Личностно-ориентированный подход в образовании
статья по физкультуре на тему

Понятие личностно-ориентированного и дефференцированного подхода в системе образования. Характер личностно-ориентированного урока. Различие  между "оценкой" и "отметкой" . Проблема несоответствия между современными потребностями в личностно-ориентированном подходе к физическому воспитанию детей и существующей направленностью обучения на внешнее педагогическое  воздействие на учащихся без соотнесения с внутренними основами их сознания. Практические рекомендации по реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_orienirovannyy_podhod.docx55.73 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальные подходы федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету «Физическая культура». 

Новизна стандарта содержания образования по физической культуре определяется реализацией личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов, разработанных в отечественной педагогике, а также рядом принципов, определяющих основы развития как собственно процесса образования, так и его учебного содержания.

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе предполагает рассматривать физическую культуру не только как средство укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и как явление общечеловеческой культуры, проявляющейся в культуре здоровья, культуре телосложения, культуре движения, как способ жизнедеятельности человека, проявляющийся через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру взаимодействия с людьми. По мере развития мышления, происходящего под воздействием целостного образовательного процесса, физическая культура приобретает для учащихся собственный личностной смысл и направленность, раскрывается в личностно и общественно востребованных качествах и ценностных ориентациях, что позволяет школьникам осознанно определять собственную идентичность, рассматривать себя как элемент исторически сложившегося сообщества, социума, коллектива. Формирующаяся под влиянием изучения предмета физической культуры личностная самоидентификация усиливает мотивацию учащихся на овладение предметным содержанием физической культуры, обуславливает активное использование освоенного содержания в процессе самопознания и последующего самоопределения. Таким образом, овладение содержанием учебного предмета физической культуры государственного стандарта обеспечивает не только всестороннее физическое развитие и физическую подготовленность учащихся, укрепление их здоровья, но и способствует развитию их гуманитарной культуры, содействует активному включению в социальные процессы, в здоровый образ жизни.

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов (проводит психолог или социальный педагог) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика.

Под личностно-ориентированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Личностно-ориентированный подход - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также может оцениваться. При оценивании деятельности обучающихся, ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения в реализации усвоенных знаний и представлений. Оценка является одним из самых мощных путей мотивации детей к изучению предмета. Если убрать этот стимул к хорошему освоению предмета, то сразу катастрофически снизится посещаемость, а также желание детей качественно усваивать материал. Во-вторых, оценка является как бы связующим звеном в отношениях между детьми, учителями и родителями. В-третьих, отметка является еще и организующим звеном для детей. Не хочешь получить плохую отметку – не пропускай уроки, не забывай спортивную форму, старайся на уроках и тогда добьешься желаемого. Как же без отметки ученик сможет оценить, стал ли он лучше?

Оценка и отметка. Прежде чем мы выясним, почему есть такая тенденция в оценивании, давайте четко определим, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное (цифровое) выражение оценки. «Пятерки», «семерки», «тройки», «десятки»– это все отметки. Оценка же может быть самой различной.

Словесная оценка. Это самая распространенная оценка. Вы похвалили ученика за хорошее выполнение упражнения, помощь учителю. Вы пожурили рассеянного ученика за невнимательность. Вы не поставили за это никакой отметки, но вы его оценили.

Знак внимания. Да, это тоже вид оценки. Вы жестом похвалили игрока за хорошо выполненное действие, улыбнулись, погрозили пальцем. Этим вы тоже не оставили без внимания деятельность ученика.

Анализ. В короткой беседе с учеником вы подчеркиваете его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываете на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше. Как ни странно, но дети очень любят, когда их успехи сравнивают с другими. С одноклассниками, братом или сестрой, учениками других классов, выпускниками. Порой этот вид оценки детям наиболее важен.

Ну и, наконец, отметка. Это то количество баллов, которое получил ученик за свое упражнение, работу на уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнет от всяких мыслей. Как видите, это тоже всего лишь вид оценивания, но какой сильный! Экспертная оценка Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используем этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке.

В работе необходимо оценивать высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах.

Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями.

Урок приобретает личностно-ориентированный характер при наличии следующих признаков:

  1. В деятельность на уроке вовлекаются не только память, внимание, мышление ученика, но и его личностные структуры: мотивация, Я-концепция, направленность, рефлексия и т.д.
  2. Изменение отношений учителя и ученика, которые приобретают характер субъектно-субъектного взаимодействия.
  3. Отбор учебного материала осуществлять не только в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и учебной программы, но и пожеланиями ученика, с использованием инвариативной и вариативной составляющих.
  4. Наполняемость каждого этапа урока новым содержанием:
  • Осуществление учеником субъективного целеполагания;
  • Обеспечение мотивации и самомотивации каждого этапа занятия;
  • Предоставление ученику права выбора;
  • Приобретение учеником опыта творческой деятельности;
  • Формирование отношений к себе, к другим людям, изучаемому материалу, природным и социальным явлениям;
  • Участие ученика в определении результатов собственной деятельности.
  1. Системный анализ личностно-ориентированного урока – гуманитарная экспертиза.

В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами являются образование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения.

Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностно-ориентированного образования - найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического взаимодействия с людьми, культурой, цивилизацией.

Физическая культура сознания может быть воспитана, если учителю удается поставить цель для каждого урока, ориентирующую и учителя, и учеников на создание условий для востребования деятельности личностных структур сознания. Воспитание физической культуры сознания детей мы будем понимать как реализацию личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании.

Таким образом, проблема состоит в несоответствии между современными потребностями в личностно-ориентированном подходе к физическому воспитанию детей и существующей направленностью обучения на внешнее педагогическое воздействие на учащихся без соотнесения с внутренними основами их сознания.

наличие следующих противоречий:

- между потребностью развития физической культуры сознания детей и направленностью используемых в практике технологий физического воспитания на ценность внешних способов формирования физических качеств ;

- между востребованностью смысло-творческой основы самоорганизации физической культуры сознания детей и отсутствием педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личностных структур их сознания, в частности, личностной структуры мотивирования;

- между необходимостью реализации права выбора каждым учеником собственного пути развития физической культуры сознания и отсутствием альтернатив для принятия им решений.

Развитие физической культуры сознания детей младшего школьного возраста будет эффективным, если: реализовано субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика; внедрена технология педагогической поддержки самоорганизации физической культуры сознания; обеспечена положительная мотивация развития физической культуры сознания; активизировано развитие самосознания как фактора развития самоорганизации личности; использованы новые средства физического воспитания и обеспечен выбор каждым учеником своего содержания занятий.

Выявлено, что образовательный процесс обладающий свойствами личностно-ориентированного обучения, улучшает уровень физической подготовленности учащихся, создает психологически комфортные условия обучения и активизирует развитие самосознания личности школьника при условии, что: в качестве главной цели педагогического процесса выступает развитие уникальности и неповторимости личности ребенка; учитель имеет навыки субъект-субъектного опыта общения с учащимися в учебной деятельности на уроках физической культуры; для обеспечения эффективного образовательного процесса расширена свобода выбора учащихся, использована конкретная структура личностно-ориентированного урока.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В процессе личностно-ориентированного обучения преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка: личностные, познавательные, физиологические. Активно воздействуя на познавательные способности ребенка, педагог способствует повышению качества обучения и сокращению его сроков. Личностно-ориентированный характер обучения, в отличие от традиционных форм, в большей степени отвечает требованиям физического воспитания школьников.

2. В учебном процессе в содержание занятия следует вводить упражнения и игры, направленные на развитие внимания, памяти и двигательных способностей. Это позволит повысить мотивацию детей к обучению, а также будет способствовать общему познавательному развитию.

3. В процессе личностно-ориентированного обучения следует применять различные совместные формы деятельности учащихся в подгруппах и в парах, с исправлениями ошибок самими детьми под наблюдением педагога, широко используя взаимопомощь детей. Применение данных форм обучения позволяет развивать навыки межличностного общения, способствует снижению уровня тревожности, вырабатывает умения по нахождению и анализу собственных ошибок.

4. Для создания положительного эмоционального фона на занятиях следует, как можно шире использовать специфические методы, в частности, игровой метод обучения. Данный метод приобретает большое значение для воспитания чувства коллективизма, активности, инициативности, настойчивости, смелости, выдержки и сознательной дисциплинированности.

5. Для создания психологически комфортных условий на занятиях следует использовать приемы, методы и техники педагогической поддержки. Они включают в себя релаксацию с использованием функциональной музыки (подготовка тела и психики к учебной деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения) и концентрацию (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях).

6. В процессе занятий рекомендуется широко использовать нестандартное оборудование. Весь используемый инвентарь должен быть ярких, красочных цветов, разных размеров и объемов. Все это способствует повышению активности и приливу позитивных эмоций на занятиях.

Содержание процесса формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся

Image546.jpg (27635 bytes)

Формирование двигательного умения и двигательного навыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.

Эта статья-разработка для учителей русского языка....

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Личностно - ориентированные технологии в географическом образовании.

Личностно - ориентированное обучение - приоритетное в современном образовании. Немного из моего опыта....

Личностно-ориентированное развивающее обучение – основа образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системыличность обучаемого.Учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной си...