьютора и др.;

-принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

-отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы: части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, рабочих программ, системы оценки, соответствующей ФГОС и др.

- настороженное отношение ряда педагогов и родителей или полное отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности введения ФГОС.

Чтобы разрешить данные вопросы, проводится постоянная разъяснительная работа среди участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, консультирование, разработка и внедрение целостной программы работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей реализацию  образовательной деятельности с позиции требований образовательных стандартов и способствующей повышению уровня компетентности педагогов в области воспитания.

Современной школе сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, такой педагог, который мотивирован на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационную деятельность. Следовательно, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя.

При внедрении ФГОС нового поколения важно знать уровень готовности учителей школы к работе по новым стандартам. Для этого можно использовать различные листы самооценки для учителей. На основе данных самоанализа можно определить разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям. С этой целью в школе проводятся определённые мероприятия по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения. (Приложение 1)

Традиционными формами работы в нашей школе являются:

  • тематические методические и педагогические советы;
  • индивидуальная работа;
  • аттестация;
  • самообразование педагогов;
  • семинары - практикумы;
  • открытые уроки и мастер- классы;
  • взаимное посещение уроков;
  • круглые столы, семинары;
  • предметные декады;
  • творческие отчеты;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • информирование и обсуждение методических новинок;
  • презентация методических наработок;
  • научно-практические конференции;
  • портфолио учителя.

Огромную роль в готовности педагогов к реализации ФГОС играют методические объединения ОУ. Основной целью методической работы является создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального роста.

Методическая работа в нашей школе организована так, чтобы педагог мог развиваться в профессиональном плане индивидуально или объединившись в творческие или рабочие группы. Для обеспечения условий внедрения и реализации стандартов нового поколения была организована работа творческих групп над проектами, инновационными продуктами. В школе работает методический совет, который осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.

В результате на сегодняшний день есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы, а именно:

  • положительная мотивация заметно растет;
  • учителя расширили своё представление о содержании ФГОС нового поколения;
  • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
  • изменился современный урок;
  • появилась проектно-исследовательская и внеурочная деятельность, технология оценивания УУД, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
  • ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
  • введена новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;
  • проводится мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность всего воспитательного процесса в школе.

Для постоянного профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС требуется:

  • целостность, систематичность методической деятельности в школе;
  • согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по ФГОС;
  • сохранение традиций школы, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.

Под методической готовностью учителя к реализации ФГОС следует понимать сложное, целостное интегративное явление, состоящее из взаимосвязанных друг с другом компонентов и характеризующее вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен сам быть примером для подражания.

Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников, которое уже не хочет работать по стандартным формам и методикам, и часто школа отстает от них по уровню знаний в области высоких технологий. C оснащением кабинетов в соответствии с ФГОС, с приобретением компьютерных классов, интерактивной доски, в школе появилась возможность использовать готовые программы, создавать собственные презентации, делать уроки и внеурочные занятия яркими, иллюстративными, динамичными. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий, а самое главное, повышает мотивацию к процессу обучения. Учеба становится увлекательной, легкой, а дети вовлекаются в активный процесс познания на основе использования новейших способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. В настоящее время необходимо уметь искать пути пополнения средств обучения на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации. Важно уметь формировать познавательную мотивацию, в основе которой лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями, способен самостоятельно анализировать свои знания.

При переходе на ФГОС важно не только сохранить фундаментальный научный подход, которым всегда отличалось российское образование, но и совершить поворот от школы передачи знаний к новой школе, развивающей творческие способности своих учащихся, и внедряющей в практику обучения проектную и исследовательскую деятельность. Введению и реализации ФГОС, как и любому другому начинанию, сопутствуют определённые риски. Изменяются требования к результатам освоения ООП (необходимо учитывать введение трех видов результатов: предметные, метапредметные, личностные). Изменяются содержание и методы контроля планируемых результатов, вводятся новые формы и методы оценки результатов, накопительный характер оценки.

Для успешного функционирования системы образования в школе, важно свести к минимуму возможные проблемы, которые заключаются в неготовности педагогов: к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; к изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; к выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Таким образом, внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования может обостриться противоречием, требующим своего разрешения: это противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения. Однако данные риски и проблемы можно сократить до минимума, если организовать качественную работу по правильному информированию всех членов образовательного процесса (педагогов, родителей и общественность).

Только целенаправленная система методической работы школы по сопровождению педагогов в условиях ФГОС позволяет обеспечить создание необходимых условий для его внедрения и реализации. Главным результатом этой работы будет профессиональный рост каждого учителя, который проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного отношения к изменениям в системе образования, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС.

Введение Стандарта должно во многом изменить школьную жизнь ребенка. Это связано с введением новых форм организации обучения, новых образовательных технологий, новой открытой информационно-образовательной средой, выходящей далеко за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат обязательно принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека, всесторонне развитую и творческую личность.

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива

        Инновационная деятельность во многом связана с инновационным потенциалом педагогического коллектива. Его сущность заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий.

Система показателей ИППК включает в себя:

 восприимчивость и отношение педагогов к новшествам;

 мотивационная готовность педагогов;

 способность генерировать инновационные идеи, создавать новые образовательные

продукты;

 подготовленность их к освоению инноваций (информационное поле);

 профессиональная (инновационная) компетентность, включающая в себя практическую и теоретическую подготовленность к реализации инноваций.

Инновационный потенциал педагогического коллектива не рассматривается как простая сумма инновационных  потенциалов  всех  педагогов.  Поскольку  для  успешности  протекания инновационных процессов важны также такие характеристики педагогического коллектива, как умение сотрудничать, степень осознания коллективом задач инновационной деятельности и др., то в изучении инновационного потенциала нуждается не только каждый педагог, но и весь коллектив в целом.

        Готовых методик измерения отношения к инновациям не разработано, существуют отдельные шкалы, измеряющие установки по отношению к нестандартному мышлению и креативности, тесты по определению творческого потенциала личности и др. Возможна разработка диагностических материалов непосредственно ПОО в рамках внедрения и реализации инновационной деятельности.

Например, характеристики людей, позитивно относящихся к инновациям и стремящихся к ним:

1) желание заниматься творчеством

2) независимость суждений

3) конструктивное отношение к ошибкам

4) тяга к исследованию, любознательность

5) развитое воображение

6) нестандартность высказываний

7) способность действовать в нестабильной среде

8) уверенность в том, что изменения - это путь к успеху

9) развитая интуиция (наряду с логикой)

10) готовность к риску

11) способность генерировать большое количество нестандартных идей

12) открытость всему новому, смелое отношение к неизвестному

13) стремление к разнообразию

14) им интересен сам процесс, а не только результат

15) активный поиск новых возможностей

16) постоянно расширяет свой кругозор и др.

        Чем отличается креативность от творчества? Очень часто люди смешивают эти понятия или используют как синонимы, не задумываясь об истинных значениях слов. Творчество – это тоже способность создавать новое. Однако понятие творчество относится к искусству и созиданию эстетическому, а креативность – к области утилитарного, практического применения. Эти два свойства человеческой личности могут пересекаться, но не обязаны быть в сочетании и не проистекают одно из другого.

2.2. Модель инновационной работы по внедрению ФГОС

        Педагогические коллективы образовательных учреждений находятся на недостаточном уровне  восприимчивости  к  педагогическим  инновациям,  слабо  развита мотивационная и профессиональная готовность коллективов к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные.

Встает вопрос о необходимости осуществления планомерного, системного и эффективного управления процессом формирования готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности.

        Под готовностью педагога к инновационной деятельности можно понимать совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива ПОО, а также его способности выявлять  актуальные  проблемы  образования  обучающихся,  находить  и  реализовать эффективные способы их решения.

        Готовность педагога к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует его инновационную позицию. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога.

Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:

1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;

2) информированность о новейших педагогических технологиях, знания новаторских методик работы;

3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;

4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;

5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.

Первая составляющая готовности педагогов к инновационной деятельности – наличие мотивов включения в эту деятельность.

Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

 как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;

 как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;

 как способ получения дополнительного заработка;

 как выполнение своего профессионального долга;

 как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности педагога к инновационной деятельности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно.

Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности к инновационной деятельности – информирование  (информационное  поле)  о  современных  требованиях  к  результатам профессионального образования, инновационных моделях и технологиях образования, условиях их реализации, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Педагог, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков образовательной системы ПОО и своей практики, и возможностей их устранения.

Третья составляющая готовности к инновационной деятельности – инновационная компетентность педагога, иными словами, комплекс знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, обеспечивающий эффективность использования новых педагогических технологий в реализации инновационных идей.

Педагог, подготовленный к инновационной деятельности:

 понимает место и роль инновационной деятельности в ОУ, ее связь с образовательной деятельностью;

 умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

 умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

 умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

 умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

 умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

 умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности ОУ;

 умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

        Особенности введения ФГОС ООО можно разделить на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо вовне, либо в самой системе образования. Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования — преемственность и развитие Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно- методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Добавлен только последний компонент, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования, однако в каждом компоненте есть новые позиции. Так, кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет. Вызовы и проблемы, на которые при введении стандартов необходимо обратить особое внимание и которых нужно постараться избежать Сегодня во многих ОУ наблюдается так называемое образовательное неравенство — значительное отставание слабых групп учащихся от наиболее успешных.

         К великому сожалению, следует признать, что становится тенденцией двойной негативный отбор педагогических кадров: не лучшие выпускники школ приходят в педагогические вузы, а самые успешные выпускники вузов не возвращаются в школу. По данным международных исследований, только 5% студентов математиков планируют работать в школе. Не развивается система внешкольного образования: в настоящее время немногим более 20% детей занимаются дополнительно по бесплатным программам. Какие системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО, чтобы избежать рисков имитации деятельности. Прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя (об этом в последнее время много говорится). Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – приоритетное направление развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса. В рамках комплексного введения ФГОС в школе осуществлялась диагностика «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС».

Задачи диагностики «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»: 

 определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;

 составление перечня изменений, которые следует провести в системе методического сопровождения педагогов школы в связи с введением ФГОС ООО;

  разработка программы методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов.

Информационно-аналитический этап: первичная подготовка педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: изучение тематической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий. На диагностическом этапе проведено анкетирование педагогов, разработаны критерии готовности учителей к введению ФГОС. Также всем учителям предложено заполнить диагностическую карту «Критерии готовности педагога к введению ФГОС». (Приложение А)  Всего приняло участие 17 педагогов школы, в результате чего  получилось следующее:

  1. Когнитивный аспект – 3,9
  2. Мотивационный аспект-3,7
  3. Личностный аспект- 3,1
  4. Технологический аспект-3,3

Степень готовности педагогов к введению ФГОС ООО – средний, составил 3,5.

Можно сделать вывод, что в целом педагоги готовы к введению ФГОС, но испытывают особые затруднения в  знаниях особенностей технологии деятельностного подхода в образовании. Помимо учителей их готовность к введению ФГОС оценили эксперты – представители администрации школы. Педагоги заполнили также анкету «Готовность к введению ФГОС» (Приложение Б). В опросе так же принимало участие 17 педагогов, планируемых к работе в 5-х классах.

Анкетирование показало, что 11 педагогов считает, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся, затрудняюсь ответить - 6 человека.

11 педагогов считают, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в ОУ. Также были и такие ответы:

  • нет (1 человек);
  • затрудняюсь ответить (5 человек).

На вопрос об основных отличиях ФГОС (стандарт 2-го поколения) от ФГОС (стандарт 1-го поколения) дали полный ответ 5 педагогов, 8человек указали на основные моменты, 4 педагога не указали на суть данного понятия.

На  вопрос об основных требованиях к рабочим программам учебных предметов (курсов): 9 человек дали полный ответ,  5 человек-частично отразили сущность вопроса, 4 человека не смогли сформулировать требования.

На вопрос о том, в чём состоит готовность педагогов к введению ФГОС были даны следующие ответы:

  • осознание изменений в подходах к образовательному процессу;
  • владение педагогическими УУД;
  • умение формировать УУД учащихся;
  • умение организовать деятельность учащихся;
  • изучение стандарта, нормативных документов;
  • психологическая готовность;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • владение современными технологиями;
  • ИКТ-компетентность учителя;
  • умение составлять рабочие программы;
  •  овладение технологией   деятельностного  подхода в образовании;
  •  осознание   роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС овладении современными технологиями обучения учащихся;

Педагоги школы выделили затруднения, связанные с введением ФГОС. Затруднение в составлении технологических карт  урока (8) и др.; недостаточность практических навыков проектирования уроков на основе системно – деятельностного подхода; недостаточная степень сформированности навыков оценивания результатов деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС; отслеживание метапредметных и личностных результатов обучения.

Для преодоления педагогических затруднений педагоги хотели бы получить  методическую и практическую  помощь: проведение обучающих  семинаров, мастер-классов, стажировки в ОУ, где ФГОС уже внедряется

7 из опрошенных  педагогов школы считают, что они сами и само  образовательное учреждение готовы к введению ФГОС, 10 человек  затрудняются ответить на этот вопрос.

Таким образом, анкетирование позволило выявить уровень готовности каждого педагога к введению ФГОС и дало возможность построения дальнейшей работы всего ОУ по вопросам введения и реализации ФГОС с учётом затруднений и выявленных потребностей педагогов.

В рамках реализации этапа планирования работы прошло заседание рабочей группы, целью которого было составление перечня изменений в образовательной системе школы, необходимых для успешного введения федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с нововведениями изменилась структура конспектирования уроков (Приложение В). Перечень изменений стал причиной создания плана методической работы на период введения ФГОС, а также планов саморазвития учителей, которые они будут составлять на основе примерного плана разработки программы саморазвития педагога. Своими наработками в этой области поделились некоторые педагоги школы на педагогическом совете (Приложение Г). Основной этап включает в себя реализацию планов работы школьных МО и планов саморазвития педагогов. При составлении планов саморазвития обязательным мероприятием будет проектирование рабочих программ учебных предметов в соответствии с ФГОС.

Учителям рекомендовано руководствоваться разработанным Положением о рабочей программе педагога по учебному предмету. Итоговый этап работы будет посвящен повторной диагностике готовности педагогов к введению и реализации ФГОС.

Заключение

        В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход,  лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

В своей работе я постаралась обосновать роль педагога и задачи его работы в организации современного процесса обучения. Для этого я внимательно изучила научную литературу и документацию, в которых прописаны все особенности нововведений, касающихся непосредственно внедрения ФГОС.

Итак, для того реализовать ФГОС, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».

В практической части своей дипломной работы мной был проведен мониторинг по выявлению готовности педагогов и всего образовательного учреждения в целом в реализации новых стандартов обучения. Результаты мониторинга показали, что в нашем ОУ ведется серьезная работа по внедрению ФГОС, не смотря на некоторые трудности, которые возникают на пути у педагогов. Рекомендации по дальнейшей работе ОУ:

- Продолжить работу по реализации ФГОС в ОУ по всем направлениям.

- Повышать рост профессионализма учителей и администрации ОУ в соответствии с критериями, заданными ФГОС нового поколения.

- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы, презентации, критерии эффективности, диагностические материалы, методические разработки и сценарии обучающих и мотивационных «открытых» семинаров, мастер – классов, круглых столов по различной проблематике.

- Разработать и внедрить систему педагогического контроля и оценивания достижений школьников на разных этапах образовательного процесса.

- Продолжить работу по методическому, организационному, информационному сопровождению реализации федеральных государственных образовательных стандартов в МБОУ СОШ №6 города Конаково

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей и повышению уровня образования - это необычайно благородная и благодарная роль.

Система организации внедрения ФГОС в нашей школе дает положительные результаты. Мы с коллегами экспериментируем в области, где не может быть детерминированных ответов, а, следовательно, наличие альтернатив и выбор обязательны.

Гипотеза дипломной работы, предполагающая разработку мероприятий по усовершенствованию современного подхода к обучению с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, и как результат повышения эффективности работы каждого педагога  и всего общеобразовательного учреждения в целом подтверждена, соответственно с поставленной целью работы мы справились.

Список используемой литературы

и дополнительных источников

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителей / – М.: Просвещение, 2011. – (стандарты второго поколения).
  2. Бермус А.Г. Методология модернизации образования: опыт осмысления//Теоретический журнал "Credo" NEW. 2008. №1. URL: http://credonew.ru/content/view/679/33/
  3. Битинас Б.П., Кутаева Л.И., Педагогическая диагностика.: Сущность, функции, перспективы. // Педагогика. – №2, 1993
  4. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей// Директор школы. 1995. № 2. с. 56-59.
  5. Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. 2009. - № 4
  6. Букина Н.Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2008. №3. с.3-9.
  7. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.
  8. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  9. Буйлова Л.Н. Оценка результативности деятельности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2003, №3.
  10. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
  11. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей.- Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т, 2006. 339 с.
  12. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.
  13. Горохова Ю. В. Роль учителя в современной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 8-10.
  14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1995.
  15. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.
  16. Зверева В.И. Самоаттестация школы. – М.: Педагогический поиск, 1999.
  17. Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М., Педагогика, 1991.
  18. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
  19. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, №4.
  20. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2004, №12.
  21. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. – 2011. - №10
  22. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.: утв. Распоряжением № 163-р Пр-ва РФ от 7.02.2011 г.
  23.  Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /— М.: ВЛАДОС, 2000.
  24. Молчанов С.Г., Королева Г.В., Кузнецова Л.Е. Порядок проведения аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей (Инструктивное и инструментальное обеспечение). – Челябинск, 2001.
  25. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Ч. 1 / - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  26. Невдахин З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.
  27. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М., 1996.
  28. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  29. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002.
  30. Симонов В.П. Десятибалльная шкала – это более достоверная оценка качества обучения. // Директор школы, 2007, №10.
  31. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.
  32. Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». Киров, 2004.
  33. Торгашев П.Н., Ситар И.В., Бояринцева Н.И. Система контроля и оценки результатов деятельности всех субъектов образовательного процесса // дополнительное образование, 2002, №10.
  34. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32.
  35. Шмелькова Л.В., Блохина Е.В., Митрейкина В.В. Педагогическая диагностика. Понятие, характеристика, инструментарий.
  36. http://минобрнауки.рф/документы/3071
  37. http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-5370
  38. http://www.studfiles.ru/preview/5674604/page:9/
  39. https://infourok.ru/statya-rol-pedagoga-v-sovremennom-obschestve-1350948.html
  40. http://www.bestreferat.ru/files/87/bestreferat-212387.docx
  41. https://videouroki.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технических средств в работе педагога - хореографа

Методическая разработка Медведевой Л.Г. "Использование современных технических средств в работе педагога - хореографа"...

Анкета изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и работой педагога дополнительного образования

Анкета для изучения мнения родителей на тему: "Удовлетворённость работой ДДТ и работой педагога ДО....

Анкета изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и работой педагога дополнительного образования

Анкета для изучения мнения родителей на тему: "Удовлетворённость работой ДДТ и работой педагога ДО....

Современные педагогические технологии в работе педагога дополнительного образования руководителя школьной театральной студии

Статья рассказывает о том, какие современные технологии эффективны при постановке спектакля в школьной театральной студии...