Использование специальных средств физического воспитания для борьбы с излишним весом учащихся среднего школьного возраста.
статья по физкультуре (5, 6 класс) на тему

Маргарян Каринэ Геворговна

В данной статье вы найдете информацию о борьбе с излишним весом. Здесь, вы найдете примерный комплес физических упражнений, который сможите использовать не только на уроках физической культуры но и в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование специальных средств физического воспитания для борьбы с излишним весом учащихся среднего школьного возраста.

Учитель физической культуры

МБУ СОШ №91 г.о. Тольятти

Маргарян Каринэ Геворговна

Актуальность темы определяется тем, что по данным ВОЗ, сейчас в мире насчитывается более 1 миллиарда взрослых с излишним весом и около 300 миллионов с явным клиническим ожирением. Но самое страшное, что темпы развития ожирения у детей еще выше. В наше время в мире более 17,6 миллионов детей с избыточным весом, которым не исполнилось еще и пяти лет. Во многих странах число детей и подростков с ожирением за последние 20-30 лет удвоилось, а иногда даже утроилось. А это значит, что здоровье у подрастающего поколения будет хуже, болеть они начнут раньше, а жить будут меньше.

Ожирением считается превышение нормального веса, вызванное чрезмерным отложением жира. Нормальный, или оптимальный (идеальный), вес тела – это вес, который, согласно медицинским, статистически проверенным данным, с учетом особенностей скелета и мускулатуры наиболее благоприятен для человека определенного возраста и пола.

Проблема борьбы с ожирением заключается не в том, чтобы однажды резко похудеть, а в том, чтобы, сбросив вес, сохранить результат. В этом взрослым и детям помогают физическая культура и спорт. Не следует забывать, что только систематические занятия ими, способствуют снижению веса.

При целесообразном подборе средств и методов физического воспитания возможно повысить оздоровительный эффект физической культуры и помочь избежать проблем с ухудшением здоровья.

Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок составляет важную задачу при организации практической деятельности подростков [7].

Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hypo - приставка, которая используется в смысле "под" и которая указывает на понижение против нормы, и dinamus - сила, подвижность), т.е. недостаточной подвижностью.

  Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают внимание на эту сторону работы.

Проблема избыточного веса у детей с каждым годом углубляется, приобретая катастрофические размеры в развитых странах во всём мире! Полнота и ожирение вызывают у ребенка множество проблем. Помимо того, что детское ожирение угрожает усилиться с возрастом, оно является основной причиной детской гипертонии, связано с диабетом II степени, увеличивает риск развития коронарной болезни сердца, способствует увеличению давления на суставы, несущие весовую нагрузку, понижает самооценку и влияет на взаимоотношения с ровесниками. По мнению некоторых экспертов, наиболее серьезными последствиями ожирения являются именно социальные и психологические проблемы[7]!

Запас жировой ткани есть уже у новорожденных. Организму он необходим, поскольку интенсивность обмена веществ у ребенка первого года жизни очень высока: за год ему нужно увеличить массу тела в три-четыре раза. Для этого и нужен избыток энергии, а ее главным поставщиком являются жирные кислоты. В принципе, свойства растущего организма сами по себе препятствуют накоплению избыточной массы тела, ведь ребенок находится в постоянном движении. Но все дети разные.

У ожирения детей есть свои особенности – максимально лишние килограммы набираются в промежутке от 7 до 10 лет, и жировые отложения больше всего проявляются на нижней половине тела – бедрах, ягодицах, и они уже, к сожалению, не исчезнут никогда. Только интенсивные процедуры физиотерапии и массаж способны уменьшить объем проблемных областей.

При сбалансированном питании "приход" энергии с пищей равен "расходу". Если этого не происходит, надо для начала провести медицинское обследование, чтобы выяснить причину лишних килограммов.

Родители должны больше говорить со своими детьми, разделять их трудности и переживания. Они же первыми должны показывать пример здорового образа жизни, отказавшись как от курения и алкоголя, так и от гамбургеров и шоколадных батончиков, приветствуя потребление овощей, фруктов и постного мяса, и давая тем самым своим детям шанс на будущее быть совершенно здоровыми. Ребенок должен твердо знать, что, несмотря на имеющиеся у него проблемы, он – неповторимая личность, которой так же доступно умственное и физическое развитие и которой по плечу любые достижения.

Методы лечения лишнего веса у детей совершенно такие же, как у взрослых. Конечно, первый пункт в лечении лишнего веса у детей – соблюдение диеты и рационального питания. Ведь основная причина ожирения – потребление большего, чем нужно, количества калорий. И тут все зависит не от самого ребенка, а от взрослых, которые его окружают, заботятся о нем и кормят его. Поэтому начинать изменения в питании придется, прежде всего, с рациона всей семьи.

Ставьте красочную пищу на стол: зеленые и желтые овощи, фрукты различных цветов, хлеб коричневого цвета (из цельного зерна). Ограничьте продукты белого цвета, это углеводы такие как: рис, макароны, белый хлеб и сахар, десерты. Введите замечательную традицию принимать пищу в кругу семьи, в это время делитесь новостями или рассказывайте интересные истории из жизни. Это лучше, чем рестораны быстрого питания, основная продукция в которых - жирная пища с высоким содержанием холестерина.

Не давайте детям есть перед телевизором или компьютером, это способствует бессмысленному жеванию. И никогда не используйте пищу как награду или наказание. Вес неизбежно набирают дети, ведущие сидячий образ жизни, потому что они не жгут калории посредством физической деятельности. Такие занятия как просмотр телевизора или компьютерные игры в свободное время только усугубляют проблему.

А спорт поможет не только в лечения лишнего веса у детей, но и сформирует сильные кости и мышцы, и укрепит нервную систему. Привычная физическая активность поможет и в подростковом возрасте поддерживать здоровый вес, несмотря на гормональные изменения, быстрый рост и социальные влияния, которые часто приводят к избыточному потреблению пищи. Поэтому заставляйте ребенка побольше двигаться, выбрав занятие по душе – обычные прогулки, велосипед, прыжки через скакалку помогут активно сжигать калории[10].

Прежде всего, следует помнить, что существуют упражнения, не подходящие для детей, страдающих ожирением, например прыжки с приземлением, которые могут вызвать травму нижних конечностей. Продолжительные прогулки с точки зрения затрат энергии малоэффективны и к тому же утомительны (большинство тучных людей страдают плоскостопием, многие – различными деформациями суставов), как и продолжительный бег. Гораздо лучше подойдет бег с отдыхом, так как во время пауз можно успокоить дыхание и пульс.

К подходящим физическим упражнениям относится плавание (только следует избегать слишком холодной воды, так как холод способствует образованию подкожного жира и нужно плавать достаточно интенсивно, поскольку жир приподнимает тело и тучный человек затрачивает меньше энергии, чем худощавый). Полезны и некоторые подвижные игры. Они увлекательны, но здесь существует опасность получения травмы, поэтому надо выбирать игры с четкими правилами[19].

Наиболее благоприятная форма физкультурных занятий для тучных детей – выполнение гимнастических упражнений под музыку, когда преподаватель наблюдает за всей группой и может проследить, чтобы дети не уставали. Кто слишком утомится, может отдохнуть, не задерживая других, а потом продолжить занятия.

Упражнения, нагружающие все группы мышц, выполняются легко и в быстром темпе (но, ни в коем случае не силовые упражнения!). В результате снижается содержание жиров в организме, формируются правильная осанка и правильное дыхание. Содержание жиров в крови снижается благодаря выполнению упражнений на выносливость[7].

Гимнастические упражнения под музыку можно с успехом выполнять и дома: самое главное – они должны быть регулярными[18,19].

Комплексы упражнений.

Данные комплексы включают упражнения без предметов. Темп и продолжительность занятий обусловлены временем и количеством повторений. Указанное количество повторений для каждого упражнения – это средняя величина, которую можно менять исходя из реальных возможностей. Каждое упражнение следует повторять до легкого утомления. Поэтому, пока идет его освоение, заниматься надо в умеренном темпе и делать меньше повторений. Когда упражнение освоено, увеличиваются темп и количество повторений.

Заниматься нужно всегда в проветриваемом помещении. Хорошо, если есть возможность, занимаясь, смотреть в зеркало, чтобы контролировать ход выполнения и осанку[13].

После выполнения каждого упражнения, при котором ребенок испытывает сильное напряжение, нужно расслабить мышцы рук или ног легким встряхиванием. Мышцы полностью расслабляются, когда он лежит на боку; руку, находящуюся внизу, надо положить под голову, другой опереться перед собой о пол, ноги согнуть (нижнюю меньше, верхнюю больше), при этом полностью расслабить все мышцы и спокойно дышать[11,12].

Комплекс упражнений можно выполнять несколько дней подряд, потом перейти к следующему, постепенно чередуя упражнения. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый комплекс содержал упражнения для всех групп мышц. Их нужно повторять 10–15 раз в зависимости от физической подготовленности и индивидуальных способностей детей[18,19].

Проблема борьбы с ожирением заключается не в том, чтобы однажды резко похудеть, а в том, чтобы, сбросив вес, сохранить результат. В этом взрослым и детям помогают физическая культура и спорт. Не следует забывать, что только систематические занятия ими, способствуют снижению веса.

Анализ литературных источников и изучение опыта специалистов позволили подобрать упражнения для снижения веса учащихся среднего школьного возраста.  Из выбранных упражнений было составлено два комплекса упражнений. Первый комплекс гимнастики для среднего школьного возраста страдающих ожирением выполняется в течение двух недель. Людям с большим лишним весом нельзя сразу давать большую нагрузку, поэтому ко второму комплексу гимнастики для среднего школьного возраста страдающих ожирением переходим постепенно, добавляя по одному упражнению. Только через месяц, если все в порядке, начинаете увеличивать количество подходов. Делать эту гимнастику для среднего школьного возраста страдающих ожирением надо регулярно, у вас это не займет много времени, но польза будет несомненная, не заметите, как настанет пора менять гардероб.

Упражнения выполняют как без отягощений, так и, по мере тренированности, с отягощением.

Гимнастика для детей страдающих ожирением: ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС

1) Упражнения с поворотами головы:

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выдох – опустите голову на грудь, вдох – потянитесь подбородком вверх. Повторять 5-6 раз. Делаем движения плавно, не допуская головокружения.

Вдох – поверните голову направо и потянитесь подбородком к потолку, выдох – И.П. То же самое – в левую сторону. Повторить 5-6 раз.

Сделайте полукруг головой, когда подбородок движется от одного плеча к другому. Голову как бы свободно “бросили”, но назад не запрокидывайте. Повтор 5-6 раз.

2) Упражнение для рук:

И.П. стоя, ноги врозь, руки поднимите к голове. Вдох – отведите локти назад, сведите лопатки. Выдох – И.П. Повтор 5-6 раз.

3) Упражнение повороты:

И.П. стоя. Выдох – руки на талии, поворот вправо, таз остается на месте. Вдох – возврат в И.П. Повторить в левую сторону. Сделайте упражнение 6-8 раз.

4) Упражнение наклоны:

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно. Выдох – наклон вправо, руки скользят по бокам. Вдох – возврат в И.П. Так же наклон влево. Повтор 8-10 раз.

И.П. стоя, ноги широко расставлены, руки за спиной. Вдох – наклон вперед. Выдох – наклон назад. Голову не запрокидывать, смотреть вперед. Повтор 4-6 раз.

5) Упражнения круговые движения:

И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделайте круговые движения туловищем с амплитудой, которая для вас максимально возможна. Повтор по 4 раза в каждую сторону.

И.П. стоя, ноги широко расставьте, руки сомкните в замок и поднимите вверх. Выполняйте круговые движения тазом по 4 раза в каждую сторону.

6) Упражнения на полу:

И.П. сидя на полу, руками упираемся сзади. Двигаем стопами ног вверх-вниз в течение 1-2 минут.

И.П. лежа, руки под тазом. Имитируем езду на велосипеде. Продолжительность 30 секунд.

7) Отдых: Стоя, руки поднимите вверх – вдох, выдох – одновременно в наклоном. Повтор 2-3 раза.

Гимнастика для среднего школьного возраста: ВТОРОЙ КОМПЛЕКС

Сначала проделайте полностью весь первый комплекс гимнастики для детей страдающих ожирением.

1) Упражнение для ног:

И.П. сидя на полу, руки упираем сзади. Сгибаем ноги в коленях поочередно, стопа скользит по полу. Повтор – по 8 раз каждой ногой.

И.П. то же, ноги согните в коленях. Поочередно поворачивайте колени вместе то в одну, то в другую сторону. Повтор – 8-10 раз.

2) Упражнение на растяжку:

И.П. лежа на спине. Вдох – руки вверх, выдох – руки вниз. Подтянитесь за руками, представляя, что вы как бы растягиваете себя за руки и за ноги. Повтор 4-5 раз.

3) Упражнение подъем таза:

И.П. лежа на полу, ноги согнуты в коленях. Вдох – поднимите таз, выдох – опустите. Делайте сначала упражнение, как сможете, постепенно амплитуда возрастет. Повтор 5-6 раз.

Гимнастика для тучных – прекрасная возможность сбросить лишний ненавистный жир. Питайтесь правильно, делайте гимнастику и вес уйдет навсегда и вместе с ним “букет” болезней.

Анализ литературных источников и изучение опыта специалистов по физической культуре, выполнение практической части работы позволили сделать следующие заключения.

Воздействие физических упражнений на организм детей и взрослых оценивается по степени потери веса и по улучшению функционального состояния и двигательной подготовленности. Если в доме нет напольных весов, то снижение веса можно установить косвенно с помощью сантиметровой ленты. Для этого измеряется объем талии и бедер перед началом курса занятий, затем эти измерения повторяют через месяц, два, три. Уменьшение объема талии и бедер в динамике регулярных занятий свидетельствует об уменьшении веса. Для объективной оценки происходящих изменений желательно первичные данные и результаты текущего контроля записывать в дневник.


Литература

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст]: учебное пособие/ В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 1988.с. – 46.

2. Бальсевич, В.К. Физическая культура [Текст]: молодежь и современность. / Лубышева Л.И. Теория и практика физической культуры, 1995, № 4.

3. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Бальсевич, В.К. Физическая культура [Текст]: воспитание, образование, тренировка. 1996, №1, с. 24 —25.

4.Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся. В. И. Харитонов, М. В., Бажанова, А. П., Исаев, Н. З., Мишаров, С. И. Кубицкий; [Текст]: -  Челябинск-1999 г.,  (стр. 10-15, 17-23, 26-30, 32-33, 41-46, 116-129)

5. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: - Учеб. пос. — М.: Академия, 2001.- 352 с.

6.  Данько, Ю. М., Здоровое тело, [Текст]: - 1974

7. Журавлёва, И.В. Здоровье подростков [Текст]: - социологический анализ. — М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 2002. — 240 с.

8. Е.Я.Безносиков [и др.] Здоровье [Текст]: - Популярная энциклопедия, под ред. – Мн., 1990г.

9. Комков, А.Г., Антипова, Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физ. культуры [Текст]: -  2003, № 3, с. 5 — 8.

10. Лях, В. И., Мейксон ,Г. Б., Кофман, Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков. // Физическая культура [Текст]:- воспитание, образование, тренировка . –1996. -№1. –С. 5-10.

11. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи.[Текст]: -  Методическое пособие. – Челябинск. ДЦНТИ, 1994. –40 с. Харитонов.

12. Лубышева, Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Лубышева, Л.И. Теория и практика физ. культуры [Текст]: - 1996, №1, с. 9 — 11.

13. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью// Лубышева, Л.И. Теория и практика физ. культуры [Текст]:- 1997, №6, с. 11 —15.

14. Регулян, В.Ф., Путь к силе, красоте и грации [Текст]:- Душанбе, 1990г..

15. Мишаров, А. З., Камалетдинов, В. Г., Харитонов, В. И., Кубицкий, С. И.Физическая культура и валеология в жизни детей [Текст]:-  основы знаний умений и навыков  г. Челябинск-1998, (стр. 46-49, 69-78).

16. Харитонов, В.И., Бажанова, М.В., Исаев, А.П. [и др.] Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся [Текст]:- Под общ. ред. А.П. Исаева. Челябинск, 1999, с. 151 - 158.

17. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. [Текст]: – М.:  «Академия», 2004.

 18. ., Жук,В.А., Мартыненко, И. П.Эффективная методика двигательной подготовки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников [Текст]: - Омск: ОГПИ, 1989. –С.13.

19. Энциклопедия физической подготовки, Е.Н.Захаров, А.В.Коросев,

А.А.Сафонов под ред. А.В.Карасева - М, 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий спортивными играми на уроках физической культуры

работработа имеет практическое значение для  учителей физической культуры, так как в процессе эксперимента мы выясним, что применение упражнений из предложенного комплекса качественно повысят уро...

особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного возраста

выступление на родительском собрании в 7 классе...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"

Выпускная квалификационная работа на тему: " Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"...

Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.

     Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы физического воспитания, которая направлена на формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый о...

Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"

В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...

Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты

Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...